Диалог двух культур

Андрей Немиров
Симфонические концерты в нашем городке - большая редкость, поэтому,

когда я узнал, что будут давать бетховенскую симфонию, а во втором отделении -

его же фортепианный концерт, то, понятное дело, помчался покупать билет. Мы,

истинные ценители музыкальной классики, знаем: симфоническую музыку надо

обязательно слушать «живьём», в концертном зале: только так можно получить

настоящее, ни с чем не сравнимое удовольствие - услышать произведение именно в

таком виде, как его задумал автор! Всякие там записи, «ютубы» и телетрансляции -

 это все даже «рядом не стояло», правильно о них говорят: «консервы»! 


        С этими мыслями влетаю в филармонию, там, возле кассы, как

подтверждение, вижу афишу этого концерта с числом и портретом «Людвиг Ваныча»,

 перемещаю взгляд на электронную схему зала, чтобы понять, есть ли свободные

места в центре моего любимого 11-го ряда...


       И тут понимаю, что что-то не так...


Возвращаю взгляд на афишу и... О, господи: портрет Бетховена красуется на

фоне... оркестра народных инструментов! Балалайки там, баяны, домры... Фон этот,

правда, был слегка «размыт» фоторедактором, сделан немного нечётким, -  для

лучшего выделения портрета композитора, - и, вроде, не особо заметен этот

«ляп»... Но от нас-то, прожжённых поклонников симфонической музыки, таких вещей

не скрыть! Ведь, не смотря на то, что до даты концерта ещё три недели, в моей

душе он уже начался: уже звучат во мне те самые мощные бетховенские аккорды, уже

началась там вечная битва человека с судьбой - на самом пике душевных сил, на

 самой вершине вдохновения гения музыки...


                ...и эта афиша с народным оркестром - как фальшивая нота в

самом начале этой симфонии, как «кикс» валторниста в самый ответственный

момент...


    
     Блин...


     Расстроенный, спрашиваю у кассирши:

- А что это у вас венский классик на фоне балалаек изображён?

- Какой ряд? - отвечает кассирша из окошечка. Ну, будто не расслышала, а на

 самом деле все расслышала, но, либо не поняла фразы «венский классик», либо я

не уже первый задаю вопрос по поводу этой нелепицы, и ей просто надоело

отговариваться...

- Я про афишу.

-  Молодой человек, вы билет брать будете? - раздражённо верещит кассирша за

окошечком. -  Если будете, так берите! А про афиши всякие я не знаю ничего, я их

не рисую и не развешиваю... Вон, на второй этаж идите, там у молодёжи

спрашивайте про свои афиши... Их новое руководство понабрало, они теперь и

командуют нами, и афиши рисуют, и вообще - всё...! Так какой вам ряд?

- Одиннадцатый, - отвечаю. В середине.


И пока кассирша оформляет мне билет, я думаю: «ну что я, как дурак,

попрусь сейчас на второй этаж, буду там кого-то искать, объяснять кто я, что

я... Может, они уже и афишу переделали, только перевесить не успели...»



Ещё раз посмотрел на афишу, где особо выделялся исполнитель на

контрабас-балалайке, задорно выглядывавший из-за правого плеча Людвига Ван

Бетховена...

« - А вдруг не переделали? Мало ли...»


И, как частенько бывает в таких случаях, я, все ещё сомневаясь и

размышляя «нужно - не нужно», вдруг обнаруживаю себя на втором этаже напротив

двери с надписью «Ведущий специалист».


Как говориться, деваться некуда, делаю глубокий вдох, стучусь, захожу.

Встречает меня симпатичная девушка, вся такая модная-модная: от макушки до

пяток. На мониторе компьютера замечаю окошко какой-то соцсети. Здороваюсь.

Объясняю цель визита. Слышу в ответ:

- Ну, собственно, что вас не устраивает? Дата и время концерта верно

проставлены? Программа соответствует?

- Да, конечно, но я не об этом же! Видите ли ...

- Тогда я вообще не вижу здесь проблемы! - перебивает она меня, не отрывая

взгляда от монитора. - Мы информацию донесли до вас верно и в полном объёме, а

что касается художественного решения афиши, то вы же понимаете, - и тут она

повернулась ко мне и улыбнулась великолепным рядом белоснежных зубов, - на всех

ведь не угодишь!

А я, глядя на ее зубы, зачем-то спрашиваю:

- Скажите, а правда, что в состав инструментов симфонического оркестра входят

 домры, балалайки и баяны?

Девушка как-то странно посмотрела на меня, и я сразу понял, что ответа

она не знает. И даже с трудом понимает, о чем вообще идёт речь...

- Знаете, - замешкалась она, - мы... специально консультировались по этому

вопросу... с Руководством!

- И что сказало ваше руководство?

- Ну, - ответила девушка с горькой усмешкой, - Руководство сказало, что мы

являемся ведущими специалистами в сфере культуры и нам стыдно не знать таких

элементарных вещей!

- И что это значит?

- Ну... Это значит... Ну, пожалуйста, только, между нами, ладно? - девушка

вздохнула и почти прошептала: - Руководству, в общем-то, пофигу, так как

Руководство знает, что никто не обратит внимания на эту мелочь!


Она была уверена, что такое «откровение» меня точно удовлетворит, и я,

наконец, отчалю восвояси, а она вернётся к своей соцсети.

Но, увы, я ее подвёл...



- Как это: «руководство знает, что никто не обратит внимания»? Ну, вот я же

обратил! Потому что это, простите, для меня - совсем не мелочь!

- Ну, это же - вы! Вы - профессионал старой школы, вас - единицы, с вами ясно

все... - разочаровано вздохнула девушка и обречённо взглянула на заждавшееся её

окошко соцсети. - А, впрочем, что вас конкретно в этом не устраивает?

- Меня не устраивает то, что на концерт симфонического оркестра с программой из

произведений классика западноевропейской музыки приглашает фотография с

изображением народного оркестра!

- Ну, я не знаю, может быть, наш симфонический оркестр недавно получил звание

«народного» ! Я уточню этот момент!

- Оркестра народных инструментов, чтобы вам было понятно!

- А-а, инструме-ентов...? - скучающим тоном ответила девушка. - Ну, вы скажите,

какие инструменты, по вашему мнению, надо добавить в этот оркестр, и мы внесём

ваше предложение на рассмотрение Руководства!

Я слегка удивился и решил уточнить:

- А, то есть, если я предложу к домрам, балалайкам и баянам добавить скрипки,

виолончели и валторны, то ваше руководство сможет это сделать?

- Да, безусловно! Наше Руководство может решить любой вопрос! А как вы сказали,

"балдорны"? Я запишу.

Она взяла в руки пачку жёлтых стикеров.


- Валторны. Это такой медный духовой инструмент!

- Медный! Ух ты: медь сейчас в тренде, хорошо сочетается с шерстью и трикотажем!

Это интересно...

     Видимо, у меня был слишком удивленный взгляд, потому что девушка вдруг

замолчала, а потом решила «перейти в наступление»:

- А-а, я поняла: вы не любите балалайки... Вы не любите русскую культуру! Вы -

русофоб?!

- Да, нет, - начал было оправдываться я, - я очень люблю русскую музыку, как

народную, так и классическую, и на концерты русского народного оркестра хожу с

удовольствием, но..., простите, ведь народные и симфонические инструменты - это

же, как бы сказать, совсем разные вещи!

- Ну и что? Что вас пугает? Мы же должны воплощать новые тренды, цифровые

трансформации и эффективные методы управления, создавать инновационные проекты,

соединять ранее несоединимое... Главное - все это делать со знанием дела,

компетентно, так сказать! Знаете, Руководство как раз и требует от нас свежих

идей, нового подхода, современных решений! Ведь двадцать первый век на дворе,

нужно соответствовать!

- И?

-Ну, вот! Вы же сами видите! Даже вы, профессионал старой школы, обратили

внимание! А значит - у нас все получилось!

- Что получилось, простите?

- Ну... Вызвать интерес зрителя!

-А, по-моему, ваша афиша - это просто "ляп", признайтесь уже!

- Знаете: «ляп», не «ляп» - это ведь ваше личное мнение, правда же? А мы,

профессионалы, не должны учитывать чье-то одно мнение, мы можем провести

социологический опрос, общественные слушания, и даже ознакомить вас лично с  его

результатами! Если, конечно, вы обратитесь с соответствующим обращением к

Руководству!

- Да я теперь и не знаю даже... За Бетховена немного обидно!

- За кого? Простите, мне показалось, что вы один пришли! А что же ваш Бетховенов

не зашёл, чего стесняется, топчется в коридоре? Пусть заходит, мы же открыты к

диалогу...

- Да, знаете, он не может, к сожалению...

- Ой, извините, не сразу вас поняла: знаете, мы сами уже давно боремся за то,

чтобы у нас установили специальный подъёмник для инвалидов, но пока нам

отвечают, что нет средств.. Такие бездушные люди, знаете ли, эти финансисты. ..

- Да нет, не из-за этого! Бетховен - это известный  композитор... И..

- Ух ты! Правда, известный? А Моргенштерна он поёт? А можно заселфиться с ним?

Девчонки в бухгалтерии сдохнут от зависти! Где он, ваш Бетховенов, тащите его

сюда!



Сдавать билет я, конечно, не стал, и, сидя в концертном зале посередине

одиннадцатого ряда, благодарил судьбу за то, что музыканты пока ещё не

углубились в поиски инновационных проектов в дебрях цифровых трансформаций...

Я наслаждался музыкой старика Бетховена именно в том виде, в каком он её задумал

и написал двести лет назад...,
               

                ... и черт с ней, с этой афишей!



                07.01.2023 г. Курск