Единственный предохранитель

Эми Ариель
2023.01.07

      Вспомнилась совершенно подлинная  житейская история.
      Было это давно, еще в 80-е годы прошлого столетия.  Представьте себе два дачных участка, а дома на них как-то так получилось, построены были очень близко от разделявшей их межи. Никаких заборов в те времена между участками не  ставили,  тогда  вообще не разрешалось возводить заборы в садоводческих товариществах в нашей республике, можно было только высадить живую изгородь из кустов. Однако участки этих соседей даже кусты не разделяли. Да и отношения  сложились вполне нормальные, даже дружеские.

      У соседей слева было большое горе –  безнадёжно болел ребёнок.  Летом семья  перебралась на дачу из шумного города – здесь хоть можно было обеспечить покой и свежий воздух. Девочка   находилась под постоянным присмотром старших, обычно полулежала в сидячей коляске в тенечке под деревом или на открытой террасе  под большим козырьком возле входа в дом со стороны двора.  Малышка   не разговаривала, не могла рассказать о своем состоянии и происходящем вокруг, а старшие, неустанно находясь рядом, как могли старались облегчить её страдания и поддерживать угасающие силы. У соседей справа были двое мальчиков, один ещё совсем маленький, второй дошколенок самостоятельно бегал по саду и по улице.
 
     И вот как-то раз мама больного ребёнка буквально на минуту забежала в дом, чтобы что-то необходимое взять, а когда вышла, увидела, что одеяльце, которым была укрыта  девочка, залито какой-то странной, похожей на краску,  зелёной жидкостью.  Такая же жидкость оказалась и на её лице и волосах. Это было совершенно дико и непонятно  – кто же мог сделать такую мерзость с больным беспомощным ребёнком?  Никаких других мыслей, кроме того, что это проделки соседского мальчишки , даже не возникало. Никто посторонний за такое короткое время на территорию участка со стороны двора  физически не мог бы проникнуть. Да и вся большая семья была дома в этот воскресный день.   Соседи справа - адекватные люди, а вот их мальчишка из озорства наверно и  мог бы плеснуть чем–нибудь в коляску.  Это казалось вполне возможным.  К такому же выводу пришли и другие члены семьи, возмущению которых не было границ. Рассерженная бабушка уже хотела позвать соседа и высказать ему всё, но тут один из мужчин случайно посмотрел вверх на козырёк террасы и остановил назревавший скандал:
- Смотрите!

Из большой щели в деревянной обшивке козырька капала вниз зеленая краска. И тогда мужчины вспомнили про банку с зеленой краской, давно хранившуюся   в кладовке, оборудованной  над козырьком. Почему она вдруг открылась и перевернулась, непонятно.  Возможно, там похозяйничал забравшийся на чердак хорек или другой зверек-нелегал. Конфликт был потушен, не успев начаться, а соседи навсегда остались друзьями.

Как видим, причина этого простого бытового случая  оказалась совершенно неожиданной и такой  маловероятной,  о чем даже и предположить не могли участники этой истории.
 
     Почему мне вспомнился этот случай?    По аналогии подумалось вот о чем.

     Человечество особенно в последние десятилетия в условиях глобализации всех  сфер жизни и сосредоточения рычагов управления в считанных и безответственных руках оказалось в опасной зависимости от распространения  заблуждений, навязывания ошибочных теорий и направлений развития общества. Наука - инструмент познания  мира – в условиях цензуры, догматизма,  введения негласных ограничений на выражение научной мысли   и отсутствия научной дискуссии в наши дни превратилась в жалкую служанку власти, политиков.  Особенно  это касается медицины, экологии, климатологии и других областей, тесно связанных с возможностями обоснования незаконных и  неоправданных ограничений человеческой деятельности и создания условий обогащения определенных слоев общества.
   
       Взять, к примеру, медицину. Фашистскими концлагерями нередко командовали медики, как это было, например, в Треблинке. Как показывает история, слишком тонка грань между доктором Айболитом и доктором Менгеле. И эту грань легко переступить, когда насилуется наука и  отменяется  этика.   Единственным предохранителем  от распространения заблуждений в области познания окружающего мира  является  совокупность доказательств на основе собранных неоспоримых фактов, научная  дискуссия - фильтр собранных доказательств и выдвинутых гипотез, критика, отсутствие цензуры в науке  и взаимное сотрудничество светлых умов, а   также  научная принципиальность и научная этика, которая защищает человечество от безнравственных экспериментов и аморального использования науки.  Это очень хрупкий предохранитель.  Это не является саморегулирующимся рыночным  делом. Это вопрос морали и человечности.
 
     Наука – это бесконечный поиск путей в лабиринтах предположений  и заблуждений, ведь мир, в котором мы живем,  разнообразен.  Самое характерное для распространения заблуждений это то, что в Природе, во всех сферах жизни всегда  по соседству  существуют самые разные факторы, которые вроде бы могут определять причины и течение тех или иных процессов. Поэтому в процессе познания  очень легко заблудиться и  за истину ошибочно принять не то, что надо.  Вот как в том простеньком бытовом примере, приведенном в начале этой статьи.   А иногда конкретные силы заинтересованы  направить общественные процессы по определенному ошибочному, кому-то выгодному пути.  Для этого умышленно используется авторитет науки, в наши дни превратившейся из инструмента познания мира в  служанку для обслуживания определённых интересов узких кругов лиц.  Что мы и наблюдаем  на теперешнем этапе   современной истории. В науку предлагается верить, а не изучать и не проверять её.   Всякое отклонение от узаконенных системой догм объявляется ересью и отменяется,  а критики подвергаются прессингу. Хозяева науки возомнили, что они знают всё, у них не осталось никаких сомнений. Это конец науки и познания.    Это губительно для всего  человечества.

         Положение также усугубляется  современными информационными технологиями, проникнувшими во все сферы человеческой жизни, но управляемыми очень узким кругом сил, далеко не заинтересованных в благе человечества. По словам Ли Кайфу;,  тайваньского  предпринимателя в области разработок программного обеспечения и искусственного интеллекта, "в настоящее время существует риск более серьёзный, чем риски ядерной войны, голода или пандемии. Это риск неотличимости правды от лжи, как для индивидов, так и для социумов любых масштабов". Именно в этом и причина того, что научный мир, во все времена имевший иммунитет к заразе школярства и догматизма, в наши дни не устоял. Эта зараза стала выгодной Системе  на самом высоком уровне.  Учитывая то, что Система создает для этой заразы все условия, забрасывая правду информационным навозом, учитывая сложность разнообразного мира,  риск неотличимости правды от лжи представляет угрозу самой человечности. Наука и образование  теряют свой настоящий смысл и  предназначение и превращаются в инструмент разрушения .

     Что мы можем этому противопоставить? Вернуться к естественной работе мозга.  Думать и анализировать, ничего тупо не принимать на веру,    учить этому детей. И конечно, оставаться людьми.
 В этом не может быть никаких компромиссов.