Читаем Евангелие с художниками. Понтий Пилат

Вадим Гарин
ОЧЕРК 7. Часть 1

Очерки о Всаднике Понтии Пилате я посвящаю другу и замечательному писателю, коллеге по Прозе.ру, Евгении Серенко, которая поддерживала меня во всех  начинаниях.

ЧАСТЬ 1 Всадник Понтий Пилат.

                «Странное напряжение
                пульсирует вокруг
                имени "Понтий Пилат",
                и счастлив тот, кто в это
                напряжение вовлечён»*.
                А. Меняйлов

               
                Коллаж автора

Фото 1 на коллаже: Картина Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат», чаще всего называемую «Что есть истина?». Картина написана в 1890 г. Холст, масло, 233х171. Находится в Государственной Третьяковской галерее. Москва.

Фото 2 на коллаже: Картина Антонио Чизери (1821-1891гг.) "Ecce Homo" (Се человек). Написана около 1860, примерно до 1880 года. Большинство искусствоведов датируют 1871г. Холст, масло, 90х70. Находится  в галерее Палатина (Палаццо Питта) во Флоренции.
 
Фото 3 на коллаже: Картина  Михай Мункачи (1844-1900гг.) «Христос перед Пилатом» Картина написана в 1881г. Холст, масло, 417х636. Находится в Венгерской национальной галерее. Музей Дери, Дебрецен.

Фото 4 на коллаже: Андрей Шишкин (д.р. 1950г.)  «Понтий Пилат» Портрет написан в 2018 году, холст, масло, 60х50,  Москва.
 
Фото 5 на коллаже: Скульптура Понтий Пилат и пёс Банги. Скульптор-монументалист Иван Владимирович Коржев (д.р. 1973г. в Москве). Заслуженный художник РФ. Скульптура выполнена по сюжету из повести М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Материал: мрамор. Размер: высота 41 см. ширина 32 см. глубина 28 см.

Фото 6: Итальянский скульптор Гиберти Лоренцо (1378-1455гг.) Барельеф «Пилат умывает руки» (по Мф 27:24) на северных воротах баптистерия Иоанна Крестителя возле флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Год создания 1403-1424гг. Эпоха Раннего Возрождения.

Фото 7: Понтий Пилат. Увеличенный фрагмент картины Михая Мункачи «Христос перед Пилатом. (см фото 3 коллажа)


                Перечитывая Евангелие, постоянно останавливаюсь на допросе Иисуса Христа Понтием Пилатом и возможном, но не случившемся Его освобождении. Толпа освободила разбойника и осудила на смерть праведника. Размышления…  Интерес к Понтию Пилату огромен.
 
                На сюжет столкновения Пилата и Иисуса написаны картины, романы, статьи, исследования. Сняты художественные фильмы. В литературе самый широко известный  и читаемый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Он имеет сложную композицию. В нём библейский сюжет, занимающий в романе всего четыре главы из двадцати шести. Он имеет практически полную автономность. Так сказать, роман в романе! Эти четыре главы были написаны первыми и задумывались писателем как самостоятельное произведение. Оно удивительно и загадочно! Вершина творчества писателя, где он выразил свои философские мысли о борьбе добра со злом.

                Почему, начиная очерк, я упомянул роман М.А. Булгакова? – спросите вы, - да потому, что Евангелие читали не все, а роман многие, а уж телесериал Владимира Бортко с одноимённым названием, вышедший на экраны телевизоров в 2005 году посмотрела огромная аудитория. Зрители и читатели романа видят библейскую историю глазами Булгакова. Переосмысленную им и философскую. Оставим его до времени и обратимся к сведениям, известным по документам и публикациям. Имя Понтия Пилата в Символе веры навсегда спаяно с исключительным событием – Распятием Иисуса Христа. Если бы не было распятия, никто кроме историков и не вспомнил бы о прокураторе Иудеи.

                Понтий Пилат на страницах Евангелия предстаёт перед нами человеком, уверенным в невиновности Иисуса и желающим освободить Его, поэтому отношение к Пилату даже внутри самой Церкви неоднозначно. Он утвердил приговор и в то же время пытался спасти Иисуса Христа.

                Точных сведений о его жизни нет, зато существуют самые разнообразные легенды, противоречащие друг другу. Пилат стал героем ряда новозаветных апокрифов, а Эфиопская православная церковь даже причислила Понтия Пилата и его жену Клавдию Прокулу** к лику святых! Почитает их память 25 июня.
                Многие апокрифы допускали даже, что Пилат впоследствии раскаялся и стал христианином, что противоречит всей жизни грозного прокуратора.

                Целый отряд художников писали этот сюжет. Мне больше других нравится три полотна: картина Н. Ге «Что есть истина?», где изображён Пилат, допрашивающий Иисуса (на картине он представляет живописную версию восемнадцатой  главы Евангелия от Иоанна); картина итальянского художника Антонио Чизери «Се человек» (Ecce homo), который, как и Ге, показал Понтия Пилата со спины в момент судебного заседания. Он указывает на Иисуса, стоящего рядом с ним на балконе, и говорит собравшемуся народу: "Это человек вашего Бога", и картина венгерского художника Михая Мункачи «Христос перед Пилатом».

                Я поклонник творчества Н.Н. Ге и восхищаюсь его картинами не в пример многим из общества того времени.  Особую неприязнь  картина вызвала у властей. Разгорелся конфликт, который вылился в запрет на экспонирование его картин. Особую ярость  вызвала именно картина «Что есть истина? Христос и Пилат». Её сняли с ХVIII выставки передвижников по приказу санкт-петербургского градоначальника, а Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев высказался о картине, как о профанации Евангелия.
                - Социалист в самом неприглядном костюме и с всклокоченными волосами, — так описал Христа в картине  издатель и журналист того времени Александр Суворин.

                Что же так разозлило власть?  А разозлила неординарность художника, талант реалиста. Он, по мере работы над библейскими мотивами, всё дальше и дальше уходил от церковного канона и устоявшейся художественной традиции, которую представляли выдающиеся живописцы мира: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан и др. У них Христос всегда красив с телом атлета. Вспомним Тициановскую картину с таким же названием «Се человек», написанную в 1543 году Картина великолепна. Нарядная толпа, всадники, воины с алебардами…
                Избитый Иисус на картине стоит на лестничной площадке дворца в набедренной повязке и терновом венке на голове. Несмотря на истязания, Он выглядит, чуть ли не античным метателем диска. Рельефные мышцы торса и ног, бицепсы. Мог ли Иисус быть таким? Думаю, нет.
                А Понтий Пилат у Тициана скорее напоминает самодовольного примитивного павиана, расфуфыренного  чиновника, а не сурового воина, коим являлся бывший заслуженный командир турмы***,  позже грозный прокуратор Иудеи. Я не чувствую в картине исторической правды, поэтому  и не поместил её в коллаже.

                Совсем другое дело у Н.Ге.  На картине фигуры Пилата и Иисуса разделяет свет. Несмотря на то, что по традиции добро всегда изображали светлым, Ге неожиданно поместил Иисуса в тень, как бы говоря, что в жизни не так легко отличить добро от зла. Измождённый и истерзанный Иисус со всклоченными волосами,  грязной одеждой с пятнами крови, тем не менее, имеет твёрдый и решительный взгляд, который объясняет Пилату  царство истины Иисуса (И-н 18:36-38). А Пилат, изображённый со спины, имеет мощную фигуру, занимающую почти треть полотна. Он повернул голову к зрителю в четверть оборота, и мы видим профиль сильного и уверенного в своей правоте человека. Он усмехается словам Иисуса и, протягивая к нему руку, насмешливо вопрошает: «Что есть истина?» Он уверен, что никакой истины на свете не существует. Для прокуратора истина пустое слово.
                Интересно мнение Л. Толстого о картине.  Толстой переписывался с американским дипломатом, политологом и историком Джорджем Фрост Кеннаном (1904-2005гг.), который считался знатоком России, где проживал длительное время. Самая известная его книга о России: «Сибирь и ссылка». Кстати, была запрещена властями.
 
                Так случилось, что Н.Д. Ильин - присяжный поверенный (адвокат), фанатичный толстовец по призванию - на свой страх и риск взялся организовать показы картины Ге в Европе и Соединённых Штатах.
               Об этом узнал Л.Толстой и написал Кеннану письмо, чтобы тот обратил внимание на картину, которая, по мнению Толстого, составляет эпоху в истории христианской живописи, и он просит содействовать пониманию её американской публикой.
                Вот что пишет Толстой в письме восьмого августа 1890 года о картине:
                «Достоинство картины, по моему мнению, в том, что она правдива (реалистична, как говорят теперь) в самом настоящем значении этого слова. Христос не такой, какого бы было приятно видеть, а именно такой, каким должен быть человек, которого мучили целую ночь и ведут мучить (снова). И Пилат такой, каким должен быть губернатор теперь в ….. и в Массачусетсе» (Показ удалось осуществить, но и там картину не поняли. Время её ещё не пришло).

                Ге не идеализировал образ Христа, что вызывало негодования у его современников, в числе которых был и император Александр III, который запретил экспонировать работу Ге, потому что она оскорбляет чувства верующих. Он даёт прямое указание К.П. Победоносцеву:
                «Картина отвратительная, напишите об этом И.;Н.;Дурново (министру), я полагаю, что он может запретить возить её по России и снять теперь с выставки» (6.03.1890г.)
                Пожалуй, и теперь, глядя на эту картину, зрители могут разделиться на два лагеря. Тех, кто видит в ней смысл, и тех, кто вопрошает, как Пилат, "Что есть истина?
                А Ге был уверен, что главным является красота духовная и воспевал именно её. «Он шел от себя, от своего понимания, видения, мировоззрения, которое отражало всю сложность идейных и художественных исканий его времени».

                На следующей картине коллажа (фото 2) итальянский художник Антонио Чизери изобразил прокуратора Иудеи, который показывает народу Иисуса Христа после бичевания, желая возбудить сострадание толпы.
                "Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «Се, Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его!» Пилат говорит им: «возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нём вины»" (И-н 19:5).
                Картина написана в 1871 г. в стиле неоклассицизма в исторической манере. Художник работал над ней в течение долгих лет, создав много эскизов. Она была выставлена уже после смерти художника.
                Пилат изображён со спины в белой тоге. Он обращается к толпе с вытянутой рукой в сторону Христа, стоящего слева в терновом венке и с обнажённым торсом. Художник наглядно олицетворяет нравственную победу добра над злом. Все персонажи картины смотрят с балкона на решение толпы, и только жена Пилата, (в правом углу картины) Клавдия Прокула, опираясь на плечо служанки, склонила голову и в горе закрыла глаза.

                И, наконец, полотно венгерского живописца Михая Мункачи «Христос перед Пилатом». Вернее, не одно полотно, а трилогия. Самое известное произведение Мункачи состоит из трёх картин. Первая – «Христос перед Пилатом» (1881г.),  второе полотно «Голгофа» (1884г) и третья картина «Ecce Homo» (1896г.)
Я остановился на первой картине, потому что образ Понтия Пилата, как мне кажется, максимально приближен к моему представлению об облике прокуратора. На картине Пилат сидит в роскошном кресле, у которого сделана монограмма S.P.Q.R. — аббревиатура латинской фразы «Senatus Populus que Romanus» («Сенат и граждане Рима»), которую изображали на штандартах римских легионов. Она использовалась в Римской республике и Римской империи. В христианском искусстве монограмма встречается в различных сценах Страстей Христовых и для иллюстраций римской истории, указывая на присутствие римских солдат в Претории.**** На картине Пилат склонил голову и недоверчиво, недружелюбно из-под насупленных нахмуренных бровей поглядывает на арестанта.
                Мункачи в картине достигает большого исторического драматизма. Чувствуется хорошая подготовка, предшествующая написанию полотна. Художником проработаны многочисленные эскизы. Христос у Мункачи спокоен, он, слегка подняв голову, смотрит на прокуратора с чувством собственного достоинства. Руки связаны верёвкой. Иисус одет в белый царственный хитон, в который его облачили после истязаний в качестве насмешки по приказанию Ирода. (В белые праздничные одежды до пола облачались цари Иудеи, так как основным вопросом, который задавали Иисусу на суде был – «Ты царь Иудейский?» (Евангелие от Луки 23:11)). Тут есть противоречие: В Евагелии от Матфея и Марка сообщается, что Иисус после экзекуции был одет в собственные одежды (Мф 27:31; Мк 15:20) , но художник решил изобразить Христа именно в белом хитоне.
                Иисуса окружают люди разных сословий. Тут  и члены синедриона, с ненавистью смотрящие на Христа, а один из них, стоящий рядом по правую руку от прокуратора, указывая на Христа выкрикивает обвинения. Много любопытствующих, беснующиеся… На лице женщины с ребёнком на заднем плане осуждающий взгляд. Всех их сдерживает легионер с копьём.

                В первой части очерка я остановился только на трёх картинах, хотя должен заметить, что сюжет суда отображён в десятках полотен художников, которые я внимательно рассматривал за время работы. Но, поскольку очерк посвящён Понтию Пилату, его значению  в библейской истории, а не сюжету суда над Иисусом Христом и его отображению в изобразительном искусстве, мне хочется поделиться с читателями всем тем, что я сам узнал о прокураторе Иудеи.
                У каждого, кто читает Евангелие, сложилось своё впечатление об историчности библейских событий, о личности пятого прокуратора Иудеи, его делах, характере, судьбе, наконец. Всё это вы прочтёте во второй части. А в конце первой части очерка я хочу поделиться портретами Понтия Пилата – такими, как его представляют жившие в разное время художники.
                На фото 4 коллажа я поместил портрет  Понтия Пилата, написанный  русским художником, нашим современником, Андреем Шишкиным в 2018 году. Портрет размером 60х50, холст, масло, написан в стиле реализма. Художник родился в 1950 году и живёт в Москве. Многие его работы посвящены дохристианской славянской истории (https://a-shishkin.ru/). Работает в частной студии и имеет авторский сайт. Выбрал я его потому, что, на мой взгляд, портрет нельзя не заметить. Пилат на нём – суровый мужчина – воин, правитель в возрасте 40-45 лет (Христу, как известно на момент суда исполнилось 33 года. Так что разница в возрасте между ними невелика). На портрете он философ, погружённый в глубокое раздумье, а в руке сжимает свиток. Что он прочёл и отчего в ярости скомкал пергамент?
                Поскольку Шишкин писал портрет под воздействием прочитанного романа «Мастер и Маргарита»,  вспомним Булгаковские строки:
                «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
                Секретарь почтительно вложил в эту руку кусок пергамента. Не удержавшись от болезненной гримасы, прокуратор искоса, бегло проглядев написанное, вернул пергамент секретарю».

                Мы знаем, что Пилат терпеть не мог царя Иудеи, и тот отвечал ему тем же. Прочитав обвинение Иисусу Христу, он в ярости сжал в руке донесение: «Какого дьявола он загружает прокуратора мелочными вопросами, а не решает их самостоятельно?» - так я представил себе этот жест на портрете. Мысли Пилата в тот момент были далеки от происходящего.
                Мог ли Пилат выглядеть, как художник представил его зрителю? Наверное, мог…
                Кто только из актёров не сыграл Пилата! Кирилл Лавров – стар и его никак не вообразишь отчаянным рубакой-кавалеристом! Ульянов – лучше намного и характер тот же, по моему разумению, но тоже не совсем подходит по возрасту. Жан Маре? Ну, этот вообще аристократ и герой-любовник! Какой из него римский вояка? Добронравов? Тоже нет.
                Иностранных актёров не привожу – их, скорее всего, читатель не знает. Я, подготавливая материал, сам впервые увидел кучу незнакомых иностранных актёров, игравших роль Пилата. Но ни один мне не понравился.
                В изобразительном искусстве гораздо больше выбор, но и тут могу отметить только нескольких. Почему, скажете вы, своё ощущение я ставлю во главу угла и так много уделяю времени портрету Понтия Пилата? Это исходит от моего «видения» литературного текста. При чтении любого текста, у меня в голове выстраивается свой видеоряд персонажей Вот, например, возьмём «Войну и мир» Л. Толстого.
                Бондарчук похож на литературного Пьера Безухова? Играет он блестяще, но в мой видеоряд не попал в основном по возрасту – Пьеру по роману всего 47 лет, а Тихонов точно попал в князя Андрея, Табаков попал в Николеньку Ростова и т.д. Думаю, читателю понятно, о чём я говорю? Вернёмся к Понтию Пилату.

                На фото 5 в коллаже: скульптура «Понтий Пилат и пёс Банга» скульптора-монументалиста Ивана Владимировича Коржева. Пилат тут обрюзгший пожилой мужик с огромными ушами. Он нагнулся к своему псу и положил руку на его голову. Пёс неизвестной породы, но по морде можно судить об охотничьей собаке.
                А мы знаем, что римляне очень любили догов, которые попали к ним из Греции. Римляне были в восторге от боевых качеств догов, которые даже составляли часть римских войск. Поэтому можно предположить, что Пилатовский Банга был именно догом. В общем, я не представляю себе такого Пилата.

                На фото 6 изображён барельеф «Пилат умывает руки» итальянского скульптора Гиберти Лоренцо. В центре рельефа на фоне интерьеров своей резиденции на престоле восседает Понтий Пилат. По обе стороны от него находятся участники судилища – Христос, иудейские первосвященники, книжники и старейшины, народ и стражники. Я поместил барельеф в коллаж как самостоятельное произведение искусства, хотя рассматривать его в отрыве от общей композиции неправомерно. Поэтому решил объяснить читателю, что на этих вратах изображены рельефные сцены и образы из Нового Завета. Они состоят из двадцати восьми квадратных бронзовых панелей, скульптурные композиции в которых окружены квадрифолиями – готическими декоративными элементами. На правой створке ворот, во втором ряду справа находится рельеф «Пилат умывает руки».

Продолжение  http://proza.ru/2023/01/20/890

Примечания:

* Роман Алексея Меняйлова «Понтий Пилат. Психоанализ не того убийства»

**Клавдиа Прокула – жена Понтия Пилата. В Евангелии от Матфея упоминается, как во время суда над Иисусом жена Пилата, не называемая по имени, послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27:19).
Римское имя - Прокула. По свидетельству историка церкви епископа Евсевия она являлась дочерью Римского императора Тиберия (в других источниках незаконная дочь императора). В ряде списков Евангелия от Никодима её стали отождествлять с христианкой – римлянкой Клавдией, упомянутой апостолом Павлом (посл. Тим 4:21). В результате возникло двойное имя — Клавдия Прокула. Считается, что она втайне сочувствовала новому учению, и, по мнению Оригена, её следует признать первой язычницей, обратившейся в христианскую веру.
                В календарях восточнохристианских Церквей Клавдия была прославлена как святая, первохристианская мученица с именем Прокла.

*** Турма (лат. turma) - подразделение эскадрона, конный отряд из 30 — 32 человек, 1/10 (алы) римской армии. В Римской республике конница набиралась из римлян или их союзников и входила в состав легиона. Конница легиона состояла из 300 человек, которые делились на 10 взводов (турм) по 30 человек, a турма на 3 десятка (декурия). Декуриями командовали три декуриона, один из которых командовал всей турмой.

****Претория -  Иерусалимская Претория была временной резиденцией римских наместников в Иудее в течение их пребывания в Иерусалиме по таким случаям, как ежегодный праздник Пасхи. Её местоположение точно неизвестно. Постоянной резиденцией римских наместников служил дворец в Кесарии Палестинской, построенный Иродом Великим.

Автор благодарен коллеге по сайту и другу В. Теняеву за правку текста очерка.