Поэма о душе и разуме

Дарья Подчуфарова
Разум
Не этого ли ты хотела:
Семью, детей, отдельный дом?
От нанимаемого дела
Избавил муж своим крылом.
Живи и радуйся, не мучай
Меня томлением слепым.
Тебе счастливый выпал случай,
Так наслаждайся всем земным!

Душа
Да, я и вправду всем довольна,
Спасибо мужу и судьбе.
Но всё же отчего-то больно,
Без смысла мне не по себе.
Тоскливо будет у могилы,
Что жизнь я праздно прожила,
В кастрюлях и котлетах силы
Сожгла бесследно я дотла.

Разум
Определись, чего желаешь,
Твой смутный стон мне ни к чему.
Может, об офисе мечтаешь
Или выращивать хурму?
Плясать ты хочешь на эстраде
Или юристом быть в суде?
А может, нянечкой в детсаде
Или на лодке по воде?

Душа
Определённо мне не нужно
Всё то, что здесь ты предложил.
В мирских делах мне станет душно
И белый свет будет не мил.
Тому, что я хочу, не учат
В осаде денег и вещей.
Куда пойду - везде навьючат
И свет исчезнет из очей.

Разум
О чём ты всё-таки толкуешь?
Как мне нелепую понять?
Я предлагаю - ты бракуешь,
Изволь же просьбы прояснять.
Ты жаждешь смысла и свободы,
Но где их для тебя найти?
И не пленят тебя доходы,
Ты так, пожалуй, не шути.

Душа
Ты разыщи, а я узнаю,
Не стану и тебя терзать.
Я лишь смеюсь или рыдаю,
Умею только выбирать.
Найди вопросы без ответа
И то, что вместе сотворим.
Иди, ищи источник света,
Карьеру же оставь другим.

Разум
Ты хочешь света. Не пойму я,
В чём именно он состоит.
Меня безжалостно волнуя,
Твой голос только тяготит.

Душа
Насколько помню, ты филолог?
Тогда синонимы найди.
И поиск твой не будет долог,
Звезда зажжётся впереди.

Разум
Источник, знание, луч, пламень,
Аристократия и день.
И где тот философский камень?
В науке видишь ты мишень?

Душа
Наукой я не увлекаюсь,
Она скучна и холодна.
В сухих отчётах задыхаюсь,
И рамок требует она.

Разум
Так чем пленишься ты? Искусством?
И есть ли там тот самый свет?
Ведь путь творцов нередко грустен
И дивидендов часто нет.

Душа
Мне всё же творчество по нраву,
Ещё Исаакиевский собор,
Но ты вниманье не по праву
Не обратил на то в упор.

Разум
Но ведь собор тот христианский!
Тебе до церкви дела нет.
Ты в храм святой венецианский
Не заходила десять лет.

Душа
Уверен ли, что в честь Иисуса
Собор при Питере стоит?
Ведь он совсем другого вкуса,
Кто зрячий, тот вполне узрит.

Разум
И правда, он совсем античный,
Обличья греческих богов...
И стиль для церкви не типичный,
Вся суть языческих основ.

Душа
Мне боги древние роднее,
А не библейские мужи.
И ко всему, они древнее,
Чем все Христовы витражи.

Разум
И кто твой бог тогда, поведай,
Ведь мне уже под сорок лет.
За нашей искренней беседой
Могу ли я найти ответ?

Душа
В искусстве мой источник счастья,
Какой же бог искусств? Узнай.
Мой путь без твоего участья
Едва ли превратится в рай.

Разум
Насколько знаю, управляет
Искусством статный Аполлон.
Бог света, им он озаряет
Творцов мятежный, сладкий сон.

Душа
Не помнишь ли, кто тебе снился
Как покровитель год назад?
А ты услышать поленился,
И вот блуждаешь наугад...

Разум
Приснился мне Орфей в тот вечер,
Он так представился тогда.
Был молод он и безупречен,
Затем растаял без следа.

Душа
И кто же он такой, скажи мне.
Возможно, в этом весь ответ?
Вдруг тебе явится отныне
То, что ищу я много лет?

Разум
Философ и поэт античный,
А также Аполлона сын.
Тебе по нраву мир лиричный,
Стихи, бумага и камин?

Душа
Мне это кажется чудесным!
И здесь я вижу смысл свой.
Пусть будет вовсе неуместным,
Но в этом я найду покой.

Разум
Но кто ты, собственно, такая,
Чтобы стремиться на Парнас?
И к Гумилёву примыкая,
Ты просто опозоришь нас.

Душа
Какой мерзавец искалечил
Твою уверенность в себе?
И поневоле обеспечил
Смятение в твоей судьбе?

Разум
Наверно, мать или система...
Но это было так давно.
Вот есть понятие тотема,
По вкусу ли тебе оно?

Душа
Да, это мило, гармонично,
Животных я люблю вполне.
Сама идея символична,
И силы придаёт вдвойне.

Разум
Скажи тогда, каков тотем твой,
Любимец кто среди зверей?
Ведь он, должно быть, станет чем-то
Сакральным в гуще моих дней.

Душа
Сова, конечно, не иначе.
Посланник ночи, как и я.
Но в чём её, ответь, задача
Среди людского бытия?

Разум
Эта ночная птица - вестник
И символ мудрости седой,
Не зря старинный бог-кудесник
Всегда носил её с собой.

Душа
Вопросы у тебя остались?
Или ты понял, наконец,
Что мы найти с тобой пытались?
Что я философ и творец?

Разум
Постой! Ты знаешь, что недавно
Я чернокнижьем увлеклась.
Или дорога та бесславна
И сила там перевелась?

Душа
А что ты делать повелишь мне
Средь ритуалов и чертей?
Бороться с бесами излишне,
А дьявол вовсе прохиндей.