Мой дедушка воевал в Гражданскую

Игорь Пономарев
       Сын Игорь пришел из школы немного грустный. Мы поговорили о учебе, что сегодня было нового, что понравилось и о чем он хочет узнать дополнительно. Сын учился уже в третьем классе, к учебе относился не по годам серьезно, был отличником. Шел январь 2011 года. Мы с матерью постоянно занимались с ним, расширяя его кругозор. В молодости я, закончив отделение физики пединститута, преподавал физику в средней школе, затем в вузах, поэтому педагогические навыки у меня были. Видя его грусть, я не стал сразу расспрашивать, что случилось не так. За обедом разговоры перешли на домашние темы, чем занимались кошки, а их было две, в отсутствие хозяина, не баловались ли? «Кошки:  Муся – старшая и Катя - младшая, вели себя прилично, как ты им наказывал уходя в школу. Ждали тебя, чтобы делать домашнее задание с тобой и набираться ума от ученого человека» - поведал я ему. Кошки действительно любили, когда Игорь садился за свой стол делать домашнее задание. Старшая – Муся залазила на стол и ложилась у книжек слева от хозяина, а младшая залазила на компьютерное кресло и садилась за спину сына, явно отлынивая от учебы, затем она сворачивалась в колечко и засыпала. Неожиданно сын спросил: «А, правда, что мой дедушка воевал в Гражданскую войну»? «Игорек, я, тебе рассказывал, твой дедушка рождения 1901 года, добровольцем ушел на Гражданскую войну, участвовал во взятии Крыма, знаком был с командармом Михаилом Фрунзе, потом служил в частях ЧОН, а после окончания Совпартшколы, был направлен на Дальний Восток, так наше семейство оказалось на Дальнем Востоке. В Великую Отечественную его призвали в 1943 году, когда он отказался от брони, и демобилизовался после победы над Японией. Имеет награды, которые мы с тобой не однократно рассматривали и обсуждали. За Гражданскую войну его наградили орденом Красной звезды в честь пятидесятилетия советской власти в 1967 году. А что тебя так заинтересовало  его участие в Гражданской войне»?  «Да, я, то понимаю, что дедушка действительно участник  двух войн, просто одна учительница усомнилась,  сказав, что мой родной дедушка никак не мог участвовать в Гражданской войне, ведь я родился 2003 году». «Понимаю, большая разница в возрасте, давай посчитаем вместе. Я последний из детей моих родителей, родился в 1954 году, когда родится ты, мне уже было 49, для мужчины это нормально.  Когда родился я, моему отцу – твоему дедушке было 53 года. Умер дедушка, задолго до твоего появления, в 1978 году, так что все встает на свои места. Твой дедушка действительно воевал в Гражданскую войну. Давай сделаем так, на 23 февраля, в классе сделаешь презентацию со слайдами жизненного пути своего дедушки, а в довершение покажешь  награды,  настоящий  немецкий кортик со свастикой на клинке и  штык – нож от японской винтовки «Арисака», привезенные твоим дедушкой как памятные сувениры с войны. Наша мама, бессменный председатель родительского комитета класса, думаю, договориться с классным руководителем о презентации на празднование 23 февраля».  «А дедушка больше ничего не привез с войны»? – задал очередной вопрос Игорь.  «Да было дело, мне досталась его пилотка и была фуражка, но она была большая мне, а пилотку я часто носил, и окружающая детвора завидовала мне, хоть и после войны прошло уже 15 лет в то время. Были еще японские фонарики, целых два, маленькие такие. К ним батареек не было, брат делал батарейки из наших квадратных разламывая их и укорачивая. Фонарики светила очень хорошо, больше таких ни у кого не было. Видишь, время какую шутку сыграло с нами, твоей старшей тете в этом году будет 80 лет, а мне 57, такова жизнь». «Ну, теперь все встало на свои места»?  «Да»! «Тогда давай делать уроки, кошки уже заждались тебя, а потом поиграем во что-нибудь, или погоняешь в компьютере»!

     2011 год