Летучий голландец

Петрович 8
«Летучий голландец»  — легендарный парусный корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Обычно люди наблюдают такой корабль издалека, иногда в окружении светящегося ореола.
 Согласно легенде, когда «Летучий голландец» встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых.
В морских поверьях встреча с «Летучим голландцем» считалась плохим предзнаменованием.
Легенда о корабле-призраке «Летучий голландец» родилась в эпоху великих мореплаваний и географических открытий.

В поисках морского пути в Индию, в 1492 году был открыт новый континент — Америка. Далекие плавания к неизвестным землям на парусных кораблях были очень опасны: нередко корабли пропадали без вести со всем своим экипажем.
Смелому португальскому мореходу Бартоломео Диашу  в 1488г., удалось обогнуть мыс Доброй Надежды. Но во время одного из своих последующих плаваний он пропал без вести вместе со своим кораблем (29 мая 1500 г.) возле этого самого мыса, который он первоначально назвал мысом Бурь.

Среди португальских моряков родилось поверье, что Диаш будто бы вечно скитается по морям на корабле-призраке.
Множество легенд, английских, испанских, немецких, рассказывает о корабле мертвецов, встреча с которым предвещает кораблекрушение. Особенно прославилась легенда о «Летучем голландце», возникшая в начале XVII века в Нидерландах.
Она донесла до нас имена двух капитанов, некогда живших в Голландии и, видимо, безвестно погибших в море. Согласно разным версиям легенды, капитана призрачного корабля зовут Ван Страатен или Ван дер Декен.

  Перелистывая пожелтевшие книги и старые судовые журналы, одни говорили, что, верятно, это был капитан Ван Страатен из прекрасного города Дельфта. Другие клялись, что звали его Филипп Ван дер Декен. Хотя какие судовые документы могли сохраниться за почти четыреста лет? Архивные мыши давно бы сделали своё дело по прочтению этих манускриптов…

Но как бы то ни было, в одном сходятся все: капитан этот был самым злым и самым свирепым человеком на свете. Пользуясь правом автора этого рассказа, беру на себя смелость назначить капитаном будущего «Летучего голландца» Филиппа Ван дер Декена…

Здоровенный, двухметровый голландец. Свирепый взгляд синих глаз из под тяжелых надбровных дуг. Смуглая, продублённая морскими ветрами кожа лица. Спутанная грива ярко-рыжих волос и такая же борода. Говорили, что во время грозы его рыжая борода вспыхивает огнём. Огромная золотая серьга в левом ухе. И если прибавить к этому портрету пудовые кулаки, грубый низкий голос, то получится, почти полный,  портрет богохульника и сквернослова капитана Ван дер Декена… Зловещая картина, не правда ли?

О нём говорили, что он всегда носит за голенищем тяжелых ботфортов толстую плеть с свинцовым шариком на конце. Одним ударом этой плети можно было убить любого человека. Хотя это он мог сделать и голыми руками.

И хотя капитан не должен участвовать в абордаже, а руководить боем, Ван дер Денкен иногда не мог отказать себе в этом кровавом развлечении. Вот тогда, один только его вид внушал врагам ужас. В испанской кирасе, с тяжелой абордажной саблей, диким рёвом парализуя волю противников, капитан врезался в самую гущу абордажного боя, упиваясь его азартом, кровью и смертью.

Экипаж был под стать капитану: висельники, отпетые мерзавцы, головорезы, кандидаты на каторгу, а скорее на рею... Готовые за своим капитаном, за добычей, хоть в ад. Никакой честный матрос не соглашался,  по доброй воле, служить под началом этого капитана? Одно имя его наводило ужас.

Когда капитан шёл по узким уличкам любого портового городка, даже старые моряки стаскивали шапки с голов и гнули окостенелые от старости спины в почтительном поклоне. Не успеешь поклониться, попробуешь его знаменитую плеть.
Когда Ван дер Денкен  входил в портовый кабак, за ним с гоготом и криками вваливалась его команда. Посетители старались незаметно убраться подобру-поздорову. Даже забияки с пудовыми кулачищами разом скисали.

У хозяина, хоть он и пытался улыбаться дорогим гостям, тряслись поджилки. Он  быстрей начинал поворачиваться среди бочек с пивом. Один взгляд капитана — и его ноги становились проворней, чем ноги молодой лани. Хозяин тащил на стол бутылки с лучшим вином, пивом, жареных индеек и каплунов. И даже не смел заикнуться о плате.
Официально Ван дер Денкен был опытным и удачливым капитаном перевозившим пряности. Уважаемым капитаном и торговцем. Хотя почти каждому были известны неофициальные похождения этого капитана. Многие в те непростые времена не брезговали никакими заработками, вплоть до работорговли.

Корабль его ходил и к далёкой Яве, и к берегам Индии, и к Антильским островам Карибского бассейна. Нидерландские колонии были в то время и в Южной Америке на островах Карибского моря, в Западной и Южной Африке, на полуострове Индостан, в Индонезии и не только.

Но  была и оборотная сторона медали…   Ван дер Денкен мог поднять   и «Весёлого Роджера», правда лишь взвесив все «за» и «против». Что бы это не повредило его репутации, хотя и это его не очень и беспокоило. Хотя кто бы мог обвинить его в этом, ведь живых свидетелей не оставалось! Главное – это барыши, выгода.

Там, где разбивались и  гибли другие, его корабль оставался целым и невредимым. Казалось, корабль заговорён, и всё ему нипочём: и бури, и шквалы, и подводные рифы.

 Всюду сопутствовала капитану необыкновенная удача. Его знали во всех портах обоих полушарий. Был он тщеславен, самолюбив и горд, как сам дьявол, любил золото, но слава была для него дороже золота.

Ван дер Денкен  имел дело с «Объединённой Ост-Индской компанией») — нидерландской торговой компанией. Которая была основана в 1602 году и просуществовала до 1798 года. Она осуществляла торговлю  чаем, медью, серебром, текстилем, хлопком, шёлком, керамикой, пряностями, перцем, корицей, гвоздикой, кардамоном, ванилью, бадьяном, куркумой, тмином и даже опиумом, с Японией, Китаем, Цейлоном, Индонезией, не забывая конечно и родину Нидерланды!
 
Не брезговал капитан и живым товаром. В трюме нечем было дышать. Рабы умирали десятками от болезней и голода. Не беда! Мёртвых за борт! Если в живых останется половина, всё равно удастся перепродать их с барышом. Акулы жирели, следуя за кораблем. Они не отставали от него: знали, что будет пожива.

Говорили, что проклятый капитан молится дьяволу и он во всём ему помогает. Снова и снова выходил он в море и каждый раз возвращался с богатой добычей. Такая уж ему во всём дьявольская удача.

Этой легенде исполняется в этом году триста восемьдесят три года, по той причине, что нам точно известно начало этой легенды 1641 год…

Вариант её гласит, что в 1641 году нидерландский капитан Филипп Ван дер Деккен  возвращался из Ост-Индии в Европу и вёз на борту молодую пару. Капитану приглянулась девушка; он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой, но девушка предпочла смерть позору и выбросилась за борт, сначала прокляв капитана. Буквально сразу после этого события, на корабль налетел жестокий шторм.

При попытке обогнуть мыс Доброй Надежды корабль попал в сильный шторм. Среди суеверных матросов началось недовольство, и штурман предложил переждать непогоду в какой-нибудь бухте. Но капитан застрелил его и нескольких недовольных, а затем поклялся, что никто из команды не сойдёт на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс,— даже если на это уйдёт вечность. Голос с неба сказал: «Да будет так!». Этим Ван дер Деккен, слывший страшным сквернословом и богохульником, навлёк на свой корабль проклятие.
 
Теперь он, бессмертный, неуязвимый, но неспособный сойти на берег, обречён бороздить волны мирового океана до второго пришествия. Хотя, по некоторым версиям, у него есть шанс обрести покой: раз в десять лет Ван дер Деккен может вернуться на землю и попытаться найти ту, что добровольно согласится стать его женой. По другой версии, есть некое магическое слово, которое может снять проклятие и упокоить «Летучего голландца» и его экипаж. Вот только никто не знает это слово…

Другой вариант легенды гласит о другом варианте произошедшего. Однажды капитан должен был совершить плавание из Атлантического океана в Тихий океан, от острова Мартиника(остров в центральной части архипелага Малые Антильские острова, расположенного в Карибском море Атлантического океана),  к островам Хуан Фернандес (группа островов в составе Чили, расположенная в юго-восточной части Тихого океана) . А это уже Вест-Индия. И плыть надо уже мимо мыса Горн.

 А в марте месяце плыть мимо мыса Горн мог решиться далеко не каждый, даже опытный капитан. В проливе часты сильные шторма, причём шторма пролива Дрейка являются одними из самых сильных на планете — ветер более 35 м/с и волны выше 15 метров тут не редкость.

Сильный ветер на мысе Горн, дует всегда с запада на восток, это часть Западных ветров умеренного пояса и образует течение Западных Ветров. Моряки, огибающие мыс Горн и спускающиеся ниже 50-й широты, прозвали их «неистовые пятидесятые».
Когда уже грузили на корабль последние бочки солонины, подошёл к капитану богато одетый юноша. Он был чужим в этих краях и ничего не знал о страшной славе капитана.

Оказалось, что отец его невесты живёт на одном из островов Хуан Фернандес. Он тяжело занемог и хочет благословить юношу и свою дочь перед смертью. Если капитан доставит их туда, то юноша щедро расплатится.

Принял их на борт капитан вместе со слугами и поклажей, вышел в море. Подпоив одного из слуг, он узнал, что юноша богат и везёт с собой много золота.
По приказу капитана схватили матросы молодого испанца и бросили в море, а за ним следом всех его слуг. Девушке капитан предложил стать его служанкой или ступать вслед за своим женихом

Девушка прокляла убийцу! Последними её словами были: «Пусть же ты никогда больше не увидишь берега!» И бросилась в бездонную пучину.
Капитан лишь засмеялся сатанинским смехом. Но словно в ответ на слова девушки послышался рёв и свист урагана. Он налетел с запада.
Корабль подплывал к мысу Горн. Матросы испуганно сбились в кучу. Беда! Мы пропали! Мыс Горн! Это вход в преисподнюю!

Ещё древние греки, первые мореходы, делили людей на живых, мёртвых и тех кто ходит в море… На погибель морякам высится тут чёрный утес, вечно окутанный туманом. С грохотом дробятся волны, разбиваясь о скалу.
Здесь сталкиваются течения двух океанов. Даже в тихую погоду нелегко плыть мимо этой скалы.
Но капитан и не думает повернуть назад. Он ведь первый на корабле, после Бога!
Встречный ураган! Тем лучше! Обогнуть в такую погодку мыс Горн! Будет о чём порассказать, вернувшись в Нидерланды.
Водяные валы обрушиваются на корабль. Град, как картечь, колотит по деревянной  палубе. Ледяной коркой покрывается такелаж.
Корабль, весь треща и дрожа, как живой, карабкается на волну. Но с таким же упорством, всякий раз ветер отбрасывает его назад. Вот уже вторую неделю как на привязи крутится корабль на одном месте.

В разрывах быстро несущихся туч то блеснёт, то спрячется месяц.
Ужасна буря в бледном свете месяца. Всё перемешалось: клочья туч и обрывки пены. В волнах ныряют льдины и обломки разбитых кораблей. Океан  ревёт. Ветер гудит  в такелаже
Да, буря устроила тебе неплохую ловушку, капитан. За всё надо расплачиваться…Море столько лет баловало тебя. Подбрасывало тебе, то попутный ветер, то штиль, то лёгкий шторм. А теперь оно решило показать, что ты такой же простой моряк, как и все остальные, такая же игрушка моря.

Капитан ослеплён яростью. О горе, он совсем потерял голову! Ему кажется, что буря уносит его славу вместе с клочьями парусов, флагом и кусками мачты.
Как? Повернуть назад, а потом людишки будут рассказывать, что он уступил, струсил, сдался? О конечно, при нём они будут молчать. Но разве он сможет стереть улыбку с их лиц, заткнуть им рты, едва только он отвернётся. Они будут втихомолку издеваться над ним!
В ужасе смотрят матросы. Невесть откуда появился огромный чёрный ворон и уселся на мачте. Вестник смерти! Своим зловещим карканьем он словно пророчит им гибель. Ветер рвёт и ломает такелаж.

 Сто тысяч чертей и ведьм! — кричит капитан. — Пусть дьявол заберёт мою душу! Я обогну этот проклятый мыс Горн, даже если мне придётся плавать до Страшного суда.
Молнии, огненными клубками, падают на корабль. Ворон с хриплым карканьем кружит над палубой.
Дьявол поймал тебя на слове. Ты проклят, капитан! А вместе с тобой и команда. Вы будете плавать вечно. Вам никогда не обогнуть этот мыс. Неслыханной силы ураган будет всегда поджидать вас около мыса Горн. Волны станут стеной, а ветер отшвырнёт корабль назад.

Сколько времени утекло с тех пор, никто не знает. На этом корабле потеряли счёт времени, оно для них остановилось… Никто не сошёл и никогда не сойдёт с этого корабля на берег. И имя у него теперь другое «Летучий голландец».
А впереди у них вечность. И стремление только вперёд и вперёд. «Летучий голландец» не может остановиться. Все попытки и усилия хотя бы замедлить этот безумный и страшный бег – тщетны. Якорные цепи оборваны, якоря утеряны в бессильной попытке впиться в морское дно…

 Щемящая многовековая тоска  по земле, по родине поворачивает корабль к берегу. Но едва лишь покажется на горизонте узкая полоска земли, неведомая сила отталкивает, отбрасывает корабль от берега.

А встреча с «Летучим голландцем» посреди бушующего моря предвещает беду! А моряки, как правило, народ суеверный.
У того, кто его увидел, кровь стынет в жилах. Несётся по волнам корабль-призрак. Вот огромная волна подняла его на свой гребень. Нет, это не корабль, это только остов корабля. Он весь светится красным светом. Ветер свистит между рёбрами шпангоутов. Сломаны мачты, перепутаны канаты. Но до отказа надуты ветром рваные паруса. Нет, это не матросы сгрудились на его палубе, это призраки. А вот и проклятый капитан. Он стоит на носу корабля. Ветер вздыбил дырявый плащ за спиной.

«Летучий голландец» соскальзывает с волны. А ветер ревёт всё громче. Всё выше вздымаются волны. Словно «Летучий голландец» выпустил на волю все ветры и бури.
А те, кто увидел корабль-призрак, уже прощаются с жизнью. Горе морякам, утратившим мужество в час опасности! Им уже не совладать с бурей.
Только немногим счастливцам удаётся уцелеть после встречи с «Летучим голландцем».
Существуют и  другие версии легенды о «Летучем голландце», как те…

- Предполагалось, что Ван дер Деккен заключил пари с самим дьяволом: он продаст свою душу, если корабль минует мыс и не наскочит на скалы. Вот только капитан не уточнил, что это нужно только один раз, поэтому теперь весь экипаж обречен на вечные скитания.

- Еще одна легенда гласит, что команда «Летучего голландца» так торопилась домой, что не пришла на помощь другому тонущему кораблю, за что была проклята.

- И самая мифическая версия: экипаж корабля подхватил страшную болезнь, при которой они не были живы, но и до конца не умирали. Из страха, что болезнь может быть занесена на берег, ни один порт не принимал судно, поэтому матросы так и остались в море.

Согласно ещё одной легенде, одним непогожим днём много лет назад, Вандер Деккен сошёл с ума и начал убивать членов своей команды, сбрасывая их в море. Затем он бросил вызов Богу, чем навлёк на себя его гнев. В качестве наказания он и его корабль должны вечно скитаться по морям
За время своей жизни Вандер Деккен создал себе зловещую репутацию, и в итоге легенда о нём распространилась по всему миру. И в каждой легенде говорится, что он был проклят.

Интересную историю-легенду рассказывали английские моряки с трёхмачтового парусника «Глостер», который шёл к берегам Англии.
Однажды среди бела дня, справа по борту, словно поднявшись из глубин моря, вдруг появился «Летучий голландец». Стоял штиль, но с немыслимой скоростью летел «Летучий голландец», будто был у него свой собственный ветер, надувавший его рваные паруса. Мгновенно он оказался возле «Глостера» на расстоянии одного кабельтова.
От «Летучего голландца» отвалила шлюпка. Пронзительно заскрипели уключины, когда навалились на вёсла матросы-призраки.

Люди на «Глостере» словно окаменели. Лодка подошла совсем близко, и на палубу упал холщовый мешок. Ветхий холст расползся, и по палубе рассыпались письма. И тут же как сгинула шлюпка. Пропал из глаз и «Летучий голландец».
С ужасом смотрели моряки на эти письма, не смея подойти к ним.
Громко всхлипнул юнга. Страшно мальчишке! Тут и бывалых моряков бьёт дрожь. Море спокойно, и пропал из виду «Летучий голландец», но как спастись, когда вот они, проклятые письма!

Всё равно увлекут их эти клочки бумаги в пучину моря.
И тогда сказал старый матрос, с волосами белыми, как морская соль:
— Есть только одно средство, чтобы нам спастись. Слышал я о нём, когда ещё был молод, от моряков, таких же старых, как я сейчас. Надо взять письма с «Летучего голландца» и прибить их гвоздём к фок-мачте. Тогда «Летучий голландец» потеряет власть над нашим кораблём.
Самые отчаянные из матросов поспешно, торопя друг друга, прибивают письма к фок-мачте.
«Глостер» сошёл с намеченного курса. Скорей в ближайший порт! Лишь бы избавиться от этой страшной почты. Так письма мертвецов пришли на родину.
Молодая голландка в белоснежном чепце с удивлением берёт из рук почтальона мятое, пожелтевшее письмо. Странный адрес написан на нём: «Розе ван Хольп, на улице святого Николааса, в доме, где скобяная лавка, напротив трактира «Зелёный гусь».

Немало походил почтальон по городу с этим письмом. Давно уже нет ни трактира «Зелёный гусь», и нет скобяной лавки, где-то на чердаке ржавеет её железная вывеска.

Девушка роняет листок и боится поднять его. Письмо адресовано её прабабке, которая вот уже много лет покоится в могиле.
А «Летучий голландец» продолжает свой не знающий конца путь...
Сколько раз упорно и безнадёжно возвращался он к мысу Горн! Но всякий раз, как щепку, подхватывал его яростный ураган, кружил в воздухе и отбрасывал назад в море.

Горе кораблю, если повстречается ему посреди океана «Летучий голландец» — предвестник верной гибели!
Испытывает ли радость его жестокий капитан, вымещая свою злобу и отчаяние на встречном корабле? Или устал он тащить за собой груз проклятий и слёз?
Кто знает!

Как неприкаянный носится он по волнам морей и океанов. Сегодня светит ему Южный Крест, а завтра — созвездие Большой Медведицы.
Желанна и заманчива для него смерть. Измученный бесконечным странствием, сколько раз правил капитан свой корабль на скалы! Но скала, обернувшись волной, мягко подстилалась под дырявое днище корабля.

На вечные скитания осуждён «Летучий голландец». Так гласит легенда.