Старая пекарня в Старом городе Будва

Софья Малиновская
В старую пекарню в Старой Будве заходят разные по старости люди. Это и студенты, и пожилые дамы из Европы, люди среднего возраста из разных уголков мира. Веселые пары и одинокие весельчаки.
Их всех притягивает аромат свежей выпечки и, связанные с хлебом ассоциации детства, когда тёплый мамин или бабушкин пирожок с капустой,картошкой,яблоками или вишней - необыкновенное лакомство, наивысшее блаженство вкуса, возносил тебя на седьмое и даже девятое небо удовольствия и радости.

Вот уже месяц, как я каждое утро прихожу в пекарню, одеваю белоснежную рубашку с логотипом и начинаю носить со второго этажа подносы с выпечкой,украшаю круассаны шоколадной струйкой  и сахарной пудрой, а штрудель с маком и орехами заворачиваю в пленку.
Привлекательным образом раскладываю выпечку в витринах, добиваясь эффекта и вызывая немедленное желание у прохожего, заглянувшего через окно и почувствовавшего аромат свежего хлеба,войти и попробовать.
 О, да! Пекари - подлинные ловцы душ!
Есть старушки из Европы, словно сошедшие с картин старых мастеров Возрождения: очень тихие, с милыми кроткими улыбками и такими же кроткими движениями. Голос их тих, словно кошачье мурлыканье, а лицо выражает такое миролюбие и покой, что хочется заснуть сию же минуту и видеть сны под их воркующие голоса.
Весь облик их подчеркивает патриархальность и привычку неспешно думать. Они владеют искусством паузы и разговора без слов.
Всегда скромно,но очень продуманно одеты, волосы убраны или в пучок или коротко стрижены. И непременно с сединой или вовсе седые, сверкающие серебряными головами на солнце.
Когда они входят в пекарню, заслонив собою просвет двери, становится особенно радостно, словно что—то сказочное вот-вот должно произойти с их появлением.
Они рассматривают буреки с сыром и мясом, внимательно изучают плоскую Панцероту (булку с начинкой как в пицце)и всегда, плавно перемещая тело к витрине со сладким, останавливают свой взгляд на круассанах с ванилью или с шоколадом и кремом. Они не спрашивают, как другие: -Это местный специалитет?!
Они просто доверяют своим глазам, в которых в этот момент отражается восхищение и легкая грустинка, одновременно.
О, конечно, так выглядели круассаны их детства.
Мама, папа или бабушка приносили коробочку домой и сразу по всему дому разносился чудесный, сливочно—шоколадный и ванильный запах, который порхал за тобою из комнаты в комнату, становился сильнее на кухне и в гостиной и едва был ощутим  на втором этаже в детской.
Этот запах всегда предшествовал празднику, вел его за собой.
А может, и сам был праздником?! С этого момента все в доме приходило в невероятное оживление и суету.
Откуда-то выносили дополнительные стулья и табуреты, сдвигали столы, взмывали парусами белые скатерти и, словно по команде, выстраивалась в ряд посуда,как марширующие строем солдаты на плацу.
Это было настоящее представление!
Действие длилось до первого боя часов. Мгновенно все успокаивалось и, как бы, замедлялось под указующим перстом часовой решительной и строгой стрелки.
 Женщины в вечерних платьях плавно входили и рассаживались за столом, чередуясь с мужчинами в чёрных фраках, выправкой напоминавших оловянных солдатиков.
Это могло сойти за старую сказку, но гости были реальными и круассаны также не были обманом.
Начинался ужин и разговоры, улыбки и ухаживания. Под столом обязательно прятался кто-то из детей, представляя себя в пещере, где ноги сидящих воспринимались знаменитыми Соломоновыми столбами в пустыне Тимна, величественными и незыблемыми.
Звучала музыка, стучали приборы, звякали бокалы, голоса журчали в общем аккорде звуков.
Начинались танцы и Соломоновы столбы редели.
Дети вылезали из подстольного мира, как персонажи из только что родившейся сказки, конец которой наступит одновременно с завершением праздника и детства.
Муштерия— так зовут местные черногорцы туристов.
 Муштерия, в лице пожилых дам, выходит из пекарни, унося с собою круассаны маленького счастья, ароматы далеких воспоминаний и возвращая меня к роли услужливого продавца домашней выпечки в Старом городе Будва.

Сентябрь,2022