Об авторитетах. Глава седьмая

Алена Кейдюк
Рассуждая о взаимодействии европейской и русской литератур, отметим: и Гамлет, и Дон-Кихот пришли в Россию (начало 18-ого столетия) одновременно и навсегда. Русскому читателю, ещё не "изнемогающему под гнётом просвещения", эти европейцы оказались по душе! Близилось время "вечных вопросов" бытия, борьбы "с ветряными мельницами": "Кто виноват?", "Что делать?", "Кому на Руси жить хорошо" и, конечно же - "Быть или не быть?".
Истины ради озвучим, что вопрос номер два поставлен разночинцами (Чернышевским), в то время как - от Герцена до Некрасова - весь Золотой Век русской литературы - дворянский.

К 1860-ому году "Дон-Кихоты не перевелись, но Гамлетов стало больше"! Мыслящие радикально, "сознательные, часто всеобъемлющие, но также часто бесполезные и осуждённые на неподвижность", русские Гамлеты, переживающие "горе от ума", полубезумные Дон-Кихоты, Рудины, Бельтовы, Базаровы, знающие одну лишь цель, часто призрачную, оказались "лишними" в настоящем и всегда "преждевременными" в будущем.

"Невольно рождаются вопросы: неужели же надо быть сумасшедшим, чтобы верить в истину? И неужели же ум, овладевший собою, по тому самому лишается своей силы"?
"Я нужен России? Нет, я не нужен России! Да и кто нужен!"- жизненный итог Базарова, прочих русских Гамлетов и Дон-Кихотов...

Итак, вопрос - "Кто нужен России?"- прозвучал! Он по-прежнему витает в пространстве, над просторами нашей Родины! Ответа все ещё не последовало!
Что происходит?! Несвоевременнный в прошлом и игнорируемый в настоящем, этот вопрос изжил себя?
А как же русская литература, "учебник жизни"!?
Поживём - увидим.