Моя задача - накормить строителей на БАМе сытно!

Зинаида Маласова-Потарась
       С личного позволения автора этого рассказа Максимовой Антонины Николаевны публикую этот рассказ на своей странице. О героине рассказа должны узнать как можно больше людей, на таких женщинах держится мир. Они скромны, трудолюбивы, мужественны и совсем не требовательны!

       Представьте себе на минутку, что строители БАМа в условиях необжитых мест питались бы консервами, печеньками, чаем с костра. Смогли бы они в поставленные сроки построить магистраль? Спросила Вас, дорогие читатели, об этом, а самой  даже не по себе стало. Что за глупый вопрос! А зима, морозы… Да и вообще, еда – это не только пища, а ещё и удовольствие. Поел мужик вкусно, сытно – настроение отличное! Есть такое убеждение, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок.
       Ой, что это я зафилософствовалась? В этом рассказе речь пойдёт о Тамаре Сергеевне Глушковой – строителе БАМа, поваре механизированной колонны №140. Итак, мы вдвоём – Пётр Гурулёв и я, Максимова Антонина, идём к героине нашего рассказа.
       Моложавая, улыбчивая  женщина приятной наружности встретила нас на площадке третьего этажа жилого дома в посёлке Селенгинск Кабанского района. Здесь, в однокомнатной квартирке, она сейчас проживает одна.
       - Я никогда не бываю одна, - после приветствия сообщила она, - здесь рядом живут трое детей, внуки. Так что, скучать не приходиться.
       Мы удобно устроились на диванчике, и повели беседу.
       - Расскажите, Тамара Сергеевна, как Вы в 1974 году оказались на БАМе? - спросила я.
       Тамара Сергеевна звонко, по-молодому рассмеялась и поведала нам свою историю.
       - Это мой муж Василий увёз меня. Как всё случилось, можно и не поверить. Он был такой чудной, весельчак, и мог такое сотворить, чего и не ожидаешь. Но, всё по порядку. Жили мы в селе Брянск, Василий работал водителем  на предприятии «Сельхозтехника», а  я поваром в столовой Брянского ОРСа. Уже было трое детей: Оля и Олег – школьники, Наташе шёл третий год. Жили нормально. Муж каждый день уезжал в рейсы, я работала по сменам. Свой дом, огород, подсобное хозяйство, что ещё нужно? Однажды муж не вернулся с работы, не было его и назавтра, и через неделю. Я тревожилась, предполагала, что отправили куда-то в дальний рейс. Через неделю пришла в контору, в отделе кадров сказали, что он уволился ещё неделю назад. Больше никто ничего не знал. По селу пошли разговоры, что он бросил меня с детьми, а сам скрылся. Я слушала, да не верила разговорам. Что мне оставалось делать? Работать, кормить  и растить детей. В своём доме работы всегда много, горевать было некогда.
       - Да, время такое было. И позвонить порой нет возможности. Как ты это пережила? - спросила я.
       - Я не теряла надежды, что всё прояснится, и он приедет. Мы жили по любви, ладили. Однажды вечером, иду я с работы и вижу: у наших ворот стоит новый МАЗ-500 красного цвета. Я такого не видела раньше. Кто бы это мог быть? Вхожу в дом и вижу: сидит мой Василий. Я к нему с вопросом:
       - Откуда нарисовался? Где ты целый месяц был?
       - Привет, Томочка! За тобой приехал. Я устроился в МК-140 на БАМе, уже работаю.
       - Я за тебя переживаю, где ты и не случилось ли что с тобой, а он на каком-то БАМе уже работает. Почему ты уехал тайком, ничего не сказав?- допрашивала я, а сама радовалась, что он дома.
       - Да знаю я тебя, ты бы не поехала. А БАМ - это Байкало-Амурская магистраль, железная дорога в тайге, на севере Бурятии, которую мы будем строить, - сказал он уверенно, подошёл и обнял меня. Я была согласна ехать с ним куда позовёт, и спросила его:
       - А зачем я нужна на БАМе?
       - У нас нет повара. Начальник собрал нас и спросил:
       - У кого из вас жена повар? Вызывайте, пусть едет работать.
       - Я сказал, что моя жена повар. Мы живём недалеко, можно съездить. Начальник отправил меня на моей машине и дал три дня сроку, чтобы привезти тебя. Увольняйся, и поедем, - заключил он.
       - Как ехать?!  Уволиться – то я смогу, но у нас дом, дети учатся в школе!
       Но я сразу решила, что поеду с мужем, и он съездил к моей маме в соседнее село и привёз её. Она согласилась пожить у нас вместе с двумя детьми школьниками, а маленькую Наташу мы решили взять с собой. В два дня я уволилась, собрала необходимые вещи: одежду, постель, посуду, продукты. Василий загрузился в Таловке, и мы поехали.
       Прибыли в Улюнхан ночью. Кругом темнота, нас никто не ждал. Пришлось ночь провести в кабине автомобиля. Утром пришли к начальнику мехколонны Бордунову Валерию Сергеевичу. Он дал задание помощнику найти для нас помещение в селе, так как квартиранты уже были во всех домах. К вечеру нашли хибарку - стайку, в которой содержались овцы. Овец выгнали под сарай, нам предоставили это место для жилья. Это был небольшой домик из тонких бревнышек, обмазанных внутри глиной, из коридорчика и маленького помещения с нарами и печкой. На этих нарах спали овцы. Я посмотрела и решила, что если всё убрать, вычистить, вымыть и поставить кровати, то жить можно. Тем более, что печку мы сразу растопили и стало тепло. В эту ночь мы уже спали в хибарке. Утром я пришла в контору, отдала документы в отдел кадров, а начальник мне сказал:
       - Вы сегодня же выходите на работу, а то наши водители питаются, как попало. Для уборки помещения, где Вы будете жить, сегодня же отправим двух женщин.
       Хибарку убирали три дня, вечерами я сама скоблила, чистила. И помещение  стало более-менее пригодно для проживания.
       Мне показали маленький домик под котлопункт, там стояла варочная плита из кирпича, стол для готовки, посуда. Здесь же стояли пять столов со стульями. Продуктов было  мало, из того что было, я стала варить обед, присматривая за дочкой, Наташа была со мной.
       - Где вы берёте продукты? – на обеде спросила я у водителей.
       Как оказалось, продуктов нет, придётся самой ездить по району и закупать у населения. Деньги я получала в бухгалтерии и ездила по сёлам. Мясо, картошку, капусту, молоко, сметану я приобретала у населения, остальное покупала в магазинчиках. В помощь мне дали женщину подсобницу и мужчину, чтоб колол дрова, носил воду и для прочих работ. Я заказала калькуляции и стала делать закладку продуктов и отчитываться по калькуляциям. Весной  собрали щитовой дом и нам дали маленькую квартирку с печным отоплением. После хибарки квартирка показалась нам раем.
       - Мама, - вступила в разговор старшая дочь Ольга, тоже бамовец со стажем, - помнишь я  приезжала к вам в Улюнхан летом 1975 года. Мне там так понравилось!  Я прожила одну недельку, понянчилась с Наташей, но пришлось уезжать. Не было школы с русским языком, село-то было бурятское.
       - Наташа к тому времени была уже под присмотром, на участок прибыла семейная пара с ребёнком и женщина согласилась смотреть за моей дочкой,- продолжила рассказ Тамара Сергеевна.
       Василий работал в карьере, возил грунт из карьера на отсыпку дороги по направлению к будущему БАМу. Сначала  бригада рубила просеку, следом самосвалы сыпали грунт. В конце лета 1975 года руководством колонны было принято решение о передислокации участка на 117 километр трассы. Представьте себе: кругом лес, речка, свежая просека, присыпанная грунтом. И трактор тащит наш вагончик по камням, валунам вместе с нами – женщинами и детьми. Романтика, да и только! Вагончик качается из стороны в стороны, и так 12 часов. Через двенадцать часов мы прибыли на место, семейным стали раздавать вагончики, а для холостяков уже стояли утеплённые палатки. Мне некогда было заниматься устройством быта, нужно было готовить еду для всех. Сложили дрова для розжига костра, выложили рядом с костром  клетки из кирпичей, поставили на них посуду с водой и разожгли костёр. Мы с помощницей готовили еду: первое, второе, компот. Ели тут же у костра, кто на пеньке, кто возле машины. Уже поздно вечером, когда все поужинали,  я вошла в вагончик, который распределили нам. Снова нужно было разложить вещи, расстелить постель и обживаться. Несмотря на трудности, я никогда не сомневалась в том, что Василий правильно выбрал для нас эту жизнь.
       - Лес, костер, воздух свежий хвойный, звёзды на небе - романтика, - произнесла я мечтательно.
       - Романтика, когда у костра 5-10 человек туристов. А если это 30-40 работяг, все уставшие и сесть им негде. Всех надо сытно и вкусно накормить – это простое поварское дело, которое я очень любила,- сказала Тамара Сергеевна.
        - Мы ягоду в лесу собирали для того, чтобы приготовить компот или кисель. За продуктами приходилось летать вертолётом, а иногда до сёл добираться на лодке.
       На второй день, как прибыли на новый участок, установили вагончик-кухню и стали собирать из щитов пристройку - столовую. А пока мы продолжали готовить еду на костре.
       - Тамара Сергеевна, а спиртное Вы привозили? - спросила я.
       - На БАМе был сухой закон, поэтому спиртное привозила только к праздникам по распоряжению начальника участка.
       В разговор снова вступила Ольга:
       - Мама, ты помнишь, как мы с Олегом были у Вас в гостях на 117 километре? До Улюнхана мы доехали на автобусе, этот маршрут был мне знаком. А дальше вертолётом до участка. Вот было радости и у нас и у родителей! Мы там хорошо провели время!
       - Кто Вас сопровождал в пути? Вы же были детьми, - обратилась я к Ольге.
       - Нас никто не сопровождал, мы сами решили, сами добирались. Я уже считала себя взрослой, мне было 14 лет. Повезло нам, что в тот день вертолёт направился на участок.
       -Тамара Сергеевна, а как же Наташа. Люди, вечер, костёр, у Вас работа, кто за ней смотрел, - спросила я.
       - Наташа была под присмотром семейных женщин, у которых тоже были дети. Мы там жили, как одна большая семья, ни пересудов, ни раздора. Надо – значит надо! Подошла зима. Семейные жили в передвижных металлических утеплённых вагончиках. Хотя стены вагончика были  холодными, но всё лучше, чем жить в палатке.  Основная масса мужчин жили в палатках. Палатки большие, на 20 мест, утеплённые. По периметру стояли кровати, посреди палатки – стол, и ближе к выходу – металлическая печка. После растопки она быстро давала тепло, так же быстро и остывала, если её не топили. Тут же возле выхода стояла бочка с водой. Вечером можно было вскипятить чайник и попить горяченького чаю перед сном. Утром из бочки брали воду для умывальника, который тоже стоял  в палатке. Туалет -  на улице. Вечером работала передвижная электростанция, так что электрическое освещение было. Такой быт первопроходцев-строителей БАМа на трассе никого не пугал, а кого  пугал – те возвращались в благоустроенное  жильё, не проработав и месяца. Прожили мы на участке «117 км» зиму и лето. Дорога уходила всё дальше от участка, и осенью 1976 года мы передислоцировались в местечко Ангоя, это уже будущая станция БАМа. Снова устраивали участок: ставили палатки, устанавливали вагончики, построили магазинчик, помещение для клуба, помещение для ремонта автомобилей.
       - В какую сторону отсыпали автодорогу? - задал вопрос Пётр Гурулёв.
       - Дорогу прокладывали в сторону будущей станции Новый Уоян, и в другую сторону – до Кичеры.
       В конце 1976 года появился проезд до Нового Уояна, и я приехала за продуктами. Контора МК-140 была уже там. Я получила письмо от дочери, в котором она слёзно просила забрать их с братом к себе. В Новом Уояне из щитов было собрано временное здание школы, а рядом интернат. Все дети, чьи родители работали на участках, жили в интернате. Рядом с конторой МК-140 были горы из щитов для строительства домов, и некоторые уже строились. Я сама скучала по детям, ведь за время работы я ни разу не была в отпуске, так как не было замены. Только и видела их во время короткого пребывания у нас.
       Начальник мехколонны, выслушав меня, пообещал во время новогодних каникул отпустить за детьми, выделив для этого автобус. Так они оказались в Новом Уояне. Жили в интернате, питались в рабочем котлопункте. Мы с Василием продолжали работать на участке в Ангое, каждый делал своё дело.  Приезжая в посёлок за продуктами, я встречалась с детьми, интересовалась их учёбой и жизнью. Им было хорошо, мы работали спокойно.
       В разговор вступила Ольга:
       - Когда родители получили комнату в щитовом общежитии, мы с Олегом сразу решили, что уйдём из интерната и будем жить дома вдвоём. Нам разрешили, помогли устроить быт. Я училась в 9 классе, Олег в пятом. Мы вполне справлялись с домашними делами, вода и отопление были, а продуктами нас обеспечивали родители. В магазинах продукты были разнообразные. Нам оставалось только учиться.
       - Удивительное было время!- воскликнула я. Дети могли жить самостоятельно, никому и в голову не приходило, что их могут обокрасть, обидеть, обмануть. Или они сами могут попасть в плохую компанию. Поэтому и отличаемся мы – бамовцы, да и наши дети - открытостью, доверием, готовностью прийти на помощь.
Тамара Сергеевна продолжила рассказ:
       - Автодорога дошла до Нового Уояна, МК-140 начала заниматься отсыпкой земполотна под  БАМ. Я попросилась перевести меня на работу поваром в детский сад, который готовился к открытию. К тому времени я три года отработала на участках, Бордунов меня уважал, он не отказал мне. Я стала жить и работать в посёлке, Василий приезжал на выходные. Был 1978 год,  Ольга окончила школу, а Наташа готовилась идти в первый класс. Началась нормальная семейная жизнь, только тесновато стало всем в одной комнате. Нам нравилось жить в тех местах, и мы приняли решение обосноваться в посёлке. Присмотрели большой дом, купили. Ольга работала в узле связи в качестве телефонистки-телеграфистки. Василий получил бортовую автомашину и стал ездить в рейсы. Всё шло хорошо. Уже и Олег окончил школу, он поехал учиться в Селенгинский политехнический техникум. БАМ сдали в эксплуатацию, и МК-140 передислоцировалась из Нового Уояна. Не заметили, как и Наташа окончила школу и стала учиться в Иркутском институте инженеров транспорта. Мы с Василием стали работать в лесхозе. Но, грянула перестройка, задержка зарплаты, снабжение продуктами снизилось, сельхозпредприятий в районе не было. Мы приняли решение вернуться домой.  В 1997 году мы продали дом и уехали, дети тоже последовали за нами. Таким образом, бамовская страница для нашей семьи была закрыта.
       Тамара Сергеевна замолчала, вспоминая те времена.
       - Как случилось, что ты осталась одна?- задала я вопрос.
       - Мы купили дом в селе Никольское, жили хорошо. Дети приезжали к нам, помогали. Все жили поблизости. Василий ушёл как то быстро. Ему сделали операцию, он после операции не поберегся, и в 2010 году скончался. Я не могла одна содержать дом, огород, двор. Дети продали дом и купили мне квартирку, перевезли меня, помогли устроиться.
       - Не жалеете о том, что Вам пришлось много трудностей пережить в первые годы на строительстве БАМа? – обратилась я с вопросом к Тамаре Сергеевне.
       - Я благодарна мужу и судьбе, что всё так сложилось. Было интересно работать, была поддержка в работе, понимание, взаимовыручка. Я занималась любимым делом - кормила простых людей, я была нужна. А это дорогого стоит, - ответила она.
       - Мы не только работали, мы жили, растили детей. У нас трое детей, шесть внуков и шесть правнуков. В браке с Василием мы прожили 60 лет.
       - Какие награды Вы имеете, - спросил Пётр Гурулёв.
       - Награждали много раз грамотами, премиями. Мы оба награждены медалями «За строительство БАМа», оба Ветераны труда.
       Я смотрела на Тамару Сергеевну и думала: «Как правильно, что  в  трудное время начала строительства БАМа рядом с мужчинами работали женщины такого склада характера, как Тамара Сергеевна! Только в симбиозе сотрудничества мужского и женского начала в глухой, непроходимой тайге  могла родиться такая магистраль, которая будет служить людям многие годы».
       Мы тепло попрощались с хозяйкой, которая не хотела отпускать нас, не накормив. Мы пообещали обязательно навестить её и отведать приготовленных ею блюд. Будь здорова, уважаемая, Тамара Сергеевна, живи долго и счастливо!
               
                Антонина Максимова