Симфонические концерты в нашем городке - большая редкость, поэтому,
когда я узнал, что будут давать бетховенскую симфонию, а во втором отделении -
его же фортепианный концерт, то, понятное дело, помчался покупать билет. Мы,
истинные ценители музыкальной классики, знаем: симфоническую музыку надо
обязательно слушать «живьём», в концертном зале: только так можно получить
настоящее, ни с чем не сравнимое удовольствие - услышать произведение именно в
таком виде, как его задумал автор! Всякие там записи, «ютубы» и телетрансляции -
это все даже «рядом не стояло», правильно о них говорят: «консервы»!
С этими мыслями влетаю в филармонию, там, возле кассы, как
подтверждение, вижу афишу этого концерта с числом и портретом «Людвиг Ваныча»,
перемещаю взгляд на электронную схему зала, чтобы понять, есть ли свободные
места в центре моего любимого 11-го ряда...
И тут понимаю, что что-то не так...
Возвращаю взгляд на афишу и... О, господи: портрет Бетховена красуется на
фоне... оркестра народных инструментов! Балалайки там, баяны, домры... Фон этот,
правда, был слегка «размыт» фоторедактором, сделан немного нечётким, - для
лучшего выделения портрета композитора, - и, вроде, не особо заметен этот
«ляп»... Но от нас-то, прожжённых поклонников симфонической музыки, таких вещей
не скрыть! Ведь, не смотря на то, что до даты концерта ещё три недели, в моей
душе он уже начался: уже звучат во мне те самые мощные бетховенские аккорды, уже
началась там вечная битва человека с судьбой - на самом пике душевных сил, на
самой вершине вдохновения гения музыки...
...и эта афиша с народным оркестром - как фальшивая нота в
самом начале этой симфонии, как «кикс» валторниста в самый ответственный
момент...
Блин...
Расстроенный, спрашиваю у кассирши:
- А что это у вас венский классик на фоне балалаек изображён?
- Какой ряд? - отвечает кассирша из окошечка. Ну, будто не расслышала, а на
самом деле все расслышала, но, либо не поняла фразы «венский классик», либо я
не уже первый задаю вопрос по поводу этой нелепицы, и ей просто надоело
отговариваться...
- Я про афишу.
- Молодой человек, вы билет брать будете? - раздражённо верещит кассирша за
окошечком. - Если будете, так берите! А про афиши всякие я не знаю ничего, я их
не рисую и не развешиваю... Вон, на второй этаж идите, там у молодёжи
спрашивайте про свои афиши... Их новое руководство понабрало, они теперь и
командуют нами, и афиши рисуют, и вообще - всё...! Так какой вам ряд?
- Одиннадцатый, - отвечаю. В середине.
И пока кассирша оформляет мне билет, я думаю: «ну что я, как дурак,
попрусь сейчас на второй этаж, буду там кого-то искать, объяснять кто я, что
я... Может, они уже и афишу переделали, только перевесить не успели...»
Ещё раз посмотрел на афишу, где особо выделялся исполнитель на
контрабас-балалайке, задорно выглядывавший из-за правого плеча Людвига Ван
Бетховена...
« - А вдруг не переделали? Мало ли...»
И, как частенько бывает в таких случаях, я, все ещё сомневаясь и
размышляя «нужно - не нужно», вдруг обнаруживаю себя на втором этаже напротив
двери с надписью «Ведущий специалист».
Как говориться, деваться некуда, делаю глубокий вдох, стучусь, захожу.
Встречает меня симпатичная девушка, вся такая модная-модная: от макушки до
пяток. На мониторе компьютера замечаю окошко какой-то соцсети. Здороваюсь.
Объясняю цель визита. Слышу в ответ:
- Ну, собственно, что вас не устраивает? Дата и время концерта верно
проставлены? Программа соответствует?
- Да, конечно, но я не об этом же! Видите ли ...
- Тогда я вообще не вижу здесь проблемы! - перебивает она меня, не отрывая
взгляда от монитора. - Мы информацию донесли до вас верно и в полном объёме, а
что касается художественного решения афиши, то вы же понимаете, - и тут она
повернулась ко мне и улыбнулась великолепным рядом белоснежных зубов, - на всех
ведь не угодишь!
А я, глядя на ее зубы, зачем-то спрашиваю:
- Скажите, а правда, что в состав инструментов симфонического оркестра входят
домры, балалайки и баяны?
Девушка как-то странно посмотрела на меня, и я сразу понял, что ответа
она не знает. И даже с трудом понимает, о чем вообще идёт речь...
- Знаете, - замешкалась она, - мы... специально консультировались по этому
вопросу... с Руководством!
- И что сказало ваше руководство?
- Ну, - ответила девушка с горькой усмешкой, - Руководство сказало, что мы
являемся ведущими специалистами в сфере культуры и нам стыдно не знать таких
элементарных вещей!
- И что это значит?
- Ну... Это значит... Ну, пожалуйста, только, между нами, ладно? - девушка
вздохнула и почти прошептала: - Руководству, в общем-то, пофигу, так как
Руководство знает, что никто не обратит внимания на эту мелочь!
Она была уверена, что такое «откровение» меня точно удовлетворит, и я,
наконец, отчалю восвояси, а она вернётся к своей соцсети.
Но, увы, я ее подвёл...
- Как это: «руководство знает, что никто не обратит внимания»? Ну, вот я же
обратил! Потому что это, простите, для меня - совсем не мелочь!
- Ну, это же - вы! Вы - профессионал старой школы, вас - единицы, с вами ясно
все... - разочаровано вздохнула девушка и обречённо взглянула на заждавшееся её
окошко соцсети. - А, впрочем, что вас конкретно в этом не устраивает?
- Меня не устраивает то, что на концерт симфонического оркестра с программой из
произведений классика западноевропейской музыки приглашает фотография с
изображением народного оркестра!
- Ну, я не знаю, может быть, наш симфонический оркестр недавно получил звание
«народного» ! Я уточню этот момент!
- Оркестра народных инструментов, чтобы вам было понятно!
- А-а, инструме-ентов...? - скучающим тоном ответила девушка. - Ну, вы скажите,
какие инструменты, по вашему мнению, надо добавить в этот оркестр, и мы внесём
ваше предложение на рассмотрение Руководства!
Я слегка удивился и решил уточнить:
- А, то есть, если я предложу к домрам, балалайкам и баянам добавить скрипки,
виолончели и валторны, то ваше руководство сможет это сделать?
- Да, безусловно! Наше Руководство может решить любой вопрос! А как вы сказали,
"балдорны"? Я запишу.
Она взяла в руки пачку жёлтых стикеров.
- Валторны. Это такой медный духовой инструмент!
- Медный! Ух ты: медь сейчас в тренде, хорошо сочетается с шерстью и трикотажем!
Это интересно...
Видимо, у меня был слишком удивленный взгляд, потому что девушка вдруг
замолчала, а потом решила «перейти в наступление»:
- А-а, я поняла: вы не любите балалайки... Вы не любите русскую культуру! Вы -
русофоб?!
- Да, нет, - начал было оправдываться я, - я очень люблю русскую музыку, как
народную, так и классическую, и на концерты русского народного оркестра хожу с
удовольствием, но..., простите, ведь народные и симфонические инструменты - это
же, как бы сказать, совсем разные вещи!
- Ну и что? Что вас пугает? Мы же должны воплощать новые тренды, цифровые
трансформации и эффективные методы управления, создавать инновационные проекты,
соединять ранее несоединимое... Главное - все это делать со знанием дела,
компетентно, так сказать! Знаете, Руководство как раз и требует от нас свежих
идей, нового подхода, современных решений! Ведь двадцать первый век на дворе,
нужно соответствовать!
- И?
-Ну, вот! Вы же сами видите! Даже вы, профессионал старой школы, обратили
внимание! А значит - у нас все получилось!
- Что получилось, простите?
- Ну... Вызвать интерес зрителя!
-А, по-моему, ваша афиша - это просто "ляп", признайтесь уже!
- Знаете: «ляп», не «ляп» - это ведь ваше личное мнение, правда же? А мы,
профессионалы, не должны учитывать чье-то одно мнение, мы можем провести
социологический опрос, общественные слушания, и даже ознакомить вас лично с его
результатами! Если, конечно, вы обратитесь с соответствующим обращением к
Руководству!
- Да я теперь и не знаю даже... За Бетховена немного обидно!
- За кого? Простите, мне показалось, что вы один пришли! А что же ваш Бетховенов
не зашёл, чего стесняется, топчется в коридоре? Пусть заходит, мы же открыты к
диалогу...
- Да, знаете, он не может, к сожалению...
- Ой, извините, не сразу вас поняла: знаете, мы сами уже давно боремся за то,
чтобы у нас установили специальный подъёмник для инвалидов, но пока нам
отвечают, что нет средств.. Такие бездушные люди, знаете ли, эти финансисты. ..
- Да нет, не из-за этого! Бетховен - это известный композитор... И..
- Ух ты! Правда, известный? А Моргенштерна он поёт? А можно заселфиться с ним?
Девчонки в бухгалтерии сдохнут от зависти! Где он, ваш Бетховенов, тащите его
сюда!
Сдавать билет я, конечно, не стал, и, сидя в концертном зале посередине
одиннадцатого ряда, благодарил судьбу за то, что музыканты пока ещё не
углубились в поиски инновационных проектов в дебрях цифровых трансформаций...
Я наслаждался музыкой старика Бетховена именно в том виде, в каком он её задумал
и написал двести лет назад...,
... и черт с ней, с этой афишей!
07.01.2023 г. Курск