2. Каменный гость. Смерть командора

Мара Рушева
Илл. 1 –  Королевская Церковь Сан Антонио де Флорида (madrid-tour.ru/)
Илл.2 – Вoеннo-истoрические миниатюры: 0рден Калатравы (Military Historical Miniatures: Order 0f Calatrava).
 
Каменный гость. Смерть командора

М.А. Рушева


Известно, что: «Прототипом легендарного Дона Жуана считается представитель одного из аристократических севильских родов по имени дон Хуан Тенорио. Его смелые  любовные и дуэльные похождения, остававшиеся безнаказанными благодаря участию в них близкого друга, кастильского короля Педро (1350 – 1369), долго наводили ужас на всю Севилью, пока убийство Хуаном дона Гонсало де Ульоа, командора ордена Калатравы, не положило конец терпению. Предаваясь вместе с королём распутству и насилиям, дон Хуан похитил дочь командора де Ульоа, убив его самого. Правосудие бездействовало, и рыцари-калатравцы решили сами наказать дерзкого убийцу. От имени молодой и красивой женщины они назначили ему свидание поздно ночью в церкви, где был похоронен командор, убили его и распустили слух, что он низвергнут в ад статуей».

***

Эпиграфом к пьесе «Каменный гость» стала цитата из либретто оперы  Моцарта ««Дон Жуан, или Наказанный развратник» (итал. «Don Giovanni ossia Il dissoluto punito») со словами Лепорелло: «О любезнейшая статуя великого командора!.. Ах, хозяин!». Опера была поставлена в петербургском Каменном театре в 1828 г.

Пьеса, написанная в 1830 г., была напечатана в 1839 г., уже после смерти Александра Сергеевича Пушкина (АСП). Имя легендарного Дона Хуана в переводах обычно значилось как Дон Жуан или Гуан. В напечатанной пьесе АСП «Каменный гость» (Л.: Изд. «Наука», 1978) главный герой носит имя Дона Гуана, но в черновиках поэта это имя стоит над зачёркнутым именем Дон Жуанъ (https://ser-serg.livejournal.com/125423.html).

Убитый им в дуэли командор носил имя Альваро де Сольва, и этот персонаж, покойный супруг Доны Анны, представлен в воспоминаниях действующих лиц и в виде «ожившей» каменной статуи. Судя по названию пьесы и эпиграфу, статуя командора являлась центральным персонажем пьесы, и в этом плане необходима некая историческая справка, выявляющая истоки образа…

***

Прототипом Альваро де Сольва являлся командор католического духовно-рыцарского ордена Калатравы, существовавшего на территории Испании в XII – XIX в.в. и признававшего духовное руководство аббата Моримонда в Бургундии, а  в случае апелляции – папы Римского.
 
В XIII в. орден стал весьма значительной военной силой, что приводило к двоевластию в стране, и в XIV в. между сильным богатым орденом и кастильским королем Педро Жестоким начался открытый конфликт (легенда о Доне Хуане Тенорио и командоре Доне Гонсало де Ульоа относится к этому времени). В XV в., периоде максимального расцвета ордена, глава ордена Педро Хирон, контролировал 56-ть командорств и 16-ть монастырей с приорами во главе.  Последний устав ордена был утверждён при Родриго Тельесе, сыне Хирона.
 
После взятия в конце XV в. Гранады, последней мавританской твердыни,  необходимость в военной мощи ордена отпала и руководство отошло к королю. Тогда же Ватикан вывел рыцарей из монашеского сословия, заменил для них обет безбрачия клятвой супружеской верностью и позволил иметь недвижимое имущество. В XVI – XVIII в.в. продолжалось ослабление ордена и прекращение связи с бургундским Моримондом. В 1838 г. орден Калатравы был упразднён.

***

Сцены 1 и 3 в пьесе АСП происходят в монастыре Св. Антония, расположенного в пригороде Мадрида близ старых ворот. Известно, что строительство этого церковного сооружения в загородной резиденции Карла IV завершено в 1798 г. Тогда же для росписи интерьера был приглашён сам великий Гойя. Изначально в монастыре Св. Антония (он же был известен в разных публикациях как часовня, церковь, иногда – пустынь) проводились богослужения, в начале XX в. после перенесения туда праха Гойи здание приобрело музейный статус, а богослужения возобновились в 1929 г. в незадолго до того выстроенном здании, двойнике старой часовни (илл. 2). Следует отметить, что почитаемый здесь Св. Антоний Лиссабонский (Падуанский) слыл самым знаменитым  последователем Франциска Ассизского, и монастырь Св. Антония  в пьесе АСП, наверняка, принадлежал францисканцам.

Несмотря на самобытный и весьма личный характер пушкинской пьесы, она соотносится  основной фабулой со старинной легендой XIV в., где командорство  Альваро де Сольва  принадлежало ордену Калатравы. Командор убит Доном Гуаном на дуэли, истинные причины которой не раскрыты автором пьесы. Высылка Дона Гуана из Мадрида и возможность для вдовы похоронить командора в пределах королевской усадьбы проясняют, по-видимому, некую озабоченность короля ситуацией с дуэлью, вызвавшей определённый резонанс в обществе.

В воспоминаниях Дона Гуана о командоре «был он горд и смел – и дух имел суровый».  Надгробный памятник командора представлял исполина, плечистого как Геркулес, хотя в реальности «покойник мал был и тщедушен». Следует отметить, что с римских времён многие каменные статуи могли иметь съёмные головы, которые заменялись по мере надобности. Кроме того, стандартизированные тела могли изготавливаться  мастерами отдельно от голов.
 
Со слов вдовы известно, что Дон Альваро был богат, и она в своё время дала согласие на брак лишь по настоянию её бедной матери. Молва свидетельствует, что командор был ревнив и держал супругу взаперти, а слова самой Доны Анны о супружеской любви звучат несколько необычно:

Вдова должна и гробу быть верна.
Когда бы знали вы, как Дон Альвар
Меня любил! о, Дон Альвар уж верно
Не принял бы к себе влюбленной дамы,
Когда б он овдовел. — Он был бы верн
Супружеской любви.

Представляется, что уверенность, проскальзывающая в этих словах, вполне объяснима, если вспомнить о давней замене Ватиканом для рыцарей ордена Калатравы обета безбрачия клятвой супружеской верностью. Семейная атмосфера  в доме Дона Альвара де Сольва была пропитана духом этих введений в последний устав калатравцев. 

***

Смерть командора наступила ранее событий, изложенных АСП в пьесе «Каменный гость». В финале пьесы в преисподнюю проваливаются оба – и Дон Гуан, и «оживший» памятник командору (в пьесе имеется намёк на то, что Дона Гуана всё же убили недруги, прикрыв убийство, сообразно старинной легенде, мистическим флёром).
 
Судя по тексту пьесы, монастырь Св. Антония (построенный в 1798 г.), существовал уже некоторое время до тайного возвращения Дона Гуана из ссылки (Лепорелло – Дону Гуано: «Езжали вы сюда…»). Таким образом, пьеса описывает события, произошедшие, видимо,  не ранее рубежа XVIII/XIX в.в. Предположение о командорском статусе Дона Альвара де Сольва применительно к ордену Калатравы, первому католическому ордену на территории Иберийского п-ва (илл.2), ограничивает интервал 1838-ым годом включительно. В этом интервале происходит последовательная конфискация короной земель ордена Калатравы с финальным упразднением ордена. Смерть «ожившей» статуи командора представляется при этом в ином плане, нежели смерть супруга Доны Анны: в паталы времён вместе с памятником уходил орден Калатравы с его историей, уставами, последними деятелями…