Киносъезд эпохи перемен

Леонид Галаюда
     1. 
1991 год…

То было время перемен во всех областях жизни нашей страны и народа. Объявленная Москвой «перестройка» обернулась сломом традиционной экономики и попытками разных общественных объединений граждан реформировать, каждая на свой лад, структуры, в которых они состояли. Эти «реформы снизу» коснулись и огромной отечественной киноотрасли. Так называемый «революционный» съезд советских кинематографистов в 1986 году обсуждал решения по переделке отечественного кинематографа на американский лад. На смену Госкино СССР  в 1990 году была организована ассоциация кинематографистов СССР, АСКИН. В январе 1991 года состоялся второй съезд АСКИН СССР, который должен был закрепить курс перехода кинематографа на рыночные отношения.

Более 4 тысяч делегатов и гостей съезда от всех 15 республик и из самых отдалённых регионов страны собрались в Кремлёвском Дворце съездов. Я присутствовал на этом съезде в составе делегации от Приморья, представлял киноустановку №33 из с. Корсаковка Уссурийского района.

К 1991 году страна наша была полностью кинофицирована. Все сёла и деревни, все городские районы располагали своими киноустановкам или регулярно обслуживались кинопередвижками. И эта огромная киносеть стала объектом реформирования.

В Корсаковке, в новом Доме культуры, открытом в 1981 году, работала киноустановка, оборудованная новым проекционным комплексом с кинопроекторами «Ксенон-3», обеспечивающая качественное изображение на широком экране площадью до 50 кв.м. Киноустановка считалась одной из лучших сельских в Приморском крае, более того, о ней знали в руководстве Госкино СССР, а опыт её работы распространялся с помощью публикаций в отраслевых журналах и отдельной брошюрой в серии «Кино. Реклама. Сельский зритель». Вот почему краевая кинодирекция включила в состав приморской делегации на съезд АСКИН киномеханика из Корсаковки, со стажем работы более 20 лет.

Нас, делегатов из разных уголков Приморья, киномехаников, прокатчиков, мастеров-ремонтников, работников дирекций киносети, собрали во Владивостоке перед отлётом в Москву. До поездки в аэропорт мы коротали время в кинотеатре «Уссури». Желающих посмотреть фильм провели на служебный балкон. Шёл вечерний сеанс новой американской картины «Ангелочек». Этот фильм готовились выпустить в широкий прокат по всем районам края. Сеанс закончился ближе к полуночи. Мы, члены делегации, выехали на специально выделенном автобусе в аэропорт Озёрные Ключи.

В здании аэропорта, вместе с пассажирами других рейсов, мы дожидались посадки на свой борт. Самолёт наш вылетал в Москву где-то около трёх часов ночи. По ходу солнца, с востока на запад, мы летели около 10 часов и в Москву прибыли где-то часов в шесть утра по московскому времени (то есть в 13:00 по Владивостоку). Спецрейсом автобуса нашу делегацию привезли из Домодедово в Измайлово, в гостиничный комплекс. Было морозное тёмное раннее утро. Вокруг много снега и льда, только проезды и мостовые были частично очищены от снега. В окружающей темноте светились лишь окна и подъезды зданий, да ещё уличные фонари.

Разместили нас в разных номерах одного из многоэтажных корпусов. Гостиничный комплекс в Измайлово представлял собой группу из пяти 30-этажных высоток, расположенных звездообразно. Нас, троих приморских киномехаников, поселили в корпусе «Б», в номере 2822, что означало номер 22 на 28-м этаже тридцатиэтажного корпуса. Выше нашего были только два верхних технических этажа, с бассейном, сауной и пр. Подъём и спуск в лифтах, с пересадкой на 11-м этаже. Впрочем, имелась и возможность подъёма и спуска при посредстве обычных маршевых лестниц. Из чистого любопытства мы однажды вечером спустились по ним до первого этажа, но обратно поднимались уже лифтом. Лестничные клетки были остеклены, и, спускаясь по лестнице, мы любовались панорамой ночной Москвы. Особенно эффектно смотрелась в ночной иллюминации останкинская телебашня, удалённая от нас, наверно, на километр.

Днём я подходил к окну нашего номера, чтобы поглядеть с высоты 28-го этажа на окрестности. Перегнулся через широкий подоконник, посмотрел вниз, на площадку перед парадным входом в корпус. Далеко внизу копошились миниатюрные фигурки людей. От ощущения высоты закружилась голова. Тогда я перевёл взгляд на объекты поодаль и совсем далёкие. Близ гостиничного комплекса, по ту сторону бассейна в каменных берегах, который в летнее время, по-видимому, преобразовывался в большой фонтан, громоздилась постройка в несколько этажей. Это был, как мы скоро узнали, киноконцертный зал, один из крупнейших в столице. Афиши на подходах к нему ежедневно приглашали на киносеансы и на концерты известных исполнителей. Ближние проезды и улицы отделяли наш комплекс от голых крон лесопарковой зоны, которая обширностью своей напоминала лес. Далеко-далеко за деревьями, ближе к горизонту, виднелись, как игрушечные, здания Москвы. Налево, за полосой деревьев измайловского парка, высилась останкинская телебашня. С высоты 28-го этажа она не казалась такой уж высокой.

    Мы получили на руки пропуск в гостиницу, по которому выдавался ключ от номера и разрешался вынос вещей из гостиницы. На обороте пропуска указывалось имя проживающего, номер комнаты, срок проживания (у меня – с 21 по 28 января 1991 года). Нам, делегатам, было оплачено трёхразовое питание в гостиничном «пищеблоке», не помню уже, как он именовался, ресторан, кафе или столовая. Мы получили талоны, которые предъявляли при обслуживании. У меня сохранилась талоны за первый день проживания, 21 января, так как в этот день мы отсыпались с дороги, а потом бродили по Москве.
 
Сам съезд продолжался два дня, 23 и 24 января. В остальные дни мы знакомились с Москвой. Невзирая на погоду. В начале нашего пребывания шёл мокрый снег, под ногами хлюпала снежная каша, а в последние дни ударил крепкий мороз, и снежная каша превратилась в ледяной труднопроходимый наст там, где тротуары и мостовые не успели очистить от массы снега. По этому насту мы побродили напоследок по измайловским тротуарам, после чего ноги долго не могли отойти от неровностей под подошвами.

Наши «гуляния» по Москве включали в себя посещения разных культурных объектов. Конечно же, отстояв живую очередь на Красной площади, мы побывали в Мавзолее Ленина. Прошли вдоль кремлёвской стены с именами похороненных здесь деятелей нашей советской истории, вдоль захоронений более позднего времени. Побывали в Александровском саду у могилы Неизвестного солдата, видели смену его почётного караула. С Красной площади, минуя Исторический музей и Музей В.И.Ленина, прогулялись К Детскому Миру, этому крупному московскому ГУМу. Побывали на Лубянской площади у памятника Феликсу Дзержинскому, который в скором времени снесли российские неонацисты в камуфляже мирных «патриотических» организаций, Насмотрелись на политические лозунги самых разных толков и направлений, намалеванные или нанесённые через трафареты прямо на стенах. В газетных киосках – масса незнакомых нам печатных изданий, опять же от разных партий. В другой день посетили Оружейную палату в Кремле и Алмазный фонд. На территории Кремля подивились на Царь-пушку и Царь-колокол. В общем, стандартная культурная программа для гостей Москвы.

В этот период в стране нашей проводился обмен денег. 22 января вечером был оглашён указ президента Горбачёва, по которому в течение трёх дней, со среды 23 января по пятницу 25 января, подлежали обмену старые денежные купюры на новые, в сумме до 1000 рублей, по местам проживания. Взбудораженное население выстаивало очереди в сберкассах и почтовых отделениях, где производился обмен. Мы, приморцы, оказавшиеся вдали от мест своего проживания, оказались в сложной ситуации. Но руководители нашей делегации организовали для нас возможность обмена в одном из московских отделений связи. Вечером, поскольку днём мы присутствовали в Кремлёвском Дворце съездов, нам пришлось отстоять несколько часов в очереди на обмен. Ночью возвращались в гостиницу по ночным заснеженным улицам. Нужно сказать, я лично и ещё 2 или 3 человека из делегации не имели при себе крупных сумм и ничего не теряли в результате обмена. Но остальные делегаты взяли с собой в столицу, в расчёте на покупки,  суммы, превышающие 1000 рублей. Им пришлось договариваться с нами, малоденежными, чтобы мы обменяли их деньги в объёмах, дополняющих наши суммы до 1000 рублей. Лично я располагал 400 рублями, так что смог обменять для других 600 рублей.

Пребывание наше в Москве было насыщено разными событиями, но главным было то, ради чего нас собрали – съезд кинематографистов. Все делегаты получили на руки делегатские блокноты, форматом А4 в твёрдой обложке, чтобы вести записи при отсутствии стола. К блокноту прилагались ручка, разные буклеты и листовки, а также разные информационные материалы. Мой пригласительный билет №0741 сообщал, где и когда состоится съезд, и предъявлялся для прохода на территорию Кремля через Троицкие ворота и Боровицкий проход. В комплекте было несколько твёрдых карточек-заявок на выступление. Эти карточки, заполненные делегатом, передавались в Президиум съезда.

В информационном буклете к съезду сообщалась его повестка дня.
Предполагалось заслушать доклад председателя Президиума АСКИН И.С.Таги-Заде о положении дел в киновидеопрокате СССР в условиях рыночной экономике; информацию о работе Ассоциации; рассмотреть вопрос о создании независимого профсоюза работников кинематографии.
 
Ежедневно съезд работал с 10 час. до 13 час. 30 мин., и после перерыва – с 15 час. до 17 час. Культурная программа начиналась с 19 час. Для доклада по первому вопросу давался 1 час, для информации по второму вопросу – 30 минут, для выступлений в прениях в порядке записи – 10 минут, и для справок предоставлялось 3 минуты.

В этом же буклете сообщался порядок питания делегатов:
Питание с 21 по 26 января для иногородних участников съезда в туркомплексе «Измайлово»
Завтрак    8-00 час
Обед        13-00 час.
         Ужин       19-00 час.
23 и 24 января для всех участников съезда обеды и ужины в Кремлёвском Дворце съездов.
Нужно сказать, что возможностью пообедать в Кремлёвском Дворце я так и не воспользовался. Мне не хотелось толкаться среди массы народа, обступившего столы с закусками и торопливо поглощавшего их.

В качестве культурной программы мы поглядели на большом экране Дворца премьеру фильма «Не будите спящую собаку». Ещё один пункт культурной программы, премьерный спектакль Московского Государственного театра классического балета СССР, балет Л.Минкуса «Дон Кихот», мы смотреть не остались, так как он начинался вечером, и добираться до гостиницы поздно вечером не хотелось.

Я не конспектировал звучащие на съезде выступления. В моём делегатском блокноте остались лишь разрозненные записи, отражающие мои личные впечатления и личные представления о происходящем на съезде.

2.
При открытии съезда прозвучали некоторые данные о делегатском составе. Сообщалось, что на съезде присутствуют более 4000 делегатов и гостей от всех 15 республик СССР. В число 3588 делегатов входят 2420 делегатов от РСФСР. Это был второй всесоюзный съезд ассоциации. Первый, учредительный, состоялся в марте 1990 года, а зарегистрирован в качестве общественной организации АСКИН был в мае того же года.

       Открыл съезд Исмаил Сулейманович Таги-Заде, председатель Совета АСКИН. О нём большинству делегатов было известно, что он – бывший детдомовец, что работал он киномехаником, затем инженером-техноруком в районной кинопрокатной организации в Москве. Ныне – нормальный советский бизнесмен, который хочет быть богатым не ради денег, а ради развития дела кино. В его адрес звучали нападки, что он хочет захватить в свои руки весь кинопрокат с целью наживы. Он отвечал, что ему и АСКИНу не нужны киноустановки прогорающие, он хочет сделать их доходными, но не за счёт зрителей, а за счёт нормальной экономической деятельности. Многие кинотеатры уже перешли на такую деятельность, организуют продажу горячего кофе, пирожков и т.д.

Делегатам напомнили основные функции организации, которые были изложены в Уставе АСКИН (№ 9 журнала «Киномеханик» за 1990 год). На сухом официальном языке они предполагали:
- Взаимная помощь, социальная защищённость, материальная поддержка своих членов, содействие жилищному строительству, медицинскому, социально-бытовому, культурному обслуживанию работников – членов АСКИН.
- Деловое сотрудничество с зарубежным кинематографом в сфере кинообслуживания.
- Участие в разработке проектов нормативных документов о правах работников киновидеопроката.
- Содействие подготовке и обучению кадров.
- Развитие арендных и других прогрессивных форм работы.
- Организация культурных программ (фестивалей, кинорынков, недель и премьер фильмов).
- Участие в совместных предприятиях.
- Организация рекламы.
Короче, предстояло создать в киносети условия для нормальной, хорошо оплачиваемой работы, которая приносит доход и государству (в виде налоговых отчислений), и самому АСКИНу, который вкладывает в кино деньги, получает доход и снова вкладывает его в кино.

Отчётного доклада не было. Вместо него прозвучали дискуссионные выступления. Обсуждалась суть проблем в киновидеопрокате и намечались пути успешного их решения.

В своём делегатском блокноте я отметил некоторые выступления из множества, которые мне запомнились. Так, режиссёр Г.Полока пытался примирить дискутирующие стороны. Леонид Филатов (актёр и режиссёр) говорил о проблемах трудностей в проведении киносъёмок, рассказал о своём фильме «Сукины дети», возбуждённо доказывал, что кино ничему не учит, страшно будет, если будет учить! И неважно, сколько зрителей будет у фильма – важно, чтобы авторы могли в нём высказаться. Актёр Михаил Глузский высказал своё мнение о происходящих в кинопроизводстве процессах. Актёр и режиссёр Ролан Быков высказался за АСКИН и говорил, что для хорошего детского кино нужны большие деньги, а за 400 000 рублей можно снять только «штаны»… А ещё запомнилось мне его высказывание: «Когда я узнал, что кинопрокатчики, киномеханики заседают в КДС, я подумал: «Наши в Кремле!».

В дискуссии определились и столкнулись интересы четырёх основных участников. Это – АСКИН, Госкино, авторы фильмов и прокатчики, директора кинотеатров.
АСКИН – есть деньги, но нет власти.
Госкино – есть власть, но нет денег.
Творцы – за свободу творчества без запретов.
Прокатчики - за свободу экономическую, коммерческую.

Многие выступающие (кроме творцов!) выступали против порнографии и насилия на экране.
Выступавшие ждали от АСКИНа защиты возможности трудиться свободно, наиболее полно удовлетворять зрителей, защищать права киноработников. Права свободного входа и выхода из ассоциации должны иметь все её члены – от малой киноустановки или киновидеообъединения до производственных объединений.
 
За 8 месяцев существования АСКИН уже заработал десятки и сотни миллионов, которые идут на развитие киноотрасли, а именно:
- закуплен пакет из 28 фильмов по 200 копий, которые дают кинотеатрам по повышенной цене – зарабатывают кинотеатры, зарабатывает АСКИН, зарабатывает государство (через налоги);
- готовится «десант» в США для закупки большого пакета зрелищных фильмов – для всей страны, по ценам АСКИНа;
- готовится уничтожение кинопиратства – большая партия видеофильмов для государственных видеотек (в клубах, вместо киноустановок).

АСКИН вкладывает деньги в разные производства во имя прибыли – конезавод, гостиничный комплекс и т.д.

И.С.Таги-Заде озвучил некоторые данные о расходах. Организация съезда обошлась АСКИН в 3,5 млн рублей. В том числе аренда Дворца Съездов – 500 тыс. рублей, билеты для делегатов в оба конца, проживание их в гостинице (14 руб. в сутки), питание (30 руб. в сутки), два обеда и два ужина в Кремлёвском Дворце и прочее.

Отвечая на вопрос, как быть с проблемами сельской киносети, председатель АСКИН сказал: Не ждите, что Таги-Заде пришлёт вам инструкцию на каждый случай жизни. Есть устав АСКИН, есть законы об аренде, о госпредприятиях и т.д. Берите в аренду, добивайтесь от местных советов снятия налогов, устанавливайте сами экономичный режим, экономичные расходы и хозяйствуйте, набирайте силы.

На вопрос об отношении к государству Таги-Заде ответил: Как я могу относиться к государству, которое предоставило нам (впервые за 70 лет) для съезда Кремлёвский Дворец! В то время как I съезд АСКИН проходил в малом зале московского кинотеатра «Октябрь».

Объявленного в повестке дня отчётного доклада председателя Президиума АСКИН делегаты так и не услышали ни в первый день съезда, ни во второй. Хотя Таги-Заде несколько раз выступал накоротке, с репликами. «Почему вы считаете, что я или руководства Ассоциации должны что-то для вас и за вас придумать? – спрашивал он. – Вы – профессионалы. Новый хозяйственный механизм, новые законы дают возможность развивать предпринимательство, действовать свободно. Так работайте, используйте эти законы, а главное – думайте!». Председатель считал, что для лучшей деятельности Ассоциации нужны б;льшие права и возможности. Их может дать государственный статус. Для этого нужно внести поправки в устав АСКИН. И съезд принял эти поправки. Съезд также одобрил идею о создании независимого профсоюза работников кинематографии и поручил оргкомитету подготовить учредительный съезд профсоюза.

Ряд предложений Президиума вошёл в обращение к Президенту СССР, текст которого принят съездом. Также по итогам работы было принято Решение II съезда Всесоюзной ассоциации работников киновидеопроката  с предложениями ряда мер по решению важнейших вопросов деятельности киноотрасли и с призывом ко всем работникам кино «объединить усилия во имя главной задачи – дальнейшего развития и совершенствования многонационального отечественного киноискусства». С этим напутствием мы и разъехались по всей стране.

Возвращались так же самолётом, из Домодедова. Долго проезжали через окраинную Москву, потом через массив поросший березняком. Очень длинные и тонкие берёзы тянулись за обочинами шоссе, и долго мы имели возможность любоваться этой картиной, милой, должно быть, каждому русскому сердцу. Прибыли в аэропорт поздним вечером. Самолёт отправлялся в 20 час. 30 мин. по Москве, и в ожидании рейса мы несколько часов провели в аэропорту. К услугам пассажиров были игровые автоматы, кафе, просмотр телевизора в зале ожидания. Можно было просто побродить по новому для нас месту. Начинался полёт как ночной, но поскольку летели мы на восток, «встречь солнцу», то рассвет встретили в полёте, и во Владивосток прилетели в первой половине дня. Отсюда разъехались по Приморью. Я прямо из Озёрных Ключей на автобусе уехал в Уссурийск, а оттуда, на другом автобусе, в Корсаковку.

На ближайшем совещании киноработников я отчитался перед коллегами, рассказал о съезде и, как сумел, постарался рассказать им, какие перемены ждут нас в дальнейшей работе. Хотя сам не мог досконально понять, что к чему, в новых обстоятельствах. К этому времени обстоятельства эти были неблагополучными в нашей отрасли по всей стране. За несколько предыдущих лет сократилось на несколько тысяч число киноустановок с платным показом фильмов. Число кинозрителей снизилось на 22%, наполняемость кинозалов упала с 37% до 29%. Среднегодовая посещаемость кино каждым жителем снизилась с 14,8 до 11,3 раза в год. Явно упал интерес к отечественным картинам, их аудитория уменьшилась примерно на 44%. Значительно активизировался пиратский видеопоказ.

О причинах такого положения много говорилось на съезде. Например, министр культуры Белорусской ССР Е.Войтович считал, что первый удар по Госкино СССР нанёс V съезд кинематографистов, и с того времени оно обездвижено. Провозглашённая тогда свобода творчества обернулась вседозволенностью и безнаказанностью. Творцы хотели равенства, но талант стал вытесняться плодовитой и агрессивной серостью. И то, что эта серость делает – обладает страшной разрушительной силой. Её ругают, но выпускают на экраны, к зрителям, руководствуясь экономическими интересами. Необходимо думать не только о деньгах, но и о нравственности народа. Популярный актёр и режиссёр Л.Филатов жаловался на «оккупацию» проката плохим зарубежным кино, ибо на лучшие фильмы не хватает денег. Сельский киномеханик А.Чубенко из Черниговской области, киномеханик Н.Яцков из Могилёвской области, директор районной киносети из Костромской области Л.Скрынникова горячо призывали не допустить развала сельской киносети, позаботиться о тех, от кого ждут хлеба, мяса, молока!

Негативные явления в отрасли тревожили и прокатчиков. Они отмечали «низкое качество и устрашающую тематическую направленность» выпускаемых фильмов, «чернуху» и «порнуху», калечащую души детей и юношества.

Корсаковской киноустановки №33. все эти явления коснулись в полной мере. Постоянное присутствие на экране подобных фильмов привело в конце концов к тому, что люди постепенно перестали ходить в кино, а киноустановки перестали давать выручку и становились всё более убыточными. Сельская киносеть была ликвидирована, и киномеханики остались без работы. Правда, при ликвидации комплексы аппаратуры были переданы в личную собственность киномехаников, в расчёте на возможное использование в частном кинопоказе.

 В Корсаковке, при посредстве главы сельской администрации, несколько месяцев в 1998 году киноустановка пыталась проводить частные кинопоказы, для чего регулярно на транспорте сельсовета завозились из ещё существовавшей тогда объединённой фильмобазы  киноленты. Но, к сожалению, новыми фильмами база не располагала, а могла предложить лишь ленты изношенные, 2-й и 3-й категорий проката, да и те не пользовались постоянным интересом зрителей. В итоге на сеансы к нам приходили лишь единичные зрители, и мизерная выручка от кинопоказа не покрывала даже расходов на горючее для доставки фильмов из Уссурийска.

 Киноустановка закрылась, техника была законсервирована и запечатана аппаратная. Через некоторое время до аппаратуры добрались вандалы, изуродовали проекторы и разгромили всё, что подвернулось под руку. Тем и закончилась для Корсаковки  эпоха кинофикации села. Длился стационарный показ кино в селе с 1959 по 1998 годы, то есть, около сорока лет. И, видимо, будущего у сельского клубного кинопоказа пока что не просматривается.

Источники:

*   Личные воспоминания;
*   Записи и документы из личного архива;
*   «II съезд Аскина»/ «Киномеханик». 1991, № 4, стр. 5-10.