Три закона психической механики Будды

Сергей Горский Москва
Из школьного курса физики мы помним о существовании трёх законов Ньютона. Это законы классической механики, или просто «три закона Ньютона». Те, у кого память покрепче, и те, кто учился получше, даже смогут их назвать: закон инерции, закон ускорения тел и закон равенства действия и противодействия. Англичанин Исаак Ньютон, автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он обнародовал законы движения тел и закон всемирного тяготения, за свои выдающиеся научные открытия был впоследствии удостоен титула сэра.

А кто знает о существовании трёх законов психической механики, открытых бывшим индийским принцем Сиддхартхой Гаутамой, бросившим свой дворец и все свои царские привилегии во имя поиска истины и спасения от страдания? Ни в нашей родной школе, ни в институте этим законам не учат, а ведь открывший их мудрец из племени Шакьев был удостоен за свои выдающиеся экзистенциальные открытия почётного звания «Будда», что значит «Пробуждённый».
 
Напомним же вкратце о сути этих законов.

Важнейшим открытием Будды является оригинальный закон причинности, связанности всего со всем. Этот первый закон носит название «взаимозависимого возникновения».  Сродни квантовой нелокальности и запутанности в физике XX и XXI веков, он настаивает на взаимосвязанности всех психофизических явлений в этом мире бушующем, а также определяет условия возникновения, пребывания, невозникновения или прекращения любого явления, любого природного феномена. Вот как просто и ясно выразил его виднейший буддийский мыслитель и учитель Нагарджуна («серебряный змей»):

          «Вещи черпают своё существование и природу во взаимозависимости, и не являются ничем сами по себе».

Нечто подобное в квантовой механике передаётся словами американского физика Дэвида Мермина:

           «Корреляции обладают физической реальностью, а то, что они коррелируют — нет».

Или в переводе с научного языка на кухонно-бытовой: «Истина заключается в том, что никакой ложки нет».

Подверженный этому неумолимому закону, сам человек своей жаждой жизни, страстей, наслаждений, удовольствий загоняет себя в вечную юдоль страдания в циклическом потоке сансары, колеснице жизни-смерти. Как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности. А Будда не только познал этот закон, столь важный для судеб человека, но и нашёл путь к избавлению от страдания и смерти.

Помимо закона «взаимозависимого возникновения» Будда открыл также закон  мгновенности бытия («кшаникавада»):

«Согласно кшаника-ваде, физический мир не имеет никакого длящегося бытия, никакой реальности; он вспыхивает на один момент (кшана) и тут же погибает. Возникающие красочные картины мира, как кадры на движущейся кинопленке, так быстро сменяют друг друга, что у воспринимающих их живых существ создается полная иллюзия стабильного и длящегося окружающего мира со всеми его обитателями. На самом деле существуют только вспыхивающие дхармы, поток которых не хаотичен, а подчинён определённому порядку: каждый его элемент-дхарма появляется в соответствии с законом взаимозависимого происхождения (пратитья-самутпада) и поэтому связан с определённым элементом в предшествующем “кадре”» [1].

Этот закон, закон мгновенности бытия, разительным образом отличается от современных релятивистских представлений о Вселенной, застывшей в вечности (этернализм), что свойственно, например, теории относительности. И этот закон порой находит удивительные параллели в новых естественнонаучных моделях мира, основанных на философии презентизма (англ.  presentism, от “present” — «настоящее» [время]), а не этернализма (от англ. “eternity” — «вечность»), которые идут наперекор современному научному мейнстриму. Философская проблема времени в буддизме решается именно в пользу настоящего момента времени, который представляет собой истинную реальность, а не в пользу вечности, как у Платона, который считал, что истинное бытие находится в мире вечности и идеальных сущностей (эйдосов).

Любопытно, что в своей книге «Возвращение времени. От античной космогонии к космологии будущего», изданной в США ровно 10 лет назад, её автор, американский физик-теоретик Ли Смолин, непроизвольно встаёт как раз на сторону Будды с его теорией мгновенности, а не на сторону Платона с его объективным идеализмом и Эйнштейна с его теорией относительности, «замораживающей» мир в вечности блок-вселенной.

Наконец, возвращаясь к трём законам Будды, напомним по принципу “last but not the least” третий закон, закон дискретности дхарм, который весьма напоминает закон дискретности энергии в квантовой механики, впервые сформулированный Максом Планком в 1900 году: духовная сущность человека не целостна, неизменна и нетленна, как считали поклонявшиеся Ведам и Упанишадам брахманы, а составлена из дискретного потока дхарм — элементарных частиц психики (по аналогии с элементарными частицами физики, всеми этими кварками, протонами, нейтронами, электронами и т.д.). По сути дела, Будда произвёл такую же революцию в древнеиндийской психологии и философии сознания, как и квантовая механика — в физике ХХ века.

Как подчеркнул виднейший российский буддолог О.О. Розенберг более 100 лет назад, ещё до решающих открытий квантовой механики:

«Понятие “дхарма” в буддийской философии имеет столь выдающееся значение, что система буддизма в известном смысле может быть названа теорией дхарм» [2].
             
Само слово «дхарма» происходит от индоевропейского корня «дхер» — «держать». Оно родственно старославянскому drъzo, drъzati — «держать», «обладать». 

«То есть дхарма – это “держатель”, или “носитель”. Держатель чего? Своего собственного качества. Таким образом, дхарма есть неделимый элемент нашего психофизического опыта, или элементарное психофизическое состояние» [3].

Каждая из дхарм держит своё собственное качество и несёт элементарное психофизическое состояние или один бит информации, как сказали бы сейчас.

Дхарма — это не субстанция, несущая в индуистской философии множество качеств. В понятии  “дхарма” «носитель и несомое им качество совпадают» [3], что явно противоречит не только индийскому субстанционализму, но и современным информационным технологиям, где биты информации всегда имеют свой материальный носитель. Наконец, «субстанции брахманистов, как правило, вечны, тогда как дхармы мгновенны» [3]. Что же такое дхармы?

Дхармы — это элементарные частицы психики, которые существуют в мире наряду с элементарными частицами физики: электронами, протонами, нейтронами, кварками, фотонами, глюонами и т.д. В буддийском Учении — Дхарме (с большой буквы) — также существует большое множество различных «раздельных мимолётных элементов», объединённых и классифицированных, наподобие таблицы Менделеева, в 5 больших «групп привязанности», 5 «скандх» (буквально — «куч»). Эти «раздельные мимолётные элементы» психики и есть те самые дхармы (с маленькой буквы), которые и ответственны за все психические явления, как сознательные, так и бессознательные.

Новые конфигурации дхарм возникают каждое новое элементарное мгновение времени, каждый новый квант времени, порождая по закону взаимозависимого происхождения поток психофизических состояний в его развитии, динамике.

Локальная активность, ежемгновенные калейдоскопические переливы узоров элементарных психофизических частиц — дхарм — внутри человеческого мозга, который по сути дела служит лишь приёмником, а не источником сознания, позволяет живому существу насладиться красотами материального мира. Эти же узоры элементарных частиц психики — дхарм — по сути дела и ответственны за создание всех феноменов сознания и бессознательного начала психики, включая восприятие, мышление, эмоции, интуицию, вдохновение, чувство юмора и т.д.

Непрерывный поток новых мгновенных состояний, узоров и конфигураций элементарных частиц физики и психики — дхарм, связанных по закону взаимозависимого возникновения, носит в буддизме название «сантана»:

«Дхармы постоянно возникают и исчезают, заменяясь новыми, но обусловленными предшествующими дхармами по закону причинно-зависимого происхождения. Эти постоянно возникающие и исчезающие бессубстанциальные дхармы в своей совокупности образуют поток, или континуум (сантана), который эмпирически и обнаруживается как “живое существо”» [4].

Сантана — это процесс, поток, континуум, серия мгновенных, дискретных элементарных психических состояний, обусловленных исчезновением предыдущего мгновенного состояния (кадра бытия) и ответственных за возникновение нового, последующего мгновенного узора дхарм, следующего кадра во Вселенском блокбастере бытия. Этот дискретно-континуальный поток дхарм лучше всего передаёт метафора киноплёнки:

«Таким образом, согласно теории мгновенности, поток дхарм, образующий живое существо, не только континуален, но и дискретен в одно и то же время. Если использовать современную метафору, его лучше всего сравнить с киноплёнкой: она состоит из отдельных кадров, которые, однако, мы не видим, когда смотрим фильм, и поэтому воспринимаем его как чистый континуум. Вместе с тем различия между двумя соседними кадрами настолько ничтожны, что эти кадры представляются невооруженному взгляду практически тождественными, различия же нарастают и проявляются постепенно. В этом примере каждая новая жизнь — новая серия безначального сериала, нирвана — конец фильма» [5].

Смерть человека означает распад его психического «я» и последующее рождение нового психического «я» в новом мире, в новом живом организме с новым телом, новым сознанием и новым «я» на новой лестнице эволюции. Форму конкретного воплощения определяет закон кармы (в переводе с санскрита — действия), который так же объективен и рационален, как и 4 фундаментальных физических взаимодействия (действие и взаимодействие!), что можно продемонстрировать на примере калейдоскопа:

«определённая комбинация цветных стёклышек (набор дхарм, выражающийся эмпирически как “данная личность”) после поворота калейдоскопа (кармический эффект, обусловливающий характер последующей жизни) меняется на иную (стёклышки перегруппировываются), причинно обусловленную их исходным положением и кармическим импульсом и выражающуюся в непосредственном опыте в виде иного живого существа, причинно связанного с первым. Здесь уместно ещё раз напомнить, что закон кармы в буддизме не есть воздаяние, или возмездие (в отличие от теистических направлений индуизма, в которых кармические плоды раздаёт всемогущий Господь — Ишвара); закон кармы вполне объективен и неотвратим, подобно законам природы в их европейском научном понимании» [4].

Этот дискретно-континуальный поток мгновенных психических состояний в мозгу человека напоминает работу не биокомпьютера (буквально — вычислителя), а скорее голографического калейдоскопа, в котором происходит не вычисление по заранее заданным жёстким алгоритмам, а творческое возникновение новых дхармических узоров, паттернов информации по закону взаимозависимого возникновения, который не программирует события, а определяет условия их возникновения и гибели.

Именно эта творческая работа дхарм сознания даёт возможность увидеть глазами и познать разумом все красоты мира, но их же коварная работа затмевает истинно сущее Мира, которое нельзя ни увидеть, ни услышать, ни потрогать, ни понюхать, ни пощупать, ни рационально понять. Рассудок и органы чувств тут не помощники, а, скорее, наоборот, противники.

Истинно сущее Мира познаётся не чувствами, и даже не разумом, направленными вовне для познание окружающего мира. Истинно сущее, Высшая и окончательная реальность, сверхчувственный и сверхразумный мир в своей Таковости — Татхата — познаётся Пробуждённой Мыслью Единого Ума, направленной внутрь себя, с помощью диалектического отрицания деятельности сознания путём сосредоточения, йогического созерцания, медитации.

          «Йога есть прекращение деятельности сознания.
           Тогда Зритель пребывает в собственной форме» [6].

Тот, кто сумеет вырваться их этого безостановочного калейдоскопического потока  психофизических состояний, ввергающего нас в омут сонного царства материальных грёз или королевство кривых зеркал двойственного различающего сознания, тот, кто сможет заглянуть Пробуждённой Мыслью внутрь Вселенского голографического калейдоскопа, на уровень истинной и окончательной реальности, а не на 3D пространственные «зеркальные» проекции его материальных картинок, сможет достичь Пробуждения от иллюзорных сновидений сознания, обрести чистое Знание-Видение, избавиться раз и навсегда от страдания и достичь Высшего Освобождения от бесконечной колесницы жизни-смерти.

Успокоение непрестанной колдовской работы, непрерывного волнения дхарм сознания, подобно волнению на море-океане, означает достижение состояния полного штиля психики и суперпозиции всех дхарм. Состояния, при котором весь в своей Таковости отражается без искажения волнами сознания в зеркальной глади чистого Знания-Видения (Джняна-Видья, Ригпа). Это состояние покоя в буддизме именуется нирваной.

А тот, кто хотя бы теоретически познает эти 3 незамысловатых закона психической механики, получит на экзистенциальном экзамене жизни оценку «отлично».

Как завещал великий Будда, «учиться, учиться и учиться»!  Знание дарует спасение и Великое Освобождение!

               
Примечания:


1. д.ф.н Н.А. Канаева Электронная библиотека ИФ РАН » Новая философская энциклопедия »
2. О.О. Розенберг «Проблемы буддийской философии»
3. Е.А. Торчинов «Учение о "Я" и личности в классическом индийском буддизме»
4. Е.А. Торчинов «Введение в буддизм»
5. Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада»
6. Йога-сутры Патанджали

    
        6 января 2023 года