Творческое мышление и законы логики

Анатолий Васильевич Шамов
«Кто хочет подчинить
себе обстоятельства,
тот должен сначала
подчинить себе РАЗУМ».
СЕНЕКА

Одной из дисциплин школы «ОРФЕЙ» есть учебный предмет законы логики, по которому авторы сдают зачёт, чтобы получить звание “Магистр школы ОРФЕЙ”.
Если писатель не знает законов логики и не умеет ими пользоваться, то я не рекомендую ему, по крайней мере,  представляться писателем.
Задачей этой статьи является раскрытие законов правильного мышления и того, как этими законами писателю пользоваться. Итак, что такое мышление? Мышление( ум, интеллект) – это  психологический процесс опосредованного  отражения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира в их внутренней связи. Мышление знает восемь классических форм: ПОНЯТИЕ( отражает существенные признаки предметов и явлений); СУЖДЕНИЕ( форма мышления, в которой  осуществляется связь между понятиями); УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ( форма мышления, при которой из одного или нескольких суждений выводится другое суждение); ГИПОТЕЗА (предположение, которое считается истинным для того, чтобы  вывести из него следствия, согласующиеся с фактами и положениями);  ТЕОРИЯ( это гипотеза, получившая  достаточное основание); ДОКАЗАТЕЛЬСТВО( это выведение какого-либо суждения из других суждений, признанных истинными и очевидными; части доказательства: тезис, аргументы, демонстрация), ЗАЩИТА(это такая форма доказательств, где заранее предполагается, что тезис будет оспариваться); ОПРОВЕРЖЕНИЕ( это форма мышления, направленная на  доказательство ложности тезиса). Ум человека устроен просто! Мышление протекает в восьми названных нами формах и подчиняется четырем основным законам логики: ЗАКОН ТОЖДЕСТВА, ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ, ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО, ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ. По виду мышление делят на: наглядно образное, конкретно – образное, абстрактно- логическое. Мышление должно обладать:  логичностью, доказательностью, темпом, целенаправленностью, гибкостью, экономичностью, широтой, глубиной, критичностью, самостоятельностью, любознательностью, пытливостью, находчивостью, остроумием, оригинальностью, продуктивностью.
Итак, первый закон логики- закон тождества - звучит:  А=А, то есть всякий предмет есть то, что он есть, и в процессе одного и того же рассуждения следует говорить об одном и том же предмете.
В общении между собой люди часто нарушают этот закон, подменяя предмет рассуждения, допуская резонерство, эмоциональность или просто умышленно( преследуя конкретный интерес)  заводят разговор в логический тупик. Спорят те, кто не в состоянии критически контролировать предмет спора, и, наоборот. На обложке журнала «ОРФЕЙ» значится девиз: НЕ НАДЕЙСЯ, НЕ ВРАЖДУЙ, НЕ ПРОСИ,  т.е. не спорь попусту. Для писателя важно соблюдение такого следствия из этого закона…
если начал за здравие, -  не заканчивай за упокой.
Второй закон логики - закон противоречия - звучит: А не может быть в        одно и то же время В или не В, или
из двух суждений, одно из которых утверждает то, что другое отрицает, одно должно быть ложным… или  из двух противоположных суждений одно ложное. Один человек утверждает, что эта бумага белая, другой утверждает, что бумага черная. Одно обязательно из суждений является ложным… хотя,  ложными могут быть и оба суждения  (скажем, бумага в действительности красная).
Нарушая законы логики, мы нарушаем законы жизни… т.е закон соответствия– один из семнадцати непреложных законов творчества. Пример: автор описывает ход рассуждений своего героя, который произносит фразу «Кто не с нами, тот против нас» и нарушает  один из законов( нарушает не автор – его герой…) Что нарушил герой художественного произведения? Герой нарушил второй закон логики - закон противоречия. «Не с нами…»  ещё не значит, что против нас.
- Третий закон логики – закон исключенного третьего - гласит: из двух взаимоисключающих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано.
Пример:  эта бумага белая. Эта бумага не белая. Если автор описывает злоключения своего героя, который помирился с женой и … нарушает психологические следствия из этого закона, то грош цена такому художественному произведению. Если говорить о произведении, описывающем криминал, то в основе дедуктивного метода( скажем, рассказы о Шерлоке Холмсе)  лежит именно третий закон логики, исключающий массу фактов и, наоборот,  позволяющий с помощью мелких фактов проникнуть в суть описываемого явления.
- Четвертый закон логики – закон достаточного основания - гласит: каждая мысль должна быть достаточно обоснована, но и  достаточное обоснование должно иметь достаточное основание.
Пределом обоснованности есть  аксиома, очевидность, иной закон. Пример: книги А.Шамова « ПИСЬМО НЕБА»,»ПЫЛЬ СОЗВЕЗДИЙ» плохие. Достаточным обоснованием этой мысли будет: их никто не покупает. Но здесь может отсутствовать связь качества с раскупаемостью. Основанием может быть другое: нет тиража, есть тираж, но ими никто не торгует и т.д.
Надеюсь, моя небольшая статья окажет необходимую помощь писателям ГОСПА в создании высокохудожественных и художественно ценных произведений.

Магистр школы “ОРФЕЙ”                А.В.Шамов