Памяти Расула Гамзатова Эссе

Игорь Сибиряк
Мы родились, чтобы оставить след, дом или тропинку, дерево или слово.
Расул Гамзатов

Каждый год к нам в дом приходит Праздник Победы, одновременно печальный и радостный. Печальный от больших утрат человеческих жизней на пути к долгожданной Победе, а радостный потому, что жизнь возродилась и продолжается после тяжелых боев на полях сражений с коварным и сильным врагом человечества – немецким фашизмом.
Вечером этого дня наступает Минута Молчания, с болью  сердца переживаем и скорбим Памяти павших солдат и тружеников Тыла, отдавших свое здоровье и жизнь в тяжелом труде  ради Победы. Мы сливаемся с ними в едином порыве всеобщего горя и славы нашего многостродального Народа. После этой тяжелой минуты начинают звучать песни памяти павших. И среди них звучит гимном для ушедших от нас дорогих солдат Победы песня на стихи Расула Гамзатова «Журавли». Душа замирает и льются слёзы от проникновенных слов автора бессмертного стихотворения:

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.
Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?
Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.     1965 г.

Если в литературе есть такое определение вершины стихосложения, то это в полной мере относится к Расулу Гамзатову. Читаешь его наследие, душа ликует и поет от его точного передачи задуманного смысла произведения. Печаль клина журавлей, прилетающих к нам весной на гнездовье, передана нам как голоса вернувшихся с войны тех солдат, что в землю эту полегли когда-то.  В это мгновение хочется упасть на опушке леса в пожухлую траву прошлого года и зарыдать до потери сознания от боли за полегшие солдатские души, что вернулись к нам с приглушонным  курлыканием  журавлей, словно приветствуя нас живых и помнящих их!
О поэте хорошо сказал Александр Трифонович Твардовский:
«Трудно говорить о Расуле, так как такое поэтическое явление не укладывается в обычные слова. Это явление очень своеобразное и величавое. В современную поэзию он вносит столь значительный вклад, что всесоюзный читатель принял его задолго до сегодняшнего дня. Я давно слежу за тобой, Расул, и сегодня хочу сказать, как я люблю тебя, как я горжусь тобой, как ценю тебя, мой друг, мой брат по советской поэзии».Твардовский А. Т. Слово о Расуле Гамзатове, Махачкала, Дагкнигоиздат, 1973, с.204 
Расул Гамзатович чутко передает нам  свою боль утрат ровесников-фронтовиков:

Товарищи далеких дней моих,
Ровесники, прожившие так мало!..
Наверное, остался я в живых,
Чтоб память на земле не умирала.
На поле боя павшие друзья —
Вас было много, страстно жизнь любивших.
Я ведаю: в живых остался я,
Чтоб рассказать о вас, так мало живших.

Поэт своими стихами правдиво рассказал о товарищах, ровесниках, оставшихся лежать на полях сражений, мы вместе с ним переживаем горечь утрат, сохраняя священную память поколения вечно юных, молодых, ушедших на фронт девятнадцатилетними мальчишками, вчерашними выпускниками школ 1941 года. Кто-то сказал жестокую правду до боли в сердце о них – выбитое поколение. Меня берет дрожь и сводят судороги, когда думаю о них, тех, наших мальчишках, рано вставших грудью на защиту Отечества, положив свои головы на поле брани! Мы в неоплатном долгу перед ними, Солдатами Победы!
Отошел в прошлое двадцатый век, проницательный ум поэта подводит ему итог:

Двадцатый век сурово хмурит брови
Мы дети века, стыд нам и позор!
Ведь никогда так много лжи и крови
Не проливалось в мире до сих пор.

Двадцатый век устало щурит веки
Мы дети века, честь нам и хвала!
Быть может, никогда, как в нашем веке,
Мир не боролся против лжи и зла.

В этих восьми строках уложился век истории нашего Государства. Мы живем в новом веке, нашему многострадальному Народу опять приходится бороться против мировой лжи и клеветы. И в этой борьбе нам помогает выживать высокая поэзия Расула Гамзатова:

Говорят, что посмертно
Тела наши станут землею.
Я поверить готов
В немудреную эту молву.
Пусть я стану частицей Земли,
отвоеванной с бою,
Той земли, на которой
Сейчас я всем сердцем живу.

Жизнь подходит к своему естественному, логическому завершению. Часто возвращаюсь мысленно в годы детства, отрочества, юности. Всегда со мной живет в памяти светлый образ мамы, в её неустанных хлопотах по дому, хозяйству, работой на заказ по пошиву одежды, чтобы заработать средства, поднять нас, семерых детей. Расул Гамзатович рос  третьим ребенком в семье, видел труд своей мамы, её натруженные руки, рано постаревшей от тяжелых семейных забот. В своем классическом стихотворении он пишет, обращаясь к большим и малым детям всей  Планеты Земля:

Целуйте руки матерей
И за любовь благодарите,
За растревоженность ночей:
«Спасибо!» — маме говорите!
За их заботу и тепло,
За их внимание и нежность,
Что отгораживают зло,
Прощая часто вам небрежность!
Всю боль и холод неудач,
Все ваши тяжести, невзгоды…
Прижмут к груди дитя: «Не плачь!»,
И носят это в сердце годы…
Целуйте руки матерей!
Они — сокровище, бесценность,
Они на свете всех добрей,
Они поддержка, сила, верность!
Погладят вас по волосам,
Потреплют весело, игриво,
Поправят плед по вечерам,
И утром снова терпеливо.
Целуйте руки матерей!
И берегите, берегите
Тех, кто всех ближе и родней,
Чтоб не жалеть потом, простите!
Не оставляйте матерей одних,
Они от одиночества стареют.
Среди забот, влюбленности и книг
Не забывайте с ними быть добрее.
Им нежность ваша – целый мир.

В стихотворении поэта сказано все главное, что пережил каждый из нас, живя в семье с младенчества. Повзрослев уходим в долгую дорогу жизни, сохраняя тепло очага, согретого  добротой мамы. Спасибо великому поэту Дагестана, объединителю душ многих народов нашей необъятной родины СССР, мы доживаем свой век в лучах любви поэта, его неиссякаемого клада сокровенных мыслей мудрого аксакала дагестанского селения  Цада Хунзахского района. Сюда не заростает уже век народная тропа любви всех поколений нашей великой Родины. Наши дети и внуки учатся гуманизму и светлой вере в лучшее Человечества, привитые им  стихотворным творчеством, мастером и гением аварского поэта-самородка! Мы остаемся доживать свой век на Земле по мудрому завету Расула Гамзатовича Гамзатова, благоговейно вспоминая доброго, светлого поэта, с кем были современниками в двадцатом веке:

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился —
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его — вини дорогу
И коня не торопись менять.
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.
Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.

04.01.2023.  Игорь Назаров  / Игорь Сибиряк /.