Худикс

Елена Андреевна Рындина
       Всегда предпочитала книжки с картинками. Да и кто не любил в детстве красочные иллюстрации, которые делали сюжет прочитанного доступнее вдвойне, поскольку помогали восприятию его и на другом, доступном практически каждому, уровне?
        Ещё в те поры, когда хорошую книгу надо было «добывать», самым незабываемым подарком на день рождения (хотя в детстве их, всяких сюрпризов на разные праздники, у меня было предостаточно) стала книга в формате А4 в твёрдом переплёте с ярчайшими картинками, показывающими лес, где не унывал Винни Пух, грустил Иа-Иа, хитрил Кролик…
       Сейчас, «не отходя от кассы», проверила себя: точно - ни один из других подарков не осел в моей поседевшей голове НАВСЕГДА, как эта книга. Помню и то, что подарила её мне соседка по коммуналке в доме №63 на улице Свободы в Ярославле тётя Рита Потехина (в девичестве, по-моему, Аленичева). Тогда не задумывалась, а сейчас удивилась: где она её раздобыла? Работала, по-моему, на швейной фабрике, то есть отношения ни к книгопечатной продукции, ни к канцтоварам не имела. Вот моя мама, работая в системе Управления Северной железной дороги, много куда ездила. Могла из командировок кое-что из дефицита привезти. Но тётя Рита! И с возрастом мысленно ещё больше оценила я ту книгу, которую подарила мне тогда соседка. Ведь могла своему сыну Вовке (ровеснику моему) подарить или отдать (родная кровинка всё-таки!). Ан нет! Приберегла (а может и прятала от Вовки!) и вручила мне по торжественному случаю. У него-то такой книги не наблюдалось. Возможно, ему не очень-то и нужно было: насколько помню, не особо любил читать. А всё равно: е г о  мама подарила такую красоту не  е м у! Обидно, поди. Возраст-то! По 7-8 лет нам тогда набежало - не больше…
       Быстро проносились года: 9, 10, 11, 12 и так далее! Не переставая читать ежедневно ( не имею в виду школьную программу), я, даже понимая, что «взрослое» повествование придётся осилить без иллюстраций написанного, с надеждой переворачивала каждую страницу - а вдруг...
       «Вдруг», если и случалось, то очень редко. И, конечно, это никогда не убивало у меня интереса к содержанию.
        Понятно, что детям и внукам своим в их нежном возрасте я покупала книги в ярких переплётах с картиночками по ходу текста. Тем не менее, они сосредоточились во взрослой жизни на литературе, не изобилующей иллюстрациями: любимый писатель старшего сына - Лев Толстой, дочери (единственной) - Фёдор Достоевский. У младшей внучки предпочтения имеют более расширенный список: стихи Тарковского и Цветаевой, проза Чехова, которые тоже привлекательны, отнюдь, не картинками по ходу предлагаемых сюжетов. Поскольку ей ещё только тринадцать, думаю, «продолжение следует». Но, похоже, содержательно оно не изменится...
       А вот, скажем, современные интерпретации детской классики совсем не вдохновляют: три слова, пять картинок! Так ведь детское мышление загоняется в тупик, обозначенный рамками, пусть и красивых, иллюстраций.
       Хотя от лицезрения их как уместного сопровождения мыслей авторов книг до сих пор не откажусь. Но излишество недопустимо во всём. Представьте, что вы вошли в зал произведений Айвазовского. И с вами заговорили художник и море!
И вдруг в этот интимнейший разговор вашей души с душой ушедшего гения, запечатлённой в его картинах, вмешивается кто-то посторонний, желающий блеснуть большей, чем ваша, эрудицией; его задача - показать свою значимость на престижном для него фоне. Но вам-то он только мешает! Так же и засилие иллюстраций, поглощающих места, где должен быть размещён текст творцов слова, убивает мысль писателей и поэтов…
       С тем, что я попыталась объяснить вам, мне тоже всё понятно. А вот с третьей категорией, копающихся для себя и в себе, разобраться труднее. К ней-то я и отношусь. Начав с 14 лет вести дневник, где размещала и первые стихи, и первые мысли об окружившем меня взрослом мире (до этого я о нём не задумывалась - но он грубо вторгся во все мои представления о красоте, добре, справедливости…), и рисунки (это не было впервые - рисовать всегда любила, но «шедевры» не намечались), я переплетала их между собою в причудливую комбинацию, которую (по прошествии времени) и сама не очень понимала.
       Кстати, со стихами (не с рифмовками по заказу) и сейчас так: они «приходят» в любое время, которое я с некоторых пор обязательно отмечаю. Не запишу - мысль, точно, не вернётся и не повторится ни в каком варианте. Как будто кто-то обиделся: «Не хочешь и не надо...» Поэтому стараюсь не упустить «гостью». Иногда в темноте, когда нет сил подняться и зажечь свет ( ночью), беру тетрадь и ручку (они-то всегда рядом лежат) и всё-таки записываю «продиктованное». Было, что с огромным трудом потом (днём) разбирала свои же каракули. А уж то, что почти всегда посещает удивление (это, правда, я писала?) - сто процентов, как выражаются.
       Кстати, вспомнила, среди прочих подарков на Новый год двоюродный брат Игорь со своей женой Танюшей мне ночничок такой миленький подарили. Надо опробовать его: моему чуткому («девичьему») сну, поди, не помешает, а доставшую мысль легче удержать на бумаге будет. Как всё складывается удачно!
       Но продолжим «генеральную линию» этого повествования. Все 20 общих тетрадей своих дневниковых записей я, как известно (тем, кто читал прошлые публикации Елены Рындиной), уничтожила, разорвав на мелкие кусочки и выбросив в известное каждому место под общепринятым названием «помойка». Рисунки, правда, пожалела: они мне немалых трудов стоили - некоторые шариковой ручкой вырисовывались. Да и те, что простым карандашом, тоже время отнимали. С красками, честно, побыстрее было. Но все они ничего не могли рассказать моему будущему мужу обо мне, а ради него эта экзекуция над дневниками и состоялась. Зря. Да «если бы молодость знала». Советоваться мне было не с кем. Как и сейчас. Не то гордыня, не то - довериться некому. Остановимся на втором. Звучит приятнее. Для меня…
       Но ведь «охота пуще неволи». Не оставило меня желание (и необходимость - жить-то без этого не умею!) писать о том, что увидела и почувствовала, делать какие-то зарисовки и (по-прежнему) объединять всё это и в личных записях, и в общественном пространстве. Все альбомы под «моим чутким руководством» превращались в повести или рассказы, продиктованные моим стремлением ВСЕМУ дать личностную оценку. Как-то пересмотрела-перечитала один: «цензуры» явно не хватило. Дело не в лексиконе  - он никогда не был у меня загрязнён бессмысленными словечками. Просто некоторые, прочитав там про себя, могли расстроиться. А это никогда не было моей целью. Но рвать! Больше - никогда и ничего.
       Печатаясь где-то (в «Стихи РУ», например), я пользовалась способностями моего младшего сына, «на ты» общающегося с компьютером. Он помогал мне в ранних произведениях разместить те иллюстрации к ним, которые были моею рукою изображены ещё в «самиздате», где печатная машинка помогала сохранить тексты «для потомства», а цветные ручки - «радовать глаз» ценителей изобразительного искусства. Понимая несовершенство картинок, я всё равно не могла отказаться от них - это было продолжением МОИХ мыслей к МОИМ стихам или прозе. Кто запретит любому из нас такое невинное творчество? И кто послушает того, кто запретит, в такой ситуации?
       Прекратив в какой-то момент рисовать (свободного времени в «пятой молодости», как ни странно, больше не становится; а внутренний голос подсказывает, что экспериментировать в области живописи мне не стоит), я переключилась на фотографии. Благо, возможности для этого вида деятельности можно купить, не особо напрягая даже скромный бюджет. Так, наверное, и довольствовалась бы фотоиллюстрациями. По мне, неплохо и получалось. Но в определённый момент от экранчика-фотоаппарата (телефона - короче) пришлось отказаться. И появилось какое-то отторжение этого вида деятельности. Знаете, так даже во взаимоотношениях с людьми бывает. Казалось бы, дружба с кем-то - навсегда,  «до смерти». Но какие-то обстоятельства разлучают с человеком. И вдруг ты понимаешь, что НИЧЕГО не потерял от его отсутствия. Не очень, скажу вам, приятное чувство. Но меня, к сожалению, посещало. И не раз…
       А тут какая-то бездушная штуковина прямоугольной формы, для которой ещё и условия комфортного размещения надо придумывать. Опять же «фотомодели» (в основном - младшие родственники) капризные: «Сейчас нет настроения… Потом как-нибудь… Я плохо выгляжу сегодня...» Короче, вслед за художником «умер» во мне и фотограф.
       Но написанное стихотворение или проза рисовали мне картину, которая ДОЛЖНА была видимо для окружающих сконцентрировать главную мысль высказанного на бумаге или в пространстве интернета.
       И здесь-то (в который раз!) выручили несомненные способности младшего сына. Очень младшего. Со старшим братом у него 15 лет разницы, с сестрой - 11. То есть рос он в «перестроечном» государстве со всеми вытекающими последствиями: увлечение судьбой мальчика по имени Гарри Потер, прекрасное знание английского, глубинное погружение в море компьютерных загадок. Там он и «выловил» для меня помощника, которого я сразу назвала Худикс. Художник Икс. То есть программа, которой я даю задание на английском (не владею им вообще - французский учила, да и с ним тоже - никак; но отсутствие у меня способностей к полиглотству сынок учёл - автопереводчика  предоставил «маман», как он меня кличет до сих пор), а он выдаёт четыре варианта интересующего меня сюжета.
       Возможно, Худикс видит меня, хотя окошечко видеокамеры своего ноутбука (кстати, тоже - подарок младшенького) я ВСЕГДА закрываю (если только по видеосвязи не беседую с кем-либо). А вот я его лишь представляю. Это - мальчик лет семи, владеющий примитивным английским; несомненно, талантливый, но ещё не достигший совершенства в изображении (прорисовке) деталей, что сделало бы его большим художником. Возможно, с более благозвучным именем, чем то, которое я ему придумала. Но серьёзен он уже сейчас. Не по возрасту…
        И вот каким будет его автопортрет, который мне хотелось бы получить? Согласитесь - интрига!  В 17.17. я приступаю к работе по выполнению моего пожелания. Уверена: теперь - и вашего тоже…
        В 17.33. (это при том, что я ещё успела внука с Рождеством поздравить;  думала, что ему первому отправила поздравление - надо витамины в свой рацион больше включать, а не есть хлеб батонами и конфеты килограммами!) Худикс уже прислал варианты своего ответа на мой запрос: как всегда, четыре. Но выбрала я именно тот, который был продиктован и моим воображением тоже. Вот так мы и визуально познакомились. Как он вам? Ведь перед текстом рассказа вы его уже видели. Мне очень понравился.

- Здравствуй, Худикс. Давай дальше сотрудничать!
       Молчит. А молчание - знак согласия. Значит, будем  работать вместе.

7 января 2023 года.