Как работать с научным консультантом

Олег Меркулов
Пару слов о том, как я работал с научным консультантом, в рамках сотрудничества в написании медицинской части своего нового рассказа "Жизнь низшего уровня". Речь в нем идёт об ученом-микробиологе, разработавшем новое лекарство от рака. Учёный вырастил в себе резистентную опухоль и убил ее своим новым лекарством. На этот научный подвиг он пошел ради любимого человека. В результате рассказ вошёл в шорт-лист литературной премии "Иду на грозу".

Но сначала дам слово известному литературному критику, который вот что написал про авторов из короткого списка и про меня лично (цитата из журнала "Сибирские огни"):

"Все меньше авторов демонстрируют поверхностный подход к научной теме, — говорит член жюри, литературный критик Михаил Хлебников. — Более того, можно выделить внушительную категорию профессионально пишущих людей из научного сообщества. Это ученые, сотрудники НИИ, университетские преподаватели, которые говорят о науке с подлинным знанием дела. Но, разумеется, научный опыт для литератора не обязателен. Можно действовать по-другому — привлечь консультанта по интересующей тебя научной теме. Например, прозаик Олег Никишенков привлек специалиста по биомедицине: получился интересный рассказ на тему онкологии».

Нда... тут, как говориться, слов из песни не выкинешь. Но есть одно "НО", друзья: нужно быть хотя бы небольшим экспертом в предметной области, про которую пишешь. Критик не знал, конечно, что у меня в портфолио несколько опубликованных статей по онкологической теме. Я работал в одном известном инновационном центре и много писал про инновации в биомедицине. А сейчас тема борьбы с резистентными, то есть не поддающимися известным терапевтическим методам видами лечения злокачественными новообразованиями - это передовой край Науки о жизни. В итоге я так расписался, что пару моих статей даже перепечатали профессиональные онкологические издания. От чего я, конечно, был в полном шоке, ибо никогда не думал, что мои статьи появятся в медицинских научных изданиях. Конечно, эти статьи были построены почти полностью на интервью с экспертами, но все же даже чтобы взять интервью нужно знать, что спрашивать...Ну, а если ты сам совсем "не шаришь", то никакой тебе научный консультант не поможет. Почему? - Да хотя бы потому, что ты ему задачу не сможешь сформулировать.