Закат рубинового века русской поэзии

Владимир Иноземцев
Под светом рубиновых звёзд

Правительство СССР присуждало выдающихся деятелей литературы и искусства Сталинскими, а позже Ленинскими премиями. Лучшие поэты, композиторы и артисты награждались орденами. Любимым народам артистам присваивали звания героев Социалистического труда, звания заслуженных и народных  артистов.
Однако были и другие народные кумиры. Они не носили высоких званий, и существовали полуофициально. Молодёжь переписывала стихи любимых поэтов в записные книжки, песни их записывали на магнитофоны.

В те годы мы жили под светом рубиновых звёзд советских талантов и не ожидали, что рубиновый свет звёзд советской поэзии и песни закончиться после распада Советского Союза.

Герои ренессанса советской поэзии

19-й век, начиная с Александра Сергеевича Пушкина, принято называть Золотым веком русской поэзии. Поэзию начала 20- ого века называют Серебряным веком. Однако определённо, послевоенное поэтическое творчество в СССР - это тоже последний поэтический ренессанс, ушедший, к сожалению. Из-за того, что понятия Золотого и Серебряного веков уже устоялись, этот последний советский поэтический всплеск талантов можно, пожалуй, назвать рубиновым - из-за близости по цвету к советскому флагу.

Начался этот век, быть может, с творчества поэтов, прошедших Великую отечественную войну и продолжался до окончания советского периода.
Сколько прекрасных стихов и песен, написанных на стихи советских поэтов, были подарены поколению наших родителей и нам, жившим в то время! Можно сказать, что мы тогда шагали с песнями по жизни.

После войны, невероятно популярной была песня АЛЕКСЕЯ СУРКОВА - «Бьётся в тесной печурке огонь…»

Многие помнят стихи поэта-фронтовика ЮЛИИ ДРУНИНОЙ. Ю Юлию,  приписавшую в 1941 году себе год, направили учиться на курсы медсестёр, а затем сооружать оборонительные сооружения под Москвой. Во время одного из авианалётов она оказалась в окружении  вместе с отставшей от своей часть группой пехотинцев. Юлия стала была в этой группе санитаркой. Бойцы пробивались из окружения по тылам противника. При переходе линии фронта они подорвались на мине.
Но Юлия позже также служила в стрелковом полку. В 1943 году поэтесса была тяжело ранена.
Большая часть её стихов о войне, о погибших товарищах и о тех, кому повезло выжить. «Я только раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне». Эти строки ею были написаны в 1943 году.

НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ: «А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
И ещё его стих: «Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!» Увы, человек, создавший эти словесные рубины в 1938 году был арестован и осуждён по делу об антисоветской пропаганде. Пробыл Заболоцкий в заключении до 1944 года. В лагере его пытали и избивали. Талантливый поэт подорвал своё здоровье и прожил всего  55 лет. Ой, не ценили тогда в СССР таланты. А сегодня талантов, таких как Заболоцкий просто нет.

САМУИЛ МАРШАК не только прекрасный детский поэт. Он неподражаемый переводчик сонетов Шекспира: «Зову я смерть. Мне видеть невтевтерпеж Достоинство, что просит подаянья, Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье, И совершенству ложный приговор, И девственность, поруганную грубо, И неуместной почести позор, И мощь в плену у немощи беззубой, И прямоту, что глупостью слывет, И глупость в маске мудреца, пророка, И вдохновения зажатый рот, И праведность на службе у порока».

После ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО остались сотни песен. Для них этот самородок сам сочинял и слова и музыку: «Он ругался и пил, он спросил про отца, Он кричал, долго глядя на блюда: «Я полжизни отдал за тебя, подлеца, А ты жизнь прожигаешь, паскуда! А винтовку тебе, а послать тебя в бой?! А ты водку тут хлещешь со мною!..» Я сидел, как в окопе под Курской дугой — Там, где был капитан старшиною».

БЭЛЛА АХМАДУЛИНА - поэтесса-мятежник. В свои строках она ломает привычные формы. Её образы удивляют новизной. Фразы её стихов оригинальны и непредсказуемы. В них читатель обнаруживает неожиданный смысл. Они многомерны:
«Работу малую висок еще вершит. Но пали руки, И стайкою, наискосок, Уходят запахи и звуки.
А напоследок я скажу: Прощай, любить не обязуйся. С ума схожу иль восхожу К высокой степени безумства».
Увы, сегодня запроса на подобное поэтическое творчество со стороны публики нет.

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ДОБРОНРАВОВ не собирался быть поэтом. В 1950 году окончил Школу-студию при МХАТ имени М. Горького и начинал сниматься в кино. Но потом он встретился с пианисткой и композитором Александром Николаевной Пахмутовой. Она написали первую песню. Затем их творческий союз стал семейным. За свою творческую жизнь вместе они написали больше 50 песен, которые были очень популярны в нашей стране. Музыку на стихи Добронравова  писали также Микаэл Таривердиев, Арно Бабаджанян и другие композиторы.

Невозможно без волнения слушать песню, в которой звучат слова поэта Добронравова: «Ничто на Земле не проходит бесследно. И юность ушедшая все же бессмертна. Как молоды мы были, Как молоды мы были, Как искренне любили, Как верили в себя!»
Или песню о маленьком принце: «Ветреным вечером смолкнут крики птиц. Звёздный замечу я свет из-под ресниц. Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне Выйдет доверчивый маленький принц. Самое главное – сказку не спугнуть, Миру бескрайнему окна распахнуть».

Очень популярны были также песни, которые сочиняли туристы и студенты. Одна из них, была написана ИГОРЕМ ЖДАНОВЫМ: «Сырая тяжесть сапога, Роса на карабине. Кругом тайга, одна тайга, И мы -- посередине. Письма не жди, письма не жди, Дороги опустели. Идут дожди, одни дожди Четвертую неделю».

Известным бардом был советский и российский учёный-геофизик АЛЕКСАНДР ГОРОДНИЦКИЙ. Городницкий - заслуженный деятель науки и заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Именем ученого и поэта назван перевал в Саянских горах и астероид № 5988 Gorodnitskij, который блуждает в космосе на расстоянии ок. 3 а.е. от Земли. Ну а среди песен самой популярной, вероятно, является Атланты: «Когда на сердце тяжесть И холодно в груди. К ступеням Эрмитажа Ты в сумерки приди, Где без питья и хлеба, Забытые в веках, Атланты держат небо на каменных руках».

У читателей могут быть и другие любимые поэты, и быть может, даже кто-то иногда поёт песни. Но, наверняка, полагаю - это советские песни. Нынешние с прошлыми не могут сравниться.

На рубиновых развалинах

Щедрый на таланты век советской поэзии остался в прошлом. Вихрь событий перенёс нас в новое время. И сегодня мы понимаем, что ничего подобного в наше время нет. Прежде всего нет поэтов калибра, тех, что были при Советской власти. И, вероятно, таких уже никогда не будет. Хотя эти поэты творили, когда в стране была цензура и за неосторожные фразы автор мог пострадать.

В чём же причина ренессанса советской поэзии и деградации современной? Во-первых, в Советском Союзе существовала целая индустрия литературного творчества. В СССР были профессиональные литераторы. Они должны были выполнять задания, которые перед ними ставила Коммунистическая партия. Большинство литераторов творили в заданном им русле. Но одновременно во всей этой словесной массе появлялись шедевры.

У советского писателя была возможность для контакта с читателями. Сотнями тысяч экземпляров издавались центральные литературные журналы. Литературные журналы также выходили в республиках и в областях. А члены союза писатели за публикации получали гонорары, которые позволяли им существовать. Потому литературный труд для писателя был оплачиваемой работой.

Для того, чтобы в печати появлялись качественные тексты, в каждом журнале их вычитывали и редакционными коллегиями производился отбор для публикаций. В состав редакций входили наиболее авторитетные писатели. С редакциями сотрудничали критики и рецензенты.

После публикаций был ещё один фильтр. Композиторы-песенники сами отбирали  лишь небольшое количество понравившихся им текстов. Затем написанная песня должна была понравиться популярному исполнителю. Ну, и последним большим жюри были читатели и слушатели песен. Они выносили окончательный вердикт и стихам и песням. Песню принимали, если слушатели желали слушать её много раз. Эти песни становились частью нашего сознания и объединяли нас, делая единым народом.
С началом перестройки вся эта система была разрушена. Литературные журналы практически исчезли, а любые тексты, минуя редакторов и критиков, никому не известных авторов хлынули на пространство интернета.

Можно сказать, что интернет убил и поэзию и прозу. Никаких профессиональных редакций и критиков сейчас нет. Пиши любые тексты и загружай на бесплатный ресурс. Таких стихов в сети миллионы, но, кто их читает. Раньше о профессионализме стихов, в какой-то мере, свидетельствовал факт их публикации, к примеру, в журнале Новый мир.
Теперь о популярности стиха судят по количеству прочтений, комментариев и лайков. Однако каждый день появляются новые тексты. а о стихотворениях. написанных вчера, все забывают.

На какие темы писать стихи?

Литература, конечно, должна отражать настоящее время. Однако, если говорить о стихах, то практически по всем темам прежде уже были написаны стихи талантливыми авторами. И поэт, который решил написать на известную тему чаще всего использует образы, уже знакомые читателям. И такую поделку уже невозможно назвать поэзией.

Новые песни на такие заурядные тексты, как правило, поют безголосые певцы. Но самое главное, такое искусство, которое приходит нам в дом с экранов ТВ, нравится нынешней невзыскательной публике. В результате мы слушаем песни на слова, сочинённые самими исполнителями, у которых поэтический дар совершенно отсутствует. А поскольку сегодня композиторов-песенников тоже нет, то поют они свои примитивные фразы на собственные убогие мелодии.
Правда и прежде певцы сами сочиняли свои песни. Но такие песни пели талантливые поэты Владимир Высоцкий или Юрий Визбор.
Однако для этого нужен талант.