Письмо Исмаила ал-Йараги

Али Албанви
Письмо Исма‘ила ал-Йараги обращённое к джамаатам дагестанских сёл (1869)


Ал-Хаджжи Исма‘ил б. Мухаммад ал-Йараги ал-Курали ’ад-Дагистани ал-Йараги (1810–1904) — муршид, хафиз, южнодагестанский учёный, преподаватель медресе (мадраса), сын известного учёного и идеолога народно-освободительного движения в Дагестане Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838).


Исма‘ил б. Мухаммад ал-Йараги в течение около двадцати лет он занимал должность главного кади (кади ал-кудат) Кюринского округа Дагестанской области. О нём пишут, в частности историк ал-Хасан ал-Алкадари (ум. 1910), приходившийся Исма‘илу ал-Йараги племянником, и Назир ад-Дургили (ум. 1935). Ал-Хасан ал-Алкадари (ум. 1910) называет его в числе лучших ’алимов Дагестана:


«Сын именно этого Эфенди (Мухаммада ал-Йараги — прим. автора) и есть упоминаемый ал-Хаджжи Исма‘ил-эфенди, который усвоил полностью все науки в обучении у своего отца и у прочих учёных Дагестана, много лет занимался в своём селении преподаванием, а потом в течение около двадцати лет был кадием в Кюринском окружном суде. В настоящее время, потеряв способность к мирской службе, он занялся благочестием у себя дома. Он набожный человек, достигший восьмидесяти лет жизни и ожидающий во здравии и покое, что Аллах Всевышний продлит срок его праведной жизни, да хранит его Аллах Всевышний в благоденствии и почёте». Сохранился написанный Исма‘ил-эфенди биографический очерк Мухаммада ал-Йараги. ’Исхак, младший брат Исма‘ила, был, по словам ал-Алкадари также «глубоким учёным».


В работе востоковеда из г. Дербент Мирзы Казем-бека (ум. 1870) «Мюридизм и Шамиль» приводятся слова имама Шамиля, который сказал:


«Хаддис-отец и Хаддис-сын весьма учёные мистики в Дагестане».


Несмотря на тот весьма странный факт, что известнейшему востоковеду не было ничего не известно об наставнике имама Шамиля — Мухаммаде ал-Йараги (так Казем-бек пытаясь идентифицировать в своей работе обоих «Хадиссов», пишет, что «такого имени на Востоке мы не знаем; в первый раз я слышал его от Шамиля»), по общему мнению, здесь в тексте идёт речь об Мухаммаде ал-Йараги и его сыне Исма‘иле ал-Йараги. Причём оба учёных со слов Шамиля названы — муршидами:


«После Мансура нам извест­ны имена Мухаммада Хасс-Мухаммада, Хаддисов и Джамал ад-Дина, которые в Куринском и Аварском ханствах при­готовляли поприще нынешнего муридизма. Хаддисы, отец и сын, были муршидами и имели много муридов. Джамал ад-Дин кумыцкий был сильный муршид, имевший в числе своих многочисленных мюридов самого Кази-Муллу».


Эпитет «Хаддис» в данном контексте использован не как имя собственное или фамилия, как, видимо, считал Казем-бек, и не в прямом смысле слова «хадис», а в усечённой форме слова «мухаддис», то есть человек, сведущий в науке о хадисах, глубоко разбирающийся в системе оценки степени достоверности хадисов, со своими специфическими критериями и терминологией. Называя этим словом своих учителей, имам Шамиль ал-Гимрави (ум. 1871), ставший уже пленником, в доверительной беседе с прославленным учёным, возможно, полагая, что тот знает, о ком именно идёт речь. Среди скупых сведений о ал-Хаджжи Исма‘иле ал-Йараги необходимо особо отметить два стихотворения лезгинского поэта Етима Эмина (ум. 1884): «Груша» и «Благословенный Исма‘ил». Также известны его деловые письма, адресованные окружному судье Кюринского округа (стихотворец работал судьёй в селе Ялцуг под началом Исма‘ила). До потомков дошло одно письмо и самого Исма‘ила, в котором он поручает Эмину разрешить определённые судебные дела. Эти письма свидетельствуют о том, что отношения этих двух служителей правосудия не ограничивались лишь кругом деловых вопросов. Эти документы красноречиво подтверждают тесные дружеские связи между начальником и подчинённым, несмотря на внушительную разницу в их возрасте. ал-Хаджжи Исма‘ил-эфенди называет Эмина «моим драгоценным сыном». Такой же огромной любовью, благоговением отвечает и поэт. Вдобавок к этому Эмин смело называет ал-Хаджжи Исма‘ила и «моим другом». А в посвящённых ему стихотворениях поэт расширяет масштаб своих высоких эпитетов, обрисовывая своего героя и как «пожертвование справедливости», и как «счастье нашей страны», и как «достигшего совершенства мюршида» и т. д.


До нас также дошло письмо, написанное рукой кади Исма‘илом ал-Йараги, обращённое ко всем джамаатам сёл о наступлении месяца Рамадан и начале поста. 1286 г. х. / 1869 г.


Следует добавить, что родству их душ предшествовал тот, несомненно, основополагающий факт, что отец Е. Эмина — Севзихан (Савзихан), умерший, когда сыну было пятнадцать лет, числился среди муридов, последовавших за Мухаммадом ал-Йараги во время гонений на него и друживших с его сыном. Из стихов классика лезгинской поэзии мы также знаем тахаллус (псевдоним) ал-Хаджжи Исма‘ила ал-Йараги — «Забийулла» (араб.; — букв. «Жертва, выбранная Господом») — прозвище, восходящее к кораническому сюжету жертвоприношения Исма‘ила. Наличие псевдонима даёт основание предположить, что сын великого шайха имел отношение и к литературной работе.


Сравнительно недавно стало известно, что Исма‘ил-эфенди ал-Йараги написал биографический очерк о своём отце «Тарджамат хал аш-шайх Мухаммад б. Исма‘ил ал-Йараги ал-Курали» («Биография шайха Мухаммада, сына Исма‘ила ал-Йараги ал-Курали»). На надмогильном памятнике ал-Хаджжи Исма‘ила ал-Йараги в сел. Верхний Яраг (лезг. Вини Ярагъар, ныне урочище Магарамкентского р-она) высечена арабская эпитафия, полный текст которой гласит:


«Каждый, кто на ней (т. е. на Земле), исчезнет. Усыпальница шайха, выдающегося ученого, хафиза (т. е. знающего Коран наизусть), совершившего обряд хаджа (ал-хаджж) Исма‘ил-эфенди, сына шайха, хафиза Мухаммада-эфенди, сына Исма‘ил-эфенди, сына Малла Шайх-Камала, сына Нузура ал-Йараги, — да освятит Всевышний Аллах их могилы, да будут освещены их могилы! Он умер (буквально: «забрал его Всевышний Аллах») в месяце сафар 1322 г.» (т. е. между 17 апреля и 15 мая 1904 г. по григорианскому календарю).


Здесь важно привести ещё одну надгробную надпись, обнаруженную в селе В. Яраг:


«Это — могила блистательного ученого Мухаммад-эфенди — сына великого ученого, ал-Хаджжи Исма‘ил-эфенди — сына гордого ученого, знавшего Коран наизусть, мухаджира, накшбандийского изгнанника, известного, несравненного навеки шайха Мухаммад-эфенди — сына ученого кадия Исма‘ил-эфенди — сына ученого Шайх-Камала-эфенди».


Как видно, речь идёт о сыне Исма‘ил-эфенди ал-Йараги, названного в честь великого деда, также, с особым уважением, упомянутого в этой надписи. Внук Мухаммада ал-Йараги, предположительно, родился после смерти деда. У Исма‘ил-эфенди был еще и второй сын по имени Малла Мухаммад ал-Йараги (ум. 1902/03).


Автор: ‘Али Албанви

На фото: Письмо кади Кюринского округа Исмаила сына Мухаммада ал-Йараги обращённое ко всем джамаатам сёл [Электронный ресурс] Режим доступа: https://t.me/turas_dagestan/33, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 08.01.2023). — Яз. рус.


АЛ-ЙАРАГИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Верхний Яраг (сел. Верхний Йараг, лезг. Вини Ярагъар) Кюринского округа, ныне урочище в Магарамкентском районе Дагестана.

АЛ-КУРИ, АЛ-КУРАЛИ — нисба указывающая на происхождение из южнодагестанской области Кюра (лезг. Куьре); историко-географическая область в Южном Дагестане — одна из основных областей расселения лезгин. Расположена между рекой Самур на юге и областью Табасаран на севере. Территориально соответствует современным Курахскому и Сулейман-Стальскому р-нам Дагестана. Ограничена с запада и юго-запада Самурским хребтом, с юга — р. Самур. Исторический центр — сел. Курах, нынешний — сел. Касумкент.

’АД-ДАГИСТАНИ (тур. ed-Da;;st;n;, ad-D;;ist;n;) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к историческому Дагестану (ныне, земли частично современные Дагестан и Азербайджан). Нисба «ад-Дагистани» использовалась не только в отношении жителей собственно Дагестана, а выходила за его современные административные границы. Исторически в понятие «Дагестан» (азерб. Da;;stan) входила территория от Ширвана и до Ингушетии. В качестве примера можно привести нисбу известного в Чечне исламского учёного Шамс ад-дина сын Аута — аш-Шали ’ад-Дагистани («из сел. Шали из Дагестана»). При этом населенный пункт Шали расположен на территории современной Чеченской Республики. Нисбой «’ад-Дагистани» могли именоваться также жители северных районов современного Азербайджана. Эту нисбу носил широко известный всему исламскому миру шафи’итский факих, учёный ‘Абд ал-Хамид ’аш-Ширвани ’ад-Дагистани («из Ширвана из Дагестана») и многие другие.


Литература / источники


1. Письмо кади Кюринского округа Исмаила сына Мухаммада ал-Йараги обращённое ко всем джамаатам сёл [Электронный ресурс] Режим доступа: https://t.me/turas_dagestan/33, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 08.01.2023). — Яз. рус.