Избранное 2023-1

Александр Мушенко
***
Луна так одинока в бездонной вышине,
Поэтому, наверно, она глядит ко мне.
Глядит в мое окошко, ласкает мой диван.
От лунных сновидений и я немного пьян...

***
Осыпается листва, осыпается,
Вновь незваная зима приближается.
Ожидают нас морозы русские,
Дни короткие, седые, грустные...

***
Я мог бы стать, но я не стал,
Всё в жизни прозевал.
Ревет судьбы девятый вал
Осколками зеркал.
А в тех осколках вышина,
В осколках тех - полет.
Всерадостная та страна
Меня напрасно ждет?

***
Мороз бодрит, за нос хватает
Своей незримою рукой.
Того, наверное, не знает,
Что я России свой, родной...

***
Зачем стихи свои пишу?
Не знаю.
Зачем ветрами я дышу?
Летаю!..
***
Жизнь-дорога - образ старый.
Образ старый - ну и что ж?
Если ты уже усталый,
Той дорогой не пройдешь.
А пойдет твоя дорога,
Не дорога - скорбный путь.
Подожди еще немного,
Скажешь: «Жизнь, меня забудь»...

***
Наливается небо багрянцем,
Всходит солнце в продрогшей тиши.
Я в России живу иностранцем,
Нет отрады для бедной души.
Ах ты, Боже мой, русские дали
Навевают печаль и покой.
В этой жизни промозглой едва-ли
Буду счастлив, отчизна, с тобой...

***
Россия кочками-бурьянами
Идет дорогой не прямой.
Вышагивает полу-пьяная,
Качает буйной головой...

***
Жаркий август, тихий вечер,
НезатвОренная дверь.
И на дачах гаснут речи.
Счастье ждет тебя, поверь...


***
Были счастливы с тобой когда-то,
И в глазах сверкали радостно огни.
Мы с тобой смотрели на закаты,
Не считая праздничные дни.
Но любовь сломалась, не сложилась,
Ты одна и я давно один...
Ты зачем-то мне опять приснилась
В тишине безрадостных седин...

***
Я верю и не верю,
Молюсь и не молюсь.
Но очень скоро «зверю»,
Наверно, поклонюсь.
А может быть, умру я
Чуть раньше, что с того?
Тогда, Бог даст, приду я
К Вместилищу всего.
И стану на колени,
Слезами обольюсь.
Под Божескою сенью
Святыни причащусь...

***
Рассвет осенний, Подмосковье.
Деревья голы, а дома
На серый день глядят с тоскою,
Ведь завтра стылая зима...

***
Бог почтил свободой воли,
Но свобода эта - пшик.
Всё ведет к одной-лишь боли,
Не кричу, но рвется крик...

***
Наполни мысли творческим полетом,
Наполни созиданьем и мечтой.
Шедевр зови, не сомневайся - ждет он
Свидания с тобой, одним тобой!..

***
Предзимье, серое предзимье,
А я всё еду, еду мимо.
Стучат колеса поездов,
Мелькают лица городов.
Промозглый ветер задувает;
Что ждет нас завтра? - кто-то знает?
Не знаю я, не знаешь ты;
Наш поезд, вдаль лети, лети!..

***
Сколько грусти в просторах российских,
Сколько грусти в продрогших полях.
Смотришь вдаль и невольно грустишь ты
О ласкающих взор небесах...

***
Вновь Россию забелило
Чистыми снегами.
Вновь Россию осветило
Фонарей огнями.
Вновь суровые морозы,
И зудят метели.
На окошках снова розы,
И ползут недели.
Год уходит незаметно,
Словно легкий ветер.
Завтра с дружеским приветом
Новый год мы встретим...

***
Я старик - спешить уже не надо.
Мой покой, как, будто-бы, награда
За тяжелые, безумные денечки.
Жизнь уже прожил, пора мне ставить точку...

***
Рассветы и закаты слагаются в стихи.
Рассветы так прекрасны, стихи же так плохИ...

***
Поздняя старость и поздняя осень;
Ветер обрывки бумаги разносит.
А на бумаге фрагменты моей
Жизни, что нет бесполезней, глупей...

***
На Россию дождь пролился,
Ледяной.
Старый тополь накренился
Головой.
И качает его ветер,
Он скрипит.
Трудно старому на свете -
Всё болит...


***
Вдалеке состав промчался,
Прогудел.
С ветром в поле повстречаться -
Их удел.
От весенней звонкой сини
Захмелеть!
И на-пару по России
Пролететь!..

***
Зима раскинула сугробы
По истомившимся полям.
Укрыла от морозов, чтобы
Не угасали жизни там.
Чтоб по-весне из-под сугроба
Стремились к солнцу зеленя.
И маленький подснежник чтобы
Не удержал весны огня.
Отдал его пчеле гудящей
И песне ручейка, звенящей...

***
Октябрь кончается морозом
И сильным ветром, ледяным.
И вновь глаза роняют слезы,
Когда на родину глядим...

***
Зачем в России голосят метели,
Зачем капели плачут по-весне?
Зачем звезда застряла в кроне ели
И щурится в дремотном полусне?..
***
Душа наша крылата,
А творчество - полет.
И ей не надо злата -
Рассвет над полем ждет!
И души воспаряют
К бездонным небесам,
Ведь от рожденья знают -
Жилище наше там!..

***
Не сдавайся, а шествуй вперед,
Ведь победа тебя уже ждет.
И осталось лишь взять ее в руки,
И поймешь тогда - все наши муки -
Чепуха, совершенный пустяк!
- Ну же! Ну же! Никак?
- Да, никак...

***
Светает. Печь топлю и чайник на плите,
Последняя звезда сияет в высоте.
Еще минута и она растает.
Куда она уйдет? - хоть кто-то знает?..

***
В этом мире я - козявка?
Не козявка - человек!
Но на сердце снова зябко,
Ведь к концу подходит век,
Что отмерен мне судьбою.
Распрощаюсь сам с собою...

***
Мысли наполняют душу смутой,
Мысли наполняют душу мукой.
Мысли, для чего вы мучите меня,
Ведь без этого судьбой изранен я?

***
Для чего встают рассветы?
Для чего горит закат?
Для чего резвятся ветры
И цветет весенний сад?
Для чего мы в мир приходим
И уходим - для чего?
Вновь рассвет, и солнце всходит
По велению Его!..

***
Чайник на плите запел,
И закат запламенел.
Провожу его чайком,
Пусть заходит завтра в дом.
Ведь давно он мне приятель,
Звездам в небе возжигатель!..

***
Сочинил стихов так много
Этим утром.
Вновь заря меня омоет
Перламутром.
И наступит день весенний,
Новый день.
От рассветного явленья
Сгинет тень...
***
Серенькая родина:
Речка, монастырь.
Грусть в поля обронена,
В заревую стынь...

***
Я думал, что я тебе, всё-таки, нужен,
Я думал - тебя никогда не познать!
Россия, ты стужа, ты - лютая стужа,
И слышишь вокруг только: «Мать твою! Мать!»
И слышишь вокруг, что березки прекрасны,
И слышишь, что нету небес голубей.
Но все эти речи напрасны, напрасны,
Ведь в серых глазах видишь слово «убей!»
«Убей, укради, донеси и растли их!»
Кого это «их»? Нет, не их, а себя!
Любовь и надежда? Из сердца сотри их -
Мотор, вместо сердца, уже у тебя.
И имени нет. Агентурная кличка,
Христа распинать - богоборца привычка...

***
Январь всегда морозен,
Красив и многозвезден.
Красив суровой красотой
И белизной, и чистотой.
Дымы по небесам плывут
И песни русские поют,
Поют о стылых небесах,
О путнике в полях...


К ЖИЗНИ

Дни сменялись днями,
Лица с городами,
Мысли и мечты
И менялась ты.
И менялся я,
На ветру горя...

***
Завалило Подмосковье снегом,
Белым-белым, чистым-чистым.
Меж землею белой, белым небом
Тонут сумрачные мысли
О снегах бескрайних и о холодах,
О церковке, дремлющей в снегах.
Колокол ударил, звук увяз в снегу,
Будто-бы вздохнул: «Всё, не могу...»

***
Снегом завалило родину мою;
Мы живем в России в снеговом краю.
Снег нам и отрада, снег нам и беда;
Белая равнина, тишь и холода...

***
Это «суета-сует, томленье духа»,
И в душе моей царит одна разруха.
Кто я, за какой звездой иду? - не знаю.
А в зените звезды яркие сияют.
Смотрят на меня и думают, наверно,
Не последний он, он такой не первый...

***
Оттепель среди зимы, воробьи решили -
Наступила уж весна, зимы отступили.
И кружатся воробьи в небесах холодных,
Нежно-нежно так поют в радости бесплодной...

***
Сегодня все двери откроем,
Ведь ключик у нас золотой.
Опять примиримся с собою,
Подружимся с чистой судьбой!..

***
Что я всё грущу и всё вздыхаю?
Видно, не хватает розовых очков!
В поднебесье мыслью не летаю,
Зацепился вновь за кромку облаков!..

***
Счастье есть! Оно в душе, конечно!
Расцветают в ней прекрасные цветы!
На невзгоды я смотрю беспечно -
Скоро Новый год, и вместе я и ты!..

***
Поздняя осень и звездная пыль,
Неба холодного давняя быль...

***
Ветра порыв засвистел у сарая,
Скрылся в холодной тиши.
Здесь мы живем, только, вот, не летаем
В нашей промозглой глуши...
***
Устал? Отдохни, отоспись, а затем
За дело берись. Нас величие тем
Смущать не должно. Всё вперед и вперед!
Смотри, как улитка по ветке ползет.
Ползет и того, вероятно, не знает, -
За ней человек из кустов наблюдает.
И думает - так же ползем мы по жизни...
Смешные и глупые, праздные мысли...

***
В прошлом было тоже радостей не мало,
Но для счастья только капли не хватало...

***
Тихие равнины, сосны до небес,
Мир так гармоничен, полон мир чудес.
Только мы зачем-то боремся с собой,
Боремся с собою, со своей судьбой.
И шагаем бодро гибельным путем,
В качестве причастья грязь из лужи пьем.
О любви забыли, ненависть в глазах;
Господи, помилуй, всё в Твоих руках...

***
Как этот мир прекрасен, но не совершенен,
Как много радостных и горестных мгновений!
Как много суеты и очень много боли;
Бродяга-ветер что-то потерял на поле
И свищет, свищет, ищет, ищет, не находит.
А солнце всходит средь полей, потом заходит
И освещает наши радости и беды.
И пораженье часто мнится нам победой...
***
На чаше весов наши радости-беды,
На чаше весов пораженья-победы.
На чаше весов наши гири несчастий,
На чаше весов невесомое счастье!..

***
Расслабься, почувствуй вибрации тела,
В глаза брызни радость, они чтоб запели.
А кожей почувствуй тепло от светила,
Что светлой любовью всю землю залило...

***
Опять Россию завалило снегом,
А он в России - долгожданный гость.
И ветерок перескочил с разбега
Из уходящего в грядущий год!..

***
Как стать красивым и богатым,
Вполне счастливым, хоть в заплатах?
Как жить и радоваться жизни
И в небеса направить мысли?..

***
Снега-снега, кругом одни снега,
А над снегами неба берега.
И лишь дымы плывут, плывут над полем,
Над этим бело-голубым раздольем...

***
Завалило снегом елки,
Завалило снегом балки.
Елки-палки, палки-елки!
Палки-елки, елки-палки!..

***
А отчизна - это люди,
А отчизна - это я.
Мы до самой смерти будем
Взглядом пить ее поля.
Восхищенными глазами
Будем в небеса смотреть.
Молодыми голосами
Будет песнь ее звенеть!..

***
Летнее теплое море,
Волны и галька поют.
В синем бескрайнем просторе
Томные песни живут...

***
Всё было, было, было
И поросло быльем.
Нас счастье позабыло,
Нас горе позабыло,
А мы живем, живем...

***
Ты устал? Отдохни, а потом вновь шагай
Всё вперед, всё вперед и вперед!
Вкус победы, прошу, только не забывай,
Нас она, только нас она ждет!..


***
Заснула родина и спит глубоким сном,
И дремлет сад, и дремлет роща за бугром.
Лишь звезды в вечной вышине сияют
И встречу с вечностью нам предрекают...

***
Подустал? Отдохни, а потом вновь за дело,
Чтобы наша отчизна от счастья запела.
Чтобы наша отчизна гордилась сынами.
То есть, мной и тобою, а попросту - нами!..

***
Уже декабрь и скоро Новый год.
Что за чертой невидимою ждет?
Что? То что сам я предложу себе
Назло моей неласковой судьбе...

***
Устал? Отдохни, отоспись, отлежись
И вновь принимайся за дело.
Для этого нам и дарована жизнь.
Будь бодрым, веселым и смелым!..

***
Белые равнины, белый небосвод.
В зимы середину солнышко встает...

***
Тихо в глубинной России зимою.
Нет никого, лишь звезда надо мною
Льет свой далекий загадочный свет
И на вопросы дает мне ответ.
Не вопрошаю, а знаю и сам -
Скоро и я причащусь небесам...

***
Зимой в России снега по колено,
И весь пейзаж наполнен вязкой ленью.
Лишь иногда синица пролетит,
Снег с ветки упадет, опять всё спит...

***
Жизнь - сплошное испытание на прочность.
Проявляет удивительную точность,
Бьет без промаха лишь в слабые места.
А в душе уже такая пустота.
Кажется, удача вот она. Ударит,
Волосков седых добавит и состарит...

***
Всё снег и снег, всё снег и снег, и снег.
Дома в снегу увязли, человек
С ним борется, но он идет, идет
Лишь третий день, а кажется, что год...

***
Тихо в России, в срединной России;
Лес и поля, и озера из сини.
Села, деревни - всё дышит покоем,
Им не чужой я, сроднились со мною...

***
Лишь сотня километров от Москвы,
А кажется, что сжег я все мосты,
Что связывали жизнь мою с Москвою.
Простился с суетой, а встретился с тоскою.
Здесь в этой глухомани тишина,
И в тишине лишь тишина слышна...

***
Печь топлю, лежу в постели,
Думаю о лете.
Как морозы надоели
И промозглый ветер.
Как же хочется хоть каплю
Ласкового солнца.
Ба, а с крыши уже каплет,
Солнышко смеется!..

***
Мне снится лето золотое,
Река и пруд, и мы с тобою.
И чайки над водой кружат,
И разгорается закат.
И поцелуй на нежной коже.
Минута с вечностию схожа...

***
Надо трудиться и молиться,
А мысли глупые от лени.
Еще при жизни причаститься
Тех облаков, плывущих, пенных...

***
Надо трудиться и молиться,
А путь подскажет добрый Бог.
И вечным тайнам причаститься
Среди обыденных забот...
***
А облака плывут куда-то,
Откуда смертным нет возврата...

***
Сирени мокнут под дождем,
Вздыхает дом, мой старый дом.
Он столько ливней пережил,
Устал и шепчет: «Нету сил»...

***
Всё делается как-то несуразно,
Неадекватно и несообразно.
А ведь мы - люди, мы - венец творенья.
Мы перл Господнего стихотворенья...

***
Ночь тиха, морозна,
Небо многозвездно.
Полная луна,
Как всегда, одна...

***
Как писал Есенин,
Так бы мне писать.
Русский край весенний
В строфы облекать...

***
Красота не броская и скромная
У моей Руси.
Лето красное так кратко, скомкано
И пейзаж так сир...
***
Россия красива, конечно,
Но очень сурова, строга.
А мы тут живем так беспечно,
С улыбкой глядим на снега.
С улыбкой встречаем морозы,
С улыбкой протопим мы печь.
Не стрАшны житейские грозы,
Смешлива российская речь...

***
А в жизни всё не так уж просто,
Пылят задумчивые версты.
А мы по ним идем, идем.
Здесь потеряем и найдем.
И вновь найдем, вновь потеряем,
Куда мы держим путь? - не знаем...

***
Где мои любимые, Господом хранимые?
В никуда ушли.
Где мои хорошие? Породнились с прошлым вы
В неземной дали...

***
Рано утром на рассвете
Бушевал холодный ветер.
Бился в стену, бился в крышу,
Только я к нему не вышел.
Я лежал, стихи писал,
Буйства ветра презирал.
Но в стихах моих рассветных
Бушевал холодный ветер...
***
В стихах отобразил я всё уже,
Остался сам в душевном неглиже.
Но никому это не нужно,
А я пишу уже натужно.
Стихи по капле выжимаю,
Только зачем? - уже не знаю...

***
Опять снега Россию заметают,
Опять морозы и опять ветра.
Но россияне не грустят, ведь знают -
Закончится холодная пора.
Наступит скоро месяц март капельный,
И запоют о лете ручейки.
И в этой жизни, вовсе не бесцельной,
Рука коснется дружеской руки...

***
Синицы облепили облепиху
И ягоды подмерзшие клюют.
И пташки Божии так нежно, тихо
«Осану в вышних» Господу поют...

***
Писать стихи бессмысленно? Не знаю.
Когда творю, я в небесах летаю.
Работу кончив, радуюсь безмерно,
Счастливей всех счастливцев я, наверно...

***
«Каждый сам за себя, и один Бог за всех».
Мы локтями толкаемся, ждем свой успех.
И чем выше, тем меньше хороших людей,
А чем ниже, тем проще и жить веселей.
Но итог же один, хоть велик ты, хоть мал.
Для чего же всю жизнь я людей обижал?!

***
Среди снегов береза дремлет,
Трещит мороз, а в храме древнем
Дрожит неяркий огонек.
И, кажется, что он продрог...

***
Он угасал, как лист осенний,
Что угасает яркой красотой.
Сентябрь златой и белопенный,
Лишь через год мы встретимся с тобой...

***
С крыш низвергаются лавины снега.
Апрелем поцелованное небо
Очень тепло и топит все снега.
Весенние шальные берега...

***
Год новый наступил, и фейерверки
Рассыпались над стылою землей.
Разгульный этот день январский первый
Нас оглушил шальною кутерьмой...

***
Зачем пытаться что-то сделать? Для чего?
Добавить что могу к творению Его?

Лишь исказить природы совершенство.
Ты со смиреньем по судьбе прошествуй...

***
Из росы Россия вышла и зарей умылась,
Искупалась в неба сини, солнцем причастилась.
И пошла гулять по свету слава о России,
Что другой подобной нету девушки красивой...

***
Белые березы встали из снегов,
Словно неба сестры, дочки облаков.
Кончились метели, пробудясь от сна,
Мартовской капелью слезы льет весна.
Падают в ладони капли светлых слез,
Только не соленых. Это сок берез...

***
Я пишу так просто и так грустно,
В прозу жизни кинулась судьба.
И в душе, от бед уставшей, пусто,
Мира нет. Безумная борьба.
Самого себя борьба с собою,
Я второй глумится надо мною...

***
Безумье правит этим миром,
В бреду каком-то мы живем.
И сами создаем кумиров,
Потом безжалостно их бьем.
Какие мы? - того не знаем,
По жизни в никуда шагаем.
И в этом нашем «никуда»
Горит зловещая звезда,
Пятиконечная звезда...

***
Каждый выбирает для себя
Песнь любви и позднюю кончину.
Я же, только живопись любя,
Выбрал недопетую картину...

***
Ночь дремлет, ветер повевает,
Береза стынет на ветру,
Своими ветками качает.
Звезда глядится в сонный пруд.
Тиха природа, ночь безлунна;
Гляжу в окно, рассвета жду я...

***
Ночь поэтична, необычна,
Гуляют тени за окном.
Взошла луна и так привычно
Заснул наш утомленный дом...

***
Мой карандаш стихами пишет,
Мой карандаш туманом дышет.
Мой карандаш прозаик и поэт,
Мой карандаш - спаситель мой от бед...

***
На листе бумаги что я напишу?
То, что вечерами я один грущу.
То, что тихой ночью я всегда один,
Что судьбе невнятной я не господин.
Мной она играет эдак и разтак,
В жизни день последний скажет мне: «Дурак,
Всё ты проворонил, всё ты пропустил!»
Я же ей отвечу из последних сил,
Что Господь на землю снова снег пролил.
Что Господь на землю новый стих пролил...

***
Двадцать лет промчалось, я теперь один
И грущу нередко в тишине седин.
Где те сумасброды, с кем стихи писал?
Растворились, верно, в тишине зеркал.
Что от них осталось? Томики стихов,
Отголоски давних непонятных снов...

***
Поэзия лета, поэзия света,
Поэзия дивных цветов.
Не надо вопросов, не надо ответов,
Не надо обманчивых слов...

***
Ты чуда ждешь? А чудо не случится.
И это сам ты знаешь, мой родной.
Не сможешь в небесах летать, как птица,
И путь тебя ждет скорбный, не прямой.
Добро захочешь сделать - выйдет худо.
А злом за зло воздашь. Кого судить?
Жестокосердным в этой жизни будешь
И вместо добрых лиц увидишь лиц гранит...


***
В снегах Россия дорогая,
В снегах дубы, березы, тополя.
В снегах отчизна препростая,
Неласковая родина моя...

***
«Мы всё давно уже зарифмовали».
Всё да не всё, еще остался пустячок.
Остались небеса из серой стали
И перекресток неисхоженных дорог.
Стою сейчас на этом перекрестке
И всё высматриваю что-то за бугром.
Прямо в лицо мне дует ветер хлесткий;
Я улыбаюсь, а заплачу уж потом...

***
Недописанность, недосказанность.
Черновик и еще черновик.
Меж собою событья не связаны,
К череде их пока не привык.
И всё думаю - кто-то их выстроит,
Свяжет ниткой с названием жизнь.
Из проектов моих что-то «выстрелит»,
Двинет в гору, что только держись!..

***
А на дворе стоит теплынь,
Зато в душе такая стынь.
Моя душа ожесточилась,
Любовь об этот лед разбилась...


***
Ночь тиха, темна, морозна,
Лишь далекий огонек
В вышине считает звезды.
Сбился, сосчитать не смог...

***
Одиночество, одиночество,
Одиночество, боль души.
Иногда прокричать так хочется,
Что и раны души хороши.
Истекают те раны песнями,
Истекают те раны стихом.
Дорогие, хорошие, вместе мы
На земле так недолго живем...

***
Посмотрю в окно, увижу небо
В бледно-золотистых облаках.
Вот бы мне постичь всю эту небыль,
Только прошептать в восторге: «Ах!»

***
С северо-запада тучи ползут,
Суровые, грозные тучи.
С собою снега и морозы несут,
Россию метелями мучить...

***
Всё замерло, рассвета ждет. И солнце
Свой первый луч прорвет сквозь облака.
И тихий дол проснется, засмеется,
Он засмеется песней ручейка!..
***
Рассвело. Российская равнина,
Снеговые белопенные поля.
И поре январской середина,
И в снегах увяз мой дом, увяз и я...

***
Какие-то стихи банальные.
Куда пропали гениальные?
Они во мне. Как их достать?
Как гениально написать?..

***
Снег идет, идет, идет,
Все дорожки засыпает.
Только месяц промелькнет,
И растает...

***
Бело-серый день, январь ненастный;
Я гляжу в окошко безучастно.
Думаю о том, что Русь - снега,
Бело-голубые берега...