Стекло

Мстислав Лис
     Родился я в городишке Алатырь, но прожив там пару месяцев был прихвачен родителями с собой в другой городишко, Глазов. Родители поступили в техникумы: мама в медицинский, отец в сельскохозяйственный. Однако связи со своей родиной мама не теряла и каждый год на протяжении многих лет мы в летние каникулы наезжали к её родителям на мою родину. Жили мы там в замечательном домище отстроенном моим дядей Майданом, которого старшие попросту называли - Маик. Дом имел три квартиры. Он стоял на Сурском косогоре, очень покатой улице, и поэтому архитектуру являл причудливую.
      С одной стороны один этаж с большой квартирой Маика, с другой два этажа с квартирками поменьше. В одной жила моя старшая тетка Майя с дочерью Наташей. В другой жил дед с бабушкой, а позднее постояльцы. Маик отстроил дом сам. Он работал водителем, но каждый год калымил, взяв отпуск за свой счет и строя дома с бригадой таких же шабашников. Так он построил дом и для семьи. Мужик был рукастый, почти как я сейчас. Шутка!
       Мы жили всё лето на огромной веранде, а взрослые на сарае обустроенном для ночлега. Не помню, чтоб ночевали в квартирах. Летом в Поволжье тепло.
      Дом стоял на усадьбе с огромным садом. Не знаю точно, но наверно участок выделили деду, отцу матери, за службу начальником милиции города на протяжении многих лет. Дед занимался садом и развёл в нём все, что только могло расти в той местности: яблони, груши, сливы, вишню и ещё чёрт знает что. Часть участка занимал огород где тоже росло всего видимо-невидимо. Нужно ли говорить, что мы пацанва чуть не круглые сутки торчали в саду и отъедались всё лето его дарами по мере их созревания. В саду мы придумывали и воплощали в жизнь любые свои выдумки. Но чаще всего просто играли в то что взбредет в наши головы. Когда уж вовсе ничего не шло устраивали войнушку опавшими яблоками вместо снарядов. Травмоопасно и чревато, но детство нераздумчиво.
      Однажды я, набрав пазуху таких яблок, почти победил всю ораву ребятни и они с воплями, и ревом устремились к дому, прятаться от моего огня. В пылу сражения я запулил яблоком в сторону дома, что запрещалось старшими категорически. Двоюродный братец сумел увернуться и яблоко вынесло одно из окон веранды вдрызг.
     - Ты чего не ловил яблоко-то? - вопросил я братца.
     - Ну да, поймаешь его, оно со свистом летело. - ответствовал он.
     Маик как раз на мою беду оказался дома, на обеде. Я думал он возьмётся за ремень, но он лишь хмыкнул и сказал:
     - Вечером приду с работы, будешь учиться вставлять стекла. Сел в машину и уехал.
     Радуясь, что ремень миновал я стал ждать его с работы.

       Вечером дядька пришёл с работы, поужинал и призвал меня:
      - Ну что, племяш, пойдем изучать строительство на веществе.
       Что оставалось делать?
      - Так, значит я показываю, ты повторяешь. Это стекло!
      - Вижу, что не фанера!
      - Мы так не договаривались. Это, стекло.
      - Ну стекло.
      - Без ну. Стекло режут вот такой штукой.
 
    Дядька достал из кармана молоточек из бронзы на белой пластмассовой рукоятке.
      - У отца дома не такой, с колёсиком.
      - У отца стеклорез, а это алмаз.   
      - И чо?!
      - Ничо, стеклорезом режут кто попало, алмазом настоящие спецы. Стеклорез стоит полтинник, алмаз три рубля. Чувствуешь разницу?
      - Пока нет.
      - Смотри сюды.
      Маик провел, словно чиркнул ручкой, по одному из осколков и спокойно разломил его по еле заметной черте.
       Примерно так, пробуй!
       Повторить не удалось.
     - Почувствуй когда царапает, а когда режет! Важно знать это тогда проблем нет, алмаз режет всё.
     - После десятка попыток я нашел положение в котором алмаз действительно резал и дядька удовлетворённо хмыкнул:
     - Толк выйдет, бестолочь останется! Снимай раму.
     Рамы были огромные и с переплетами как елочка. Стекла имели форму ромбов. Я снял раму и положил её на стол вкопанный у дома. Штапики,  держащие стекло в приёме, я снял ещё днём. Собрал и осколки стекла.
     - Смотри, ты бы сейчас стал вымерять ромб и вырезать по размерам, так?
     - А что можно как-то по-другому?
     - Не можно, а нужно.
     - Маик положил стекло на раму и просто от руки провёл алмазом по краю выемки под стекло и слегка нажав на него отломил излишек. Отдав алмаз мне сказал:
      - Повтори!
      Я повторил с первого раза точно так же как он. На что дядька одобрительно крякнул.
       - Режь следующую сторону.
       - Второй рез не удался, я понял, что не отрезал стекло, а лишь поцарапал. Дядька перевернул его и прорезал снова. Стекло не прорезалось. Постукивая молоточком алмаза по резу снизу Маик с горем пополам отрезал сторону ромба, как отгрыз.
      - Запомни, стекло бывает всякое и иногда его не вырезать  как хочется. - объяснил он неудачу, но если не торопиться вырезать всё же получится, хотя и неаккуратно.
       - Так же с трудом мы отрезали и четвёртую сторону, вставили стекло в проём и прибили штапики. Установили раму на место.
       - Понял суть работы? - спросил Майдан.
       Принцип да, но наверно чтоб так работать нужно перевести тонны стекла?!
       - Пожалуй да, - улыбнулся дядька. А может и десятки тонн. Жизнь научит, заключил он.
       Как в воду глядел, буквально через несколько лет мне пришлось стеклить новое здание института, куда я поступил. Пять этажей и квартал протяженности потребовали несколько грузовых машин стекла. Но дядькин урок не прошёл даром, мы вдвоём справились с работой за пару месяцев. Хотелось бы сказать дядьке спасибо за науку, да только он ушёл раньше, чем я собрался сделать это.