Ч. 54 Начало героического и трагического десанта

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2023/01/05/591

Битва за Кавказ завершилась победой Красной Армии с участием Черноморского флота и Азовской флотилии. Теперь на очереди стало освобождение Крыма.

У противника в Керчи, Камыш-Буруне и в Феодосии имелось 30 самоходных барж, 10 торпедных катеров, 10 катеров-тральщиков. Малые сторожевые катера использовались немцами для охраны внутренних акваторий портов. Воевал этот «москитный» флот с таким же советским флотом на Азовском море.

Сначала перед Азовской военной флотилией поставили задачу высадить до пяти дивизий 56-й армии у мыса Варзовка, в районе Капканы, мыса Тархан и мыса Хрони на Керческом полуострове. Десант предполагалось разместить на 60 боевых катерах и различных вспомогательных судах.

Но десантных средств оказалось недостаточно, поэтому пришли к решению высадку производить в два этапа. Однако в процессе подготовки к десанту и даже во время высадки продолжались вноситься изменения в план операции.

Из соображений секретности подготовка десантников велась по упрощённой схеме. Переход через Керченский пролив наметили в ночь  на 28 октября 1943 года. Флагманский командный пункт флотилии разместили в Темрюке, а вспомогательный – у кордона Ильича.

Последний план операции, утверждённый Ставкой,  предусматривал одновременную высадку плавсредствами Азовской флотилии трёх дивизий 56-й армии на главном Еникальском направлении и Черноморским флотом – одной дивизии 18-й армии на вспомогательном Эльтигенском направлении.

В качестве штурмовых отрядов частям 18-й армии передали 386-й отдельный батальон и 255-й батальон морской пехоты, а десанту 56-й армии – 389-й отдельный батальон морской пехоты Азовской флотилии.

Предполагалось нанести по немецким войскам сходящиеся удары с северо-запада от Керчи и с юга из Эльтигена, и таким образом взять порт и город Керчь. Затем десантники должны были освободить весь Керченский полуостров и, наконец, совместно с войсками 4-го Украинского фронта освободить весь Крым.

Руководил операцией командующий фронтом, а его помощником был командующий Черноморским флотом. Силами высадки на главном направлении командовал контр-адмирал С. Г. Горшков, а на вспомогательном направлении – командир Новороссийской военно-морской базы контр-адмирал Г. Н. Холостяков.

Но человек предполагает, а Бог располагает.

Сначала на главном направлении планировали высадить семь десантных отрядов, два отряда артиллерийской поддержки и отряд прикрытия. Поддерживали десант 420 орудий, а с воздуха – 4-я воздушная армия и ВВС Черноморского флота.

Настало время сажать десантников на корабли и суда, но С. Г. Горшков получил прогноз погоды: надвигается шторм. Сергей Георгиевич доложил командующему флотом, что начинать операцию в штормовую погоду опасно, а шторм может затянуться на несколько дней. Вице-адмирал Л. А. Владимирский с ним согласился и доложил командующему фронтом.

Прогноз синоптиков подтвердился. Начался шторм. Прошло двое суток. Шторм продолжался. Но командующий Северо-Кавказским фронтом генерал армии И. Е. Петров приказал произвести высадку на Керченский полуостров в ночь на 1 ноября независимо от состояния погоды.

План был утверждён Ставкой,  и Петров опасался обратиться в Ставку с предложением перенести операцию на более поздний срок: не знал, как на это среагирует Сталин, не хотел брать на себя ответственность и представитель Ставки маршал С. К. Тимошенко.

Во второй половине дня 31 октября корабли и суда Азовской флотилии прибыли к месту посадки десанта. Контр-адмирал Горшков, пытаясь выиграть время, приказал начать погрузку людей не вечером, а днём, пока шторм не разыгрался. Волнение достигало уже 3 балла. Но погода стремительно ухудшалась.

Он снова доложил по команде генералу армии Петрову, что необходимо отложить начало операции, но тот приказал выполнять утверждённый план. Контр-адмирал был вынужден подчиниться.

Как пишет военно-морской историк М. С. Монаков, детально изучивший все документы и литературу об этом десанте,  в 4 часа утра 1 ноября на линию старта вышли до 60%  плавсредств, на борту которых было до 1000 человек.

Остальные плавсредства были либо повреждены штормом, либо выброшены на берег вместе с людьми, либо из-за наката не смогли принять на борт десант. А погода продолжала ухудшаться. Шторм усиливался. Снова Горшков доложил командующему флотом, что настаивает перенести начало операции.

После очередного доклада об этом вице-адмирала  Л. А. Владимирского Петров, наконец,  согласился не производить высадку в ту ночь. Плавсредства возвратились в Темрюк и в Тамань. Люди были измучены. Шторм в районе Кучугуры и косы Чушки выбросил на берег два бронекатера, пять тральщиков-катеров, десантный бот и полуглиссер.

Один бронекатер и буксир «Коммунар» получили повреждения. Подорвались на минах, которые швыряли волны, и погибли вместе с десантом и командой два сейнера и бронекатер. Взрыв мины повредил другой бронекатер. В своих воспоминаниях Сергей Георгиевич Горшков обо всём этом писал, но очень аккуратно, без подробностей.

Кораблей и судов стало меньше,, поэтому он сократил число десантных отрядов с семи до пяти. Контр-адмирал Холостяков не был так настойчив, как Горшков, который сопротивлялся давлению на него командующего фронтом и приводил неотразимые аргументы: гибель людей и судов ещё до начала операции.

Петров, Тимошенко и командующий 18-й армией К. Н. Леселидзе потребовали, чтобы десант в Эльтиген был высажен 1 ноября. Тогда они могли бы доложить в Ставку, что операция началась по плану.

Горшкову высадку десанта Петров приказал, независимо от состояния погоды, произвести на рассвете 3 ноября на участке Глейка – Жуковка. Поскольку судов не хватало, то после высадки десанта и возвращения судов на них же было приказано высадить второй эшелон десанта на участке Опасная – Еникале с косы Чушка.

Штаб контр-адмирала Холостякова ранее разработал  план, по которому боевой порядок судов составляли два эшелона. В первом эшелоне были сосредоточены все плоскодонные плавучие средства, которые могли подойти непосредственно к берегу.

Во втором эшелоне находились суда с глубокой осадкой. С них в море нужно было производить перегрузку на мелкие плавсредства, освободившиеся после высадки первых штурмовых отрядов.

Не нужно быть большим специалистом, чтобы понять, насколько рискованной была такая перегрузка в шторм, но большие армейские начальники и слушать ничего не хотели, а Холостяков, в отличие от Горшкова, твёрдости не проявил.

Плоскодонных судов не хватало. Мотобот максимально вмещал 45 человек. Но на него дополнительно помещали ещё пятнадцать десантников. Судёнышко едва возвышалось над водой, с берега его почти не было видно, людей заливало волной.

С десантом штурмовых отрядов отправляли и дивизионный медсанбат: врачей, медсестёр и санитарок. Следует заметить, что в медицинских подразделениях немцев на фронте женщин не было, они работали в госпиталях только в глубоком тылу.

Продолжение http://proza.ru/2023/01/07/1730