Сохатый

Гущин Владимир
 Этот случай, произошёл в Туруханской тайге. Его мне рассказал сам участник. Он на лето перебрался в свою лесную избушку на Покойничей речке, а я на моторной лодке заскочил к нему на огонёк, там и услышал эту историю.
                Сохатый.

Пять дней шёл густой снег. Сквозь  пелену сплошной белой стены невозможно было ничего рассмотреть. Снег падал крупными хлопьями, заглушая все таёжные звуки и шорохи. Мишка, местный охотник, уже неделю жил в лесной избушке, слушал радио и ругал метеорологов. Он до снегопада успел расставить капканы на новом путике*, и ему уже не терпелось проверить все ловушки, а может где-то добавить, или переставить.
На шестой день снег прекратился. Из-за горизонта выглянуло бледное северное солнце, обещая морозную погоду. Мишка засобирался на путик.  Забросил на плечи рюкзак с чаем и сахаром, снял с гвоздя старенькую одностволку, зарядил её патроном с дробовым зарядом. Он не спешил, путик был короткий, километров 7, 8 и поэтому не стал брать продукты, планируя вернуться к вечеру.
У него к ружью было только две гильзы, которые он периодически заряжал в избушке порохом и дробью, или пулями, которые всегда носил с собой. Бывало, заряжать  приходилось и в тайге, на коленке, для этого он заряды носил в рюкзаке.
Мужики смеялись - купи патроны и не мучайся!
Но Мишка упрямо носил с собой две гильзы, перезаряжая их на ходу.
Охотник он был удачливый, и ему достаточно было двух зарядов. 

  Сохатого Мишка увидел уже в конце путика, неожиданно, проверяя капкан, он повернулся за привадой и замер. Он в тайге привык к случайностям, но это…, это было уже сверх всяких неожиданностей.  Недалеко, над кустами тальника стоял сохатый. Это был лось - великан! Его двухметровые раскидистые рога венчали огромную голову и возвышались над кустами как корона императора…  Мускулистые ноги, как гладкие стволы деревьев, крепко держали мощное тело способное сокрушить, раздавить, уничтожить любого, кто покусится на его жизнь...
 Мишка забыл обо всём! За всю свою таёжную жизнь он не видел таких гигантов!

Даже, за те годы, когда был жив отец, он никогда с ним не встречал такого огромного лося.
Дрожащими руками он снял с плеча ружьё и, затаив дыхание, прицелился. Азарт не давал сосредоточиться, от волнения Мишка даже покрылся потом,
и только в этот момент вспомнил, что заряд дробовой, но было уже поздно.
Сохатый забеспокоился, учуяв что-то неладное, и повернул голову в сторону охотника.
Мишка выстрелил! Быстро вытащил гильзу и зарядил новый патрон, посмотрел в сторону лося, но зверь был уже далеко!

Охотник прошёл к месту, где стоял лось, он знал, что не промахнулся, в десяти метрах, на снегу алела кровь. Но что для такого зверя дробовой заряд? Его даже картечь не возьмёт!  Мишка решил взять сохатого на измор. Они с отцом раньше так уже делали, гнали зверя по следам, шли, пока он не истечёт кровью и не остановится. Он решил идти по следу.

  Мишка  вырос и был воспитан в тайге, молодой, невысокий ростом, худой, но жилистый и упрямый, знал повадки всех зверей в тайге и никогда ничего не боялся.  Для начала он проверил, что есть в рюкзаке, там лежала пачка початого чая и остатки сахара в пакете.  - Дня на два хватит – подумал охотник.
Он не знал, сколько продлится эта гонка.

                По следу.
Охотник  шёл по следу уже второй день. Сохатый проваливался в сугробах до самого брюха, он чувствовал погоню, и двигался, почти не отдыхая. Мишка, на своих широких лыжах, подбитыми камусом***, валился только по колено и упрямо шёл за лосем. Прошлой ночью он остановился, быстро развёл костёр, вскипятил воды и напился чаю, сахар экономил,-  сколько придётся ещё идти, он не знал. По следам Мишка видел, что сохатый уже устал, если бы не погоня, рана у зверя быстро зажила, и через неделю лось был бы здоров, но погоня заставляла его идти, теряя кровь. Мишка тоже  растратил первоначальный запас силы, очень хотелось спать, но азарт и упрямый характер не давали отступить назад.  Где-то в уголке души закрадывалась неуверенность, а может зря? Но он гнал эту мысль прочь!
- Такого сохатого упустить! Да его все охотники презирать будут! -
И он шёл и шёл вдоль пробитых в глубоком снегу следов лося – великана!
 
К концу дня, Мишка заметил, что сохатый изменил направление, он всё время двигался на восток, а теперь повернул на север. Ночное небо высыпало яркими звёздами, месяц выглянул и с любопытством  осветил притихшую тайгу бледным светом.
Охотник устал, ноги отказывались идти, мышцы сводило судорогой от напряжения, нужно было сделать короткий привал.
Он  остановился, отдышался, потом сорвал бересты, с рядом стоящей берёзы,
наломал сухих еловых веток и разжёг костёр в утоптанной в снегу яме. Набил рукой снег в котелке и повесил его над костром, потом нарубил охапку еловых веток, постелил их возле костра, рядом с ёлкой и лёг, подняв ноги вверх, оперев на дерево.  Всё делалось быстро, привычно, не в первый раз. Было видно, что место готовилось для короткого отдыха.
Когда закипела вода, Мишка кинул заварку, немного сахара, и чуть переждав, с удовольствием стал пить крепко заварившийся чай. Потом быстро собрался, встал на лыжи и снова двинулся по следам сохатого. На всё ушло около двух часов.
 Сначала следы лося вели вдоль горного хребта, по густо заросшему лесом склону,   идти было очень тяжело, и сохатый спустился к реке. Река схватилась прочным ледяным панцирем, ветром  намело твёрдый наст, и  лось уверенно спустился  на лёд.
 По следам Мишка видел, что зверь проваливается, пробивает наст до самого льда, и это замедляет ход лесного великана. Появилась надежда настигнуть его хотя бы на расстояние выстрела!  Следы вели вдоль обрывистого берега, скалы возвышались над рекой и массивными уступами вторгались в ледяной покров таёжной реки. Мишка прошёл на лыжах около километра, дальше, на повороте реки, стояла крутая скала. Охотник повернул за скальное нагромождение и от неожиданности остановился.
За скалой, метрах в десяти, стоял сохатый, вокруг него, окружив с трёх сторон, оскалившись, подбирались три полярных волка, лось отступал к отвесной скале,
чтобы волки не могли подобраться с тыла.
Мишка быстро оценил ситуацию, если волки прикончат сохатого, что вполне может случиться, то после этого они примутся за него. Холодок прошёл в груди охотника, и он принял решение.
 Скинув ружьё, Мишка прицелился в ближнего к нему хищника, но в этот момент самый крупный волк, стоявший напротив сохатого, повернулся к охотнику, посчитав лёгкой добычей, прыгнул в его сторону. Сохатый не упустил этот момент, его рога уже были опущены, он сам был готов к броску. Резкий рывок вперёд и удар мощными рогами, остановили прыжок волка, зверь подлетел вверх, перевернулся в воздухе и упал в нескольких шагах от Мишки.  И  в это время прозвучал выстрел охотника.  Второй волк упал на бок, обнажив белые как снег клыки, немного прополз вперёд, затих, зарывшись мордой в снег.  Третий хищник развернулся и рванул прыжками  вниз по реке.
У Мишки остался ещё один патрон, он перезарядил ружьё, прицелился в стоявшего в десяти шагах сохатого.
Патрон  был заряжен пулей с усиленным пороховым зарядом. Охотник был уверен в себе, знал, он не промахнётся, но что-то остановило его, что-то шевельнулось в сердце охотника, и он опустил ружьё.
  Лось стоял спокойно, потом повернул голову, посмотрел на него мудрыми глазами, и не торопясь пошёл к противоположному берегу реки.
Мишка проводил его взглядом,  помахал рукой, лось остановился, обернулся, и Мишке показалось, что он, прощаясь, покачал рогами,  и не торопясь скрылся в тайге.

Вернувшись, Мишка рассказал мужикам о своих приключениях. Всё бы хорошо, но когда он стал описывать размеры сохатого, никто ему не поверил.  Честно говоря, я тоже не верил его рассказу, но когда он показал белую шкуру волка, висевшую на стене, голова которой упиралась в потолок, а задние лапы и хвост лежали на полу, а в шкуре, сбоку  были пробиты две большие рваные раны от рогов сохатого, все мои сомнения сразу улетучились.  Мишка после этого случая стал носить три патрона.

Привада – приманка в ловушке для зверя.
Полярный волк – Один из самых крупных видов, обитает на всей территории Арктики и в тундре. Высота в холке достигает 1 метра. (интернет)
* путик – охотничья тропа на которой ставят ловушки, капканы.
** кето -  национальность малой народности Крайнего севера .
  *** камус – шкурка оленьих ног (прим. автора)