Музыка Геннадия Гладкова и Григория Гладкова

Александр Бельский Город Орёл
                29.09.2022

«Музыка Г. Гладкова». Два разных композитора-однофамильца и их песни из советских мультфильмов.

Этих композиторов объединяет ещё и то, что у них орловские корни. 


Геннадий Игоревич Гладков и Григорий Васильевич Гладков – советские и российские композиторы-песенники. Они не родственники, появились на свет в разных концах огромной страны, с разницей в 18 лет, различаются по творческому почерку и музыкальному стилю. Судьба одного всецело связана с Москвой, второй долго жил в северной столице – Ленинграде. Есть между ними и кое-что общее, песни обоих советские слушатели разных поколений слышали в советском кино и мультфильмах, и именно для мультипликации каждый из них написал свои самые известные, знаковые произведения. Оба являются членами Союза композиторов и Союза кинематографистов России. «Композитор Г. Гладков» - несведущего человека такое указание авторства может ввести в заблуждение, сегодня предлагаю расставить все точки над i и вспомнить, для каких любимых и известных с детства мультиков музыку написал Геннадий Гладков, а для каких – Григорий.

Слева: Геннадий Игоревич Гладков, справа: Григорий Васильевич Гладков
У каждого из Гладковых обширная композиторская фильмография. В рамках небольшой обзорной статьи представляется возможным вспомнить лишь самые яркие работы авторов.

«Родом из джаза»: о композиторе Геннадии Гладкове.
Геннадий Игоревич происходит из музыкальной семьи, его родной дед был аккомпаниатором легендарной певицы Лидии Руслановой, отец Игорь Иванович играл в оркестре Александра Цфасмана.

«Я родился под звуки джаза»,
- говорил композитор.

Причем в буквальном смысле, Геннадий Гладков рассказывал, что когда он появился на свет, папа устроил небольшой концерт прямо в холле роддома. Дело было в столице нашей родины, Москве в 1935-м году.

Сейчас композитору 87 лет. Заслуженный мэтр отечественной музыки, народный артист России, член Академии «Ника» имеет множество регалий, премий. Его музыка звучит на концертах, в белорусском Минске работает театр мюзикла Геннадия Гладкова, в репертуаре значительное место занимают его композиторские работы.

Джаз оказал существенное влияние на композитора, он признавался в любви к этому жанру, но прославился в другой нише.

Для мальчика, с детства окруженного музыкой, выбор жизненного пути был очевиден. Геннадий Гладков даже в школу пошел не в обычную, а в специализированную, с музыкальным уклоном. Было это в непростые для страны времена, в начале Великой Отечественной войны.

Становлению Геннадия Гладкова как кино-композитора способствовал «Шерлок Холмс всея советского кино» - Василий Ливанов. Он предложил Гладкову написать музыку к фильму, который был его дипломной работой, а потом пригласил композитора в мультфильм «Самый, самый, самый». Для обоих это был дебют – у Василия Борисовича – режиссерский, у Геннадия Игоревича – первый опыт работы в мультипликации. Гладкова и Ливанова связывает и мультипликационная дилогия о Карлсоне, где один был композитором, а второй озвучивал главного героя.

Музыка и песни Геннадия Гладкова звучат в легендарных советских фильмах, вошедших в золотой фонд советского кино: «Джентльмены удачи» (1971, реж. А. Серый), «Точка, точка, запятая» (1972, реж. А. Митта), «Двенадцать стульев» (1976, реж. М. Захаров, в гл. роли А. Миронов), «Собака на сене» (1977, реж. Я. Фрид), «Обыкновенное чудо» (1978, реж. М. Захаров). В общей сложности фильмография Геннадия Игоревича насчитывает около полусотни художественных фильмов и примерно 4 десятка мультипликационных. «Самый, самый, самый» вышел в 1966, наиболее свежий мультфильм с музыкой Геннадия Гладкова датирован 2006 годом.

«Бременские музыканты»
Сложно представить себе рожденного в СССР человека, который бы не знал «Бременских музыкантов». В огромном списке работ Геннадия Гладкова мультфильм 1969 года по мотивам сказки братьев Гримм вспоминается первым делом. У «Бременских музыкантов» двое родителей. Мама – режиссер Инесса Ковалевская и папа – «самый детский» поэт-песенник Юрий Энтин, он не только написал стихи, но и подсказал Ковалевской тему и литературный первоисточник для будущего шедевра. Когда она поделилась с поэтом своей задумкой – сделать мультфильм, основанный исключительно на песнях, Энтин тут же предложил: «Про бременских музыкантов». Он же привлек к работе над мультфильмом пару друзей – Геннадия Гладкова и Василия Ливанова, в качестве композитора и соавтора сценария соответственно.

«Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету»,
- эти строки Юрия Энтина под музыку Геннадия Гладкова много лет звучат и с эстрады, и под гитару в компаниях.

В мультфильме эту песню разными голосами поёт Олег Анофриев и Анатолий Горохов, которому принадлежит знаменитое ослиное «е-е».


Талантливый актер и певец Олег Анофриев ярко проявил себя в роли закадрового вокалиста, став основным исполнителем большинства песен в этом фильме. Изначально планировалось пригласить целую плеяду певцов, но по разным причинам не сложилось. Спасла вокальная многогранность Анофриева.

Исполняя от женского лица знаменитые «Бяки-буки» Олег Андреевич отталкивался от образа Фаины Раневской, именно её он представлял в роли Атаманши, если бы речь шла о художественном фильме.


В мультфильме прозвучал и голос автора музыки. В песне «Ой, рано встает охрана», которую исполнял Анофриев, Гладков от имени короля пропел фразу «Большой секрет». Этот факт не был зафиксирован в титрах.


В 1973 году вышло продолжение «По следам бременских музыкантов», режиссером на этот раз выступил Василий Ливанов, вместо Анофриева за трубадура и других персонажей запел Муслим Магомаев.


Голосом короля остался Гладков, спевший «Такую сякую».


«Как львенок и черепаха пели песню»
Олег Анофриев подарил свой голос Львенку и Черепахе, исполнив за них песню «Я на солнышке лежу». Над мультфильмом, вышедшем в 1974 году, работала почти та же компания, что пятью годами ранее над «Бременскими музыкантами». Певец Анофриев, режиссер – Ковалевская, композитор – Геннадий Гладков, а вот поэт был другой – Сергей Козлов, автор литературного первоисточника. Он сам обратился к мультипликаторам с инициативой экранизации своего произведения.


«Голубой щенок»
«Голубой, голубой, не хотим играть с тобой», - строки, которые люди разных поколений помнят с детства. Написал их Юрий Энтин, его интерпретация сказки Дьюлы Урбана стала основой для фильма «Голубой щенок». Музыку должен был писать Давид Тухманов, но его творения не прошли худсовет. Позже из отвергнутой цензурой мелодии получится самостоятельная песня, ставшая огромным хитом – «Как прекрасен этот мир».

Для мультфильма нужен был другой композитор. Энтин, не долго думая, пригласил своего частого соавтора Гладкова. В озвучке фильма задействован звездный актерский состав: Алиса Фрейндлих, Андрей Миронов, Михаил Боярский.

«Ах, зачем я голубой»,
- поёт от лица центрального персонажа Алиса Бруновна.


Хитом стала и «Песня рыбы-пилы», её образ примерил на себя музыкант Александр Градский.


Спустя много лет, будучи наставником шоу «Голос», Градский предложил участникам своей команды сделать номер по мотивам мультфильма и сам поучаствовал в нём, сидя в красном кресле, исполнил свою знаменитую партию.


«Ну, погоди»
Каких только песен и мелодий не звучало в разных сериях «Ну, погоди». Недаром этот мультипликационный сериал прослыл «музыкальной энциклопедией». Как правило, это были уже известные хиты. Уникальной композицией, написанной специально для новогодней серии, отметился авторский тандем Юрия Энтина и Геннадия Гладкова. Песню «Расскажи, Снегурочка» исполняют актеры, озвучивавшие главных героев - «Заяц» Клара Румянова и «Волк» - Анатолий Папанов. Прозвучав с экрана в 1974 году, «праздничный хит» ушел в народ.


«38 попугаев»

«38 попугаев» - веселые истории о взаимоотношениях африканских животных, написанные «Вредным советчиком» Григорием Остером. Мультипликационный сериал режиссера Ивана Уфимцева, основанный на сказке Григория Остера, выходил на экраны на протяжении нескольких десятилетий с большими перерывами, сначала с 1973 по 1976, потом в 1985 и в 1991 годах. Музыку к сериалу, сменяя друг друга, писали трое композиторов.

Геннадий Гладков был «вторым по очереди», он перехватил эстафету у Владимира Шаинского. Его музыка и песни на стихи Остера звучат в 6, 7 и 8 сериях.

«38 попугаев: зарядка для хвоста» - так называлась седьмая серия с одноименной песней, выпущенная в 1979-м году.


В тот же год вышла и 8-ая, в которой персонажи поют: «В себя поверить важно».



Григорий Гладков: любитель кантри, детский композитор, бард.
Младший современник, коллега и однофамилец Геннадия Гладкова – Григорий Васильевич родился в 1953 году в Хабаровске. Его жизненный и творческий путь связан с несколькими городами – Брянском, Ленинградом и Москвой.

Некоторые источники, в частности, «Википедия», называют Григория Гладкова бардом. И сам он себя так позиционирует. С представителями бардовской песни у него, действительно, есть кое-что общее. Его композиции часто звучат в авторском исполнении. Начав сочинять и петь ещё в подростковом возрасте, он, как и большинство бардов, получил не музыкальное образование, отучившись на электромонтажника в Брянском транспортном институте.

Уже после, переехав в город на Неве, поступил в музыкальное училище, профессионально связав себя с музыкой. Имидж композитора также слегка смахивает на бардовский в «вестернизированном» варианте: на публике он часто появляется с гитарой и в шляпе. Григорий Гладков всегда симпатизировал жанру «кантри», что нашло отражение и в его образе, и в музыкальной стилистике.

«Композитор, автор песен для детей», - так подписывают Гладкова в эфире канала «Россия-1» на шоу «Ну-ка, все вместе», где 69-летний музыкант уже 4-ый сезон входит в сотню членов жюри.

Как «детский композитор» Заслуженный деятель искусств России снискал широкую славу и признание, попав в книгу рекордов Гиннеса. Он признан музыкантом, выпустившим наибольшее количество пластинок для детей.

Он много писал для телевидения. В программе «Будильник» звучит его песня на стихи Зои Петровой, автора слов «главной колыбельной страны» «Спят усталые игрушки». Григорий Гладков написал музыку к телепередаче «На улице Сезам». Популярной в своё время была песня «Если хозяин с тобой», написанная и исполненная самим Гладковым для передачи «Дог шоу».


«Пластилиновая ворона»
«…Ворона, а может быть собака, а может быть корова»,
- эти строчки Эдуарда Успенского всплывают в памяти сразу, когда речь заходит о Григории Гладкове. Песня из мультфильма «Пластилиновая ворона» стала одной из его визитных карточек. Поэтический текст «А может быть» писался Успенским как интерпретация мотивов знаменитой басни Крылова «Ворона и лисица». За кадром песню спели ведущие «Радионяни» Александр Левенбук и Лев Шимелов.


«Пластилиновая ворона» 1981 года – режиссерский дебют Александра Татарского, в некоторых источниках назван первым широко известным пластилиновым мультфильмом в СССР.

Мультфильм состоит из трех самостоятельных сюжетов, построенных вокруг песен Григория Гладкова. В 1978 году судьба свела его с режиссером Татарским и аниматором Ковалевым. Житель Ленинграда и два киевлянина встретились на крымской земле, в Коктебеле. Композитор показал им свою песню, написанную на стихотворение «О картинах» Александра Кушнера. По ней решили сделать мультфильм, так и зародилась идея «Пластилиновой вороны», которая переросла в трилогию и принесла славу всем участникам – и мультипликатором, и композитору. Песня «О картинах» прозвучит в мультфильме в авторском исполнении.


Второй составляющей трилогии стало стихотворение «Игра» Овсея Дриза, положенное на музыку Гладковым. На роль исполнителя этой композиции планировали немного-немало самого Утесова, но уже сильно пожилой певец не смог участвовать в записи по состоянию здоровья, и, в конечном итоге, спеть довелось Леониду Броневому.


К созданию мультфильма подключился именитый поэт Успенский, пригласивший своих новых знакомых работать в Москву. Татарский хотел использовать для третьей части его стихотворение, но понравившееся произведение оказалось «занято», по его мотивам уже существовал мультфильм. Успенский написал новое, отталкиваясь от известной басни.

Песни из «Пластилиновой вороны» вышли на пластинке в 1983 году, для которой их спела Галина Смучинская.


«Падал прошлогодний снег»
После успеха «Пластилиновой вороны» троица Татарский-Ковалев-Гладков продолжила совместную работу, и в 1983 году советский зритель увидел мультфильм «Падал прошлогодний снег». В ходе работы планы режиссера несколько раз менялись, изначально он планировал сделать «немую» анимацию, потом появился сценарий с диалогами. Татарский перебрал множество названий, итоговое было придумано благодаря песне Григория Гладкова «Падал снег» на стихи Александра Кушнера.


В итоговом варианте мультфильма этой песни не оказалась, она живет своей жизнью. Там звучит музыка, написанная Григорием Гладковым.


«Про Веру и Анфису»
С Эдуардом Успенским, которого нередко называют «советским Уолтом Диснеем», композитора Григория Гладкова связывают несколько ярких работ.

«У девочки Веры теперь есть подружка
Она не котенок, она не игрушка,
Она иностранка, она интуристка,
Она обезьянка по кличке Анфиска»,
- так Успенский переложил мотивы своего же прозаического произведения – сказки «Про Веру и Анфису» в стихотворную форму. Песня с музыкой Григория Гладкова прозвучала в основанном на ней одноименном кукольном мультфильме 1986 года. За кадром звучит голос народного артиста СССР, ставшего для разных поколений отечественных зрителей «Товарищем Самохваловым» и «Воландом» - Олега Валериановича Басилашвили. Он читает текст от автора и поёт песни.


По мотивам сказки Успенского и по его сценариям режиссер Валерий Фокин снял три мультфильма, все с музыкой Григория Гладкова. В первой части две песни: «Обезьянка по кличке Анфиска» и «Что всего важнее детям».

Вторая часть 1987 года называется «Вера и Анфиса тушат пожар», третья «Вера и Анфиса на уроке в школе» вышла через год, в 88-м. В каждой звучат несколько песен в исполнении О. Басилашвили и ансамбля «Кукуруза» Григория Гладкова.

«По щучьему велению».
Сюжет народной сказки про Емелю в советской мультипликации экранизировался неоднократно. Григорию Гладкову довелось писать музыку к позднейшему мультфильму 1984 года. Он создавался на Свердловской киностудии, тем же режиссером, с которым Гладков в дальнейшем работал над «Верой и Анфисой» – Валерием Фокиным. Стихи для песен к мультфильму «По щучьему велению» написал Александр Тимофеевский. Уже в первых кадрах зритель слышит голос самого Гладкова, он поёт «Песню деревенского мужика, решившего побывать на ярмарке». В стилистике этой песни ощутимы элементы излюбленного композитором направления «кантри».


Самым ярким музыкальным номером стала песня «По велению моему», исполненная от имени царя.


Оба Гладковых - заслуженные и уважаемые музыканты, уже вписавшие свои имена в историю отечественной культуры. О творчестве каждого из них можно написать несколько объемных материалов. Они очень разные, и «музыкально» перепутать их невозможно, но, увидев подпись «Г. Гладков», необходимо уточнять, о ком именно идет речь.

(Материал из Интернет-сайта)