Про справедливость законов в России

Аникеев Александр Борисович
      Сегодня стремления к социальной справедливости у россиян значительно меньше и намного дальше от реализации, чем, например, в Швеции, Норвегии, Дании и прочих стран, где это стремление гораздо чаще высказывается народом и реализуется.

      Более всего несправедливость видна по доходам и благосостоянию в уровне жизни населения страны. Почему богачи России не хотят жить так, как живёт миллионер, допустим, в Швеции, - ездит на маленькой машине, живёт в скромном загородном доме, носит недорогой костюм? Да потому, что там миллионы собираются годами на экономии при справедливых социально-экономических законах, а наши на узаконенном правительством России грабеже населения на основе капиталистического несоответствия количества и качества труда при несправедливом нормировании как труда, так и его продуктов в виде производимых в обществе и необходимых каждому средств для жизни!  Поэтому у наших российских нуворишей всё богатство напоказ и людей это часто раздражает. При советской власти богатые так напоказ не шиковали.

      Финансовые доходы и материальный достаток наших современных богачей таков, что просто не укладывается в голове российского обывателя. И самое главное, наличие дворцов, яхт, помещичьих усадеб никого и ни в чем не изобличает. Наши граждане считают, что иметь все это - законная привилегия любого начальника и предпринимателя зарабатывать на капиталистической эксплуатации населения, что в этом смысле всё "по справедливости норм капитализма".   В то же время часто можно слышать, что такой разрыв между богатством и бедностью, как у нас, совершенно недопустим и что это чудовищная несправедливость.  Но при капитализме, то есть когда монополия капитала выше монополии закона о социальных гарантиях по труду, это НОРМА!
 
       Большинство народа России хочет справедливости от государства и это неудивительно. Государство постоянно декларирует своё стремление к справедливости в политике, экономике, общественной жизни. Например, правительство декларирует необходимость справедливого социального обеспечения, справедливого назначения пенсий, справедливого налогообложения. Судьи декларируют справедливость в качестве целей принимаемых ими решений по уголовным, гражданским и прочим делам. Однако в своей практической деятельности органы власти действуют по законам, инструкциям и предписаниям вышестоящих инстанций, в которых справедливость целью не является. Да и в законах России социальная справедливость только декларируется, а не обеспечивается, хотя в мировой практике фактов социальной справедливости законов и их соблюдения для социального благополучия населения по труду предостаточно!

     Наверное поэтому уже можно видеть стойкое нежелании граждан России искать справедливости у российского государства. Вот результаты исследования, недавно проведенного "Левада-центром": доля тех, кто для защиты своих прав намерен обращаться в суд, за последние два года снизилась с 22 до 16 процентов. О том же свидетельствует статистика, обнародованная Судебным департаментом при Верховном суде: число рассмотренных дел о незаконном увольнении снизилось с 15 974 в 2015 году до 15 382 в 2016-м. Все меньше людей верят, что в суде можно добиться справедливости.

      Судьи говорят: "Мы понимаем, какой справедливости люди ждут от суда. Они хотят, чтобы решение было в их пользу". Но соцопросы опровергают такой взгляд на участников судебных процессов. Да, все хотят, чтобы решение было в их пользу. Но немало и тех, кто готов подчиниться решению суда не в свою пользу, если оно будет справедливым. При этом практика судебных разбирательств, например, по гражданским делам показывает, что в российских судах больше возможностей получить решение в свою пользу имеют богатые и влиятельные граждане, представители власти, бизнесмены и связанные  с ними или зависимые от них люди. Такая практика оценивается гражданами как несправедливая. Поэтому большинство из них в суды не обращаются и терпят несправедливость. Не говоря уже о том, проблема взяточничества в органах власти и бюджетных организациях часто рассматривается как часть неформальных практик. Эти практики, как подтверждают данные специального исследования, поддерживаются укоренённой в российском социуме системой норм и ценностей.

       Законы, по мнению многих, в России несправедливы, а поскольку право и закон не могут быть выше власти, ибо только представители власти определяют законы в обществе, то и получается, что граждане, по-своему, правы. Ведь справедливость каждый понимает по-своему, а закон един для всех. Закон даёт универсальное, то есть равное ДЛЯ ВСЕХ, решение той или иной конкретной социально-экономической проблемы, а наши граждане хотели бы учета их конкретных обстоятельств, чтобы по труду была не только зарплата, но и обеспечение их жизни от общей массы производимых в обществе средств для жизни!  Поэтому говорить о стремлении к становлению справедливых законов представителей нашей власти не приходится. Кроме того, наши люди чувствуют, что нет такой цели ни у судей, ни у прокуроров - решать вопрос справедливо, ибо их задача решать вопросы по закону! Люди на опросах нередко говорили, что в суде вопрос был решен по закону, но несправедливо, а это и доказывает, что сами законы в России несправедливы.  Да и разве мало у нас законов, качество которых оставляют желать лучшего?

     Российские законы лоббируются и принимаются скорее в интересах власть и богатство имущих, чем рядовых граждан – с них взять нечего! Поэтому нормы закона соответствуют пониманию справедливости одними социальными группами и противоречат пониманию справедливости другими. Более обеспеченные и влиятельные социальные группы имеют больше возможностей обеспечить соответствие норм законов своим представлениям о справедливости. В результате нормы российских законов расходятся с пониманием справедливости большинства граждан России, а справедливость реализуется не в следовании закону, а в нарушении его. И, несмотря на это, большинство российских граждан по-прежнему хочет, чтобы справедливость в обществе обеспечивало государство.  И даже когда люди не верят в желание и способность государства решать их проблемы, они все равно апеллируют именно к государству. Почему?

     Важнейшей причиной ожиданий справедливости от государства является сословная организация нашего общества, описанная Симоном Кордонским. Он делит сословия  по средневековым монархическим принципам устройства государства,  по  положению людей в иерархической системе организации общества, что и определяет права, обязанности и привилегии сословий как социальных общностей в отношении их служения государству, без каких-либо принципов равноправия, то есть когда справедливость определяется самой структурой жизни сословий.   В современной России именно такая сословная социальная структура общества стала доминирующей. В сословном обществе доходы и уровень благосостояния определяются не трудом, а служением государству и предпринимательской смекалкой, когда доходы тем выше, чем выше значимость такого служения и предпринимательства.      
      
      По этим причинам в российском обществе доминируют ожидания справедливости от государства по результатам служения интересам его буржуазно привилегированного государственного аппарата власти. Представители государства декларируют справедливость для граждан в качестве цели деятельности органов власти, но реально обеспечивают именно сословную справедливость. Поэтому российское государство оценивается представителями многих социальных групп как несправедливое. По мнению участников соцопросов органы власти не думают о нуждах простых граждан, даже не на все их обращения реагируют, а по собственной инициативе органы власти справедливость могут обеспечивать только в нарушение закона, а значит себе в убыток!
      
     По тому, как разнятся граждане, например, в социально-бытовых условиях жизни, то о какой социальной справедливости по труду вообще можно говорить? Особенно если известно, что для всех определено равенство рабочего времени  как относительно равное ДЛЯ ВСЕХ количество общественно необходимого труда, что должно определять и относительно равное для всех в социальных государствах социальные нормы производимых средств для жизни от их общего производимого в стране количества!  И только то, что производиться сверх норм необходимых для обеспечения социальной справедливости может быть на рынке!

     Что сегодня понимают российские граждане под социальной справедливостью? Что считают справедливым, а что несправедливым? Почему "по закону" не всегда означает "по справедливости"?

      Все хотят справедливости, но понимают ее по-разному, хотя в иерархии социальных запросов российского населения запрос на справедливость, несомненно, лидирует. Об этом говорят результаты многих социальных исследований, которые были проведены в 2013 – 2015 годах. Методами исследования были и анализ ранее произведённых замеров, и экспертные интервью, и массовый анкетный опрос граждан по репрезентативной российской выборке. Результаты этого исследования были сопоставлены с теми, которые были получены Институтом социологии РАН в общенациональном социологическом исследовании мечтаний и целей в жизни российских граждан.

     Сравнение показало, что справедливость является важной мечтой в российском обществе, а реализации этой мечты граждане ожидают от государства. В то же время граждане понимают, что когда государство само несправедливо, то оно поэтому неспособно людям гарантировать справедливость. Из лозунгов, наилучшим образом выражающих личные мечты российских граждан о будущем страны, наибольшее число сторонников, а именно около 45 %, получил лозунг "социальная справедливость, равные права для всех, сильное государство, заботящееся о своих гражданах". Другие лозунги оказались гораздо менее значимыми для большинства. В частности, каждый из лозунгов о демократии и свободе самовыражения личности, о возвращении России статуса великой державы и об обеспечении стабильности в обществе поддержали примерно четверть опрошенных. Остальные лозунги не получили и пятой доли поддержки.

     И хотя у российских граждан нет единого понимание о социальной справедливости, всё же есть два основных понятия, это буржуазная справедливость по капиталу, когда считается, что считать чужие деньги это плохо, а не пойман – не вор!  То есть каждый вправе тратить свои деньги независимо от того, как они достались, праведным трудом или нет.  И есть справедливость по труду, по заслугам перед обществом, когда каждый понимает,  что справедливо жить, это значит жить по чести и совести перед людьми и безгрешно перед Богом!  А поскольку у каждого свои понятия о чести и совести, о грехе и Боге, то отсюда у всех и свои понятия о социальной справедливости!

     Конечно, у каждой социальной группы на понятие социальной справедливости есть свое мнение, что считать справедливым, а что несправедливым, но при этом все хотят справедливости лично для себя и мало кто задумывается о том, какие должны быть законы для обеспечения социальной справедливости для абсолютного большинства граждан страны.  Что касается представителей крупного бизнеса, то они вообще часто закрыты для интервью, но, по некоторым сведениям, у них тоже есть желание справедливости и есть свои представления, например, о том, как справедливо распределять госзаказы или сверхдоходы от предпринимательской деятельности. А если они не нарушают законы при своей предпринимательской деятельности, то они вообще чисты перед законом и народом своей страны.

     Но малоимущие больше всего озабочены именно бытовой социально-экономической несправедливостью и если приходят жаловаться в органы власти, то нередко прямо заявляют: "Я хочу справедливости для себя". Понимание справедливости зависит от того, в какой семье человек воспитывался, какое у него образование, сколько он зарабатывает, как проводит досуг и почти каждый убеждён, что "для всех"  справедливости никогда не будет.   Но некоторые уже понимают, что она может быть только тогда, когда демократическое большинство примет закон, который с правом на труд будет каждому гарантировать право жить достойно своего общественно необходимого труда и социальной дисциплины при выполнении своих гражданских обязанностей!

      Но и здесь у каждого может быть своё понятие социальной справедливости и гражданских обязанностей.  Люди практически очень редко обосновывают справедливость рациональными аргументами. Часто в конкретных ситуациях граждане часто определяют, что справедливо, а что несправедливо чисто интуитивно, на основании собственного социально-экономического опыта, а он у всех может быть очень разным.

      Рациональные аргументы иногда появляются, когда люди излагают своё понимание общепринятых принципов справедливости. Например, в утверждениях, что государство должно обеспечивать своим гражданам равенство социальных прав и свобод в возможностей самореализации. Или что оно обязано поддерживать немощных и больных, проявлять заботу о материнстве и детстве как заботу о будущем государства. Эти принципы нашими гражданами обосновываются вполне рационально. Но даже при достижении согласия по некоторым общим принципам справедливости люди редко оказываются способными применить их при законотворчестве или в конкретных конфликтных ситуациях, чтобы договориться о справедливости между собой.

     Наши люди чувствуют, что нет такой цели ни у судей, ни у прокуроров, ни у правительства, ни у представителей законодательной власти – внедрять в стране социально справедливые законы . И хотя по конституции вся власть в стране принадлежит народу, а кроме законодательной власти у народа больше не может быть никакой власти, ибо исполнительная и правозащитная власть может принадлежать только государственным структурам, то какой можно сделать вывод?

      Вот поэтому многие считают, что справедливости в России не добьешься, нигде и ни в чем. Несправедливым считают наши граждане длительные ожидания очередей на госпитализацию в государственной медицине, отсутствие помощи и сочувствия со стороны чиновников и медицинского персонала к онкологическим больным. И, конечно, в медицине несправедливым многие считают то, что богатые граждане за свои деньги могут получить необходимое им лечение, а бедные в государственной медицине такого права могут не иметь...

     Несправедливо и то, что немало семей в нашей стране до сих пор проживают в аварийном жилье, что у нас много обманутых дольщиков недвижимости. Несправедливо, считают наши граждане, когда полиция ничего не делает для их защиты, даже не всегда принимает заявления от граждан о преступлениях, например, о кражах или избиениях. Таких примеров несправедливости при соцопросах приводилось очень много. И, конечно, более всего несправедливость видна по доходам, благосостоянию, уровню жизни. Потому что у нас богатые не хотят жить так, как живет миллионер, допустим, в Швеции, - ездить на маленькой машине, жить в скромном загородном доме, носить недорогой костюм. У нас все напоказ. И людей это очень раздражает.

      В то же время, по данным опросов, большинство российских граждан не читают ежегодно публикуемые декларации о доходах чиновников. Казалось бы, чем выше неуклонно растущее благосостояние правящего сословия, тем острее должно быть внимание масс к имуществу и доходам его выдающихся представителей. Но нет, зависимость получилась обратная и вот почему: материальный достаток важных персон таков, что просто не укладывается в голове российского обывателя. И самое главное, наличие дворцов, яхт, помещичьих усадеб никого и ни в чем не изобличает. Наши граждане считают, что иметь все это законная привилегия любого начальства. Что в этом смысле все "по справедливости".

     Люди редко выражают публично свое возмущение таким положением дел, но на социологических опросах они разговаривают более свободно и открыто и там можно часто слышать, что такой разрыв между богатством и бедностью, как у нас, совершенно недопустим и что это чудовищная несправедливость.

     В целом можно сделать вывод, что россияне считают наше государство несправедливым, хотя Россия здесь не исключение. Во многих, даже в очень благополучных странах люди ощущают несправедливость мироустройства, но в России это особенно заметно по уровню социального благополучия населения, когда подержанный автомобиль в хорошем рабочем состоянии может стоить дешевле нового хорошего смартфона, а благоустроенное жильё для многих является далёкой мечтой.  Поэтому стремления иметь в стране социально справедливые законы у россиян сегодня значительно меньше, чем у граждан Швеции и Норвегии, Дании и Канады, Швейцарии и Финляндии, где социально-бытовые условия жизни по труду нормируются и обеспечиваются законом, несправедливые деяния пресекаются,  а совершившие их строго наказываются.