Нестарое кино. Нелюбовь

Анна Алексеевна Золотовская
НЕСТАРОЕ  КИНО.«НЕЛЮБОВЬ». 

Небольшое  предисловие.

Фильм был снят в 2017 году.  Так получилось, что я его не только не посмотрела,  но даже ничего не слышала о нём.

В этом году я была занята своим здоровьем.  Этому предшествовали три операции на глазах, а между ними – почти полная слепота.  Бесконечные анализы, перенос операции на несколько месяцев вымотали мои нервы до предела.  Жуткая депрессия не оставляла меня и после последней операции.
Весь 2017 год я «приходила в себя».  Зимний месяц я провела в санатории у южного моря, потом месяц жила в горах.  На лето я уехала в деревню  на север к Белому морю.  Там по возможности ковырялась в своём небольшом огородике и трудилась в удворке вокруг дома. 

Ноутбук мой в деревне не работал, я ничего не писала. Читала только бумажную литературу, в основном сохранившиеся в доме старые журналы «Роман-газета»,  «Новый мир», где печатались когда-то хорошие советские писатели.
Словом, фильм «Нелюбовь» прошёл мимо меня.

Я даже ничего не слышала о фильме.  А ведь о нём в то время много писали и говорили. Картина получила много международных призов,  «мировая премьера состоялась в основной конкурсной программе 70-го Каннского кинофестиваля, где фильм получил Приз жюри».

Не привлекло моё внимание даже название фильма «Нелюбовь».  Возможно, меня даже отторгало это название…  Да мало ли сейчас вокруг нас этой «нелюбви».   А  увидеть ещё одну банальную историю отношений между женщиной и мужчиной – меня не привлекало.
Словом,(уже повторяюсь) ничто  не заставило меня  захотеть посмотреть этот фильм.

И вот сейчас, работая над рубрикой «Старое кино» о фильме «А если это любовь», я узнала, что внучка известной советской актрисы Жанны Прохоренко сыграла в фильме «Нелюбовь» главную роль.
И только поэтому  я стала смотреть эту картину.

Итак, о фильме «Нелюбовь» мои впечатления.

Однако начало фильма  тоже не очень настраивало на просмотр.  Постоянно чёрно-серый экран негативно давил на  настроение.

Действие начинается на природе.  После уроков в школе мальчик идёт по лесу с корявыми и поваленными деревьями то ли ранней весной, то ли поздней осенью.  Его здесь ничто не привлекает.  Вытащив из мусора старую оградительную ленту, он её от нечего делать забрасывает высоко на ветку дерева.  И идёт дальше.  Глядя на одинокого 12-летнего  мальчика, меня что-то начинает тревожить.

Чувствуется, что этой тропой он идет не первый раз. Я начинаю понимать, как одинок этот ребёнок.  Только одинокого человека может  привлекать такой непривлекательный лес.  Только одиночество  ищет здесь ответного  настроения.
Да, одиночество сопровождает всюду Алёшу (роль исполняет мальчик Матвей Новиков).

Он приходит домой, где его никто не ждёт.
Мать и отец  почти не живут в этой квартире.  Они в стадии развода. Совместную квартиру родители решили продать.  Окончательное решение упирается в то, с кем будет жить их сын и обостряется тем, что никто из родителей не хочет взять ребёнка к себе. Он будет помехой в их новой жизни.

Они не любят его, как не любят друг друга. Сын  был нежелательным ребёнком с самого зачатия. Как объяснила это Женя, мать Алёши, (актриса Марьяна Спивак), что «залетела» случайно и  по глупости не сделала аборт.

Отец Алёши (артист Алексей Розин) давно живёт с другой женщиной, которая ждёт от него ребёнка.

Все трое в этой квартире изначально чужие друг другу люди.
И весь ужас в том, что Алёша это  понимает.  Но родители не задумываются  хоть как-то объяснить создавшуюся драму в семье сыну-подростку.  Им проще его не замечать.

Накануне вечером Алёша слышит разговор, точнее – скандал, родителей о том, как каждый из них хотел бы «спихнуть» сына от себя.

Этот ужас он переживает один в своей комнате.  Он по-детски взахлёб плачет.  Никто его слёз не видит и не слышит.  Ни мать, ни отец не заходят к нему, чтобы пожелать спокойной ночи.

Утром мать,  как обычно, уткнувшись в телефон,  дежурно спрашивает:
- Чего такой квёлый?  Ешь…
- Не хочу… 
И, схватив куртку, выбегает из дома.

Мать весь день занята собою, она готовится к вечернему свиданию с любовником.
У неё хорошее настроение, она со всеми приветлива, звонит друзьям, охотно отвечает на звонки…

И только о сыне она ни разу не вспомнила.  У мальчика  вроде и телефона нет, как у каждого современного подростка в нормальной семье.
Утром мать, уставшая от любовных утех, приезжает на такси домой.   Как обычно, даже не заглянув  в комнату ребенка, она, счастливая и расслабленная,  ложится спать.
Об исчезновении Алёши она узнаёт только после звонка из школы, где он не был уже второй день.
Недовольная, она звонит отцу.  Для обоих это досадное недоразумение  даёт сбой в их привычной  жизни для себя.  Они не спешат что-то предпринимать.
И всё же матери пришлось звонить в полицию.

Из беседы оперуполномоченного с родителями мы узнаём, что родители совсем ничего не знают о своём ребёнке. Ничего!  Что должны знать родители.
По совету  его же, Женя решила обратиться к координатору поискового отряда «Вера» - Ивану (артист Алексей Фатеев).

Вот здесь наконец-то я вздохнула  с надеждой.  Мне понравилась слаженная работа волонтёров, их ответственное отношение к   судьбе в общем-то чужого для них ребёнка.  Понравился профессионализм  поисковиков-координаторов. Ах, как я поверила в удачу этих людей, что Алёшу всё-таки найдут.
Я сама в молодости участвовала в подобном поиске. И об этом я рассказала в серии «Спасатели и спасённые -2».  Мы тогда нашли заблудившуюся в тайге 12-летнюю девочку Свету.

А вот  Алёшу, к моему великому огорчению, не нашли.
Поиск продолжался в городе. Волонтёры  опросили десятки людей, расклеили сотни фотографий пропавшего мальчика.

Мать с отцом едут в больницу.  Нет, и там его нет!

Остаётся – морг…
Мать, увидев обезображенный труп мальчика, кричит:
Это не он! Это не он!

Наконец-то её покинуло невозмутимое спокойствие. Она в истерике бросается с кулаками на  всё так же молчаливого мужа, обвиняя того, что это он во всём виноват.

Но как-то странно слышать обвинения Её.  В чём его вина  сильнее, чем её?.  Может, в том, что 12 лет тому назад он случайно зачал этого ребёнка?

Алёшу так и не нашли.  Поиски прекращены.

Квартира продана.  Ничто не напоминает родителям о  пропавшем сыне.
Вот только мы, зрители, видим в лесу когда-то заброшенную  одиноким мальчиком заградительную ленточку да сохранившийся листок с фото Алеши.  Но родители здесь не бывают, они не знают мест, где гулял их сын.

И всё-таки мы, зрители, задаём вопрос:
А счастливы ли родители без Алеши в новой семье, в новой их жизни?
У отца родился сын.  Но, похоже,  и этот ребёнок ему не нужен. Он так же равнодушен к нему.

А мать…  Она по-прежнему занята собой, своей внешностью, своим здоровьем.  Но можно с уверенностью сказать,  что вряд ли она снова опростоволосится и позволит ещё раз себе «залететь» и забеременеть.

Вначале просмотра я задавала себе вопрос: так что же всё-таки  такое «нелюбовь».
Мои жизненные наблюдения подсказывают мне, что этот порок к людям приходит генетически, он передаётся от поколения к поколению...

История, рассказанная в фильме, подтверждает мои наблюдения.  Ведь и у бабушки Алёши, матери Жени, не было любви к дочери. Кстати, совершенно так же относилась и дочь к матери.

Женя говорит своему бывшему мужу, что она вышла за него замуж чтобы скорее уйти от своей «матери – злой одинокой стервы».

Мать не стремится помочь дочери в беде, Она не отвечает на её звонки и даже двери не хочет открыть,  когда к ней приехали дочь, зять и волонтёр.
Предваряя просьбу родителей «повесить» на нее внука, Она грубо показывает кукиш своей дочери, не стесняясь посторонних.  Не дождётесь!
Слава Богу, мы знаем и другие примеры из жизни: когда мальчики, брошенные отцами в детстве, во взрослой жизни  становились  самыми примерными семьянинами и любящими отцами.

Да! Пути Господни  неисповедимы.

Режиссёр фильма Андрей Звягинцев так определил название своего фильма:
«Нелюбовь – это не просто отсутствие любви. А ее антипод.  И не противоположная сторона вопроса, не банальная ненависть или холодное равнодушие, а это что-то большее – НЕЛЮБОВЬ».

Январь 2023 года.