А нам дано предугадать, как слово наше отзовется

Антонина Тотиева
     В последние десятилетия на постсоветском пространстве появилась совершенно иная, нежели раньше, детская литература, получившая название «постсоветской». Основное направление, в котором она развивается, - свержение основ, стремление во что бы то ни стало попасть на «пароход современности» - отрекаясь порой  от лучших традиций  советской литературы, и даже русской классической.
     Большое жанровое разнообразие, смешение возрастных границ внутри и за пределами традиционной читательской аудитории, безудержная подражательность зарубежным образцам  (появление таких жанров, как «детский детектив», «фэнтези», «роман для девочек», «страшилки» и прочие) характерны для постсоветской детской литературы.  Надуманность и наигранность сюжетов, тематический беспредел, леденящие душу филолога языковые «находки», мнимая положительность персонажей, сарказм и даже цинизм – вот тот далеко не полный перечень «достоинств» детской литературы последних десятилетий.
     И тем удивительнее становится  встреча с настоящей детской литературой, которая, к счастью, продолжает радовать читателей.
     Повесть Геннадия Киселева «Кулисы…или Посторонним вход разрешен»  стала счастливым исключением на полках книжных магазинов, пестрящих «шедеврами» массовой детской литературы.
     И. Арзамасцева, член Исполкома Совета по детской книге России и автор вузовского учебника по детской литературе, определила жанр произведения как театральная повесть, потому что она позволяет юному читателю войти в профессиональный мир театра. И это действительно так, поскольку в основе сюжета – история познания главным героем загадочного мира кулис, начавшаяся со случайного выступления в дуэте с младшим братом на сцене кинотеатра перед просмотром фильма, ставшая мечтой всей жизни, а затем воплотившаяся в профессию.
     Следуя за Сережей Метелкиным, главным героем повести, читатель попадает совершенно в особый мир.  Мир, наполненный неповторимым воздухом, вдыхая который, герой постепенно «заболевает» театром навсегда.
      Попадая за кулисы, юный читатель узнает о различных театральных профессиях, о том, как непрост труд актера,  что порой «искусство требует жертв», но приносит ни с чем не сравнимую радость творчества. И с этой стороны мы можем говорить о реализации познавательной функции повести: жизнь театра открывается в ее конкретной повседневности, естественном течении, во множестве специфических аспектов.
     Повествование ведется от лица главного героя, что придает «Кулисам…» психологическую достоверность и ярко окрашенную эмоциональность. Уже в истории первой - «По военной дороге» (так автор обозначил главы повести, подчеркивая их событийность) - чувствуется глубокое духовное взаимодействие взрослого автора и юного читателя, знание психологии ребенка и уважение к миру детства. Автор подчеркивает, как важно, чтобы в жизни ребенка появилась книга, которая бы заинтересовала его, поглотила все его внимание (как это произошло с героем повести), стала бы толчком к постижению настоящей литературы, к проявлению его творческих способностей. И как велика в этом ответственность взрослых, прежде всего, родителей, ибо неоспорима истина: все начинается с детства.
    Психика детей плохо приспосабливается к мысли о дисгармоничном мире, произведение должно возвращать их в мир гармонии, поэтому так велика ответственность детского писателя. Дети очень чутки к этической позиции автора-повествователя и ждут от него одобрения мира детства, допуская при этом благожелательную критику частных недостатков, на что указывал еще К.И. Чуковский в «Заповедях для детских поэтов».
     В рецензируемой повести утверждаются вечные ценности: Добро, Любовь, Мир, Красота, без которых не мыслится воспитание человека нравственного. Она убеждает юного читателя в неоспоримости семейных ценностей, таких как взаимопонимание, уважение к женщине («На семейном совете последнее слово должно принадлежать маме…»), доверие к детям, признание в ребенке личности («Человек он взрослый, самостоятельный. Думаю, краснеть за него не придется…»), любовь друг к другу («А я без тебя не поеду, - заявил мой младший брат…»). 
     К художественным достоинствам повести следует отнести также достаточно динамичный сюжет, психологическую достоверность и добродушный юмор, позволяющие читать книгу что называется на одном дыхании (потрясение условным миром сцены в «Странной профессии», эпизод с вишневым пирогом в «Загадочном воздухе», чтение героем повести сказки «Курочка-ряба» в одноименной главе и многое другое).
     Этическая ясность, образность, стилистическая выдержанность, знание возрастных и психологических особенностей ребенка – всеми этими достоинствами также обладает повесть Г. Киселева. Она реализует главную задачу, которую призвана решать детская литература, - воспитывает человека нравственного, неся и в своем содержании, и в способах его выражения этическое начало, без излишнего дидактизма, морализаторства и назидательности.
     Хочется верить, что   детские книги, написанные в лучших традициях русской классической литературы, каковой является повесть Г. Киселева «Кулисы или…Посторонним вход разрешен», займут достойное место на полках книжных магазинов и найдут своих читателей. А автору пожелать новых творческих успехов.