Наследники

Наташа Белозёрская
 Я:  - Тарас, ну не верю я, хоть ты меня убей, в эти рассказы про козацких магов. Которых характерниками называли. Всё это сказки. И атаман Иван Сирко, пусть и историческая личность, и даже могила его под Никополем сохранилась, но не мог он таких чудес совершать… Ну и что , что не было у него поражения ни в одном бою… Это просто воинская удача. И это XVII  век! За такой большой промежуток времени всё обросло выдумками, преувеличениями… Как может человек превращаться в хорта или волка и, проникая во вражеский лагерь, наводить на противника морок или выведывать его планы? Легенда, миф… Как Сирко мог пули руками ловить? Это же против законов физики… Не верю.

Я:  - Ну ладно. Хорошо. Молчи. Я правильно  понимаю по твоим рассказам, что среди козаков были особые козаки – характерники? Этакие ниндзя… Элита… Наследники волхвов. Волшебников и магов, которые князю Олегу смерть от коня напророчили и ничего не боялись. А от золота и даров напрочь отказывались, ценя свою духовную силу и свободу. И именно волхвы когда-то в древности научили лучших из козаков пользоваться энергией Земли и космоса. Научили замедлять и ускорять течение времени, уклоняться от пули и сабли, превращаться в животных, входить силой мысли в сознание зверя и смотреть на мир его глазами в любом месте, левитировать, телепортировать, вызывать или прогонять тучи, ливень и град, оживлять мертвых и…. Ну, не знаю… Невозможно современному человеку в это поверить. Как можно нарисовать лодку и уплыть на ней?! Как можно прыгнуть в бочку с водой, а вынырнуть в море?! Бросить войлок на поверхность реки и перейти по нему на другой берег аки по суху?! Не верю!..

Я:  - Обиделся? Да знаю я, что ты особенный. Многое умеешь, что может кому-то чудом показаться. Но это всё реальные чудеса. И как ты метко стреляешь, и как на лошади умеешь трюки делать, и травы лекарственные собираешь… Знаешь, как многие хвори вылечить. И в любом незнакомом лесу не заблудишься. И погоду угадаешь по полету птиц. И в современном оружии разбираешься лучше, чем иной специалист… Но где магия, с которой козаки меньшими силами побеждали громадные армии? Почему молчишь?

Я потянула Тараса за рукав свободной белой с футболки, скомканный на локте.
Локоть  упирался в теплую сухую землю, покрытую травой, и поддерживал темноволосую голову. А взгляд серых глаз владельца этой головы блуждал где-то вдали. Там, где кончался пестрый, наполненный летними звуками: жужжанием и стрекотом  насекомых,  писком и шорохами мелких животных и птиц, луг и начинался лес. Луг был пахучим и безлюдным. Поэтому мы любили сюда приходить. Он пах остро травой, медом и нагретой солнцем землей. Хотелось вдыхать этот запах широко раздувая ноздри, следить за полетом промелькнувшей птицы или шмеля, лениво подставлять щеку теплому воздуху, прикрывая в истоме глаза.  И больше нии-ччего не делать!.. Нет, еще хотелось слушать волшебные истории Тараса, когда он, смешивая русские и украинские слова, рассказывал о боевой магии козаков.

Я:   - Тарас, ну какая она эта магия?.. Она правда магия? Или всё-таки легенды? Фольклор… Вот по-честному, что ты сам думаешь?.. Ну, гипноз, куда ни шло… Загипнотизированные враги козаков не видят или видят что-то совсем другое… Или друг друга рубят, потеряв на время рассудок…  Атаман Сирко во время возвращения после удачного похода на Крым столкнулся с отрядом крымского  хана. Тот уже подмогу вызвал. И что? Сирко морок навел на татар, и они козаков за своих приняли… Или вдруг на  козаков большое вражеское войско движется. Вбили копья вокруг себя, а неприятелю кажется, что это дубовая роща или заросли камыша… А если погоня? Козаки заставляли видеть преследователей перед собой глубокую реку или непроходимый лес. На пустом-то месте!.. А как можно слиться с конем?.. Чтобы только конь, без всадника?!. А натравить на врага диких животных?.. Ну прямо как в «Аватаре»!.. Ладно, согласна, можно загипнотизировать одного, пять человек, но тысячу, десять тысяч?!

Тарас молчит. Жует травинку. На нижней губе его блестит капля слюны.  Пронзенная солнечным лучом,  она похожа  на бриллиант. Я протягиваю руку и  осторожно цепляю драгоценный камень на кончик мизинца. Тарас не реагирует.

Я:   - А как они клады находили? По нюху что ли? – я не сдаюсь, вглядываясь в переливы бриллианта. – И запечатывать клады умели? И никто такого клада взять не мог?.. Они ж и на Царьград ходили… И на Крым… И в Польшу…  Золото и серебро привозили бочками… Может,  где еще  лежит?.. Что это за нечуй-трава, что клады помогает находить? Ты ее знаешь? Мне покажи.

На ладошку Тараса села божья коровка. Она аккуратно сложила прозрачные крылышки и спрятала их под красный с точками твердый чехол. Проползла немного и замерла. Алела на загорелой коже капелькой  крови.

Я:   - А как  раны заговаривали?  Характерники. Козацкие маги… И мертвого, ты говорил, могли оживить… Но это же невозможно. Раньше люди и читать не умели, а мы с тобой в школе учимся. Физику, биологию, химию изучаем. Невозможно мертвого оживить… Согласен?.. Что молчишь-то? Как можно вылечить открытую рану землей, обернутой паутиной? Ведь заражение крови начнется… И что за лекарство - горилка с порохом?.. Это же смешно… Сейчас  антибиотики перестают действовать при воспалениях, может, пора перейти на козацкие методы, раз они такие результативные? Или они без тайных знаний не работают?

Я:   - Характерники любые раны заговаривали… Прямо любые?.. В то, что знали они силу растений, земли, камней могу поверить… Но в то, что мертвых могли оживлять… Покажешь мне травы? Те, которые неизлечимые сегодня болезни вылечивают. И те, что клады помогают находить… И любые замки отпирают… Ну, пожалуйста! Ты же их знаешь… Язык проглотил?

 Тарас вытащил травинку изо рта и дотронулся ею до божьей коровки. Она тут же взлетела вертикально, как военный самолет,  приземлилась  на травинку и заскользила по ней будто канатоходец.

Я:   - Вот это да!.. Это фокус такой? Как у тебя получилось? Дрессированная букашка?.. Помнишь, ты говорил, что характерник должен знать язык камней, растений, должен уметь  с ветром говорить,  с туманом,  с огнем,  с водой… Умение это якобы из древности идет. И передается посвященным. Из рода в род.  Ты вспоминал, как твой  дед ложился на землю рядом с травой, что нужна ему для лечения, и начинал разговор с растением: объяснял, просил. Только потом срывал. И для каждой травки своя сказка… Да что с тобой сегодня?! То не замолкаешь ни на миг, а тут  как в рот воды набрал…

Тарас медленно переводит на меня взгляд. Его глаза, похожие на замершие молнии, смотрят на меня не мигая. Я чувствую тяжесть во всем теле, меня просто распластало по траве. Мое худое длинное тело весит тонны…  В серебре глаза, похожего на сабельный клинок, как в телевизоре, я вижу остров посреди реки…

- Остров за порогами, - шепчу я.
- Хортыця, - выдохнул Тарас и отвел взгляд в сторону.
- Про Хортицу я знаю, - прошептала я. Тело освобождалось от тяжести. Образ таял. - Там Запорожская Сечь была… Давно… А как ты сделал, что я остров увидала? Загипнотизировал меня?
- Навыщо? Тилькы згадав…

Я:   - А Оксанка говорила, что ты такой чудной, потому что мать тебя младенцем каждый день купала с наговорами.  На силу, на крепость, на удачу, на здоровье.  И бабка  ставила тебе родовые обереги: от пуль, от огня, от воды, от змеи, от врагов видимых и невидимых,  от кинжала, от зверя лютого…
               
Заговариваю я раба божьего                От пороха и огня, от пуль свинцовых,                И пуль железных,                От вражьих ружей и любых оружий.                Одеваю я, облачаю                Божьим щитом…     Ты веришь, что тебя пуля не берет?!

Тарас улыбнулся. Это была улыбка взрослого, абсолютно уверенного в себе человека.

Я:   - Не смеши! Пуля любого берет. Ведь это же выдумка, красивая героическая легенда, что кошевой Гжебельский мог пули руками ловить и после боя вытряхивал одежду, а из нее они, как горох,  сыпались. Сказка, что Иван Сирко неуязвим для пули и сабли был… По законам физики такое невозможно… Усмехаешься? Не согласен?..  Ты говорил, что характерник приближение пули телом ощущает: затылок у него холодеет. Тогда и успевает уклониться… И что это за чаклун-трава, которая дает неуязвимость в бою?.. Как она сейчас называется?.. Вот ты мне говорил про кошель, что козаки на поясе носили. Внутри сидела голодная ласка или хорек.  Воин перед боем сунет пальцы в кошель, зверек их и прокусит до крови.  Боль вызывает ярость, безудержную отвагу, мощный выброс адреналина… Я слыхала, что археологи такие кожаные сумочки с истлевшими маленькими скелетами при раскопках на месте древних боев часто находят. В это верю… . Козак врага был готов рвать голыми руками… Да и в бой они шли с обнаженным торсом… Это, видимо, психологический прием такой: страшно же, когда на тебя несется орда полуголых мужиков с развевающимися на ветру чубами да с саблями в обеих руках… Правильно я запомнила заклятье?
               
Как душа, расставаясь с телом своим,                Плачет и стонет,                Да будет так враг мой стонать,                При имени и виде моем…

Я:   - А убить характерника почти невозможно: только в правый глаз и только серебряной пулей… Это наводит на мысли о вампирах, тебе не кажется?

Тарас щурит блестящие светлые  глаза и ничего не отвечает.

- А почему родители тебя Тарасом назвали? В честь великого Кобзаря?
- Гоголь.
- Причем тут Гоголь? Гоголь, что «Тараса Бульбу» написал? В честь козацкого полковника Запорожской Сечи? Так он же выдуманный! Литературный персонаж. Почему в честь него?
- Тому що вин стояв за виру, витчызну та товарыство.

Я:   - Вон оно как… По-серьезному имя дали… Имя, говорят, - часть души… А у нас в восьмидесятые годы многих девочек называли Анжеликами. После фильмов про Анжелику. Ее очень красивая французская актриса играла, Мишель Мерсье. В фильмах все мужчины в нее влюблялись, и все хотели заполучить ее себе в постель… Странно, конечно, в честь подобной  женщины имя давать… Мою маму так зовут… А, может, они девочек в честь американской коммунистки Анджелы Дэвис называли? Она была кудрявая, как барашек… И чернокожая… За права негров выступала… Тоже непонятно, зачем детей в ее честь называть… Интересно, о чем думали люди, давая  такие имена?.. И вообще они думали или принимали за руководство к действию то, что видели в кино или о чем в газетах читали?..

Не знаю, слышал ли меня Тарас.  Несмотря на расслабленную позу, он пристально вглядывался в темнеющий в отдалении лес.

Я:   - Ты мне про Ивана Сирко рассказывал. Что он зубастым родился и всех напугал. Свесился с рук повитухи, принявшей его, и ухватил со стола кусок пирога. Все обомлели. А младенец знай себе рвет зубами пирог с капустою… Или он с мясом был?.. Не помню… Тарас!.. Смотри! Жеребенок! Какие коленца выкидывает!

Тарас повернулся и поглядел в сторону, что я указала.

- Так то ж Мыколы  Задорожного кобыла и лоша.
- Аааа!.. Вижу кобылу. За травой не разглядела… Скажи, а кто тебя научил на лошади скакать?.. Так и в цирке не умеют. Ты и под брюхом проползешь, соскочишь, догонишь и снова в седле… Лошадь скачет, а ты на ней кувыркаешься… То задом наперед, то вверх ногами… Ты со скольких лет в седле?

- Як пэршый зуб пишов…
- Как твой батько не побоялся? А если б скинула тебя маленького лошадь?.. Копытом ударила?.. И к чему все эти твои умения из прошлых веков? Сейчас, если война начнется, а она не начнется, потому что XXI век- это время гуманизма и духовности для всего человечества, пригодятся ли они?

Тарас фыркает:

- Завжды.

- А что в них такого, что всегда нужны? – я пытаюсь вытянуть Тараса на разговор. Но он не отвечает.
 
Я:  - Ты мне говорил про отрезанную правую руку у умершего Ивана Сирко. По его завещанию козаки с этой десницей шли в бой. Они кричали: «С нами атаман Сирко! Победа за нами!..» И враги в ужасе разбегались… И ты думаешь, во время современной войны такое оружие действенно?

- Ты не розумиешь сути.
-  А в чем суть? Ты сам  знаешь, какой силой поражения обладает современное оружие… Ты   станешь скакать на коне перед ядерной ракетой или гипнотизировать ее?
- Е зброя сыльниша.
- Что за оружие сильнее ядерной ракеты? Или это тайна? Страшная тайна?..  А чего ты боишься, Тарас? Боли?
- Ни.
-  Смерти?
- Ни.
- Но чего-то боишься?
- Зрады.
- Вот как!.. Я тебя никогда не предам. Веришь?

Тарас медленно кивает. И пристально смотрит мне в глаза.

Я не выдерживаю и отворачиваюсь.
 
Я люблю Тараса как брата.. Знаю его с детства. Семья его живет в  доме рядом с домом моей бабушки. Каждый раз, когда заканчиваются школьные каникулы. мне не хочется уезжать, Из-за него.  У нас с Тарасом  много общего: возраст, книжки одних авторов, одни и те же фильмы, похожие песни на похожих языках, общая история предков. Но семейные традиции  Тараса все-таки глубже, древнее. Это от него я узнала про характерников. Чудесные,  волшебные истории! Ведут свое происхождение   из Киевской Руси, из воспоминаний о волхвах… Неудивительно, что мальчишка увлекся ими и создал для себя параллельную реальность. Пусть Тарас молчал, но я знаю, что он-то во все это верит.

Я задумалась. Раздался гулкий и резкий крик кукушки в лесу. Ку-ку-ку-ку… Тарас толкнул меня в бок, разрушая мечтательную сосредоточенность. Странный запах  - звериный – заставил меня торопливо оглянуться на мальчика. Но никакого мальчика не было.

Около меня возился … медвежонок. Я от изумления открыла рот.
Толстый и неповоротливый, блеснул он в мою сторону черными глазами-бусинами, заворчал, потер нос лапой и вдруг, кувыркнувшись через голову, побежал по лугу. Я видела только мелькавший в высокой траве круглый зад медвежонка,  смешно подбрасывавшего задние лапы. Он бежал в сторону леса… Первые невысокие елки…  Сейчас пропадет из виду… Тут медвежонок остановился, повернулся ко мне, встал на задние лапы и потряс передними с кожистыми ладошками и видными даже на расстоянии когтями. Зовет или прощается?.. И куда делся Тарас?

(из сборника «Сто рассказов про тебя»)