Он стал первым... ГСС Михайлов В. Н

Владимир Мутин 2
Он стал первым… ГСС Михайлов В.Н.

Краткая история 4 гвардейского авиакорпуса дальнего действия
Из серии: «Золотые соколы маршала Голованова»

Тощенькой оказалась папка из архива историка Сергиенко А.М. на первого Героя Советского Союза 4-го гвардейского авиакорпуса дальнего действия Михайлова Василия Николаевича. Да и в Сети особо материалом на него с кондачка не разживёшься – сухая констатация биографических фактов и только: когда и где родился, в каких учебных заведениях уму-разуму набирался, где и кем служил в РККА и ВВС КА, когда и по какому случаю был удостоен высокого звания, когда и по какой причине приказал всем долго жить… Но стоило лишь приложить усилия, как формализованные представления об этом человеке, сложившиеся от первого знакомства с «доступной» интернетовской информации, раскрываются в нечто емкое, да к тому же в ракурсе окружающих его людей и случившихся с ними событий.

Не трудно представить изумление майора Михайлова, прибывающего на момент 10 февраля 43-го в должности заместителя штурмана 222-ой авиадивизии дальнего действия по радионавигации, по поводу присвоения ему звания Героя Советского Союза за подвиги, свершенные им еще осенью 41-го при защите Ленинграда. Выходит, подсуетился тогда командир 125 сбап майор Сандалов, дважды сделавший представление на Героя своему штурману и многим своим подчиненным. 

Вот что по этому поводу сказано в «Краткой истории 125 сбап и его боевом пути в борьбе с немецкими захватчиками»:

«За успешной выполнение боевых полетов в период о 19.9.41 г. по 10.1.42 г. 51 человек личного состава представлены к 74 правительственным наградам и 10 человек к высшей правительственной награде - званию «ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА». Из них уже награждены 33 человека». [ЦАМО, Ф.: 21982, Оп.: 0143491, Д.: 0003]

Но только двое из них Указом от 10 февраля 1943 года по тем представлениям были удостоены этого высокого звания: штурман полка капитан Михайлов и штурман эскадрильи лейтенант Поздняков.

Из первого представления на звание Героя Советского Союза штурмана полка капитана Михайлова узнаем:

«Капитан Михайлов принимает участие в боевых действиях с 22.06.41 г. В первый период войны в должности штурмана эскадрильи на Западном направлении, а с 19.9 в должности штурмана полка на Ленинградском фронте.

За период с 22.6 по 13.10 полк совершил 91 бомбардировочный налет из 342 самолетовылетов. Из них произведено: 26 налетов из 109 самолетовылетов по скоплениям войск, 8 налетов из 26 самолетовылетов мотомехчастям и колоннам противника, 4 налета из 17 самолетовылетов по аэродромам противника, 9 налетов из 146 самолетовылетов по переднему краю обороны противника в удалении 100-300 метров от своих войск. Отличное выполнение бомбометания по переднему краю во всех налетах подтверждено наблюдениями комбрига Бессонова и командира 268 СД. За указанный период экипажами полка сброшено по целям 11039 различных бомб общим весом 162856 кг. Потерь материальной части и в людях в результате потери ориентировки полк не имеет.

Лично капитан Михайлов ведущим группы успешно выполнил 40 боевых вылетов. Из них: три налета по аэродромам противника, шесть налетов по скоплению войск и колоннам противника, 17 налетов по переднему краю обороны противника в удалении 100-200 метров от своих войск. Капитан Михайлов кладет бомбы с поразительной точностью, что подтверждено наблюдением командования СД с НП командира стрелкового полка.

12.10 при совершении налета на аэродром Сиверская капитан Михайлов, будучи ведущим группы из шести бомбардировщиков, отличным бомбометанием поразил до 20 самолетов и поджег ангар.

Несмотря на то, что из 40 боевых полетов в 27 полетах экипаж подвергался обстрелу ЗА, в 9 полетах подвергался атакам истребителей во взаимодействии с ЗА, капитан Михайлов во всех полетах производил прицельное бомбометание. У него единственная забота над цель. – «не сбили бы до сбрасывания бомб».

Будучи в одном из полетов легко ранен осколком снаряда, капитан Михайлов отказался от излечения в госпитале, а продолжал боевую работу.

Командир 125 БАП майор /Сандалов/
Комиссар 125 БАП бат. комиссар /Марьяновский/
16 октября 1941 г.» [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682524, Д.: 75]

Из «Журналов боевых действий 125 СБАП» узнаем некоторые подробности фактов, указанных в представлении:

«27.9.41 г. полк в течение дня эшелонированными ударами действовал по скоплению войск в районе КЕЛКОЛОВО, МГА, ГОРЫ.

В 12:03 с Н-700 м 2 звена с ведущим капитаном АЛПАТОВЫМ бомбардировали скопление автомашин в пунктах МГА, КЕЛКОЛОВО. Бомбы легли по цели. Были обстреляны в районе цели огнем ЗА. На станции МГА был уничтожен вражеский эшелон. Самолет капитана АЛПАТОВА был подбит ЗА. Штурман капитан МИХАЙЛОВ легко ранен в ногу. Самолет произвел посадку на аэродроме УГЛОВО». [ЦАМО, Ф.: 21982, Оп.: 0143491сс, Д.: 0005]

А вот что пишет А.В. Буров в главе «В канун праздника» из своей книги «Твои герои, Ленинград», изданной в 1970 году Лениздатом, по поводу ранения Михайлова:

«…у штурмана еще не зажила рана, полученная во время бомбежки вражеских позиций у Невской Дубровки. Но этот упрямый человек твердил одно: «Это я на земле хромаю, а в воздухе хромать не буду».

Все знали, что штурмана спас парашют. Нет, он не прыгал, - просто, как всегда, сидел на нем. Пуля крупнокалиберного пулемета, пробив парашютную сумку, плотно уложенный шелк и крепкие лямки, потеряла силу и не затронула кость. Когда по возвращении на аэродром Михайлову предложили лечь в госпиталь, он лишь махнул рукой: «Тащите пулю и перевязывайте. С такой раной что лежать, что летать - одно и то же. В воздухе даже лучше. В бою скорее забудешь боль».

Вот тут пришло время указать на одну деталь, которая незримо объединила две «близкие души» в полезный тендем на горе врагу и на благо родной стране: Володя Сандалов, в детстве был беспризорником, а Вася Михайлов детдомовцем.    

С. Юхнов в главе «Путь Генерала» из сборника «За чистое небо», изданного в 1978 г. также Лениздатом, по этому поводу пишет:

«…знакомство с Сандаловым. Как отзвуки далеких лет, звучали для меня слова: «сирота», «беспризорник», «бродяга». Их произносил Владимир Александрович, скупо рассказывая о себе. Шестилетним мальчиком остался он без отца, военного фельдшера. Мать поступила работать, но прокормить сына не могла. И в том же 1912 году отдала его в гатчинский сиротский институт (было такое заведение в тогдашней России).

— Дикие там царили нравы, — вспоминает В. А. Сандалов. — Нас избивали старшие ребята, сурово наказывали воспитатели. Шесть лет провел я в этом «институте». А в 1918 году в связи с голодом в Питере перевели нас сначала в Пермскую губернию, а потом в Пензенскую. Сбежал я. Бродил с такими же беспризорниками по дорогам России, по городам и селам. Ловили. Отправляли в детский дом. Снова бежал. Босой, оборванный, промышлял на вокзалах... Всякое бывало. Но я добирался домой, в Гатчину.

И он добрался. И здесь встретился с одним из комсомольских активистов — Розенблитом. Об этом человеке Владимир Александрович сохранил добрую память на всю жизнь. Благодаря влиянию Розенблита он в 1920 году поступил в школу имени Ленина в Гатчине. Вступил в комсомол, стал общественником, комсоргом школы.

У Сандалова трудное детство, нелегкая юность. Он был деревообделочником на заводе в Сиверской, работал на стекольном заводе «Дружная горка». И всюду он был среди тех, кто ведет за собой. Владимира уважали. Знали, что этот человек не бросит слово на ветер, пообещает — сделает. Сумеет увлечь за собой ребят. Вскоре он стал заведующим отделом Детскосельского горкома комсомола, а затем молодого коммуниста направили в совпартшколу.

Владимир прилежно учился, а сам мечтал... об авиации. Однажды слушателям раздали анкеты. Среди других вопросов был и такой: «Кем хочешь стать?» «Только летчиком», — написал слушатель Сандалов.

Мечта исполнилась в 1926 году. Тогда двадцатилетний юноша был зачислен в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а через год его перевели в Оренбургскую школу воздушного боя».

Что же касается становления личности Василия Михайлова, то обратимся к ресурсу «ГЕРОИ СТРАНЫ» международного патриотического интернет-проекта, на котором некто А.А. Смирнов разместил краткую биографию на нашего Героя:

«Родился 31 января (13 февраля) 1910 года в городе Казань. Русский. В 1920 году окончил 2 класса городской начальной школы в Казани. В 1920-1922 годах воспитывался в детдоме в городе Вышний Волочёк (Тверская область). В 1922-1926 годах был пастухом-батраком в эстонской колонии в Вышневолоцком уезде, в 1926-1928 годах – чернорабочим городского водопровода в Казани.

В армии с октября 1928 года. До 1929 года служил в артиллерии (в Перми). В 1931 году окончил Ульяновскую пехотную школу. До января 1933 года служил в пехоте командиром взвода в городе Гжатск (ныне – город Гагарин) Смоленской области.

В декабре 1933 года окончил Оренбургскую военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей, в августе 1934 года – курсы штурманов при Ейской военной авиационной школе морских лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Гомеле); был штурманом звена, отряда, авиаэскадрильи. Участвовал в присоединении Западной Белоруссии в сентябре 1939 года».

Из этих двух выдержек прямо явствует, что «с кем поведешься, от того и наберешься» и «что посеешь, то и пожнешь».

Юный Сандалов оказался среди лидеров, проповедующих и, главное, воплощающих в жизнь идеи «свободного от эксплуатации нового бытия».  И «не из-под палки, а на сознательности, преданности Родине, на самоотверженности», основываясь «на высокой требовательности к себе и другим и ответственности за себя и за других». А для этого необходимо опираться на идеологических «поводырей» и не гнушаться общественного «самобичевания» за прорехи в достижении главной цели – строительства светлого будущего. К тому же указывать на полезные примеры других в достижении в этом и служить самим примером для подражания всякому, кто рядом с тобой. 

А причиной всему этому дальнейшему «идеологическому» поведению отдельно взятой личности, как Владимир Сандалов, оказалась весьма прозаической: воплощение в натуре идеи - «Кто был ничем, тот станет всем»!

Советская власть дала бездомному, голодному, холодному, в жизни не устроенному и в большей степени зависимому от источников этого неблагополучия, раскрыть в себе то, что заложено от природы изначально и приобретено было по ходу никчемного жития-бытия, быть воистину полезным на полную для власти и народа, и от этого испытывать полное внутреннее удовлетворение от лично созидаемого, к тому же власть, намерено делясь частью свих властных функций, даже требует использовать других для этого созидания.

Из наградного листа на представление к званию ГСС майора Сандалова В.А. читаем:

«Майор САНДАЛОВ воспитал и научил свой летный состав презирать опасность и смерть. Разумное сочетание отваги, мужества и геройства - основной стиль воспитания летного состава, которым руководит Майор САНДАЛОВ. Каждый летчик решил: «Я должен победить или умереть, нет мне жизни без победы, без свободной Советской земли» Победа или смерть! - Таков девиз части, которой командует майор САНДАЛОВ». [ЦАМО,
Ф.: 33, Оп.: 682524, Д.: 561]

А что Василий Михайлов? Он штурман полка и штурман в экипаже Сандалова, значит изначально в этом тандеме подчиненный! Он военный и он под присягой, а «принимая присягу, каждый воин Красной армии торжественно поклялся своему народу «...быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров, комиссаров и начальников».

А из «Краткой истории 125 сбап и его боевом пути в борьбе с немецкими захватчиками»:

Флагштурман полка коммунист МИХАЙЛОВ лично сделал 71 боевой полет. Будучи легко ранен, не лег в госпиталь, продолжал боевую работу. Находясь над целью думал только о том, чтобы его не сбили до момента прицельного сбрасывания бомб, чем показал пример всем штурманам и стрелкам-бомбардирам, как нужно любить и защищать Родину.

Высокое моральное состояние полка выражается в том, что понесенные потери и гибель дорогих нам товарищей не только не вызывает уныния среди личного состава, а, наоборот, разжигает непримиримую ненависть к фашизму, выливаясь в отличное выполнение поставленных задач.

Самоотверженность летного состава и любови к Родине характеризуется бессмертным подвигом экипажа лейтенанта ЧЕРНЫХ, который 16.12.41 г., будучи подбит огнем ЗА над целью и не видя возможности спасти экипаж и самолет, направил горящий самолет в скопление пехоты и машин противника, где взорвался вместе с ними.

Всему составу экипажа: лейтенанту ЧЁРНЫХ, лейтенанту К0СИН03У, сержанту ГУБИНУ присвоено посмертно звание «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА».

Оценка боевой работы полка характеризуется тем, что командованием ВВС Ленинградского фронта полк представлен Наркому Обороны тов. СТАЛИНУ на предмет преобразования в ГВАРДЕЙСКИЙ ПОЛК. [ЦАМО, Ф.: 21982, Оп.: 0143491, Д.: 0003]

На этом оставим пока в покое моральную сторону, которую хочешь – не хочешь, а рассматривать приходится. Чем же занимался наш Герой капитан Михайлов, кроме боевых вылетов в этот период? Для этого обратимся опять к «Краткой истории 125 сбап…»:

Штурманская подготовка полка: основной способ самолетовождения, применяемый в полку - по компасу, времени и карте.

Полк имеет 5 случаев потерь ориентировки: 3 случая из-за не выдерживания курса и не учета времени, 1 случай из-за метеоусловий, 1 случай из-за неподготовленности в штурманском отношении. Все случаи потери ориентировки в полку с летным составом в эскадрильях были разобраны. Проведены совещания по вопросу ведения и восстановления ориентировки. На виновных наложены взыскания.

Из-за потерь ориентировки полк потерь в людях и матчасти не имел.

Основной способ бомбометания - по ведущему в звене, серийное с интервалом 0,25- 0,5 сек.

Бомбардировочный прицел 0ПБ-1 не обеспечивает бомбометания до высоты 1000 м, так как угол прицеливания большой, а поле зрения прицела малое и время на боковую наводку не хватает. Поэтому приходилось бомбить по относу, предварительно рассчитав данные на земле по шпангоутам Ф-1. Этот способ оправдывает себя.

Взлет производился звеньями и по одному. Сбор происходил на круге, реже на маршруте на скоростях. Строй - клин. Расчеты на бомбометание производились при подлете к линии фронта.

Проведение занятия с летным составом: по изучению района полетов, правила полетов в районе Ленинграда, методы восстановления ориентировки на Ленинградском фронте, бомбометания с самолета ПЕ-2 без прицела с малых высот.

С целью изучения характерных ориентиров и линейных ориентиров для выхода в сложных метеоусловиях на свой аэродром, слабо подготовленные штурманы вывозились на У-2.

Бомбардирование с пикирования полком не применялось, так как при бомбометании с пикирования на самолет можно было подвешивать только четыре бомбы, тогда как при бомбометании с горизонтального полета подвешивалось 10 бомб. Благодаря отличной бомбардировочной подготовки штурманского состава и отсутствия точечных целей выгодней было бомбить с горизонтального полета. Кроме того, после первых боевых полетов самолеты, получая повреждения от ЗА, теряли прочность. Бомбометание с горизонтального полета позволило снять тормозные щитки, что увеличило максимальную скорость самолета ПЕ-2 на 15-20 км/ час. Указанные причины сделали целесообразным бомбардирование с горизонтального полета, нежели с пикирования. [ЦАМО, Ф.: 21982, Оп.: 0143491, Д.: 0003]

Но вернемся к «Журналам боевых действий 125 СБАП» и поведаем о некоторых подвигах штурмана Михайлова и его боевых товарищей:

«21.9.41 г. звено самолетов, находящееся на аэродроме УГЛОВО, бомбардировало скопление артиллерии и автомашин в районе ст. СОБОЛЕВО по шоссе на АЛЕКСАНДРОВКУ. Было сброшено 18 ФАБ-100. Задание выполнено успешно. После выполнения задания самолеты произвели посадку в САРОЖА. За успешное выполнение боевой задачи в тяжелых метеоусловиях 20.9.41 г. капитану РЕЗВЫХ, мл. лейтенанту ЧЕРНЫХ и лейтенанту БОЧАРОВУ Командующим ВВС ЛФ объявлена БЛАГОДАРНОСТЬ. В 18:30 18 самолетов МЕ-110 и МЕ-109 произвели штурмовку аэродрома УГЛОВО. Оставшийся личный состав полка был очень рад, что наши самолеты своевременно улетели с этого аэродрома.

12.10.41 г. полк действовал по аэродромам и переднему краю обороны противника.
В 13:08 с Н -700 м 6 ПЕ-2 в сопровождении 13 МИГ-3 произвели налет на аэродром СИВЕРСКАЯ, где бомбардировали и обстреливали самолеты и личный состав. Результат бомбометания был эффективный. Экипажи лично наблюдали, как горели 7 самолетов и 1 ангар, а несколько позднее весь аэродром покрылся сплошными пожарами. По агентурным данным, переданным начальником разведывательного отдела ВВС ЛФ было уничтожено и повреждено 23 самолета противника. Над целью подверглись сильному заградительному огню ЗА и ЗП. Аэродром прикрывался 5 патрулировавшими МЕ-109. Сопровождавшие истребители вели с ними короткие бои. Предположительно, огнем ЗА подбит самолет мл. лейтенанта КОВАЛЕВА. Экипажи других самолетов, сопровождавшие его, видели, как он со снижением летел до КРАСНОГВАРДЕЙСКА, после чего был потерян из вида и на свой аэродром не вернулся. У второго ПЕ-2 огнем ЗА перебит трос управления бомболюком. В районе цели стрелком радистом ст. сержантом ГОНЧАРОВЫМ был сбит один фашистский стервятник МЕ-109. Один сопровождавший МИГ-3 в районе цели пропал без вести. На аэродром противника было сброшено 38 шт. ЗАБ-100 и 6 шт. ФАБ-50.

17:20 с Н-900 м 4 ПЕ-2 в сопровождении 3 МИГ-3 бомбардировали передний край обороны в полосе 600x200 м. от изгиба шоссе (7 км вост. КОЛПИНО) к отметке САР. Отличное бомбардирование подтверждено наземным командованием СД. Велся сильный огонь ЗА. Повреждений нет.

За день совершено 10 самолетовылетов и сброшено бомб: ЗАБ-100 54 шт., ФАБ-50, 6 шт., АО-8 128 шт., АО-2,5 200 шт.

С аэродрома САРОЖА экипаж лейтенанта БОЧАРОВА произвел разведку района ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ, ВОЗНЕСЕНЬЕ.

13.10.41г. за день с аэродрома ЛЕВАШОВО совершено 3 боевых вылета. Действия велись небольшими группами по аэродромам и переднему краю обороны.

В 8:27 группа в количестве 5 самолетов под прикрытием 10 МИГ-3 произвела бомбардирование и обстрел ангаров и самолетов противника на аэродроме СИВЕРСКАЯ. Бомбометание производилось с Н-2300 м. На аэродром сброшено 30 бомб ФАБ-100. Бомбы ложились точно по заданным целям. Экипажи наблюдали 3 очага пожара. Горел один ангар, одно служебное здание и дом начсостава. В районе цели велся сильный заградительный огонь ЗА. При уходе от цели с аэродрома КРАСНО ГВАРДЕЙСК взлетели 4 МЕ-109. Атаки не произвели, так как опоздали. По показанию пленного летчика уничтожено 3 самолета. Явно преуменьшил, подлец.

12:25 5 ПЕ-2 в сопровождении 3 МИГ-3 бомбардировали и обстреливали передний край обороны противника в полосе сев. опушки леса (7 км восточнее КОЛПИНО). Бомбы ложились точно. Экипажи наблюдали несколько очагов пожара. Точность бомбометания подтверждена комбригом БЕССОНОВЫМ. Велся огонь ЗА. После отхода от цели 4 МЕ-109 пытались атаковать бомбардировщиков, но были своевременно перехвачены сопровождавшими истребителями. Вернулись без потерь. Сброшено 224 ампул КС и 22 ЗАБ-100.

5 бомбардировщиков в сопровождении 5 МИГ-3 в 15.24 с Н -1600 м. произвели бомбардирование переднего края обороны противника по северной опушке леса (6 км вост. КОЛПИНО). Как и всегда, бомбардирование было точное, что подтверждено с НП. При уходе от цели наши истребители перехватили нападавших 6 ХЕ-113. В районе САМАРКА был сбит один наш истребитель. Сброшено 22 ЗАБ-100 и 384 КС. Общее количество самолетовылетов за день - 15.

Всего сброшено ЗАБ-100 74 шт., ампул КС -608. С аэродрома САРОВА велась разведка одним самолетом ПЕ-2 в районе ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ, ВОЗНЕСЕНЬЕ».
Налеты на аэродром СИВЕРСКАЯ наша авиация совершала не единожды. Самый важный и удачный состоялся на кануне 7 ноября 1941 года.

«5.11.41 г. В 10:00 с Н - 1500 м звено ПЕ-2 в сопровождении 5 ЛАГГ-3 произвело разведку и бомбометание аэродрома КОРОСТОВИЧИ. Сброшено 6 ЗАБ-100, 90 АО-8, 150 АО-2,5. После сбрасывания бомб экипажи наблюдали воспламенение 2-х самолетов. Над целью обстреливались ЗА противника. Плохо был организован взлет истребителей. 12 мин. кружились над аэродромом для встречи с ними.

За день произведено 3 самолетовылета.

6.11.41 г. сегодня с аэродрома ЛЕВАШОЗО сделано 2 вылета. Вылеты производились группами по 7 самолетов. Вот поднимаются 7 бомбардировщиков и 10 сопровождающих МИГ-3. Они берут курс на аэродром СИВЕРСКАЯ громить фашистские самолеты. В 11:25 самолеты над целью. С Н - 2650 м посыпались бомбы. Фашисты явно не ждали. На аэродроме много их машин, которые готовились к вылету. Бомбы попадают в цель. Аэродром покрывается сплошным пламенем огня. Замечательно. Было сброшено 28 ЗАБ-100, 210 АО-8, 280 АО-2,5 и ЗАБ-2,5. Уничтожено 34 самолета противника. До сбрасывания бомб обстреливались огнем ЗА.

В 14:35 с Н - 3000 м. 7 ПЕ-2 в сопровождении 6 МИГ-3 подвергли повторной бомбардировке самолеты и личный состав на аэродроме СИВЕРСКАЯ. Экипажи наблюдали 2 прямых попадания бомб в самолеты и остальные в районе расположения самолетов. Сброшено 28 ЗАБ-100,112 АО-15, 140 ЗАБ-2,5 и 140 АО-2,5. Над целью обстреляны сильным огнем ЗА. Самолет капитана РЕЗВЫХ, подбитый над целью огням ЗА, не дотянул до аэродрома и произвел посадку в районе ПАРГОЛОВО.

Самолет разбит. Экипаж легко ранен.
Всего за день произведено 14 самолетовылетов

7.11.41 г. 5 ПЕ-2 в сопровождении 7 МИГ-3 в 11:02 с Н -1200 м бомбардировали и обстреляли окопы, минометные и арт. позиции в роще севернее надписи 1-ый Городок.

Обстреливались 2 батареями ЗА после сбрасывания бомб. Сброшено 10 ФАБ-100, 10 ФАБ-50, 150 АО-8, 125 АО-2,5. Бомбы легли точно по цели.

8.9.10. ноября боевые вылеты не производились из-за плохих метеоусловий. Провели боевое совещание».

Эти события отражены не только в архивных фолиантах, выдержки из которых приводятся здесь и сейчас, но, к примеру, в мемуарах «В небе Ленинграда (Записки командующего авиацией), Главного маршала авиации Новикова А.А., изданных в 1970 году.   

Будет не полным данные исследования, если не ознакомиться, хотя бы вкратце, с главой «Старая фотография» из этой книги:

«Воздушная обстановка под Ленинградом летом — осенью 1941 г. предъявляла летчикам очень жесткие требования. Чтобы успешно воевать тогда в небе Ленинграда, мало было одного мастерства, нужно было иметь и сильный характер. Особенно это касалось старшего командного звена. Я, например, всегда придерживался взгляда: характер командира — это характер его полка, дивизии, корпуса. Он воспитывает подчиненных прежде всего своим примером. Сильный, незаурядный человек — и часть, соединение незаурядные, под стать своему командиру.

В первых числах октября 125-й бап перебазировался на один из аэродромов северо-западнее Ленинграда. Воевали сандаловцы смело, дерзко, но никогда не зарывались — риск сочетали с мастерством. Враг тотчас почувствовал силу их ударов. Полк громил фашистов и в их тылах, и на передовой, причем всегда действовал в самом пекле, где труднее всего приходилось нашим наземным войскам, туда мы и посылали его.

Сандалов часто сам водил в бой своих летчиков, и не было случая, чтобы он не прорывался к цели. Мы знали, что уж если майор сел за штурвал, то полк выполнит задание. Железный был командир, и вскоре его так и прозвали — «железный майор».

Своими действиями пикировщики вписали не одну славную страницу в летопись героической обороны Ленинграда. Одна из них особенно памятна и дорога ленинградцам. Мы знали, что вражеская авиация готовится в Октябрьские торжества нанести по городу мощный удар. Незадолго до праздника фашистские летчики начали сбрасывать на город листовки, в которых угрожали по-своему «отметить» годовщину Октябрьской революции. Они писали:

«6-го и 7-го будем бомбить, а 8-го будете хоронить».

«Неужели мы не в силах обеспечить ленинградцам спокойную встречу праздника?» Мысль об этом так захватила меня… Но не только меня встревожила угроза фашистов… в Смольном Жданов … спросил, что мы думаем по поводу предстоящего налета вражеской авиации на Ленинград, как собираемся предотвратить его. Я ответил, что пока никакими иными данными, кроме заявления самих гитлеровцев, мы не располагаем, но о контрмерах уже подумываем.

— Впрочем, — сказал я, — не исключено, что это очередной блеф или игра на нервах.

— А если реальность? — Жданов прошелся по кабинету, провел по уставшему лицу ладонью, приостановился и произнес твердо и строго: — Учтите, Александр Александрович, что это будет не обычный налет, тут в игру вступает большая политика.

Предупреждение Жданова заставило нас иными глазами посмотреть на замысел противника. Удача врага оборачивалась победой не только в военном отношении… в расчет следовало принимать не только возможные жертвы и разрушения, но и душевное состояние ленинградцев. Положение на фронте опять осложнилось. В то время фашисты развернули наступление на Волхов и Тихвин. Все хуже становилось с продовольствием. А тут еще такой удар... Отражение вражеского налета перерастало в вопрос большой политической важности, приобретало международное звучание… <и> каждая неудача врага под стенами <Ленинграда> имеет далеко не местное значение. <К тому же> …противник уже растрезвонил по всему свету о своем намерении.

…мы тщательно проанализировали наши возможности и наметили план борьбы с гитлеровской авиацией… Обычная оборона в воздухе в данном случае не годилась. Сколько бы истребителей мы ни подняли в воздух 6 и 7 ноября, как бы метко ни стреляли зенитчики, противник все равно прорвется в город <и> отбомбит его. Надо сделать так, чтобы бомбардировщики противника, предназначенные для этой цели, вообще не поднялись со своих аэродромов. Достичь этого можно было только одним способом: установить место сосредоточения фашистских бомбардировщиков и внезапным ударом уничтожить их на земле, или хотя бы нанести врагу такой урон, оправиться от которого быстро он не смог бы.

…Воздушные разведчики взяли под наблюдение все дальние базовые аэродромы противника, прежде всего Псковский аэроузел. Немецкие бомбардировщики чаще всего оттуда совершали налеты на Ленинград и восточные коммуникации Ленинградского фронта. Здесь же базировалась и специальная ночная группа из 40 Хе-111, нацеленная только на Ленинград.

Однако разведка дальних аэродромов ничего не дала — <сосредоточение> там вражеских бомбардировщиков обнаружить не удалось. На ближние же аэродромы наши воздушные разведчики не заглядывали. Здесь гитлеровцы держали в основном истребительную авиацию… Большие потери бомбардировщиков и наши систематические налеты на аэродромы заставили гитлеровское командование держать ударную силу своей авиации подальше от фронта. Но… Иногда даже умудренные огромным опытом военачальники поступают вопреки здравому смыслу.

…желание подвергнуть Ленинград в Октябрьские торжества жестокой бомбардировке оказалось столь велико, что противнику изменила осторожность… На ленинградском направлении у противника к тому времени осталось немного бомбардировщиков, и… он постарается компенсировать эту нехватку в технике хорошей организацией налетов. Достичь массированного характера налетов можно и малыми силами — увеличением числа вылетов и сокращением интервалов между ними. Но для этого авиацию необходимо разместить как можно ближе к цели и очень четко спланировать график ее боевого применения. А это немцы умели делать.

…мы на третий день поисков решили прощупать противника и на его ближних к Ленинграду базовых аэродромах, в первую очередь в Гатчине и Сиверской.

…в последних числах октября… наши летчики засекли там вражеские бомбардировщики… их оказалось немного… Незадолго перед разведкой этих аэродромов был налет на Ленинград, и не исключалось, что в Гатчине и Сиверской приземлились поврежденные бомбардировщики…<и> наличие <там> небольшого числа «юнкерсов» и «хейнкелей» нас не встревожило тогда.

Я приказал… повторить разведку. 30 октября… разведчики только в Сиверской обнаружили 40 Ю-88, 31 истребитель и 4 транспортных самолета.

…мы не нанесли удара ни в тот, ни на следующий день… из-за занятости авиации на других участках фронта… Пускать же на Гатчину и Сиверскую маломощную группу не было смысла: значительного урона она не смогла бы нанести врагу и своим налетом спугнула бы гитлеровцев.

Решили так: время есть и… пусть <противник туда> стянет побольше авиации, а мы тем временем хорошо подготовимся. А чтобы фашисты не вздумали создать второй кулак где-либо в ином месте, я приказал в оставшиеся дни непрерывно тревожить одиночными самолетами все более или менее подходящие для базирования бомбардировщиков ближние аэродромы. Выделили для этой цели ДБ-3 и МБР-2, которые… использовали… их в основном ночью. Под покровом темноты работали они неплохо. Ночным ударам подвергалось около двух десятков вражеских аэродромов… <в том числе> ночные бомбардировщики наведывались в Гатчину и Сиверскую, чтобы немцы не заподозрили неладное и… не сорвали наш замысел. Но бомбили эти аэродромы не сильно.

Удар по Гатчине и Сиверской наметили на 6 ноября... о готовящейся операции заранее никому боевой задачи не поставили, освободили от всяких заданий лишь предназначенную для этой цели авиацию. Для налета на Гатчину выделили истребители, вооруженные эресами. По Сиверской наносился комбинированный удар бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей.

Утром 5 и 6 ноября произвели доразведку. Вражеская авиация была на месте. Летчики доложили о большом оживлении на аэродромах, особенно в Сиверской. Враг готовился к налету.

6 ноября… утром в полк приехал командир 5-й сад полковник Е. Е. Ерлыкин. От моего имени он поставил боевую задачу пикирующим бомбардировщикам и штурмовикам. <К этому времени> утром на аэродроме приземлилась десятка МиГ-3.

Когда в полк приехал Ерлыкин, на стоянках у самолетов уже кипела работа. Евгений Ефимович от имени командования ВВС фронта поставил летчикам боевую задачу: 125-му полку во взаимодействии со штурмовиками и истребителями двумя последовательными ударами разгромить вражескую авиацию в Сиверской.

Майор <Сандалов> взлетел первым. Взлетев, полк построился обычным порядком — тройками. Но в левом звене у Солдатова не хватало одной машины. В полку осталось всего восемь самолетов, и Солдатов вылетал на задание с одним ведомым.

За «пешками» взмыли в небо истребители Кузнецова из 15-го иап. Это были надежные ребята. Еще не было случая, чтобы они позволили «мессерам» прорваться к «петляковым». Да и сами «пешки» могли дать отпор вражеским истребителям. Пять пулеметов создавали вокруг бомбардировщика плотную стену огня, так что гитлеровские летчики не рисковали лезть напролом.

Набирая по прямой высоту, бомбардировщики приближались к нижней кромке облаков. Стрелка высотомера медленно ползла по циферблату. Сандалов внимательно поглядывал по сторонам и вверх. Иногда в облаках появлялись небольшие узкие разводы. Они таили опасность. Гитлеровцы часто атаковали именно из-за облаков. Засекут наши самолеты, выберут момент, спикируют в воздушное «окно» и ударят сразу из всех пулеметов и пушек. Если численное превосходство на их стороне, завяжут бой; если в меньшинстве — моментально сделают «горку» и скроются в облаках. Наши летчики называли этот прием «булавочным уколом». Но такими «булавочными уколами» враг уничтожил немало наших самолетов. В конце концов мы разгадали и эту хитрость противника, сами кое-что переняли от врага и стали бить гитлеровцев их же способом.

На третьей тысяче метров начали попадаться рваные облака. Они стремительно проносились мимо, обрушивая на машину мелкий мокрый снег. Видимость ухудшилась, и Сандалов покачиванием крыла приказал уплотнить строй. Еще несколько минут полета, и впереди показались знакомые ориентиры, свидетельствовавшие о близости аэродрома. Вот и узенькая, очень приметная на фоне заснеженных полей, как блестящая нить в ткани, лента реки Суйды. Впереди другая речушка с не менее причудливым названием Оредеж. Там Сиверская, враг...

Майор чуть отдал от себя штурвал и, когда стрелка высотомера дошла до отметки 2650 м, перевел машину в горизонтальный полет. В зону действия вражеской ПВО он всегда входил на высоте плюс — минус 50 м, сбивая тем самым расчет зенитчиков. Такой прием уменьшал возможность поражения самолетов огнем зенитной артиллерии неприятеля, так как гитлеровцы, как правило, вели огонь с таким расчетом, чтобы снаряды рвались на высотах, измеряемых только целыми сотнями метров.

Впереди прямо по курсу показался аэродром. Сандалов тотчас узнал его по двум огромным ангарам, расположенным справа от бетонированной дороги, обегавшей все поле. Еще дальше чернели толевые крыши ангаров для истребителей. Они были значительно меньше и стояли в затылок друг другу.

Снега на аэродроме почти не осталось, и он отчетливо выделялся среди белых полей.

— Михайлов,— обратился майор к штурману,— смотри, одна земля. Много авиации — весь снег согнали. Разведчики не ошиблись. Будет где поработать.

Капитан, уже налаживавший прицел, кивнул головой.

«Пешку» сильно встряхнуло. Это заговорили вражеские зенитки. Справа по курсу вспыхнуло несколько черных шапок разрывов. Через секунду-две бомбардировщик разрезал их плоскостью. Шапки эти уже были не опасны — осколки разлетелись раньше, минуя самолет. По фюзеляжу ударила только взрывная волна.

— Цупрунов! — окликнул майор стрелка-радиста. — Как строй?

— В порядке, товарищ командир, — отозвался Цупрунов.— Держатся хорошо. Но лупят фашисты во всю.

— Что истребители?

— Тоже на месте.

Аэродром с каждой секундой приближался, и все отчетливее просматривалось его хозяйство. Уже ясно стали видны самолеты. Больше всего их было в районе двух больших ангаров и на противоположном от них конце поля. Несколько машин стояло за краем летного поля. По беспорядочному расположению боевой техники Сандалов определил, что противник только еще готовится к налету на Ленинград. Между самолетами сновали бензозаправщики.

Приближался момент выхода на боевой курс. Майор внимательно оглядел небо над головой. Истребителей противника нигде не было.

— Неожиданно нагрянули, — вслух, ни к кому не обращаясь, произнес Сандалов. — Самоуверенные гады. Видимо, мало учили их. Ничего, сейчас опять поучим.

— На боевой! — скомандовал штурман. Сандалов отжал штурвал и ввел машину в разворот с небольшим снижением.

— Высота 2550, — сказал штурману майор.

Началось самое главное, и Владимир Александрович весь как-то подобрался, сжался, будто пружина бойка в винтовке. Теперь он старался не смотреть по сторонам, лишь мельком взглядывал на аэродром. Все внимание его сосредоточилось на приборах. В оставшиеся 30 — 40 секунд полета на боевом курсе он, командир, выполнял указания штурмана. Он обязан был провести самолет строго по курсу, не отклоняясь от него ни на метр в стороны, и противном случае расчеты штурмана окажутся неверными и бомбы не поразят цель.

А вражеские зенитчики свирепствовали. «Пешка» все чаще зарывалась носом в грибовидные темные шапки разрывов. Взрывные волны сотрясали бомбардировщик, и майор, чтобы держать его строго по курсу, сжимал сильными руками штурвал.

Выводя машину на угол сбрасывания бомб, штурман иногда командовал:

— Влево два! Вправо четыре!

Нос «пешки» уже начал налезать на кромку аэродрома. Сандалов не удержался и покосился на капитана. Михайлов, прильнув глазами к прицелу, держал руку на бомбосбрасывателе. И в этот момент «пешку» слегка встряхнуло — оторвались ФАБ-100. Сандалов прильнул к боковому стеклу фонаря. 100-килограммовые фугасы легли рядом с тройкой «юнкерсов», стоявших в линию между двумя наибольшими скоплениями самолетов. Потом, будто ударивший по пыльной дороге крупный ливень, выбросили дымки 70 осколочных бомбочек. Дым их слился с черным дымом фугасных бомб. Пепельно-черное облако надвинулось на вражеские машины и поглотило их.

Майор взглянул на часы. Было ровно 11 часов 25 минут.

— Отлично, Василий! — воскликнул Сандалов.

— Бросил! — крикнул Михайлов, но от прицела не оторвался. Он заканчивал свою работу — фотографировал результат бомбежки.

— Все, — наконец произнес капитан. — Разворот, командир!

«Пешки» в том же строю «девятки» миновали аэродром. Сандалов положил машину в пологий крен, чтобы еще раз посмотреть на результаты удара. Аэродром был в сплошных разрывах. Колеблемые ветром по полю ползли темно-белые дымы, кое-где мелькали языки пламени. Это горели вражеские самолеты.

«Отлично ударили!» — мысленно похвалил летчиков майор.

Он просигналил сбор и стал набирать высоту. И вдруг ему послышался какой-то странный, непривычный гул.

«С моторами что-нибудь?» — встревожился Сандалов. Он вслушался. Моторы работали ровно, на привычной для уха летчика ноте.

— Товарищ майор! — раздался голос Цупрунова. — Вы слышали? Вот это рвануло! По-моему, в склад боеприпасов кто-то попал.

Сандалов уже уводил отбомбившиеся экипажи из зоны действия вражеского зенитного огня, оставляя теперь аэродром слева. При выходе на прямую домой он чуть подвернул машину, чтобы в последний раз хоть издали полюбоваться на работу пикировщиков. Над аэродромом, закрыв его почти на добрую треть, висело огромное зловещее облако. Оно наплывало на поле со стороны ангаров для истребителей.

— Должно быть, и в самом деле, склад уничтожили, — сказал он Михайлову.

— Похоже, — согласился штурман.

На обратном пути повстречали группу Ил-2, шедших под прикрытием «мигов». Ровно в 11 часов 40 минут они вместе с истребителями отштурмовали аэродром.

В 14 часов 17 минут был нанесен второй удар по Сиверской. На этот раз пикировщиков вел капитан Резвых. Следом за «петляковыми» на аэродром обрушились истребители.

Через несколько часов в моих руках были снимки воздушных ударов по Сиверской и Гатчине. В Сиверской советские летчики уничтожили 53 вражеских самолета, а в Гатчине — 13. Замысел гитлеровцев был сорван. Вечером я поехал в Смольный. Жданов долго разглядывал снимки и, наконец, тихо сказал:

— Надеюсь, Александр Александрович, что в праздники небо над Ленинградом будет тихое. Передайте летчикам наше общее большое спасибо — и от командования фронта, и от населения.

И небо над Ленинградом в Октябрьские торжества было спокойным. Ночью 6 и 7 ноября над городом не гудели моторы вражеских бомбардировщиков, не рвались снаряды зенитных орудий, только неслышно покачивались аэростаты воздушного заграждения да изредка доносился глуховатый в сыром воздухе рокот «ишачков». То несли свою ночную вахту летчики 26-го истребительного авиаполка». 

И еще один небольшой фрагмент уже из упомянутого выше сборника «Твои Герои, Ленинград» Бурова А.В. из главы «В канун праздника» по поводу финала налетов наших ПЕ-2 на немецкий аэродром в Сиверской:

«Сандалов пошел на хитрость: решил появиться над аэродромом с тыла. Гитлеровцы наверняка примут советские пикировщики за свои "Мессершмитты-110". Они действительно немного схожи. И те, и другие с двумя килями. Издали спутать не мудрено. Тем более что шли они в сторону линии фронта.

Только когда на аэродром посыпались бомбы, когда воздушные стрелки и штурманы открыли по самолетным стоянкам пулеметный огонь, фашисты всё поняли.
Ударили зенитки, но поздно. Все советские пикировщики вернулись на свой аэродром. Первым из кабины выпрыгнул младший лейтенант Иван Черных. Тут же у самолета он начал плясать, неуклюже притопывая лохматыми унтами. Подбежавший к нему комиссар полка Марьяновский даже всполошился:

— Что с вами, Черных?

— Штук тридцать «юнкерсов» и «хейнкелей» сожгли...

Много вылетов совершил командир полка, затем командир дивизии и корпуса Владимир Александрович Сандалов. Звание Героя Советского Союза ему присвоили 6 июня 1942 года.

Боевой друг Сандалова - штурман Василий Николаевич Михайлов получил это звание 10 февраля 1943 года, вместе с героями прорыва блокады Ленинграда. Но после того как фронтовая судьба разъединила Сандалова и Михайлова, встретиться им больше не пришлось...»

Продолжим цитировать фрагменты из ЖБД 125 СБАП:

«13.11.41 г. мелкими группами в составе 5-6 самолетов полк продолжал вести боевые действия по огневым позициям вражеской артиллерии и ж.- д. эшелонам противника.

В 15:47 5 ПЕ-2 в сопровождении 6 МИГ-3 с Н -2550 м бомбардировали эшелон на ст. ТОСНО.  2 бомбы попали прямо в эшелон, от которых он загорелся. Остальные все упали на пути в районе станции. В районе КОЛПИНО встречены 12 МЕ-109. Сопровождающие истребители вступили с ними в бой. В результате не вернулись на свой аэродром 2 истребителя. Летчик с одного из них выпрыгнул на парашюте. При посадке бомбардировщиков аэродром ЛЕВАШОВО подвергся атакам пяти МЕ-109. В стоявших на земле самолетах находились капитан МИХАЙЛОВ и лейтенант ПОЗДНЯКОВ, которые открыли огонь из пулеметов по фашистам, благодаря чему они отказались от атак стоявших самолетов. При заходе на посадку самолет ст. политрука КОЛОСОВА был сбит. Погибли КОЛОСОВ и штурман ст. Лейтенант ГВАРДИЯН, стрелок-радист БУРАШНИКОВ тяжело ранен.

Всего за день совершено 22 самолетовылета.

26.12.41 г. полк сделал один вылет на бомбардирование ст. ПОПОВКА. Вылетело 3 ПЕ-2 в сопровождении 4 МИГ-3. Один самолет - командир экипажа мл. лейтенант ПАВКИН - вернулся на свой аэродром из-за отказа электросистемы /не убрались шасси и щитки/. Сброшено: 8 ЗАБ-100 и 60 АС-8, 8000 листовок. Точность бомбометания идеальная.

Весь день штаб работал помимо организации и обеспечения боевой работы над организацией и проведением юбилейного вечера полка по случаю награждения 23 чел. личного состава правительственными наградами.

В 16:30 прилетел из ТОРОПОВО один самолет ПЕ-2 с экипажем: лейтенант БОЧАРОВ, капитан СЫРИЦА, мл. сержант РОЖКОВ, в/т.2р. ПРИХОДЬКО, в/т. 2р. СВЕТЛИЧНЫЙ. В полете во время пробития облачности над ЛАДОЖСКИМ озером, самолет коснулся винтами об лед, в результате погнул винты. Всего в полку на 27.12.41 г. 4 самолета ПЕ-2, 1 самолет АР-2 и 1 самолет У-2.

Организация и проведение торжественного вечера: подготовка к проведению торжественного вечера началась с 22. 12.41 г., т.е. с момента опубликования списка награжденных. Обстановка в этот период в осажденном Ленинграде в отношении питания исключительно тяжелая. Норма летного пайка: хлеб - 500 гр., сахар - 80 г, масло - 90 г, мясо - 250 г, крупы - 250 г, а технический паек еще меньше. Лимиты на организацию вечера отсутствовали. В этих условиях надо было искать средства и продукты. 

«Мобилизация ресурсов» происходила за счет: отказа от обеда и ужина в день вечера, сбора средств среди всего личного состава полка, особенно среди награжденных (добровольно – кто сколько даст, учитывая оклад и возможности). Часть продуктов закуплена в военторге, часть обменяли на свои продукты. Посуду и помещение достали через военторг и базу. Был выписан шеф-повар. Вечер состоял из 2-х отделений: первое - торжественная часть вручение орденов, а ужин и концерт джаза Шульженко и Коралли. Всего на вечере присутствовало 130 человек, из них гостей 30 человек, среди них были: командующий ВВС ЛФ генерал-лейтенант авиации НОВИКОВ, комиссар ВВС ЛФ бригадный комиссар ИВАНОВ, начальник ОК ВВС ЛФ полковник ВОРОБЬЕВ, пом. нач. ОК ВВС майор ПАРМЕНОВ, командир 2 АД майор САНДАЛОВ, комиссар 2 АД полковой комиссар ОЛЕЙНИК.

Торжественная часть проведена в землянке - лен<инском> уголке и прошла очень организованно. Были вручены ордена и медали т. т. МИХАЙЛОВУ, ТКАЧ, СОЛДАТОВУ, САМОШКИНУ, ФРУНТИКОВУ, ГАРЕЗИНУ, ПАШЕТОВУ, ПАВКИНУ, БУРЗЯЕВУ, ФЕД0Т0ВУ, ИГНАТОВУ, МЕШК0ВУ. С ответным словом выступили т.т. МИХАЙЛОВ и САМОШКИН. Процедура вручения орденов заснята на кинопленку. Ордена вручал Бригадный комиссар ИВАНОВ. Официальная часть продолжалась 20 минут. После все перешли в столовую начсостава, где состоялись ужин и концерт. Вечер прошел вначале очень хорошо и организованно «по программе». Первый тост объявил Генерал-Лейтенант Авиации НОВИК0В. Среди тостов был тост «за штаб 125 БАП, который умеет организовывать не только удары по врагу, но и культурный отдых». [ЦАМО, Ф.: 21982, Оп.: 0143491сс, Д.: 0005]

Приведем краткую информацию из источника «Память народа» о персоналиях, указанных в списке награжденных на выше упомянутом торжественном мероприятии, отмечу лишь, что в этот день капитану Михайлову был вручен орден Ленина:

1/ Ткач Павел Никитич 1909 г.р. комиссар АЭ, летнаб – награжден орденом Ленина – представлен к ГСС 20.12.41, зам. ком. полка 15 ап дд, майор, пропал без вести 22.04.43 г.

2/ Солдатов Владимир Константинович 1908, ст. лейтенант, зам. командира АЭ – награжден орденом Красного Знамени – представлен к ГСС 20.12.41 – награжден орденом Ленина 26.02.42 г. – представлен к ГСС 26.02.42 г.

3/ Самошкин Николай Ефимович 1912 г.р. лейтенант, стрелок-бомбардир – награжден медалью «За отвагу» - представлен к ордену Красной Звезды 20.12.41 –  награжден орденом Красной Звезды 26.02.42 г. - погиб при выполнении боевого задания 08.08.1943 г.

4/ Фрунтиков Владимир Афанасьевич 1915 г.р. ст. сержант, механик авиационный – награжден медалью «За отвагу» 20.12.41 – представлен к ордену Красной Звезды.

5/ Гарезин Макар Васильевич, 1915 г.р. пилот, мл. лейтенант – награжден орденом Красной Звезды 20.12.41 г. – представлялся к ордену Красного Знамени - погиб 08.01.1942 г. при выполнении боевого задания.

6/ Пашетов Лев Николаевич 1913 г.р., командир звена, лейтенант – награжден медалью «За отвагу» 20.12.41 г. – представлен к ордену Красной Звезды.

7/ Павкин Иван Михайлович, 1920 г.р., пилот, мл. лейтенант – награжден орденом Красного Знпмени 20.12.41 г. – будущий ГСС 1948 г.

8/ Бурзяев Николай Степанович, 1919 г.р., воздушный стрелок-радист, мл. сержант – награжден медалью «За отвагу» - представлен к ордену Красного Знамени и к медали «За отвагу». –  награжден орденом Красной Звезды 26.02.42 г.

9/ Федотов Николай Михайлович, 1918 г.р. воздушный стрелок-радист, сержант – награжден орденом Красной Звезды 20.12.41 г. – представлен к ГСС.

10/ Игнатов Николай Афанасьевич, 1918 г.р., воздушный стрелок-радист, мл. сержант – награжден орденом Красной Звезды 20.12.41 г.– представлен к ордену Красного Знамени – награжден орденом Красного Знамени 26.02.42 г. - погиб в ночь с 30.09.1942 на 01.10.1942 при авиакатастрофе.

11/ Мешков Владимир Михайлович, 1919 г.р., адъютант АЭ, штурман, лейтенант – награжден орденом Красной Звезды 20.12.41 г.- погиб при выполнении боевого задания 3.2.43 г.

Хотя штурман Поздняков не значится в этом списке, «своей властью» для полноты картины мы его включим:

12/ Поздняков Алексей Петрович, 1918 г.р., стрелок-бомбардир звена, лейтенант – награжден орденом Красной Звезды 20.12.41 г. – представлен к ГСС – ГСС с 10.2.43 г.

А вот и наградной лист на штурмана 125 БАП капитана Михайлова Василия Николаевича от 12 декабря 1941 г., в результате которого наш Герой Указом от 10 февраля 1943 года был удостоен звания «Герой Советского Союза»:

«Участвует в Отечественной войне о 22.6. по 30.6. и с 17.9 по настоящее время.

За 15 успешно-выполненных боевых полетов при взаимодействии с наступающей дивизией в период с 2.10. по 7.10.41 г. командованием 268 СД 9.10.41 г. представлен к ордену «КРАСНОЕ ЗНАМЯ».

За 41 боевой полет, совершенный в период с 22.6 по 30.6 и с 18.9 по 14.10, 16.10.41 г. представлен к званию "ГЕРОИ СОВЕТКОГО СОЮЗА".

За представляемый период с 16.10. по 9.12.41 г. совершил 34 боевых полета, из которых успешное выполнение 29 подтверждено в соответствии с приказом НКО № 0299,

По характеру выполненных заданий полеты распределяются по: переднему краю -14; артиллерийским и минометным позициям -11; аэродромам-2; ж.-д. станциям, эшелонам и ж.-д. путям -5; для выполнения специальных заданий -2.

Группа в 4-6 самолетов, ведущим которой являлся Капитан МИХАЙЛОВ, за период с 16.10 по 9.12 уничтожала: ТРИ батареи полевой артиллерии, ДВА склада боеприпасов и склад с горючим; создала 15 очагов пожара, уничтожила и повредила 36 самолетов, разрушила 300-400 м ж.-д. полотна и две вилки ж.-д. путей, подожгла один ж.-д. эшелон.

За время Отечественной войны имеет одно ранение и совершил 75 боевых полетов, из которых успешное выполнение 57 подтверждено в соответствии с приказом НКО № 0299 приказами по ВВС ЛФ № 080, 5 САД № 073, и 080.

За отличную боевую работу объявлены 3 благодарности приказами ВВС ЛФ, ВВС 23 Армии и 268 СД. Приказами по ВВС ЛФ и полку награжден часами и 250 руб. В соответствии с приказом НКО № 0299 награжден 6000 руб.

Вопреки сильному противодействию противника, выразившемуся в том, что в 57 полетах группа, ведомая Капитаном МИХАЙЛОВЫМ, была обстреляна ЗА, в 12 атакована истребителями и в 8 полетах атакована истребителями противника во взаимодействии с ЗА, капитан МИХАЙЛОВ в одном случае, оставленный сопровождающими истребителями, не довез бомбы до цели.

Всего на Ленинградском фронте полк совершил 144 боевых групповых вылетов из 572 самолетов, не имея потерь в людях и материальной части по причинам потерь ориентировки.

Тов. МИХАЙЛОВ отличный бомбардир и отважный командир.

Заслуживает присвоения звания «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГОСОЮЗА».

КОМАНДИР 125 БАП майор/Сандалов/
Комиссар 125 БАП батальонный комиссар Марьяновский
Нач. штаба 125 БАП майор /Шней/

12 декабря 1941 г.

Присвоено звание ГСС Указом от 10.02.43 г».
Согласно краткой биографии на ГСС Михайлова В.Н., составленной А.А. Смирновым на ресурсе «ГЕРОИ СТРАНЫ»:

«После переучивания на бомбардировщик Б-25 в августе 1942 года вернулся на фронт в должности штурмана 125-го авиационного полка дальнего действия. С декабря 1942 года – штурман корабля 16-го авиационного полка дальнего действия. С января 1943 года – помощник командира 222-й авиационной дивизии дальнего действия по радионавигации. На бомбардировщике Б-25 совершал боевые вылеты в тыл противника в интересах Западного, Калининского и Брянского фронтов».

В результате трагедии, случившейся 23 февраля 1943 года при выполнении боевого задания 37-ым ап дд по уничтожению подвижного состава и разрушения ж.-д. путей на ж.-д. узле Брянск-1, 222-я ад дд и 37-ой ап дд были обезглавлены: не вернулись с боевого задания командир полка подполковник Катаржин, командир дивизии полковник Титов, летавший в том злосчастном полете в составе экипажа Катаржина, штурман полка подполковник Яромичев, а также стрелок радист старшина Григоренко, и воздушный стрелок старшина Степовой. От экипажа была получена последняя радиограмма в 20:00 о пролете контрольного пункта Лихвин на обратном маршруте, после чего экипаж радиограмм не передавал. Как в дальнейшем было выяснено - все они погибли. [ЦАМО, Ф.: 22486, Оп.: 0218092, Д.: 0003, Л.: 43]

Другого кандидата на должность штурмана 13 гв. ап дд, он же до 26.03.43 г. 37 ап дд, у нового руководства 222-ой ад дд, чем гвардии майор Михайлов, видимо, не нашлось. Тем более штурманская подноготная у новоявленного Героя Советского Союза Михайлова В.Н. была весьма весомой – штурманом полка он уже был и боевой опыт приобрел завидный.

В составе 13 гв. ап дд в качестве штурмана полка майор Михайлов выполнил 5 боевых вылетов: 06.4.43 г. в составе экипажа Шкоды летал бомбить г. Орел с налетом 2 часа 37 минут; 07.4.43 г. в составе экипажа Алексеева также летал на г. Орел с налетом 2 часа 22 минуты; 08.4.43 уже в составе нового командира полка Дмитриева летал бомбить ст. Карачев и налетал 2 часа 45 минут; 13.4.43 г. также в составе экипажа командира полка Дмитриева летал бомбить ж.-д. узел Гомель и налетал 4 часа 13 минут; 21.4.43 г. в составе экипажа Крапива летал бомбить город Тильзит с налетом 7 часов 30 минут.

Остановимся на последнем боевом полете гв. майора Михайлова подробнее, тем более он отражен в боевом донесении, которое и приведем дословно:

«Боевое донесение №85 штаб 13 гв. ап дд, Кратово, 21.4.43 г., 05:00

1/ 13 гв. ап дд в составе 4 самолетов в период 00:03-00:22 21.4.43 с Н-2500-3100 м действовал по разрушению военно-промышленного объекта противника г. Тильзит.

2/ Произведено 4 самолетовылета, налет 31 час 10 минут. Расход боеприпасов бомб: ФАБ-250 ТГ – 16, ФАТАБ-35 – 1; патронов калибра 12,7 мм 600 шт. Сброшено листовок в районе г. Тильзит 40000 шт., листовки на немецком языке «К немецкому народу».

3/ Результаты бомбометания:

Экипаж гвардии ст. лейтенанта Лазарева в 00:03 21.4.43 с Н-3000 м бомбардировал г. Тильзит, на цель произвел 1 заход с сев. востока. Сбросил 4 ФАБ-250 ТГ, серия бомб рвалась в центре города, в результате бомбометания возник 1 очаг пожара в центральных кварталах города.

Экипаж гвардии лейтенанта Журавкова в 00:10 21.4.43 с Н-3000 м бомбардировал г. Тильзит, произвел 1 заход с сев. востока, сбросил 4 ФАБ-250 ТГ. Бомбы разорвались в центральной части города, после бомбометания возникло 2 очага пожара в центральных кварталах.

Экипаж гвардии майора Мартынова в 00:15 21.4.43 с Н-3100 м бомбардировал г. Тильзит, по цели произвел 1 заход с сев. востока, сбросил 4 ФАБ-250ТГ. Бомбы разорвались в центральной части города, после бомбометания возникло 2 очага пожара в центральных кварталах.

Экипаж гвардии ст. лейтенанта Крапива в 00:22 21.4.43 с Н-2500 м бомбардировал г. Тильзит, по цели произвел 1 заход с сев. востока. Сбросил 4 ФАБ-250 ТГ, серия бомб рвалась в юго-восточной части города. Одновременно с бомбометанием штурман экипажа гвардии ст. лейтенанта Крапива Герой Советского Союза гвардии майор Михайлов при помощи 1 ФАТАБ-35 произвел фотографирование результатов бомбометания, снимки обрабатываются фотоотделением при 4 гв. ад дд.

Вывод: По данным боевых донесений и опроса экипажей все экипажи задание выполнили успешно.

4/ Противодействия: г. Тильзит прикрывается одной батареей ЗА среднего калибра, которая в момент бомбометания вела огонь в северной части города. Прожекторов, аэростатов заграждения и истребителей в системе ПВО г. Тильзит не отмечено.
Г. Тильзит имеет слабую противовоздушную оборону.

5/ Полк потерь не имеет.

6/ Наблюдения экипажей: 23:10, 20.4.43, Н-3100 м, Двинск, стрельба ЗА до 6 орудий, калибр не установлен. 00:00-00:22 21.4.43, Н-2500-3000 м бомбардирование объектов, расположенных в районе Тильзит.

7/ Погода за период 19:30 20.4.43 – 03:40 21.4.43, аэродром – линия фронта - облачность 3-5 баллов на Н-1200 м, видимость 4-6 км. Линия фронта – цель – линия фронта - ясно, видимость 3-5 км. Линия фронта – аэродром – облачность 2-3 балла, Н-1500 м видимость 3-5 км.

8/ Боевая готовность – исправных самолетов 4 (торпедоносцы).

9/ Готовность к повторному вылету – 22.4.43.

10/ а) Выход на цель для экипажей был облегчен бомбометанием наших бомбардировщиков первой очереди. При подходе к цели экипажи наблюдали: весь г. Тильзит охвачен пламенем пожаров, экипажи насчитали до 12 крупных очагов пожаров.

б) Г. Тильзит имеет слабое ПВО – 1 батарея ЗА среднего калибра.

в) Остаток горючего на самолетах после полета: № 341, Мартынов, продолжительность полета 8 ч. 05 мин. – 360 г.; №237 Крапива, 7 ч.30 мин. – 540 г (пол. на обедн. смеси); № 250 Лазарев, 7 ч.55 мин, 360 г.; №481 Журавков, 7 ч.40 мин., 360 г.

Командир 13 гв. ап дд гв. подполковник /Дмитриев/
Начальник штаба гв. майор /Анциферов/

Но уже 28.04.43 г. приказом АДД майор Михайлов В.Н. был разжалован до капитана, а с 10 июня 1943 г. назначен помощником штурмана по радионавигации 16-го отдельного дальнего разведывательного Сталинградского Краснознаменного авиационного полка по приказу № 070 16 ВА.

6 июля 1943 г. капитан Михайлов Василий Николаевич умер от отравления алкоголем.

Пока я не обнаружил причин столь резкого поворота в судьбе этого человека. В боевых донесениях в период с последнего боевого вылета до 28.4.43 г. все шло своим чередом – полк летал регулярно, выполняя боевые задания. Это должны быть весьма весомые причины, но вряд ли причиной могло стать злоупотребление спиртного, когда он был в рядах АДД. Возможно, что это послужило лишь формальным поводом для разрешения чего-то более существенного. И сдается мне, что руководство 222 ад ДД еще не совсем вникло в методы работы со своими кадрами, как это прививалось в АДД с начала ее создания, а действовало по «старинке», поступило весьма опрометчиво, допустив эту человеческую трагедию, не желая того.