Пушкин. Гераклит. Огонь

Поль Читальский
(серия конспекты)

Гераклит:

Точно так же нет ни добра, ни зла,-- есть только более или менее горячее;- есть огненное чистое, и остылое или влажное - нечистое.

Добро и зло - человеческие оценки; для Бога все вещи равны, потому что все они - его состояния; "для Бога все прекрасно, и хорошо, и справедливо; люди же одно считают справедливым, другое несправедливым".

Отсюда возможен только один вывод: старайся сохранить в себе жар души, не давай ей увлажняться и остынуть, тем более -- отвердеть.


Пушкин:

Гераклитовское понимание души, как огня, стало у Пушкина частым образом мыслей = в собрании М.О. Гершензона «Гольфстрем»:

   С той поры, сгорев душою...

Душа к возвышенной душе твоей летела
                И, тайно съединясь, в восторгах пламенела. 

В нем не слабеет воля злая,
   Неутомим преступный жар
   (Полтава).
   
   Тоску неволи, жар мятежный
   В душе глубоко он скрывал
   (Кавк. Плен.).
   
   Умы встревожены -- таится пламень в них
   (Вадим), Вздыхает, сердится, горит
   (Русл. и Людм. I).
   
   Но дева скромная и жарче и смелей
   Была час от часу.
   (Анджело).
   
   В пылу восторгов скоротечных
   (Воспом. в Царск. Селе).
   
   Страны, где пламенем страстей
   Впервые чувства разгорались
   ("Погасло дневное светило").
   
   Душа лишь только разгоралась
   (Евг. Онег. IV).
   
   Воображение в мечтах не разгоралось
   (К ней).
   
   Почто в груди моей горит бесплодный жар
   (Деревня).
   
   Там, оживив тобой огонь воображенья...
   (К Овидию, черн.).
   
   Тебе приятно слезы лить,
   Напрасным пламенем томить воображенье
   (Мечтателю).
   
   Услыша их, воспламенится младость
   (К портр. Жуковского, ранняя ред.).
   
   Ах! мысль об ней в душе усталой
   Могла бы пламень воспалить.
   (Разг. книгопрод. с поэтом, черн.).
   
   Минувших дней погаснули мечтанья
   ("Опять я ваш, о юные друзья").
   
   Какой во мне проснулся жар!
   Какой волшебною тоскою
   Стеснилась пламенная грудь!
   (Странств. Онегина).
   
   По сердцу пламень пробежал,
   Вскипела кровь...
   (Медн. Всадн.).
   
   По жилам быстрый огнь бежит
   (Русл. и Людм. II).
   
   И, разгорясь душой усердной, плачу
   (Бор. Год.)
   
   и, сердцем возгоря,
   Опять до дна, до капли выпивайте
   (19 октября, черн.).
   
   В нем сердце, вспыхнув, замирает
   (Русл. и Людм. VI).
   
   Определенное частное возбуждение духа.
   
   Когда б он знал, какая рана
   Моей Татьяны сердце жгла!
   (Евг. Онег. VI).
   
   Но в нас горит еще желанье
   (К Чаадаеву, черн.).
   
   Но пылкого смирить не в силах я влеченья
   (К Жуковск.)
   
   не в награду
   Любви горящей, самоотверженья
   (Моц. и Сал.).
   
   Что так любил, чему так жарко верил.
   (Там же).
   
   Ты мне внушал мои моленья
   И веры благодатный жар
   (Письмо Татьяны, черн.).
   
   Надежда гибнет, гаснет вера
   (Русл. и Людм. I).
   
   жар невольный умиленья
   (Ангел).
   
   Пока свободою горим
   (К Чаадаеву).
   
   Поверь, я снова пламенею
   Воспоминаньем прежних дней
   ("Я слушаю тебя и сердцем молодею").
   
   Горя завистливым желаньем
   ("Горишь ли ты, лампада наша").
   
   Кто знает? пламенной тоскою
   Сгорите, может быть, и вы.
   (Евг. Онег. III).
   
   Душа твоя должна пылать весельем
   (Бор. Год.).
   
   Их лица радостью горят,
   Огнем пылают гневны очи
   (Наездники).
   
   Огня надежды полон взор
   (Русл. и Людм. I).
   
   Он гонит лени сон угрюмой,
   К трудам рождает жар во мне
   (Деревня).
   
   Любил он прежде игры славы
   И жаждой гибели горел
   (Кавк. Плен.).
   
   Ты, жажда гибели, свирепый жар героев
   (Война).
   
   И с жаром сердца говорят
   О бранных гибельных тревогах
   (Кавк. Плен., черн.).
   
   На крыльях огненной отваги
   (Кавк. Плен.).
   
   Стремится конь во весь опор,
   Исполнен огненной отваги
   (Кавк. Плен.).
   
   Мой друг горел от нетерпенья
   (Евг. Онег., черн.).
   
   Еще хоть раз ее увидеть
   Безумной жаждой он горел
   (Полт.).
   
   Раскаяньем горя, предчувствуя беды
   (Восп. в Царск. Селе).
   
   И жар безумного похмелья
   Минутной страсти посвящал
   (Кавк. Плен.)
   
   Что дружба? Легкий пыл похмелья
   (Дружба).
   
   пыл вечернего похмелья
   (Сц. из Фауста).
   
   Тем больше злое подозренье
   Возобновляется, горит
   (Из Ариосто).
   
   То снова разгорались в нем
   Докучной совести мученья
   (Братья-Разб.).
   
   как язвой моровой
   Душа сгорит
   (Бор. Год.).
   
   В бездействии ночном живей горят во мне
   Змеи сердечной угрызенья
   (Воспоминание).
   
   Нет, нет, мой друг, мечты ревнивой
   Питать я пламя не хочу
   (Гречанке).
   
   а потом
   Ревнивым оживим огнем
   (Евг. Онег. III).
   
   Она (ревность) горячкой пламенеет,
   Она свой жар, свой бред имеет
   (Евг. Онег. VI).
   
   Так, своеволием пылая,
   Роптала юность удалая
   (Полтава).
   
   Приверженность твоих клевретов стынет
   (Бор. Год).
   
   Сердечной ревностью горя
   (Полтава).
   
   Но кто-ж, усердьем пламенел
   (Там же).
   
   Был глух, усердием горя
   (Там же).
   
   Горел досадой взор его
   (Евг. Онег. VII).
   
   Досадой страшною пылая
   (Гр. Нулин).
   
   Иль даже сам, в досаде пылкой
   Вас гордо вызвавший на бой
   (Евг. Онег. VI).
   
   злобою горя
   (Гаврилиада).
   
   Давно горю
   Стесненной злобой
   (Полтава).
   
   Стесненной злобой пламенея
   (Русл. и Людм. III).
   
   Горит ли местию кровавой
   (Бахч. Фонтан).
   
   Усердной местию горя
   ("Какая ночь! мороз трескучий").
   
   Он, местью пламенея,
   Достиг обители злодея
   (Русл. и Людм. V).
   
   Как часто, возбудив свирепой мести жар
   (Дочери Кара Георгия).
   
   И, кажется, мой быстрый гнев угас
   (Приятелям).
   
   грозного царя,
   Мгновенно гневом возгоря,
   Лицо тихонько обращалось
   (Медн. Всадн.).
   
   Царь, вспыхнув, чашу уронил
   (Полтава).
   
   Неправый старца гнев погас
   (Русл. и Людм. VI).
   
   На зятя гневом распалясь
   (Там же I).
   
   Руслан вспылал, вздрогнул от гнева
   (Там же II).
   
   Изабелла
   От гнева своего насилу охладела
   (Анджело).

В половой любви у Пушкина глаголы «сгореть" и "пылать" -- для него синонимы влюбленности = Пылать -- любить.»

Там же:

   Уж он влюблен, уж он горит
   ("Критон, роскошный гражданин")
   
   Горю тобой
   ("Гречанка, я люблю тебя").
   
   Я очарован, я горю
   (Е. Н. Ушаковой).
   
   О, жертва страсти нежной,
   В безмолвии гори!
   (Фавн и пастушка).
   
   И полный страстным ожиданьем,
   Он тает сердцем, он горит
   (Русл. и Людм. IV).
   
   Проснулись чувства, я сгораю,
   Томлюсь желаньями любви
   (Там же I).
   
   Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
   Вся обомлела, запылала
   (Евг. Онег. III).
   
   Пылать -- и разумом всечасно
   Смирять волнение в крови
   (Там-же, VIII).
   
   К чему нескромным сим убором,
   Умильным голосом и взором
   Младое сердце распалять?
   (Прелестнице).
   
   Пылает близ нее задумчивая младость
   (Дева). И ты пылал, о Боже, как и мы
   (Гаврилиада).
   
   Он к ней пылал... (любовью страстной)
   (Там же).
   
   Посол пылал
   (Там же).
   
   Зову тебя, любовию пылая
   (Там же).
   
   Ты мне велишь пылать душою
   (Si vous voulez que j'aime encore).
   (Стансы из Вольтера).
   
   Людмилы нежной красоты
   От воспаленного Руслана
   Сокрылись вдруг
   (Русл. и Людм. II).
   
   Где витязь томный, воспаленный
   Вкушает одинокий сон
   (Там же, IV).
   
   И сердце вновь горит и любит
   ("На холмах Грузии").
   
   И сердцу не даю пылать и забываться
   ("Нет, нет, не должен я").

и о смерти поэта Ленского:
   
   Потух огонь на алтаре
   (Евг. Онег. VI).

                Остыть = умереть ….

основной образ Пушкинского миросозерцания построен, как у Гераклита, по принципу безусловного монизма. Он мыслит чистое бытие, как невещественно-пламенеющую и светящую мысль, и, наоборот, душевную жизнь

В душе утихло мрачных дум
   Однообразное волненье,
   
А в сердце грех кипел...
   Мечта знакомая вокруг меня летает...
   Мечты кипят...
   Ты лесть его вкусил, земных богов напиток,
   и т. п.


В крови горит огонь желанья…

В крови горит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена,
Лобзай меня: твои лобзанья
Мне слаще мирра и вина.
Склонись ко мне главою нежной,
И да почию безмятежный,
Пока дохнет веселый день
И двигнется ночная тень.

1825 г.