Эта наша избирательная память

Анатолий Апостолов
                ЭТА  НАША   ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ*
 
          Кшесинская М. Воспоминания. — СПб.: Издатель Геннадий  Маркелов, 2017. — 432 с., ил.
    
     Избирательная память  нам так  же необходима, как и  лечебная, оздоровительная диета. Особенно она нужна тем людям, которым пришлось прожить  долгую творческую  жизнь, быть прямыми свидетелями мировых социальных катастроф, поневоле стать детьми Войны, детьми Беды и Революции, Голода и Разрухи. Избирательная память  с прицелом на добро и любовь всегда целительна и добродетельна — у неё  есть  обязательно свои  настоящие культурные герои и всегда  minimum minimorum     антигероев и злодеев. История не терпит оптимизма, а избирательная память — сакрализации торжествующего зла.
        Избирательная память всегда спасительна, она   не позволяет  мыслящему и образованному человеку впасть в отчаяние  и сойти  с ума.  Такая светлая избирательная память помогает человеку до конца жизни верить в человечество и в его человечность.  У  благодарной  избирательной памяти  светлых страниц  на три порядка  больше, чем  мрачных, а герои разрушения и саморазрушения, носители  тотального зла   и монстры власти в избирательной памяти находятся в тени,   почти отсутствуют.   
      Примерно таким содержанием   и гуманитарным  направлением  должны быть  наполнены  мемуарная литература, в том числе и учебники по всемирной и отечественной истории. Только дела и свершения  созидателей прекрасного  и архитекторов-строителей, инженеров и конструкторов,  только их имена, а не имена разрушителей, убийц и насильников должны быть  выбиты на скрижалях   нашей коллективной   избирательной Памяти. Мне пришлось за всю  жизнь прочитать множество дневниковых записей, воспоминаний и мемуаров, как военного, так и чисто гражданского  содержания. Начиная  от знаменитых «Записок иностранцев о России и  Смутном времени» и «Жития протопопа Аввакума им сами написанного»  до «Черной тетради» Зинаиды Гиппиус, «Блокадного дневника» Ольги Берггольц  и «Воспоминаний» прима-балерины Императорского театра  Матильды Кшесинской. Из всех женским мемуаров и дневниковых записей «Воспоминания»  Кшесинской самые  избирательные и самые эмоциональные. Современным  молодым людям эта  Психея  русского балета известна   в основном  своим романом с цесаревичем Николаем (Ники) в бытность его наследником престола и состоявшей в близких отношениях  с членами  царской династии, что и составило основу скандального  фильма-мелодрамы  «Матильда», снятого Алексеем Учителем в 2017 году.    
       Скажу прямо,  военная мемуарная литература значительно и по многим идейным и моральным параметрам   проигрывает гражданским мемуарам исповедального характера.   Полководцы и маршалы больше всего вспоминают о своих подвигах и победах, люди искусства и науки о своих наставниках и учителях, вдохновителях и покровителях, и меньше всего  о политических кумирах своего  времени. Так, Матильда Кшесинская, вспоминая события революции 1905 года из всех знаковых имен того периода,  упоминает только провокатора и тайного агента царской охранки  попа  Гапона, и никого из когорты  видных большевиков и  эсеров. В понимании знаменитой балерины жены-любовницы трёх влюблённых мужчин, великих князей, поп  Гапон был просто  обычным   порочным человеком, авантюристом,  алчным сребролюбцем, охочим до лёгких денег и азартных игр. На страницах 143-144  своих  «Воспоминаний»  Матильда Кшесинская  отзывается довольно иронично об этом Янусе революции:  «9 января 1905 года произошло выступление Гапона. Настроение было очень тревожное… На улицах  было неспокойно, повсюду ходили  военные патрули, и ездить ночью было жутко…  Мы потом видели Гапона в Монте-Карло, где он играл в рулетку со своим телохранителем, как тогда говорили. Великий  Князь Николай  Михайлович, который был тогда в Монте-Карло и любил играть в номер 29, шутки ради, подходя к столу,  за которым играл Гапон, передавая деньги крупье, громко сказал: «Pope Gapon», «Chevaux et Carres», а потом будто спохватившись, будто бы смущённо сказал: «Pardon, le 29 Chevaux et Carres».
      Точно так же скупа Кшесинская  на добрую память  о героях и антигероях Февральской революции и Октябрьского переворота.  Несколько слов о А.Ф. Керенском и министре Юстиции Временного правительства П.Н Переверзеве, выдавшем  балерине пропуск для проезда в Кисловодск. Два абзаца о  революционном студенте Агабабове, предложившем балерине жить вместе с ним и его матросами  в качестве «общей жены-хозяйки»  в бывшем её дворце! Один абзац о двух  пьяных матросах положивших  на неё  свой похотливый глаз. На худенькую маленького роста 45-летнюю женщину в черном пальто и с платком на голове, когда она в очередной  раз посещала свой разграбленный большевиками дом. Грабежи тогда  обычно  совмещались с повальным пьянством и насилием: «А мы думали, что она рослая, а она такая тщедушная, вот тут бы её…  («обнять»)  и прикончить…» (с.280)
       Одна строка  о валькирии   революции, большевички Александре  Коллонтай (Шурочке Домонтович), прогуливавшейся в шубе балерины  по саду близ  национализированного большевиками  дворца Кшесинской. Только одно  упоминание о  Ленине, да и то  в надписи под фотографией: «В   салоне своего  санкт-петербурского дома (позже с балкона  именно этого дома Ленин  обращался к массам»).  И ни слова об Октябрьском  вооружённом перевороте, о «штурме Зимнего», о свержении Временного правительства,  о руководителе Октябрьского  вооружённого восстания в Петрограде  Николае Подвойском, о  «решительном большевике»  Льве  Троцком и  легендарной  эсерке Марии Спиридоновой.  Как будто их для Кшесинской   никогда   и не было на свете!  Только первую  мировую войну отразила в скупой мере  избирательная память  прима-балерины.  Первой мировой  посвящены главы тридцать четвёртая и тридцать пятые «Воспоминаний» Кшесинской, самые  большие, на 20 страницах, в которых речь идет  об убийстве Григория Распутина, о её гастролях с «Русским танцем»  по разным  городам  России, о поездках на фронт и организации  лазарета и госпиталя для  раненых  её имени. Из этих глав читателю  становится понятным, почему память знаменитой балерины столь избирательна и  специфична – на первом месте у Кшесинской её дело (балет) и её тело (любовь), благополучие родных и близких, любимых людей – сына, отца и  матери, сестры и брата, Великих Князей Андрея Владимировича, Дмитрия Павловича и Сергея Михайловича. Всё остальное — фон, декорации суетной повседневности с её  бесконечною войной всех против всех за уютное место под   солнцем. И совсем не удивительным для читателя-культоролога является тот факт, что   на 432 страницах своих «Воспоминаний»  Второй  Мировой Войне (1939 —1945) Кшесинская  посвятила всего  10 страниц. И это  несмотря на то, что война унесла собою жизнь многих родных и близких  балерины, умер от голода и холода в блокадном  Ленинграде её брат  Иосиф (Юзя) Кшесинский, его сын Ромушка и  дочь Целина. (С.354)
       Только два раза  балерина упомянула в связи с этим мировым  событием имя Гитлера, и ни одного раза не назвала имя Сталина, Муссолини, Черчилля и Шарля  де Голля,   а советских солдат   (красноармейцев) всегда называла только  русскими солдатами, Советскую  Армию — только  Русской армией. Много места уделила  артистка балета и педагог Кшесинская своим наставникам и учителям     по Императорскому Театральному училищу –  выдающемуся балетмейстеру Льву Иванову, балерине Императорских театров Екатерине Вазем, обрусевшему шведу преподавателю Христиану Иогансону, знаменитой балерине Вирджинии Цукки, а  на  сцене   Мариинского театра и в Михайловском театре  —  великому балетмейстеру и педагогу  Мариусу Петипа.  Много страниц книги воспоминаний Кшесинской посвящено Сергею Дягилеву, создателю «Русские балеты Дягилева»(1911-1929),артисту балета Вацлаву Нижинскому и его  сестре балерине Мариинского  театра  и педагогу Брониславе Нижинской, артисту балета, хореографу и педагогу Сержу Лифарю (1905-86), прославленной артистке балета Анне Павловой, Агриппине Вагановой. 
         А великому русскому певцу Федору Шаляпину  и автору капитальных трудов в области балета «Балетомания», «Дягилев», «Танцуя по всему  свету»  Арнольду Хаскеллу Кшесинская  посвятила отдельные главы. И ни слова о развитии советского балета и ни строчки  о выдающихся советских балеринах, о советских певцах и танцорах, композиторах и номенклатурных советских писателях, о  советских политических и военных деятелях.   Как будто не существовало  для Кшесинской  на карте мира «Красной Совдепии», ставшей в 1922 году  советской империей  под названием СССР.
       Откуда такое нарочитое непочтение (пренебрежение) к  земным богам войны и  владыкам мира со стороны той, которая  во время первой мировой войны открыла  госпиталь своего имени для раненых солдат и офицеров? Может всему виной  злодейское убийство большевиками царского семейства во главе с его любимым Никки и  других её любимых мужчин-мужей  из числа Великих  Князей Дома Романовых?
        А может всему виной особые (оранжерейные) условия существования избранной Психеи, или особый ракурс миропонимания  её тонкой эстетической   натуры? Жизнь, полная  творческих трудов и плотских удовольствий, свои и  чужие бенефисы, пирушки в ресторанах и на дому, в кругу правящей и творческой элиты, поклонники, шампанское, любовные признания, искушения, игры  и цветы. Что это? Феномен избирательной, эмоциональной человеческой памяти или  каприз  прекрасной   польской панночки  во дворянстве? Или, как сказал поэт, служенье муз не  терпит суеты, и соответственно  категорически  не приемлет  политических затей  пещерных питекантропов, связанных с  массовым убийством и насилием? Великие тираны и убийцы, легендарные  завоеватели и  «сотрясатели  вселенной»  редко вдохновляли  представителей высокого искусства на создание мировых шедевров, ибо  давно известно, что  властительные питекантропы и земные боги  как вампиры обескровливают и  обескрыливают нас.
         Или всему виной пережитые страдания как фактор понимания  беспощадной грубой реальности, где историю делают  не  носители культуры и науки, а властительные душегубы, насильники, убийцы и тираны? Наша избирательная память  напрямую связана  с пережитыми нами страданиями и теми факторами чёткого  понимания  того, что  становилось  основной причиной всех  наших бед и страданий. Сегодня многим людям стало ясно, что звериная борьба  «земных божеств» за власть на почве обычного банального  пещерного  тщеславия, чревата, как всегда, непредвиденными бедами и страданиями всех землян без исключения.
      Память — форма психического отражения культуры повседневности, заключающаяся в закреплении, сохранении следов прошлого опыта. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Память — основа психической деятельности. Беспамятный человек—  человек ущербный, неполноценный.  В  памяти   хранятся знания и навыки. Из всех  видов памяти необходимо выделить  генетическую память, память историческую и память эмоциональную. 
       Генетическая память стара как мир, историческая же  память всегда  юна как  эта утренняя  заря. Генетическая память тверда как базальт и с большим трудом поддаётся обработке. Бытийно-историческая память весьма пластична, она даёт пищу творческому воображению и надежду на светлое преображение человека.
      Генетической памяти всего живого на земле  (и человека тоже),  в масштабах  геологического  земного времени  на часах планеты от силы   полчаса  ( у гоминида — полминуты), а всей истории человеческой цивилизации и бытийно-исторической памяти    всего лишь сотая  доли секунды.    
       Историческая  память, по  Николаю Карамзину,  не приемлет оптимизма, но она укрепляет  веру в предков, в своих потомков,  в совершенного  Человека, и соответственно,  является для людей  спасением.  Не люди  спасают  людей от духовной  гибели, а спасают  людей от гибели  заветное Слово и благодарная  Память.
       Бытийно-историческая память — это   память рода, предков,  отца и матери. Это мама  закрепляет в нас свою  спасительную    бытийно-историческую память, с её созидательным  прошлым, вдохновенной, всепобеждающей и жертвенной любовью. Нет,  не генетическая память с её шифром-кодом людоеда и насильника, а только  живительная Память Матери  способна вывести всех  нас  из социальной спячки, из ада  напрасной беготни и суеты.
       Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключа¬ется в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Воспоминания о пережитых чувствах — страдании, радости любви сопровож-дают человека на протяжении всей его жизни. Наиболее легко запоминаются со¬бытия, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негатив¬ные события быстро забываются. Именно на волне страстной эмоциональной памяти и были написаны Матильдой Кшесинской её «Воспоминания» о  своей долгой жизни-сказке, в конце которой, человеку  перед лицом Смерти, уже    никого не жалко, в том числе и саму себя любимую. Мир, где длилась эта сказка, где все  любили, страдали и молились, смеялись и плакали,   где все вместе были счастливы и несчастны, этот мир ушел навсегда в бездну Вечности и никогда не повторится. «Я написала свои  воспоминания –я вновь  была счастлива, я  вновь страдала» (с.422).  И уже ничего  не жаль в этом мире, кроме того гаснущего огня внутри  зябнущего тела, о котором  писал Евгений  Баратынский:
               Не жизни жаль с томительным дыханьем,
               Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
               Что просиял  над  целым  мирозданьем,
               И в ночь идёт, и плачет, уходя…

       Не поминай имя Господа Бога всуе, гласит Священное  Писание.   Не создавай себе кумира из властительного  преступника, гениота и   шизофреника, призывают нас древние учителя нравственности. И это правильно! Такие нравственные заветы  и наша избирательная  эмоциональная  память  ещё  никого в мире  не подводили —  ни под монастырь, ни  на Лобное  место, ни к расстрельной стенке на Лубянке.   
       Из всего плохого и  хорошего, что было нами пережито, наша избирательная эмоциональная  память фиксирует только самое ценное, что  есть в нашем  социуме — любовь и человечность. Без человечности ничто в этом мире ничего не стоит. Эту истину давно пора усвоить и всегда поступать  в реальной жизни , исходя только  из неё.

Авторские примечания и рекомендуемая литература.

* Данное эссе  не имеет  никакого отношения к истории  русского академического балета. На эту тему уже  имеется достаточное количество профессиональной  научной и научно-популярной литературы. Этот текст также нельзя назвать и  логическим продолжением  моей статьи «Матильда-блудница и Лиля-ангелица», опубликованной в журнале московских писателей «Московский вестник»  (№ 5, 2017, СС. 231-252), ибо там речь идёт в основном о фильме Алексея Учителя «Матильда», о   двух  Психеях  русской и советской культуры –об артистке балета и педагоге Матильде Кшесинской (1872-1971) и агенте Лубянки,  роковой   советской женщине-вамп Лиле Брик. Данный текст посвящен феномену нашей избирательной   эмоциональной  памяти, всегда  благотворной и спасительной, свойственной людям творческим и человечным.

1.Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1994. — 480 с.
2.Сергей Лифарь. Танец. Основные течения академического танца. М.:ГИТИС,2014 год, 232 стр.
3.Ольга Медведкова. О русском не по-русски. Арнольд Хаскелл,  Дягилев и балетомания. — Париж. 2019.



05.01.2023, День  мученика  Феоктиста,  архиепископа  Новгородского.