Моя жизнь, Троцкий

Иза Адова
ТРОЦКИЙ, часть 1

/- Как просто, революции нужны для того, что бы уничтожить самих революционеров.
- Вы считаете?
- Не я, история.

Жизнь Клима Самгина, Горький/

начнем этот год с книги Троцкого "Моя жизнь" (аж страшно стало...). я не специально, так вышло. книгу я прочитала пару недель наверно назад, написать о ней до Нового Года как то не успела. надо написать. книга невероятно интересная, наполненная событиями, как личного характера, так и историческими событиями, описания революций, ссылок, гражданской войны. разногласия партий, размышления Троцкого о новом строе страны, о мире, о жизни. человек конечно он был невероятно мощный. даже, более, чем человек. это тот вариант, когда человеком правит нечто большее, чем он сам, некая Сила. при условии, что Троцкий атеист вроде как, но пишет он вещи, которые не обделены мистикой. сам признает, что за ним будто бы стоит некая Сила, которая ведет его, его слова: "Идеи, которые носились в воздухе, были сильнее меня". как есть такая фраза: послушных Рок ведет, а непослушных тащит. Троцкого не надо было тащить, он шел сам. фанатик? возможно. но в нашем мире ты либо идейный фанатик, либо выдающаяся посредственность (слова Троцкого про Сталина), каждый сам делает выбор. правда, за некоторых этот выбор уже сделан. таких людей ведут иные Силы, если взять Таро, это ярко отражают такие Арканы, как Шут и 8 Жезлов.

/Ну а как же насчет вашей личной судьбы? - слышу я вопрос, в котором любопытство сочетается с иронией. Тут я не много могу прибавить к тому, что уже сказано в этой книге. Я не меряю исторического процесса метром личной судьбы. Наоборот, свою личную судьбу я не только объективно оцениваю, но и субъективно переживаю в неразрывной связи с ходом общественного развития./

думаю я сделаю несколько текстов, что бы выложить побольше цитат из книги, конечно же. здесь напишу свои впечатления о книге и о Троцком, в следующих текстах будут в основном цитаты.
не знаю, стоит ли разбирать на части личность Троцкого и все события его жизни. думаю не стоит. в начале я была недружелюбно настроена к Троцкому, во первых, мое спорное отношение к революции, к которой он имеет самое непосредственное участие. Троцкий описывает подробно этот момент, это была бескровная революция, без стрельбы, в одну ночь большевики просто заняли все важные пункты по городам, на утро в стране была новая власть. никто ничего не понял. потом уже началась гражданская война. вообще читая эту книгу создалось впечатление, что делал революцию именно Троцкий, Ленин приехал уже после переворота. так же гражданская война, Красная Армия, что создана Троцким, поезд, на котором он ездил по фронту, его командование, воззвания, поддержка в людях энтузиазма и смысла их борьбы. возможно без Троцкого и революции бы не было, вопрос. пришла мысль, что Троцкий верил в революцию больше всех, даже больше Ленина. просто идея фикс, что показательно, и на склоне лет, в ссылке, когда начались гонения на него, его семью, соратников, он не отказался от своих идей. да, его можно было только убить. заставить замолчать - невозможно. можно сказать, что он в чем то проиграл, когда власть перешла к Сталину, но он не смирился с этим проигрышем, это достойный проигрыш, да и проигрыш ли? Троцкий создал то, на что потом пришли другие люди, на всё готовое. он неоднократно пишет в книге, что те, кто после его ссылки встали у власти не принимали активных участий в революции, они были в тени. одни жар руками загребают, другие пользуются результатами их работы. это очень жизненно. об этом еще стоит подумать. во вторых, меня возмутил его первый брак, рождение двух "девочек", Троцкий не называл даже своих детей "мои дети", он пишет "у нас к тому времени уже было две девочки". меня это конечно взбесило. первая его жена, тоже революционерка, остается в ссылке с двумя младенцами, в то время как Троцкий решается на побег. побег его удается, с женой они больше так и не сходятся. зачем всё это было? зачем этот брак, эти "девочки"? одна совершит суицид позже в Германии, другая не помню, не особо счастливая судьба. так и сыновья от второй жены Натальи Седовой, точно тоже не помню, но в сериале Седова говорит, что она потеряла двоих сыновей. ужасная ошибка совмещать обычную человеческую жизнь и некие судьбоносные изменения в мире. это нельзя совмещать. прекрасный пример еще Лев Толстой, это люди, которые слишком огромны для роли обычного человека, социальная шкурка им заведомо мала. незачем туда пытаться влезть и тем самым еще рушить чужие жизни. вот моя злость на Троцкого была по той причине, что он обрубил крылья своей первой жене, бросил ее в ссылке, с детьми, а сам уехал дальше по делам революции. жена правда тоже молодец, отвезла потом их "девочек" родителям Троцкого, где они и росли.
на счет сериала еще скажу, это чисто карикатура и фарс, сериалу "Троцкий" верить нельзя. если нужна информация о Троцком, о его жизни, лучше читать его книги, ну или книги о нем. в сериале много лжи, плюс мерзопакостная пошлость. желание всё завязать на секс, на инстинкт, какие то бредовые речи Троцкого, что революция это женщина, которую надо оплодотворить... если так он и правда говорил, то даже не знаю. это отвратительно. сериал досмотрю и еще отдельно о нем напишу.

удивителен еще тот факт, как многое Троцкому было нипочем. сколько было арестов, ссылок, побегов. меня особенно впечатлил его побег во время зимы, по степи, на оленях. вот это жизнь! вот это я понимаю. сейчас найду цитаты.

/Это было поистине прекрасное путешествие в девственной снежной пустыне, среди елей и звериных следов. Олени бежали бодро, свесив на бок язык и часто дыша: чу-чу-чу-чу... Дорога шла узкая, животные жались в кучу, и приходилось дивиться, как они не мешают друг другу бежать. Удивительные создания - без голода и усталости. Они не ели сутки до нашего выезда, да вот уже скоро сутки, как мы едем без кормежки. По объяснению ямщика, они теперь только "разошлись". Бегут ровно, неутомимо, верст 8-10 в час. Корм для себя олени добывали сами. Им на шею привязывали по полену и отпускали на волю. Они выбирали место, где под снегом чуяли мох, разрывали копытами глубокую яму, уходили в нее почти с головою и кормились. У меня было к этим животным примерно то же чувство, какое должно быть у летчика к своему мотору на высоте нескольких сот метров над океаном. Главный из трех оленей, вожак, захромал. Какая тревога! Необходимо было сменить его. Мы искали остяцкого кочевья. Они раскиданы здесь на расстоянии многих десятков верст друг от друга. Мой проводник находил кочевье по самым неуловимым признакам. За несколько верст он чуял запах дыма. На смену оленей мы потеряли больше суток. Зато на рассвете я был свидетелем прекрасной картины: три остяка при помощи лассо вылавливали на полном ходу заранее намеченных оленей из стада в несколько сот голов, которых собаки гнали на ловцов. Мы снова ехали то лесом, то покрытыми снегом болотами, то огромными лесными пожарищами. На снегу кипятили воду, из снега же и пили чай. Мои проводники предпочитали, впрочем, спирт, но я зорко следил за тем, чтоб он не выходил из нормы.

На одном из дальнейших участков пригретая солнцем дорога становится так тяжела, что на передних нартах дважды обрываются постромки: при каждой остановке полозья примерзают к дороге, и нарты трудно сдвинуть с места. После первых двух пробежек олени уже заметно устали... Но солнце скрылось, дорога подмерзла и становилась лучше. Мягкая, но не топкая - самая дельная дорога, как говорит ямщик. Олени ступали чуть слышно и тянули нарты шутя. В конце концов пришлось отпрячь третьего и привязать сзади, потому что от безделья олени шарахались в сторону и могли разбить кошеву. Нарты скользили ровно и бесшумно, как лодка по зеркальному пруду. В густых сумерках лес казался еще более гигантским. Дороги я совершенно не видел, передвижения нарт почти не ощущал. Заколдованные деревья быстро мчались на нас, кусты убегали в сторону, старые пни, покрытые снегом, рядом со стройными березками, проносились мимо нас. Все казалось полным тайны. Чу-чу-чу-чу... слышалось частое и ровное дыхание оленей в безмолвии лесной ночи.
Путешествие длилось неделю. Мы проделали 700 километров и приближались к Уралу./

боже, какая романтика! как красиво, поэтично, дух захватывает. целую неделю ехать на оленях по зимнему лесу, вот это я понимаю авантюра и приключение, чудесно! в восторге была от этой истории. и по всей книге видно, что Троцкий не только яркий политический деятель, он прекрасный, талантливый писатель. конечно же и оратор, он явно обладал даром подчинять себе воли других людей, он своей харизмой, своим словом, напором речи буквально вводил других людей, толпу в гипноз. они повиновались ему беспрекословно. Троцкого после революции посылали всюду, где был хаос и бунт. на фронт, после на железнодорожные станции, чем он только не занимался, что бы новый строй страны выстоял и не разошелся по швам, что бы так же по швам не расползлась вся Россия... частично это все же произошло. меня поразили слова про Петербург, что стоял вопрос о сдаче Петербурга, была вероятность остаться России без этого города. об этом писала здесь https://vk.com/julia_poluyko?w=wall33714932_8132
так же я уже неоднократно упоминала Троцкого в записях,
здесь https://vk.com/julia_poluyko?w=wall33714932_8082
здесь https://vk.com/julia_poluyko?w=wall33714932_8114
здесь https://vk.com/julia_poluyko?w=wall33714932_8129
а здесь я впервые наверно упомянула Троцкого, смотрела фильм "Фрида" про Фриду Кало, а как оказалось они с Троцким были любовниками, что меня повергло просто в шок https://vk.com/julia_poluyko?w=wall33714932_7750

кстати, такой же шок я испытала, когда читая Эренбурга поняла что Диего Ривера, которого Эренбург часто упоминает, это не кто иной, как тот самый Ривера, который муж Фриды Кало! господи боже мой, не мир, а маленькая деревня, просто что то. кстати, про Эренбурга, Эренбург жил в Вене у Троцкого, сейчас найду цитату. в книге он не называет фамилии Троцкого, пишет Х, и только в приложении в комментариях указано, что это был Троцкий.

/В Вене я жил у видного социал-демократа Х. - я не называю его имени: боюсь, что беглые впечатления зеленого юноши могут показаться освещенными дальнейшими событиями. Моя работа была несложной: я вклеивал партийную газету в картонные рулоны, а на них наматывал художественные репродукции и отсылал пакеты в Россию. Х. жил с женой в маленькой, очень скромной квартире. Однажды вечером жена Х. сказала, что чая не будет: газ на кухоньке подавался автоматом, в который нужно было бросить монету. Я поспешно побежал и бросил в пасть чудовища крону. Х. был со мною ласков и, узнав, что я строчу стихи, по вечерам говорил о поэзии, об искусстве. Это были не мнения, с которыми можно было бы поспорить, а безапелляционные приговоры. Такие же вердикты я услышал четверть века спустя в некоторых выступлениях на Первом съезде советских писателей. Но в 1934 году мне было сорок три года, я успел кое что повидать, кое что понять; а в 1909 году мне было восемнадцать лет, я не умел ни разобраться в исторических событиях, ни устроиться поудобней на скамье подсудимых, хотя именно на ней мне пришлось просидеть почти всю жизнь. Для Х. обожаемые мною поэты были "декадентами", "порождением политической реакции". Он говорил об искусстве как о чем то второстепенном, подсобном.
Однажды я понял, что я должен уехать, не решился сказать об этом Х. - написал глупую детскую записку и уехал в Париж.

Люди, Годы, Жизнь
Илья Эренбург

Теперь, когда на смену десятилетиям чудовищной клеветы на Л.Д. Троцкого и замалчивание его подлинной роли в событиях революции и гражданской войны приходит время объективной оценки его деятельности, представляется оправданным раскрытие имени, скрытого Эренбургом за литерой Х. Отметим, что, насколько нам известно, в литературном наследии Л.Д. Троцкого имя Эренбурга не упоминается. Притом что Троцкий внимательнейше следил за новинками советской литературы и оперативно откликался на них, а книги Эренбурга были чрезвычайно популярны, и о них высказывались Ленин, Каменев, Бухарин, Зиновьев, Сталин, - такое молчание Троцкого не кажется случайностью (возможно, в нем отразилась давняя обида на дерзкую выходку молодого Эренбурга).

из комментариев к книге Эренбурга, Борис Фрезинский/

как раздражают эти маленькие размеры текстов вк! здесь наверно добавлю еще ссылки на книгу Эренбурга, для полноты картины того времени. плюс две ссылки на экранизацию русской классики, особенно сериал "Жизнь Клима Самгина", фильм "Дни Турбиных", фильмы все "Доктор Живаго", "Собачье сердце". везде затрагивается тема революции и гражданской войны. в тему еще наверно будет роман и сериал по нему "Бесы" Достоевского. кстати, сейчас вспоминаю одну цитату, звучит будто пророчество.

/У него хорошо в тетради, – продолжал Верховенский, – у него шпионство. У него каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное – равенство. Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей! Высшие способности всегда захватывали власть и были деспотами. Высшие способности не могут не быть деспотами и всегда развращали более, чем приносили пользы; их изгоняют или казнят. Цицерону отрезывается язык, Копернику выкалывают глаза, Шекспир побивается каменьями – вот шигалевщина! Рабы должны быть равны: без деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть равенство, и вот шигалевщина! Ха-ха-ха, вам странно? Я за шигалевщину!

Слушайте, Ставрогин: горы сравнять – хорошая мысль, не смешная. Я за Шигалева! Не надо образования, довольно науки! И без науки хватит материалу на тысячу лет, но надо устроиться послушанию. В мире одного только недостает: послушания. Жажда образования есть уже жажда аристократическая. Чуть-чуть семейство или любовь, вот уже и желание собственности. Мы уморим желание: мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Всё к одному знаменателю, полное равенство. «Мы научились ремеслу, и мы честные люди, нам не надо ничего другого» – вот недавний ответ английских рабочих. Необходимо лишь необходимое – вот девиз земного шара отселе. Но нужна и судорога; об этом позаботимся мы, правители. У рабов должны быть правители. Полное послушание, полная безличность, но раз в тридцать лет Шигалев пускает и судорогу, и все вдруг начинают поедать друг друга, до известной черты, единственно чтобы не было скучно. Скука есть ощущение аристократическое; в шигалевщине не будет желаний. Желание и страдание для нас, а для рабов шигалевщина.

Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: "двести розог, или тащи ведро". О, дайте, дайте, взрасти поколению. Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они еще попьянее стали! Ах как жаль, что нет пролетариев! Но будут, будут, к этому идет...

Бесы, Достоевский (были опубликованы в 1872 году)/

; экранизация русской классики №1 https://vk.com/julia_poluyko?w=wall33714932_8068/all
; экранизация русской классики №2 https://vk.com/julia_poluyko?w=wall33714932_8134
; про книгу Эренбурга https://vk.com/julia_poluyko?w=wall33714932_8107
https://vk.com/julia_poluyko?w=wall33714932_8108
https://vk.com/julia_poluyko?w=wall33714932_8109

интересная еще цитата про встречу Троцкого с Горьким, это уже возвращаясь к книге Троцкого "Моя жизнь":

/В первые дни съезда меня остановил в церковных кулуарах высокий, угловатый, круглолицый и скуластый человек в круглой шляпе. "Я ваш почитатель", - сказал он с приветливым смешком. "Почитатель?" - спросил я недоумевая. Оказалось, что речь шла о моих политических памфлетах, написанных из тюрьмы. Мой собеседник оказался Максимом Горьким. Я видел его живым впервые. "Мне, надеюсь, нет нужды говорить, что я ваш почитатель", - ответил я приветом на привет. Горький был в тот период близок к большевикам. С ним находилась известная артистка Андреева. Мы вместе осматривали Лондон. "Понимаете, - говорил Горький, с изумлением кивая на Андрееву, - на всех языках мира говорит". Сам Горький говорил только на русском, но зато хорошо. Когда нищий захлопывал за нами дверцу кеба, Горький обращался просительно: "Надо бы ему дать эти самые пенсы". На что Андреева отвечала: "Дадено, Алешенька, дадено"./

ТРОЦКИЙ, часть 2

/- Как просто, революции нужны для того, что бы уничтожить самих революционеров.
- Вы считаете?
- Не я, история.

Жизнь Клима Самгина, Горький/

продолжу про Троцкого и его книгу "Моя жизнь". я не просто так начала с цитаты Горького, его последний роман "Жизнь Клима Самгина" рассказывает историю русской интеллигенции на сломе веков, эпох, как зарождалась революция, как она происходила. это вариант художественной литературы, но есть параллели с книгой Троцкого. главный герой Самгин сомневающийся интеллектуал, он не одобряет революцию, но и старого режима он тоже не одобряет. Горький возможно хотел в нем изобразить слабого, безыдейного, трусливого человека, но я считаю вышло иначе. люди идейные, они не сомневаются, и как бы не велика была их роль в нашей истории и мире вообще, но только сомнение есть движение мысли, а упор на одной единственной идее, теории - это тупик. в одном из своих текстов я подробнее писала про работу нашего сознания и сомнения. ... хм, сейчас очень долго искала этот текст про сомнения, даже не пойму где он может быть, про сознание текст вот https://vk.com/julia_poluyko?w=wall33714932_8029 , но было что то еще. возможно это один из текстов #из_будничного или #психология. часть мысли точно есть в текстах про сознание и "убеждения, как маски". так вот, Горький, возможно сам того не желая изобразил как раз человека более думающего, и потому имеющего сомнения. а хорошо ли то, что я делаю? а так ли необходим развал страны? верный ли наш путь? Троцкий пишет о долгой и упорной работе по пропаганде революции, листовки, статьи, агитации, митинги. шла долгая и целенаправленная пропаганда. конечно много пишут о том, что это делалось на деньги Германии, но не думаю что это правда, а даже если так, то Троцкий и Ленин делали это не для Германии, они верили той идее, которой служили. как бы это не звучало, но они хотели как лучше. исходя из таких мыслей, что человек всегда старается делать что то во благо всего общества и мира, можно вспомнить и Гитлера... он ведь наверно тоже в глубине своей души хотел как лучше. а вышло, что вышло. почему заблуждаются отдельно взятые люди, это одно, но вот почему заблуждаются сразу миллионы людей, идут на поводу у тех, кто явно не подвергает сомнению свои идеи и теории, это большой вопрос. мы привыкли всё сваливать на каких то конкретных людей, этот начал войну, тот развалил страну, тот придумал газовые камеры и пр. а как на счет исполнителей? а как на счет миллионов других людей, которые согласились с таким ходом вещей? толпа, она же масса других людей конечно очень подвержена чужим влияниям, политики, общественные деятели они буквально внушают некие идеи, мысли народу. на них лежит большая ответственность, но а сам народ? не лежит ли ответственность на каждом из нас, хотя бы ответственность за то, что бы начать думать, прежде, чем принять какие то идеи, критически к ним подойти, оценить. не заглатывать целиком чужие мысли и убеждения. и еще, прежде чем судить о чем то, о ком то, изучить вопрос, изучить историю, а уже после делать выводы. и чем больше информации получаешь, тем больше возникает сомнений... не так то все просто, и нельзя на какое то событие взять и наклеить ярлык "хорошо" или "плохо", любое событие многолико и может поворачиваться разными своими сторонами. так же и личность.
здесь уместно вспомнить про книгу Гюстава Лебона "Психология народов и масс", которую я тоже недавно прочитала. читала вместе с книгой Троцкого, и книги невероятно просто дополняли друг друга. про книгу писала здесь https://vk.com/julia_poluyko?w=wall33714932_8127 . сейчас найду цитату, когда читала подумала, что обязательно ее приведу, когда буду писать про Троцкого.

/Обыкновенно вожаки не принадлежат к числу мыслителей - это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как проницательность ведет обыкновенно к сомнениям и бездействию. Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на границе безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Презрение и преследование не производят на них впечатления или же только еще сильнее возбуждают их. Личный интерес, семья - все ими приносится в жертву. Инстинкт самосохранения у них исчезает до такой степени, что единственная награда, к которой они стремятся, - это мученичество. Напряженность их собственной веры придает их словам громадную силу внушения. Толпа всегда готова слушать человека, одаренного сильной волей и умеющего действовать на нее внушительным образом. Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил.

... вожаки всегда должны были обладать очень твердыми убеждениями, так как только такие убеждения создают апостолов.

... упорная воля представляет собой такое бесконечно редкое и бесконечно могущественное качество, которое всё заставляет себе покоряться. ... ничто не может противостоять такой воле - ни природа, ни боги, ни люди.

Могущество слов находится в тесной связи с вызываемыми ими образами и совершенно не зависит от их реального смысла. Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу. Таковы, например, термины: "демократия", "социализм", "равенство", "свобода" и т.д., до такой степени неопределенные, что даже в толстых томах не удается с точностью разъяснить их смысл. Между тем в них, несомненно, заключается магическая сила, как будто на самом деле в них скрыто разрешение всех проблем. Они образуют синтез всех бессознательных разнообразных стремлений и надежд на их реализацию.

Искусство правителей, а также адвокатов, именно и заключается в том, чтобы уметь обращаться со словами. Главная трудность этого искусства состоит в том, что в одном и том же обществе, но в разных социальных слоях одни и те же слова весьма часто имеют совершенно различный смысл. Внешне в этих общественных слоях упортебляют такие же точно слова, но эти слова никогда не имеют того же самого значения.

Психология народов и масс, Гюстав Лебон/

согласна не совсем, это на счет Троцкого. в проницательности ему явно было не занимать. он предвидел заранее многие события, писал о них в своих статьях. но в целом, что то есть в этом, пересечение книги Лебона и книги Троцкого, они хорошо дополняют друг друга, их можно читать одновременно.
так же Лебон писал о том, что нельзя лишь силой разума изменить всё общество и законы, по которым оно живет. изменятся лишь названия учреждений, на смену одним словам, придут другие. и всё. меняя насильно общественный строй мы по сути ничего не меняем. перемены должны созреть, они должны произойти естественно и безболезненно, без слома и без насилия. какой смысл менять названия учреждений? никакого. на эту глубину не смотрели Ленин и Троцкий. еще у меня последнее время мысли о неизбежности перемен. всё меняется само собой, даже без действий со стороны человека.
и если после этого вернуться к Троцкому и Самгину, то можно сделать вывод, что Самгин то, не так уж и плох, не так он глуп и вовсе не слаб. он лишь более думающий, и потому сомневающийся персонаж. за это его хотел обвинить Горький? мне вообще видится, что Самгин это некая часть самого Горького, так как позже с большевиками он разошелся. разочаровался, возможно. и по мне Самгин - это сам Горький, но та его часть, которую он конечно никому не хотел афишировать, эти сомнения воспринимались им как слабость, как трусость. вот, другие на баррикадах, а ты все думаешь, сомневаешься. и его слова, что революции нужны для того, что бы уничтожить самих революционеров, они тоже об этом. создали то, что потом вас же и убило.

на счет денег на русскую революцию нашла такую цитату у Троцкого:

/Один из английских либералов согласился дать русской революции взаймы, помнится, три тысячи фунтов стерлингов. Но он потребовал, чтоб под векселем революции подписались все делегаты съезда. Англичанин получил в свои руки документ, на котором несколько сот подписей были начертаны знаками всех народов России. Уплаты по векселю пришлось, однако, ждать долго. В годы реакции и войны партия и думать не могла о таких суммах. Только советское правительство выкупило вексель лондонского съезда. Свои обязательства революция выполняет, хотя обычно с запозданием./

на счет ситуации в сериале "Троцкий", когда кто то намеренно вкладывает деньги в Троцкого, как в оратора, что и Ленин, и Троцкий работают на иностранных каких то людей, очень сомнительно все это. я больше, чем уверена, что и Троцкий, и Ленин люди идейные и они работали не за деньги, они горели идеей. они и правда хотели сделать этот мир лучше. сейчас можно ими восхищаться, можно их осуждать, но это люди иного уровня, своими словами, делами они изменили этот мир. на данный момент я далека от идеи Троцкого и его деятельность осуждать (хотя ранее хотелось). читая подобные автобиографии нужно брать из них лучшее, и мне хочется сделать акцент на силе этого человека, а не на его ошибках, если они и были, или на том, что после другие назовут ошибками. назвать ошибкой можно все что угодно. осуждать всегда будут и всегда найдут за что, а вот так взять и создать революцию, изменить ход своей страны, это под силу единицам. можно восхищаться, можно орать "развалили страну", но как в прекрасной цитате сказано "Есть два типа людей: одни катят мир, а другие бегут рядом и кричат: "Боже, куда катится этот мир?"". автор Жюль Ренар, видела как то его Дневник, надо прикупить.
книга Троцкого это еще и история нашей страны, мира вообще (после России началась революция в Германии), сейчас нам могут быть видны недочеты, издалека картина проясняется, приходит понимание, что такие катаклизмы не всегда идут стране и миру на пользу. но возможно это ясно уже сейчас, и потому что подобный опыт, опыт революции, уже в нашей стране был.
теперь перейду к цитатам из книги:

/Никакая большая работа немыслима без интуиции, т.е. без того подсознательного чутья, которое благодаря теоретической и практической работе может развиться и обогатиться, но которое должно быть заложено в самой природе. Ни теоретическое образование, ни практическая рутина не могут заменить политического глазомера, который позволяет разобраться в обстановке, оценить ее в целом и предвидеть ее дальнейшее развитие. Решающее значение приобретает эта способность в периоды крутых сдвигов и переломов, т.е. в условиях революции. События 1905 г., как мне думается, обнаружили во мне эту революционную интуицию и позволили мне в дальнейшем уверенно опираться на нее. Отмечу здесь же, что ошибки, которые я делал, как бы важны они ни были, - а были ошибки громадной важности, - всегда касались производных вопросов, организационных или тактических, но не основных, не стратегических. В оценке политической обстановки в целом и ее революционных перспектив я по чистой совести не могу себе поставить в вину серьезных ошибок.

"Тюремная камера Троцкого, - продолжает Сверчков, - превратилась вскоре в какую то библиотеку. Ему передавали решительно все сколько нибудь заслуживающие внимания новые книги; он прочитывал их и весь день с утра до поздней ночи был занят литературной работой. "Я чувствую себя великолепно, - говорил он нам. - Сижу, работаю и твердо знаю, что меня ни в коем случае не могут арестовать... Согласитесь, что в границах царской России это довольно необычное ощущение... "
Для отдыха я читал классиков европейской литературы. Лежа на тюремной койке, я упивался ими с таким же чувством физического наслаждения, с каким гурманы тянут тонкое вино или сосут благоуханную сигару. Это были лучшие часы. Следы моих занятий классиками, в виде эпиграфов и цитат, видны во всей моей публицистике того периода.

Немногие месяцы, проведенные мною на Балканском полуострове, были месяцами войны, и они многому научили меня.
Я ехал в сентябре 1912 г. на юго-восток, заранее считая войну не только вероятной, но неизбежной. Но когда я очутился на мостовой Белграда, увидел длинные ряды резервистов, когда своими глазами убедился, что отступления нет, что война будет, что она будет на днях, когда узнал, что несколько хорошо знакомых мне человек стоят уж под ружьем на границе, и что им первым придется убивать и умирать, - тогда война, с которой я так легко обращался в мыслях и статьях, показалась мне невероятной и невозможной. Точно на призрак, глядел я на полк, идущий на войну, - 18-й пехотный - в защитного цвета форме, в опанках (лаптях), с зелеными ветками на шапочках. Лапти на ногах и веточка на шапке - при полном боевом снаряжении - придавали солдатам вид жертвенной обреченности. И ничто в тот момент не жгло так невыносимо сознание безумием войны, как эта веточка и эти мужицкие лапти. Как далеко отошло нынешнее поколение от привычек и настроений 1912 года! Я хорошо понимал и тогда, что гуманитарно-моралистическая точка зрения на исторический процесс есть самая бесплодная точка зрения. Но дело шло не об объяснении, а о переживании. В душу проникало непосредственное, непередаваемое чувство исторического трагизма: бессилие перед фатумом, жгучая боль за человеческую саранчу.
Война была через два-три дня объявлена. "Вы в России знаете это и верите этому, - писал я, - а я здесь, на месте, не верю. Это сочетание житейски-обычного повседневно-человеческого: кур, цыгарок, босоногих сопливых мальчишек - с невероятно трагическим фактом войны не вмещается в моей голове. Я знаю, что война объявлена, уже началась, но я еще не научился верить в нее". Но пришлось поверить крепко и надолго.

... о самых патетических днях революции 1905 г. граф Витте писал: "Громадное большинство России как бы сошло с ума".

В автомобиле, по пути в префектуру, я обратил внимание Адлера на то, что война вызвала наружу какое то праздничное настроение. "Это радуются те, которым не нужно идти на войну, - ответил он сразу. - Кроме того, на улицу сейчас выходят все неуравновешенные, все сумасшедшие: это их время. Убийство Жореса - только начало. Война открывает простор всем инстинктам, всем видам безумия..."

Часто в истории дело рук человека оказывалось сильнее своего творца.

Население парохода было пестрое и, в своей пестроте, малопривлекательное. Здесь оказалось немало дезертиров разных стран, преимущественно более высокой марки. Художник увозил свои картины, свой талант, свою семью и свое достояние, под покровительством старика отца, подальше от линии огня. Боксер, он же, беллетрист, двоюродный брат Оскара Уайльда, открыто признавался, что предпочитает сокрушать челюсти господам янки в благородном спорте, чем дать проколоть свои бока какому нибудь немцу. Чемпион биллиардной игры, безукоризненный джентльмен, возмущался тем, что очередь дошла и до его возраста. И ради чего? Ради этой бессмысленной бойни? Нет! И он выражал свои симпатии идеям Циммервальда. Все остальные были в том же роде: дезертиры, авантюристы, спекулянты или выкинутые из Европы "нежелательные" элементы, ибо кому же придет в голову добровольно пересекать в такое время Атлантический океан на жалком испанском пароходишке?

Я оказался в Нью-Йорке, в сказочно-прозаическом городе капиталистического автоматизма, где на улицах торжествует эстетическая теория кубизма, а в сердцах - нравственная философия доллара. Нью-Йорк импонировал мне, так как он полнее всего выражает дух современной эпохи./

этой цитатой заканчивается книга:

/26 апреля 1852 г. Прудон писал из тюрьмы одному из своих друзей: "Движение не является, без сомнения, правильным, ни прямым, но тенденция постоянна. То, что делается по очереди каждым правительством в пользу революции, становится неотъемлемым; то, что пытаются делать против нее, проходит, как облако; я наслаждаюсь этим зрелищем, в котором я понимаю каждую картину; я присутствую при этих изменениях жизни мира, как если бы я получил свыше объяснение; то, что подавляет других, все более и более возвышает меня, вдохновляет и укрепляет: как же вы хотите, чтоб я обвинял судьбу, плакался на людей и проклинал их? Судьба - я смеюсь над ней; а что касается людей, то они слишком невежды, слишком закабалены, чтоб я мог чувствовать на них обиду".
Несмотря на некоторый привкус церковной патетики, это очень хорошие слова. Я подписываюсь под ними./

завтра еще сделаю один пост с цитатами Троцкого.

ТРОЦКИЙ, часть 3

еще одна часть про Троцкого и его книгу "Моя жизнь". очень сильное желание добавить все цитаты, которые я выделила... ну да кому будет интересно книгу сами прочитают, а потому на что места хватит, то и добавлю. Троцкий невероятно проницателен и где то слова его можно назвать пророческими. в момент написания книги он изучал тему "Америка и Европа", предсказывал США мировое господство, хотел написать об этом книгу. не знаю успел ли написать. будет интересно и статьи его на эту тему прочитать. так же, в начале книги он подробно рассказывает о своем детстве, о быте того времени, очень интересно! с этих цитат и начну сегодня.

/Детство слывет самой счастливой порой жизни. Всегда ли так? Нет, счастливо детство немногих. Идеализация детства ведет свою родословную от старой литературы привилегированных. Обеспеченное, избыточное, безоблачное детство в наследственно богатых и просвещенных семьях, среди ласк и игр оставалось в памяти, как залитая солнцем поляна в начале жизненного пути. Вельможи в литературе или плебеи, воспевавшие вельмож, канонизировали эту насквозь аристократическую оценку детства. Подавляющее большинство людей, поскольку оно вообще оглядывается назад, видит, наоборот, темное, голодное, зависимое детство. Жизнь бьет по слабым, а кто же слабее детей?

Покупных игрушек я в детстве почти не имел. Раз только из Харькова мать привезла мне бумажную лошадку и мяч. С младшей сестрой я играл в самодельные куклы. Однажды тетя Феня и тетя Раиса, сестры отца, сделали нам несколько кукол из тряпочек, и тетя Феня навела карандашом глаза, рот и нос. Куклы казались необыкновенными, я помню их и сейчас. В один из зимних вечеров Иван Васильевич, наш машинист, вырезал и склеил из картона вагон с окнами и на колесах. Старший брат, приехавший на Рождество, сразу заявил, что сделать такой вагон можно в два счета. Он начал с того, что расклеил мой вагон, вооружился линейкой, карандашом и ножницами, долго чертил, а когда по чертежу отрезал, то вагон у него не сошелся.
Отъезжавшие в город родственники и знакомые не раз спрашивали меня: чего тебе привезти из Елизаветграда или Николаева? У меня разгорались глаза. Чего бы попросить? Мне приходили на помощь. Кто предлагал лошадку, кто книжки, кто цветные карандаши, а кто коньки. "Коньки "полугалифакс"", - говорю я, так как слышал это название от брата. Те, что обещали, забывали о своем обещании, едва переступив порог. А я несколько недель жил надеждой, а потом долго томился разочарованием.

Постоянных рабочих, не покидавших экономии круглый год, было немного. Главную массу, исчислявшуюся сотнями в годы больших посевов, составляли сроковые рабочие, киевцы, черниговцы, полтавцы, которых нанимали до Покрова, то есть до первого октября. В урожайные годы Херсонская губерния поглощала 200-300 тысяч таких рабочих. За четыре летних месяца косари получали 40-50 рублей на хозяйских харчах, женщины 20-30 рублей. Жильем служило чистое поле, в дождливую погоду - стога. На обед - постный борщ и каша, на ужин - пшенная похлебка. Мяса не давали вовсе, жиры отпускались почти только растительные и в скудном количестве. На этой почве начиналось иногда брожение. Рабочие покидали жнивье, собирались во дворе, ложились в тень амбаров животами вниз, загибали вверх босые, потрескавшиеся, исколотые соломой ноги и ждали. Им давали кислого молока, или арбузов, или полмешка тарани (сушеной воблы), и они снова уходили на работу, нередко с песней. Так происходило во всех экономиях. Были косари, пожилые, жилистые, загорелые, которые приходили в Яновку лет десять подряд, зная, что им работа всегда обеспечена. Они получали несколько добавочных рублей и время от времени рюмку водки, так как они определяли темп работы. Иные являлись во главе целого семейного выводка. Шли из своих губерний пешком, целый месяц, питаясь краюхами хлеба, ночуя на базарах. В одно лето пришлые рабочие повально заболевали куриной слепотой. В сумерки они медленно передвигались, вытянув вперед руки. Гостивший в деревне племянник матери написал об этом корреспонденцию, которую заметили в земстве и прислали инспектора. На "корреспондента", которого очень любили, отец и мать были в обиде. Да он и сам был не рад. Никаких неприятных последствий, однако, не было: инспекция установила, что болезнь происходит от недостатка жиров, что распространена она почти во всей губернии, так как везде кормят одинаково, а кое-где и хуже.

Первые дни занятий в училище были сперва днями скорби, затем днями радости. Я шел в школу в новом с иголочки форменном костюме, в новой фуражке с желтым кантом и с замечательным металлическим гербом, который между двух трилистников заключал сложные инициалы училища. За спиною у меня был новенький ранец, а в нем новенькие учебники в блестящих переплетах и красивый пенал со свежеотточенным карандашом, новенькой ручкой и резинкой. Я восторженно нес весь этот груз великолепия по длинной Успенской улице, радуясь, что путь до школы неблизок. Мне казалось, что все прохожие глядят с изумлением, а некоторые, может быть, и с завистью на мое замечательное снаряжение. Доверчиво и с интересом я оглядывал все встречные лица. Но совершенно неожиданно высокий худой мальчик лет тринадцати, видимо, из мастерской, так как он нес что-то жестяное в руках, остановился перед пышным реалистиком в двух шагах, откинул назад голову, шумно отхаркнулся, обильно плюнул мне на плечо новенькой блузы, посмотрел на меня с презрением и, не сказав ни слова, прошел мимо. Что толкнуло его на такой поступок? Теперь мне это ясно. Обездоленный мальчишка в изорванной рубашке и в опорках на босую ногу, который должен выполнять грязные поручения хозяев, в то время как сынки их щеголяют в гимназических нарядах, выместил на мне свое чувство социального протеста. Но тогда мне было не до обобщений. Я долго вытирал плечо листьями каштана, кипел от бессильной обиды и последнюю часть пути совершил в омраченном настроении.

В мастерской, в людской кухне, на задворках жизнь раскрывалась передо мною шире и по иному, чем в семье. Жизненная фильма не имеет конца, а я был только у самого начала. Присутствия моего никто не стеснялся, когда я был поменьше. Языки развязывались свободно, особенно в отсутствие Ивана Васильевича или приказчика, которые все же наполовину принадлежали к правящим. При свете кузнечного горна или кухонного очага родители, родственники, соседи представали передо мною нередко совсем в новом освещении. Многое из тех бесед вошло в сознание навсегда. Многое, может быть, легко в основу моего отношения к современному обществу.

Печать обреченности лежала на этих помещичьих семьях Херсонской губернии. Они проделывали крайне быструю эволюцию, и все больше в одну сторону - к упадку, несмотря на то что по составу своему были очень различны: и потомственные дворяне, и чиновники, одаренные за работу, и поляки, и немцы, и евреи, успевшие купить землю до 1881 г. Основоположники многих из этих степных династий были люди в своем роде выдающиеся, удачливые, по натуре хищники. Я, впрочем, не знал лично никого из них, они все к началу восьмидесятых годов успели вымереть. Многие из них начинали с ломаного гроша, но смелой ухваткой, нередко уголовщиной, прибирали к рукам гигантские куски. Второе поколение вырастало уже в условиях скороспелого барства, с французским языком, с бильярдом и со всяким беспутством. Аграрный кризис 80-х годов, вызванный заокеанской конкуренцией, ударил по ним беспощадно. Они валились, как сухие листья с дерева. Третье поколение выделяло очень много полуразвалившихся прощелыг, никчемных людей, неуравновешенных и преждевременных инвалидов.

Жизнь страшно богата на выдумки и так же прилежно занимается своими комбинациями в маленьком захолустье, как и на мировой сцене.

Чтение открывало в моей жизни новую эпоху.

Это был физик по специальности, человеконенавистник по темпераменту. (про одного из своих учителей в школе)

Природа и люди не только в школьные, но и в дальнейшие годы юности занимали в моем духовном обиходе меньшее место, чем книги и мысли. Несмотря на свое деревенское происхождение, я не был чуток к природе. Внимание к ней и понимание ее я развил в себе позже, когда не только детство, но и первая юность остались позади. Люди долго скользили по моему сознанию, как случайные тени. Я смотрел в себя и в книги, в которых искал опять таки себя и свое будущее.

Витте умер достаточно своевременно, чтоб не быть вынужденным пересматривать свои взгляды на значение рабочих советов.

... сумасбродное невежество сочеталось с бюрократической романтикой.

Мне было в это время 15 лет. Я был безотчетно на стороне бессмысленных мечтаний, а не на стороне царя.

Я писал статьи, редактировал газету и выступал на рабочих собраниях. Я был занят по горло и не чувствовал себя чужим. В одной из нью-йоркских библиотек я прилежно изучал хозяйственную жизнь Соединенных Штатов. Цифры роста американского экспорта за время войны поразили меня. Они были для меня настоящим откровением. Эти цифры предопределяли не только вмешательство Америки в войну, но и решающую мировую роль Соединенных Штатов после войны. Я тогда же написал на эту тему ряд статей и прочитал несколько докладов. С того времени проблема "Америка и Европа" навсегда вошла в круг главных моих интересов. И сейчас я внимательно работаю над этим вопросом, надеюсь посвятить ему книгу. Для понимания грядущих судеб человечества нет темы более значительной, чем эта.
На другой день после прибытия я писал в русской газете "Новый мир":
"С глубокой верой в надвигающуюся революцию я покинул окровавленную Европу. И без всяких "демократических" иллюзий я вступил на берег этого достаточно постаревшего Нового Света". А через десять дней я говорил на интернациональном "митинге встречи": "Величайший по значению экономический факт состоит в том, что Европа разоряется в самых основах своего хозяйства, тогда как Америка обогащается. И, глядя с завистью на Нью-Йорк, я, еще не переставший чувствовать себя европейцем, с тревогой спрашиваю себя: выдержит ли Европа? Не превратится ли она в кладбище? И не перенесется ли центр экономической и культурной тяжести мира сюда, в Америку?" Несмотря на успехи так называемой европейской стабилизации, вопрос этот и сегодня сохраняет свою силу.

В Америке шло в те месяцы длительное подготовление к войне. Больше всего помогали этому делу, как всегда, пацифисты. Дешевые речи о преимуществах мира над войною они заканчивали обещанием поддержать войну, если она станет "необходимой".

3 апреля на борт "Христианиафиорд" явились английские офицеры в сопровождении матросов и от имени местного адмирала потребовали, чтобы я, моя семья и еще пять пассажиров покинули пароход. Что касается мотивов этого требования, то нам было обещано "выяснить" весь инцидент в Галифаксе. Мы объявили требование незаконным и отказались подчиниться ему. Вооруженные матросы набросились на нас и, при криках "sham" (позор) со стороны значительной части пассажиров, снесли нас на руках на военный катер, который под конвоем крейсера доставил нас в Галифакс. Когда десяток матросов держали меня на руках, мой старший мальчик подбежал ко мне на помощь и, ударив офицера маленьким кулаком, крикнул: "Ударить его еще, папа?" Ему было 11 лет. Он получил первый урок по курсу британской демократии.

Творческое соединение сознания с бессознательным есть то, что называют обычно вдохновением. Революция есть неистовое вдохновение истории.
Каждый действительный писатель знает моменты творчества, когда кто то другой, более сильный, водит его рукой. Каждый настоящий оратор знает минуты, когда его устами говорит что то более сильное, чем он сам в свои обыденные часы. Это есть "вдохновение". Оно возникает из высшего творческого напряжение всех сил. Бессознательное поднимается из глубокого логова и подчиняет себе сознательную работу мысли, сливает ее с собой в каком то высшем единстве.

Помнится, Ленин продиктовал решение в таких словах:
"Уполномочить т. Троцкого принять помощь разбойников французского империализма против немецких разбойников". Он всегда предпочитал формулировки, не оставляющие места сомнениям.

Нельзя строить армию без репрессий. Нельзя вести массы людей на смерть, не имея в арсенале командования смертной казни. До тех пор пока гордые своей техникой, злые бесхвостые обезьяны, именуемые людьми, будут строить армии и воевать, командование будет ставить солдат между возможной смертью впереди и неизбежной смертью позади.

... вопрос о личной репрессии в революционную эпоху принимает особый характер, от которого бессильно отскакивают гуманитарные общие места. Борьба идет непосредственно за власть, борьба на жизнь и на смерть - в этом и состоит революция, - какое же значение может иметь в этих условиях тюремное заключение для людей, которые надеются в ближайшие недели овладеть властью и посадить в тюрьму или уничтожить тех, которые стоят у руля? С точки зрения так называемой абсолютной ценности человеческой личности революция подлежит "осуждению", как и война, как, впрочем, и вся история человечества в целом. Однако же самое понятие личность выработалось лишь в результате революций, причем процесс этот еще очень далек от завершения.

Крупская однажды сказала в 1927 г., что если б жив был Ленин, то, вероятно, уже сидел бы в сталинской тюрьме. Я думаю, что она была права.

1923 г. стал первым годом напряженного, но еще бездумного удушения и разгрома большевистской партии. Ленин боролся со страшным недугом. "Тройка" боролась с партией. В атмосфере было тяжелое напряжение, которое к осени разрешилось "дискуссией" против оппозиции. Началась вторая революция: борьба против троцкизма. По существу, это была борьба с идейным наследством Ленина./

книга Троцкого "Моя жизнь" написана им в период проживания в Алма-Ате и Турции; впервые опубликована в 1929-1930 годах.
...

про сериал "Троцкий" 2017г

/Мир, который вы уничтожили, Троцкий, был несовершенен, в нем были и мерзавцы. Вы сделали мерзавцами всех. Ты или палач, или рукоплещущий ему раб. Ваша революция пошлость.../

казалось бы только недавно досмотрела сериал "Троцкий", пару раз моргнула, а уже конец января. а досмотрела я его в первые числа января, что то как то уже давно получается. надо написать. хотя собственно, что писать? уже с первой серии, точнее, с самых первых кадров, когда Троцкий собирается куда то идти, но его соблазняет Лариса Рейснер и у них случается бурный секс, крупным планом (да, это сериал про Льва Троцкого, того самого, который про революцию, Красную Армию и в целом как то про историю больше, а не про секс), становится понятно, что собственно ждать чего то хорошего от этого сериала не стоит. я все же сериал посмотрела, стоило ли? большой вопрос. мне кажется оно того не стоило. только если ради того, что бы выразить свое фи, которое я сейчас и напишу.

/Русский народ освобождать нельзя, иначе внутри души его поднимется такой мрак, который поглотит весь мир и первыми освободителей. Русским народом можно только управлять для его же собственного блага.

Управлять людьми можно единственно - страхом. Страх лежит в основе любого порядка. Лучше избить одного незаслуженно на глазах у всех нежели потом избивать каждого кто потеряет страх и устроит хаос.

Невозможно вершить судьбы людей оставаясь для них человеком.

"В XXI столетии блузник, рыло с сапожным ножом в руке, под рёв ликующей толпы взберется по лестнице к сияющему лику Сикстинской Мадонны и раздерет этот лик во имя идеалов равенства и справедливости". Достоевский/

мне запомнились слова надзирателя тюрьмы Троцкого в первой серии, и потом ближе к концу слова Ильина, тоже сейчас выпишу их. это из хорошего про сериал, хорошего немного. нашла отзыв про сериал, подробно расписывают несовпадения с историей, ссылку прикрепила. много еще есть отзывов на эту тему. искать правды о Троцком в сериале названном его именем, не стоит. я бы советовала его книгу "Моя жизнь", о ней писала ниже на стене три текста. прочитав книгу, захотелось и сериал посмотреть, но - разочарование и печаль. сегодня больше об этом будет. сейчас еще нашла такие слова:

/Как сказал Розанов, интеллигенция вышла из своих хоромов в дорогих шубах полюбоваться на революцию как на праздничный спектакль; когда же опомнилась, шубы были раскрадены, а хоромы сожжены. (с)/

и слова Ивана Ильина из восьмой, последней, серии:

/Вы действительно принесли людям свободу другого рода, свободу от совести.

Вас поддержала чернь, а не народ. Ваша революция бунт бандита, уголовника, а остальных запугали или искусили идеей о земном материальном рае, это хитрость сатаны.

Мир, который вы уничтожили, Троцкий, был несовершенен, в нем были и мерзавцы. Вы сделали мерзавцами всех. Ты или палач, или рукоплещущий ему раб. Ваша революция пошлость, воинствующая пошлость. Вы держитесь на страхе, это ненадолго. Если народ не свергнет вас, вы передушите друг друга сами./

вот собственно и всё, что мне понравилось в сериале. слова надзирателя тюрьмы про управление людьми через страх, считаю это верным и сразу вспоминается Лебон "Психология народов и масс". и слова Ильина, про пошлость революции. только я это понимаю применительно не к событию историческому, а к сериалу "Троцкий". вот про сериал хочется сказать этими же словами: "Ваша революция пошлость...". непонятно для чего сцены секса, то тут, то там, какие то бредовые воззвания Троцкого про оплодотворение, революция как женщина и пр. море сексизма, океан пошлости, тупость, ложь... я не понимаю почему вообще это вышло в эфир. зачем? кто это придумал? в открытом доступе множество информации, неужели нельзя было снять правдивый сериал, достойный сериал, зачем это смешивание с грязью человека, который является историческим персонажем, итак уже много лет чье имя покрыто ложью сталинского времени. не понимаю просто, зачем... зачем и как вообще можно было снимать такого рода вещь. смешивать выдумки и факты из жизни Троцкого, каким то ужасающим образом просто искажать его личность, мнение людей, зрителя о нем, его отношения с другими людьми (с Маркиным, с Ларисой Рейснер). обвинять Троцкого во всех грехах, навешивать ему еще чувство вины по фильму, вы подвергаете опасности всех своих близких и т.д.
не понимаю, зачем?! когда есть все возможности, материалы, деньги, декорации и пр. вместо того, что бы сделать нечто достойное, сделать откровенное дерьмо. мне так непонятно и дурно, когда я об этом думаю, что даже не знаю...
и главное, КАК создателям этого сериала после того, что они создали, с этим же надо как то жить. подобного рода работу, намеренное искажение исторических фактов, лживое преподнесение личности Троцкого, его отношений с другими людьми, его деятельности, это же можно сравнить с преступлением. меня поражает еще именно то, что порой люди имея ВСЕ возможности для работы, для творчества, для создания нечто важного и ценного в будущем, не могут сотворить ничего кроме вот такого рода фальшивки и дряни. поистине, талант не купишь! и можно было бы посмеяться, но не смешно. я не знаю, что должно быть у людей в головах, на сердце, каково их понимание совести, что они создают нечто подобное. читали ли они Троцкого? они и правда так себе его представляют? для кого они снимали свой сериал? для тупой черни, которой интересен секс и яркие картинки? видимо да. почему бы имея возможности не создать нечто исторически правдивое, талантливое, вечное, что бы это было хорошо и что бы после многие люди пересматривали твою работу. но нет, возможности есть, а таланта, видения красоты, какой то честности сердечной, да и просто может быть совести, нет. и имея все материалы на руках намеренно лгать... перевирать, не проверять какие то элементарные факты, не понимаю. просто не понимаю! скотское отношение, как к личности Троцкого, к истории, так и к зрителю видимо, равно и к самим себе. мне искренне жаль людей, которые создавали этот сериал. чего то невероятно важного и нужного нет в них, и видимо уже не будет, если они не понимали ЧТО они создают. мы все порой так много говорим о внешнем успехе, о материальном благополучии, о богатстве. и вот прекрасный пример, есть возможности, есть деньги, а таланта и внутреннего содержания нет. и это трагедия, просто горе, мне горюется за этих людей... но они навряд ли поймут что это за трагедия. нечем понимать. ни ума, ни фантазии, ни доброго сердца. доброе сердце, даже если нет ума и таланта, не будет так намеренно лгать и искажать факты.
к Хабенскому тоже вопрос, он реально представляет Троцкого таким? в какой то серии мелькнул Безруков, но к нему вопросов нет. Безрукова я люблю. в одном отзыве прочитала, почему реальный Троцкий умер интересно, а сериальный глупо и смешно. когда Троцкий-Хабенский махал своей клюкой перед тем, как его ударили ледорубом было и правда смешно. где то пишут, что вот это комикс, это сериал-шутка. вот так шуточки... облили ложью и дерьмом личность Троцкого, пошутили! как смешно, как весело. идиоты...
собственно ничего не хочу и не буду я разбирать по этому сериалу. там нечего разбирать, там в одной серии только множество лжи и искажения исторических фактов. можно почитать в отзывах, пишут много о сериале писали историки и пошагово развенчивали все "шуточки".

я приведу слова самого Троцкого о Ларисе Рейснер и о Николае Маркине, из книги "Моя жизнь". история по сериалу с Маркиным ужасает... будто бы Троцкий послал Маркина на верную смерть. это правда?! если это просто выдумка, то как можно ТАКОЕ выдумывать и выдавать за правду. нет слов...

/Лариса Рейснер, назвавшая Ивана Никитича "совестью Свияжска", сама занимала крупное место в 5-й армии, как и во всей революции. Ослепив многих, эта прекрасная молодая женщина пронеслась горячим метеором на фоне революции. С внешностью олимпийской богини она сочетала тонкий иронический ум и мужество воина. После захвата белыми Казани она, под видом крестьянки, отправилась во вражеский стан на разведку. Но слишком необычна была ее внешность. Ее арестовали. Японский офицер-разведчик допрашивал ее. В перерыве она проскользнула через плохо охранявшуюся дверь и скрылась. С того времени она работала в разведке. Позже она плавала на военных кораблях и принимала участие в сражениях. Она посвятила Гражданской войне очерки, которые останутся в литературе. С такой же яркостью она писала об уральской промышленности и о восстании рабочих в Руре. Она все хотела видеть и знать, во всем участвовать. В несколько коротких лет она выросла в первоклассную писательницу. Пройдя невредимой через огонь и воду, эта Паллада революции внезапно сгорела от тифа в спокойной обстановке Москвы, не достигнув тридцати лет./

про Николая Маркина:

/После выхода из тюрьмы "революционной демократии" мы поселились в маленькой квартире, которую сдавала вдова либерального журналиста, в большом буржуазном доме. Подготовка к октябрьскому перевороту шла полным ходом. Я стал председателем Петроградского Совета. Имя мое склонялось печатью на все лады. В доме нас все больше окружала стена вражды и ненависти. Наша кухарка Анна Осиповна подвергалась атаке хозяек, когда являлась в домовой комитет за хлебом. Сына моего травили в школе, называя его, по отцу, "председателем". Когда жена возвращалась со службы из профессионального союза деревообделочников, старший дворник провожал ее ненавидящими глазами. Подниматься по лестнице было пыткой. Хозяйка квартиры все чаще справлялась по телефону, не разгромлена ли ее мебель. Мы хотели переехать, но куда? Квартир в городе не было. Положение становилось все более невыносимым. Но вот в один, поистине прекрасный день квартирная блокада прекратилась, точно кто-нибудь снял ее всемогущей рукой. Старший дворник при встрече с моей женой поклонился ей тем поклоном, на который имели право только самые влиятельные жильцы. В домовом комитете стали выдавать хлеб без задержки и угроз. Перед нашим носом никто не захлопывал больше с грохотом дверь. Кто сделал все это, какой чародей? Это сделал Николай Маркин. О нем надо сказать, потому что через него - через коллективного Маркина - победила Октябрьская революция.
Маркин был матрос Балтийского флота, артиллерист и большевик. Он не сразу обнаружился. Высовываться вперед было совсем не в его характере. Маркин не был оратором, слово давалось ему с трудом. Кроме того, он был застенчив и угрюм угрюмостью загнанной внутрь силы. Маркин был сделан из одного куска, и притом из настоящего материала. Я не знал о его существовании, когда он уже взял на себя заботу о моей семье. Он познакомился с мальчиками, угощал их в буфете Смольного чаем и бутербродами и вообще доставлял им маленькие радости, на которые было так скупо то суровое время. Он приходил незаметно справляться, все ли в порядке. Я не подозревал о его существовании. От мальчиков, от Анны Осиповны он узнал, что мы живем во вражьем стане. Маркин заглянул к старшему дворнику и в домовой комитет, притом, кажется, не один, а с группой матросов. Он, должно быть, нашел какие-то очень убедительные слова, потому что все вокруг нас сразу изменилось. Еще до октябрьского переворота в нашем буржуазном доме установилась, так сказать, диктатура пролетариата. Только позже мы узнали, что это сделал приятель наших детей, матрос-балтиец.
Враждебный нам ЦИК, опираясь на собственников типографий, отнял у Петроградского Совета газету, как только Совет стал большевистским. Нужна была новая газета. Я привлек Маркина. Он исчез, потонул, побывал, где нужно, сказал, что нужно, типографам, и в несколько дней у нас возникла газета. Мы назвали ее "Рабочий и Солдат". Маркин сидел день и ночь в редакции, налаживая дело. В октябрьские дни крепко сколоченная фигура Маркина со смуглой угрюмой головой всегда обнаруживалась в самых опасных местах и в самые нужные часы. У меня Маркин появлялся только для того, чтоб сообщить, что все в порядке и - не нужно ли чего. Маркин расширял свой опыт - он устанавливал диктатуру пролетариата в Петрограде.
Начались нападения уличных отбросов на богатые винные склады столицы и дворов. Кто-то руководил этим опасным движением, пытаясь алкогольным пламенем поджечь революцию. Маркин сразу почуял опасность и вступил в бой. Он охранял, а где невозможно было, разрушал склады. В высоких сапогах он бродил по колени в дорогом вине вперемешку с осколками стекла. Вино стекало по канавам в Неву, пропитывая снег. Пропойцы лакали прямо из канав. Маркин с револьвером в руках боролся за трезвый Октябрь. Промокший насквозь и пропахший букетом лучших вин, возвращался он домой, где его с замиранием сердца ждали два мальчика. Маркин отбил алкогольный приступ контрреволюции.
Когда на меня легло министерство иностранных дел, невозможно было, казалось, подступиться к делу. Начиная с товарищей министра, кончая переписчицами, все участвовали в саботаже. Шкафы были заперты. Ключей не было. Я обратился к Маркину, который знал секрет прямого действия. Два-три дипломата посидели сутки взаперти, и на другой день Маркин принес ключи и пригласил меня в министерство. Но я был занят в Смольном общими задачами революции. Тогда Маркин стал на время негласным министром иностранных дел. Он сразу разобрался по-своему в механизме комиссариата, производил твердой рукой чистку родовитых и вороватых дипломатов, устраивал по-новому канцелярию, конфисковал в пользу беспризорных контрабанду, продолжавшую поступать в дипломатических вализах из-за границы, отбирал наиболее поучительные тайные документы и издавал их за своей ответственностью и со своими примечаниями отдельными брошюрами. Маркин не имел академического значка и даже писал не без ошибок. Его примечания поражали иногда неожиданностью мысли. Но в общем Маркин крепко забивал свои дипломатические гвозди и как раз там, где следовало. Барон Кюльман и граф Чернин с жадностью набрасывались в Брест-Литовске на желтые книжки Маркина.
Потом началась гражданская война. Маркин затыкал бреши, которых было много. Теперь он устанавливал диктатуру далеко на Востоке. Маркин командовал флотилией на Волге и гнал врага. Когда я узнавал, что в опасном месте Маркин, на душе становилось спокойнее и теплее. Но пробил час. На Каме вражеская пуля догнала Николая Георгиевича Маркина и свалила его с крепких морских ног. Точно гранитная колонна обрушилась предо мною, когда пришла телеграмма о его гибели. На столике детей стояла его карточка, в матросской фуражке с ленточками. "Мальчики, мальчики, Маркин убит!" И сейчас помню два бледных лица, сведенных судорогой неожиданной боли. С мальчиками угрюмый Николай был на равной ноге. Он посвящал их в свои замыслы и в свою жизнь. Девятилетнему Сереже он рассказывал со слезами, что женщина, которую он давно и крепко любил, покинула его и что поэтому у него бывает черно и мрачно на душе. Сережа испуганным шепотом и со слезами поверял эту тайну матери. И этот нежный друг, который, как ровня, открывал им свою душу, был в то же время старый морской волк и революционер, насквозь герой, как в самой чудесной сказке. Неужели же погиб тот самый Маркин, который учил их в подвале министерства стрелять из бульдога и карабина? Два маленьких тела содрогались под одеялами в тиши ночи, после того как пришла черная весть. Только мать слышала безутешные слезы./

больше ничего не хочу и писать. вообще мой отзыв о сериале можно было бы уместить в два слова: просто тьфу.
конечно, у всех может быть разное отношение, и к революции, и к Троцкому, но даже в целом негативное отношение не дает право так оболгать и историю, и личность Троцкого.

подробная рецензия на сериал https://marafonec.livejournal.com/8951371.html