Благодарная память или ещё раз о любви к Родине

Лауреаты Фонда Всм
ИРИНА ХРИСТЮК - http://proza.ru/avtor/irmanic - ТРЕТЬЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ "МОЯ ГЕОГРАФИЯ" МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

                В немой тоске седую голову
                Склоняю низко пред тобой,
                Моё село, тебя я смолоду
                Люблю всем сердцем и душой.

        Когда грусть, будоража воспоминания, накатывает на меня, и сердце сжимается от тоски, я, закрыв глаза, мысленно переношусь к милым моему сердцу местам детства, вспоминаю отца, маму, её открытое приветливое лицо, голос, руки, и на душе становится светлее и теплее. И события переносятся из прошлого в настоящее…

        Мне посчастливилось родиться в удивительно красивом  и уникальном селе, расположенном на высоте 144 метров над уровнем моря, в котором испокон веков жили и прекрасно уживались милые, добрые, очень трудолюбивые и гостеприимные люди – украинцы, молдаване, русские, цыгане, поляки, болгары и др. национальности. Моя родина, мой райский земной уголок – украинское село Данул в Республике Молдова. Дома мы всегда говорили на украинском, в школе – на русском, а государственный язык – молдавский. Люблю, ценю и уважаю язык, культуру, обычаи и традиции всех людей, которые меня окружают. И дай нам Бог всем мудрости и терпения никогда не делить людей по национальному признаку...

        Любо мне родное село от названия до кладбища: его замечательные пейзажи, неповторимый колорит природы, национальные обряды и традиции, вкусную натуральную еду, певучий украинский говор, красивых и добрых людей. Оно испокон веков славилось не только гостеприимством, но и уникальной культурой, корнями уходящей вглубь веков. Это совсем другой мир и необычная аура.
        Только там такое состояние лёгкости, какого не бывает нигде, только там такая спокойная доброта, как сладость тепла после холода. Только там самая пронзительная музыка для души – журчание воды в нашей Калдаруше, шелест деревьев в саду, гомон птиц в лесу, стрекотание насекомых и болтовня назойливых сверчков летними вечерами, знакомое поскрипывание двери в родном доме, потрескивание поленьев в печи. Ну, как мне тебя не любить, мой Данул, если тут такой сладостный аромат цветущих садов весной и лип в июне, душистый запах спелых яблок, груш, винограда и опавшей листвы осенью?! И летний воздух, настоянный на свежескошенных травах и цветах, и осенний, пропитанный пожухлой листвой, можно пить тут глотками, как ароматный мёд. Если в воздухе запахнет вдруг родными ароматами свежеиспеченного хлеба или маминых плацинд?!

        А утро! Оно начинается не со звонком будильника, а с заливистыми криками петухов, мычанием коров, блеянием коз и овец, гусиными гоготаниями-гаганиями, утиными кряканьями и звенящими птичьими трелями. Поднимаются сельчане рано, до восхода солнца, чтобы успеть управиться с домашними делами до работы. Это – норма. Доить, кормить, убирать, чистить – каждодневный труд. И выходных в хозяйстве не бывает ни у молодёжи, ни у стариков.
А земляничные закаты под вечер со стрекотом кузнечиков, кваканьем лягушек в сельском озере неподалёку, ароматами цветов, вьющимися змейками дыма над летними кухнями – особенность и традиция каждой семьи, когда она собирается за столом после тяжёлого трудового дня.

        Трудолюбие и любовь к земле – отличительные качества земляков. Без них в селе не выживешь. Не посеешь да не посадишь весной, нечего будет убирать осенью, как бы ни трудился летом. Не зря гласит народная мудрость: чего на землю не падёт, того земля не подымет.
Ленивые в селе не приживаются. За всем нужен бережный уход, забота и внимательное отношение. Это и сады, расцветающие весной и радующие своими ароматами, а летом и ранней осенью одаривающие разносортными плодами черешни, вишни, сливы, яблоки, персики, груши.
И виноград, растущий почти в каждом огороде, и овощи, и картофель, и кукуруза, и пузатые арбузы в полосатых халатах, важно восседающие среди лимонных и рыжеватых шершавых дынь.
И пшеничные поля, сливающиеся в одну огромную желтую гладь, и посевы подсолнухов, со своими жёлтыми головками, точно следующими за солнцем …

        Здесь я родилась, выросла, окончила среднюю школу, здесь я получила основные уроки воспитания и культуры. Мой отец, Дмитрий Матвеевич Мариуца, человек волевой и сильный, очень обстоятельный, мудрый и надёжный, и мама, Наталия Николаевна (Тревка), удивительное сияние, освещающее наш дом, наше гнездо, и пространство вокруг своей добротой, нежностью и открытой душой, были красивой парой. Они дали мне самые главные уроки жизни: уроки веры, мудрости, доброты, человечности, порядочности и любви. У нас не принято было захлопывать дверь перед нуждающимся или отказывать в помощи, мы всегда откликались на зов каждого человека, чей путь пересекался с нашим. Нас учили: прежде чем сказать что-то близкому человеку, подумай, как ты будешь потом с этим жить. Короткие слова, но много места в сердце занимают!
    Мои братья, Виктор и Иван, научили меня писать и читать, дарили мне братскую любовь, заботу и внимание. А я всегда какой-то генетической памятью чувствовала их боль и переживания.

        В детстве я смотрела на загоревшее лицо отца, промокшую и побуревшую на спине рубаху, на капли пота, скатывающиеся со лба, и меня охватывало чувство жалости. Хотелось облегчить его труд, не надоедать вопросами, не огорчать проделками, просто быть послушной и «розумной», как у нас говорили, девочкой. Я понимала, что этот труд мне не под силу. И сейчас, часто вспоминая родителей, думаю, что портрет работящего отца – это настоящий портрет труженика села, его олицетворение.
Мои предки до четвёртого поколения были селянами. Деды, пра- и прапрадеды жили в селе и работали на земле. Но так уж сложилось, что я и мои братья, разорвав эту нить преемственности поколений, не связали свою жизнь с селом, но сельский труд нам до боли знаком, и малая  Родина нам дорога.

         Так часто бывает, что человек, в силу тех или иных обстоятельств, покидает своё гнездо. И с каждым годом число уехавших становится всё больше, а география мест пребывания разнообразнее. Всё меньше выпускников возвращается в родные места. Они долгие годы живут вне родины, многие становятся успешными и счастливыми в чужом краю, но уверена, что тоска по родному краю всё равно живёт в укромном уголке каждой человеческой души. Невидимыми узами мы все привязаны к нему. И это щемящее чувство родства с местом своего рождения, где сказал своё первое слово, сделал первый шаг, где учился и рос, нашёл верных друзей, встретил первую любовь, откуда шагнул во взрослую жизнь, никуда не исчезает и не испаряется. У каждого бывают такие минуты, когда нет-нет да и защемит сердце, зазвенит в ушах колокол маленькой сельской церквушки, заплещется родная речушка и выплеснет самые светлые помыслы, самые лучшие побуждения, которые выльются благодатными слезами, омывающими тоскующее сердце. Просто кто-то чувствует это острее и глубже, другие же в кругообороте жизни или по молодости пока не задаются этим вопросом.

         И на закате дней своих, когда истончается нить между прошлым и будущим, когда ничего и никого уже не вернуть, а время начинает стремительно нестись на закат, я всё острее воспринимаю томящее чувство, говорящее о невозвратимости всего, стараюсь хотя бы изредка, насколько это возможно, не спеша, пройтись по родным местам, насладиться их неуловимым благоуханием, запомнить тонкий вкус жизни.

         Сколько бы не было мне лет, и что бы ни случилось в моей жизни, я памятью своей всегда буду возвращаться сюда, в мой Данул. Говорят, что красота дерева, его молодых ветвей, зависит от корней, а мои корни тут, в Дануле, где зарыта моя пуповина, и навечно останутся в этой земле.
   
         Жизнь моя закругляется. Все её острые углы сгладились, шероховатости отшлифованы, камни измельчены, дороги протоптаны, песок промыт, и бурная когда-то река жизни потекла спокойным течением, которое чистой и тихой водой донесёт туда, куда я стремилась всю жизнь. Главное – держаться своих надёжных берегов – своего роду.
 
         Родная земля – это колыбель, качающая на волнах жизни всех покинувших её. Она подхватывает, когда мы падаем, укрывает от невзгод и житейских передряг. И куда бы ни забросила нас жизнь, священным для каждого всегда будет место, куда хочется возвращаться в мыслях, наяву или во сне хотя бы на мгновение. И зовётся это место – малая Родина. Сливаясь, маленькие Родины образуют страну.
И надо каждому помнить, что никто не сделает нашу Родину богатой, цветущей и счастливой, кроме нас самих.
С возрастом начинаешь осознавать, что последняя станция твоего назначения может стать родное село, откуда началась судьба…

25 декабря 2019 года.

 

На Конкурс "Моя география" http://proza.ru/2022/10/25/924 Международного Фонда Великий Странник Молодым