Поцелуи Брежнева

Михаил Кедровский
       Самым знаменитым поцелуем взасос Леонид Ильич Брежнев наградил лидера Германской Демократической Республики (ГДР) Эриха Хонеккера в семидесятых годах прошлого столетия, не позднее августа 1979 года. Именно тогда моя жена посетила впервые Восточную Германию и там фотография этого «засоса» была растиражирована, поскольку в ней видели советское миролюбие. Брежнева на Западе побаивались, хотя он по природе своей был добрейшим человеком, его по этой причине (по отсутствию жестокости) и выдвинули в генеральные секретари.

       СССР был уже не тот, что при Сталине, люди больше интересовались собственным благополучием, молодежь призывного возраста не считала зазорным отлынивать от военной службы. Из трех моих ближайших друзей, с которыми я получил высшее образование в 1974 году, только один приобрел «армейскую закалку» на венгерском курорте близ озера Балатон (поблизости находилась база советских ВВС). Все трое большую часть жизни нигде не работали, но в финансовом отношении до сих пор чувствуют себя неплохо. Говорю не в осуждение (здесь нужно не осуждение, а сострадание), просто констатирую тот факт, что сегодняшняя расслабуха проистекает из того времени, когда безделье, стремление к незаслуженному благоденствию выставлялись как ценность, как необходимость.

       Брежнев начал раздаривать поцелуи направо и налево только в конце шестидесятых годов, когда власть его уже не могла быть оспорена никем. Первым получил такой отеческий подарок из зарубежных гостей, кажется, Ясир Арафат, среди засветившихся был президент США Джимми Картер, а своих советских, особенно высокопоставленных, никто не считал, настолько их было много.

       Власть предержащими во всех без исключения государствах становятся не особо одаренные личности. Почему так происходит? Потому что в этой профессии лучше всего не принимать никаких решений, не брать на себя ответственности. Но так не всегда получается. Часто исторический процесс, в котором люди участвуют в качестве свадебных генералов, заставляет их переходить к непопулярным мерам. Последствия таких мер потом исключительно приписываются тем, кто их объявлял.

       Конкретно у нас все главные начальники после своего ухода с исторической сцены подвергались жестокой критике. Возьмем обозримое прошлое. Николай Второй, Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев… Почему должны в будущем появиться счастливчики, избежавшие общественного укора? Нет никаких предпосылок для подобного поворота. Человек грешен, особенно если он на виду.

       Период брежневского правления характеризовался явной тенденцией к преклонению перед западным миром и к идеализации царского режима. Царский режим был в реальности деградирующей системой, западный мир такой системой стал. Иллюзии рассеиваются, но заменить их нечем в переходные времена.

       Что касается поцелуев Леонида Ильича Брежнева, то его помощники позаимствовали их из предреволюционной России. Царь на пасху «лобызался» с двумястами представителями всех сословий, правда, до губ дело не доходило, но правая щека Николая Александровича долго зудела после соприкосновения с бородатыми ликами, о чем свидетельствуют дневники последнего императора.

       У Бога все живы и все грешники, кроме солдат и офицеров, убитых в бою! Но это почти никак не связано с обстоятельствами поднятой темы о поцелуях вождей.

06.01.2023