Путь совершенствования

Елена Разум
 
           (лекция-конспект)
     Когда человек может сказать: "Вот теперь я вполне совершенен? " Возможно ли окончательное совершенство, когда вся жизнь - путь совершенствования? Может ли человек настолько усовершенствовать своё земное мастерство, что ничего больше нельзя было бы улучшить? Сам этот вопрос абсурден, ибо совершенство не имеет чётко очерченной границы. Любой Учитель является чьим-то учеником, в этом суть закона Иерархии. "Довольно для человека, чтобы он был как Учитель его", - говорил Иисус. Ведь и Учитель постоянно совершенствует себя - и это создаёт непрерывность движения. " Кто не идёт вперёд - идет назад". Во Вселенной невозможно "почить на лаврах", - это неминуемо приведёт к разложению, как бы велики не были достижения. И смерть не является остановкой вечного устремления. Конечно, если оно было - устремление.
   
      Труд становится осмысленным и продуктивным, когда совершенствуется человек, и, улучшая качество труда, он улучшает свою внутреннюю сущность - это самый прекрасный в мире заколдованный круг  Стараясь сделать работу лучше, чем вчера, человек привлекает к себе более высокие энергии, которые окажут влияние на всю его жизнь.
    
      Совершенствуются формы жизни на Земле, совершенствуется Человек - физически, умственно, духовно. Цель его жизни - вечное стремление от низшего к высшему. То, что было невозможно для человека вчера, завтра будет достижимым, если человек приложит усилия. "Улучшайтесь, друзья, неустанно!"- таков завет " Живой Этики ".
    
      Человек - начало всего. Как можно улучшить общество, не улучшив каждого человека? " Очисти мышление и после познай три наихудших свойства твои и предай их сожжению в огненном устремлении ", - сказано в Агни-йоге. Это огромная работа. Если бы каждый искоренил три своих худших свойства, мир истинно преобразился бы!
      
      Лучшее, что может сделать человек для мира - улучшить самого себя. " Лишь чистые сердцем узрят Бога". Лишь чистые сердцем могут оказывать на окружающих мощное влияние. Главным критерием истинности любого Учения является жизнь его последователей. Чему может научить человек, который не хозяин даже своей души? В первые века христианства именно высокая нравственность последователей стала магнитом, привлекающим сердца.
   
      Испытывать себя мы можем лишь в общении, и в общении с теми, кто может быть, не очень доброжелательно настроен к нам и не вполне соответствует нашим идеалам. Человек, находясь в одиночестве, может казаться себе вполне достойным уважения и умеющим держать себя в руках, а общаясь с людьми, впасть в раздражение по ничтожному поводу.
    
     И большое счастье, и большое несчастье расплавляют материю и сила устремления человека умножается многократно. Любящий - поистине, всемогущий человек. Переполняющее его счастье стремится улучшить всё на своём пути, и не позволит ему поступить недостойно. Равно и в общей опасности люди утончают свои восприятия и становятся сострадательней к ближним. Беда выявляет сущность человека. В опасности трус и негодяй будет виден как на ладони. Очень точно пел В. Высоцкий: "Там поймёшь, кто такой! "
      
     Не только Дух, но и интеллект необходимо тренировать всю жизнь. Если же этого не происходит - нечего удивляться постепенному ухудшению памяти и остроты ума - во всём законы одинаковы:"Кто не идёт вперёд - идет назад! "
   
     Что касается совершенствования физического тела, то, конечно, само по себе, оно, как всякое улучшение, полезно. 'В человеке всё должно быть прекрасно", к тому же "быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей". Если человек не может улучшить свою внешность, сомнительно, чтобы он мог улучшить свои мысли. Но если совершенствование тела происходит за счёт умственных способностей, то человек становится подобным прекрасной статуе. А если от Венеры Милосской или Аполлона не требуется, при всей их красоте, способности думать, то человек по сути своей - Мыслитель.
   
    " Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный", - говорил Христос. Человек может стать  кем угодно: и "ничтожным червём", как его пытается представить наша церковь, и сияющим каждой своей гранью Алмазом Совершенства.
    1996 г. (автор не известен)