Счастье

Римма Ромашич
Что означает быть счастливым?
Это быть всецело удовлетворённым, то есть довольным.
Положив руку на сердце, разве это возможно?
Разве может человек быть всегда и всем довольным?  Более того, если быть всё время довольным, то откуда узнаешь, что доволен? Например, невозможно оценить сытость, не зная голода, невозможно понять радость, не познав печали и так далее. Всё познаётся в сравнении. Так и счастье познаётся через несчастье, а осознав несчастье, начинаешь понимать насколько  хрупким является счастье, а значит, осознание счастья тут же рождает страх потерять это счастье,  что сразу делает несчастным даже счастливого, поскольку не даёт забыть угрозу потерять всё.

Отсюда вывод, что страх потери не позволяет человеку быть счастливым, то есть уверенным в сохранение своего благополучия. Следовательно, пока существует риск потерять то, что дорого человеку, существует и страх, а страх это мучение, а мучение делает несчастным. Проще говоря, пока существует хоть малейшая угроза потери, быть счастливым невозможно. А такая угроза существует до самой смерти, а значит, пока человек живёт на земле, стать полностью счастливым не реально.

Конечно, можно придумать себе иллюзию счастья, то есть поверить в свою неуязвимость или начать получать удовольствие от всего, в том числе,  и от несчастья. Тогда бояться будет ничего, потому что всё, что произойдёт, будет счастьем. Но это состояние называется  сумасшествием. И действительно, полностью счастливым можно быть только в сумасшедшем доме, то есть утратив чувство реальности и всякий страх.

Печально, но факт,  зачастую человека делает счастливым ложь. Или то, что вызывает иллюзии, изменяя сознание. От хорошо поставленного обмана до средств одурманивающих рассудок, таких как алкоголь или наркотики. Ложь и дурман притупляют страх, и вот, один из рецептов счастья готов. Тогда из всех существующих в мире страхов останется только один — потерять доступ к психотропным средствам.

Кстати, единственная причина трудности излечения алкоголиков, наркоманов или фанатиков состоит в том, что у человека хотят забрать то, что делает его счастливым. Даже если человек понимает, насколько пагубна его зависимость или насколько разрушительна его слепая вера, он все равно сопротивляется трезвости и здравому смыслу, потому что боится правды больше, чем вреда или смерти.

А правда неутешительна для человека морально слабого и падкого на соблазны. Правда не даёт и не даст утешения без надежды на Высшую Справедливость и абсолютную власть Сущего Творца. А чтобы уверовать в Создателя всем своим существом, нужно суметь отрешиться от этого тленного мира, а значит, научиться разоблачать обманы этого мира и не принимать за ценности то, что подлежит тлению.

Что же нетленно в этом тленном мире? Тут и начинается настоящий поиск Творца. Кто действительно захочет отыскать Бога, тот Его найдёт внутри себя и своей совести, а не в образах святых, и не в ритуальных обрядах, и уж тем более, не на иконах или в храмах. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк17:21). Но если человек растоптал свою честь и уничтожил свою совесть, то вместе уничтожил и всякий шанс отыскать Бога. Никакие религиозные чувства или мистические ощущения не помогут обрести Бога тем, кто продал свою душу за обман стать счастливым без правды, справедливости и морали.

Всё тленное и переходящее не может дать человеку утешения и счастья. Более того осознание конечности всего и вся постепенно делает человека глубоко несчастным или глупым, поскольку, жизнь в постоянном страхе потерять всё, неизбежно разрушает душу и разум. Свербит и точит изнутри каждого, кто пытается обманом заглушить своё отчаянье от конечности мира.

Ничего не останется, всё разрушится. Это факт, устоять перед которым может только тот, чья совесть окажется чиста. Но как не замарать совесть в этом ужасном мире? Не замарать нельзя, но можно очистить внутренним глубоким и честным раскаянием, после чего повторить прошлые грехи уже будет невозможно. Именно невозможно, кто действительно хоть раз в чем-нибудь искренне раскаялся, тот знает, что уже никогда не повторит того, в чем раскаялся. А все эти разговоры, что жизнь может заставить сделать то, чего не хочешь делать, так это лживые оправдания, чтобы дать себе шанс постоянно грешить и постоянно отмазаться в глазах окружающих. 

Человека невозможно заставить сделать то, чему он категорически противостоит. Даже пытки не в силах сломить того, кто убеждён в своей правоте.  Человек только тогда делает то, чего не хочет, когда попадает в зависимость от собственных страстей.  Но и эти вопросы решаемы при разумном подходе. Не может с собой справиться только сумасшедший, а это уже не диагноз, а приговор.

Часто счастье ассоциируют с любовью, а любовь причиняют к привязанность к другим людям, страх потерять которых во много раз превышает страх потерять свою жизнь. Беззаветная любовь к кому-либо делает несчастней, а не счастливей. Только любовь к Богу учит правильно любить других людей. Можно сказать, только любовь по заветам, по заповедям учит настоящей разумной и благочестивой любви к другим людям, начиная от родных до врагов.

Потому что даже любовь к врагам это не чувства, а правильные действия, чтобы не позволять врагам бесчинствовать для их же блага. Для того и существует правосудие, а когда правосудие не в силах справиться, приходит другая сила -- война. Тогда уже всё решается не в суде, а в бою.  К сожалению, даже войны выигрываются не всегда в пользу справедливости. Впрочем, и в суде не всегда торжествует правда. Но это не повод опускать руки, Потребность обличать ложь это главная потребность человека. Поиск правды это то, чему учит Бог и чего добивается совесть. а значит, больший спрос всегда будет с себя, чем с других. Иначе врагов не одолеть ни в себе, ни в других.

Про любовь уже много сказано, но каждому, хоть немного думающему человеку, очевидно, что «то», что современное общество называет любовью, чаще всего не имеет никакого отношения к той истинной любви, о которой говорит Бог. Любовь, о которой говорит Бог Библии, это осмысленное добровольное сохранение совести и чести, а не похотливая страсть, делающая человека рабом собственных низменных желаний. Слово «любовь» настолько заездили и затаскали, что под этим словом каждый может подразумевать всё, что угодно, вплоть до самого низменного пристрастия. И никого это не смутит. В современном контексте, любовь рассматривается как мистическая зависимость или слепое обожание кого-нибудь или чего-нибудь. Будь то любовь к людям или любовь к вещам, к природе, к профессии или даже к пороку.

На самом деле, любовь не делает зла и никогда не делает греха. Любовь это добровольное соблюдение заповедей, о чем и говорит Бог в Библии. И конечно же, человек может ошибаться, когда искренне заблуждается, поэтому Бог и прощает грешников. Но Бог не прощает тех, кто намеренно грешит, и ещё к тому же оправдывает свои грехи любовью.

Куда не глянь, кругом рабы «любви», и все друг друга любят, защищают и оправдывают. И никто не виноват, это же «любовь» во всём виновата. Ведь слово «любовь» звучит настолько «одухотворённо», что этим словом можно заткнуть любую правду и провозгласить любую ложь. И вот,  ещё один рецепт счастья почти готов, говори всем, что всё делаешь по-любви и ты оправдан! Вот, только бы не мешали те, кто не верит в такую безмозглую любовь и считает её одним из самых злых и разрушительных самообманов. 

Обманом и ложью счастье себе не обеспечишь, как и не построишь своего счастья на чужом несчастье. Хотя для людей, потерявших совесть, нет никаких норм, ограничивающих в погоне за ощущениями и чувством собственной безнаказанности. Особенно стало модным любить себя. Теперь все «учатся» себя любить, себя холить, себя поощрять и удовлетворять все свои «хотелки». А как же иначе, ведь Бог сказал, что любовь к ближнему начинается с любви к себе, и понеслось. Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. Бессовестному человеку разве что-то докажешь? И в самом деле, нет печальнее того, когда человек не понимает, насколько он низок, что выставляет свои пороки, как достоинства. Воистину, это самое страшное, что может случиться с человеком.

Мечтать о неком постоянном счастье на нашей грешной земле, где властвует смерть, болезни, страдания, унижения, несправедливость, пороки, злоба, зависть, предательство, горе, а мир утопает во лжи, это настолько наивно и безнадёжно, что и говорить страшно. Разве только смерть может быть таким счастьем, если душа упокоится с миром, а если нет? Если после смерти будет ещё хуже? К тому же большинству народа на земле, Бог предрекает страшный конец, а вместо вечного покоя — вечные муки. Как с этим быть? Плюнуть и забыть? А совесть? Ведь она источник всех несчастий и мук, потому что не даёт человеку стереть и забыть правду. А если избавиться от совести? Тогда муки совести исчезнут вместе с правдой. Но одновременно это сделает душу лживой, бесчеловечной и всегда ненасытной. Потому что насытиться человек может только правдой, а если правда для него становится неугодной, то ему уже никогда не удастся насыться, чтобы он не делал. Нет хуже состояния, чем жаждать, постоянно пить и никогда не напиться.

Всё тленно в этом мире, кроме правды и истины. В этом и есть счастье на земле, чтобы искать истину и найти. Истину нельзя потерять, она делает свободным от страха тления, насыщает подлинной любовью,  вдохновляет к жизни, даёт надежду и поселяет веру.

«Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин4-14).