Миф об Осирисе

Ксения Петровская
Дело было около 1200 годов до нашей эры. Мало, что сохранилось до нас с тех пор, но все, что связано с человеческим словом - вечно и нерушимо. Речь нашла зашла о слове, а, значит, ему я и посвящаю дальнейшие строки.
На плодородных берегах Нила быстро неслась весть о появлении на свет двух братьев-близнецов. Весть перелетала из уст в уста, перекликалась с птичьим говором и отражалась в бурных водах. Эхо вести бежало по равнинам, врезалось в стволы деревьев и снова набирало ход. Жители плодородного Ила радостно переговаривались, оставляя все дела на потом. Такова была участь вести о рождении преподобных Сета и Осириса.
Матерью их стала богиня неба, дочь Шу и Тефнут, бога воздуха и богини власти  - Нут, заключающая в себе тысячу душ  и рождающая каждый день луну и звезды. Отцом их стал Геб, бог земли, сын Шу и Тефнут, бога воздуха и богини власти. Таковы были кровные обстоятельства рождения преподобных Сета и Осириса, фараонов страны плодородного Ила.
Осирис стал старшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба, рожденным в первый из пяти священных дней, закрывающих год. Сет же стал младшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба, рожденный в третий предновогодний день, который считали несчастливым для всего Египта. Таковы были обстоятельства рождения преподобных Сета и Осириса.
Скоро и крепко росли братья Сет и Осирис, кости их крепли, мышцы росли и жизнь била в них ключом. Настало время для женитьбы - в жены Осирису, богу загробного мира, была выбрана Исида, богиня ночи, покровительница грешников и материнства, дочь богини неба Нут и бога земли Геба. В жены Сету, богу ярости, была выбрана Нефтида, богиня рождения и смерти, дочь богини неба Нут и бога земли Геба. Таковы были обстоятельства жизни преподобных Сета и Осириса.
Осирис правил мудро и справедливо, заботясь о народе, как о детях своих. Был он добр, справедлив и мудр и снискал милость и любовь жителей долины. Однако правил он не один, а с братом своим, богом ярости Сетом. Сет же был, в отличие от брата своего Осириса, алчным, жадным, злым и коварным. Не любил народ Сета, но преклонялся пред Осирисом. Такое неравное совместное царствование вселяло больших бесов в сердце обделенного любовью Сета, и злился он все более, и ревновал еще сильнее. Ярость его кипела в жилах при виде того, как жители долины плодородного Ила преподносят дары брату его, Осирису. Бурлила его кровь и глаза наливались ею, красной, как лепестки мака. Не мог он более терпеть неравенство престола и решился на ужасное деяние.
Долго продумывал Сет свой план вплоть до мелочей. Он и только он мог быть фараоном, только ему народ должен был поклоняться и только ему нести свои дары. Губила Сета его алчность, его жадность, его злость. Каждый день делал его мысли все более ужасными и омерзительными.
Приближался праздник бога плодородия Мин, древнейший ритуал долины плодородного Нила. И вот, праздник приближался и пора было уже решить, кому из ныне правящих фараонов - Сету или Осирису, - достанется почетное право срезать первый сноп зерна. Народ единогласно требовал подарить это право Осирису, который всегда был добр и справедлив. Сет злился, но не мог ничего поделать. Злость затмила его душу и поглотила сердце. Он решился на отчаянный шаг из-за своего эгоизма и своего тщеславия.
Была лунная ночь перед широким фестивалем Мин. Вся долина спала тихим и спокойным сном. Ветер утих, был полный штиль. Не было ни одной птицы, что посмела бы нарушить эту тишину ночи. Один лишь Сет не спал в своих комнатах и силился решить обострившуюся проблему веры народа в него и неравенства престола с братом. Вышел Сет на озаренный лунным светом балкон и вдохнул ночной воздух. Тишина.
Сет, движимый чувством несправедливости и алчности, выбежал вон из своего жилища и, подгоняемый ветром, вышел к берегам Нила. Здесь он заметил поломанный глубой деревянный ящик для посадок - такие используют для выведения саженцев. Ужасные мысли начали метаться в его голове: он сколотил крышку для ящика и оставил ее на берегу. Затем снова зашел в свое жилище и взял сильнейший яд из измельченных грибов, название которых было "смертельная западня". Сет долго смотрел на эту склянку, но, в конце концов, взял ее с собой. Его путь лежал до жилища брата его, Осириса, что жил не так далеко. Сет хотел закончить все дела до утра, чтобы не вызывать подозрений.
- Здравствуй, брат, - приветствовал Сет сонного Осириса, который открыл ему дверь в свою хижину.
- Да будет освещена эта ночь луной и сияют пусть звезды на небосклоне, - отвечал ему Осирис. - Но ты, Сет, зачем ты явился этой лунной ночью ко мне в жилище?
- Мучился без сна, хотел повидаться с тобой, - сказал Сет, опуская глаза. - Давай же отопьем священной воды вместе в эту ночь перед великим празднеством Мин.
Осирис, будучи добрым и любящим братом, впустил волка в свое жилище. Все в доме Осириса спали.
- Позволь мне наполнить наши чаши водой, а ты присядь, - проговорил с грустью в голосе Сет и поставил чаши. Незаметною рукой он, приливая священную воду в чашу, добавил ядовитый гриб в чашу Осириса и был таков. Преподнеся чаши к столу, он поставил ядовитое питье перед Осирисом, себе поставив же непорочную священную воду.
- Не будешь ли ты зол, брат мой, Сет, за то, что я срежу первый сноп зерна? - проговорил наконец Осирис, отпив из своей чаши. Сет поднял печальные глаза свои на брата и ничего не ответил. Яд проник в жилы справедливого Осириса, проник в его сердце и Осирис сомкнул свои очи, покорившись вечному непробудному сну.
- Прости меня, брат, - молвил Сет, поднимая тело Осириса и выходя из хижины. Так и шел он с бездыханным братом до берега Нила, до того самого, где был деревянный короб. Поместив в него тело усопшего брата Осириса, он прикрыл его крышкой и бросил в быстрые воды Нила. Нил понес короб со справедливым правителем в неизведанные страны. Сет же, проводив могилу брата, ушел в свое жилище, мучаться последние часы ночи перед рассветом.
Настал рассвет, а вместе с ним пробудилась и богиня празднества Баст, распространяя свое влияние на каждую живую душу долины. Встречали фестиваль Мин громкими песнями и разговорами, плясками, и ждали, конечно же, с нетерпением свершение главной традиции праздника - правитель должен был срезать первый сноп зерна. Если эта традиция была исполнена по всем канонам, то это значило, что этот год будет урожайным и плодородным.
Возделывание полей было прекращено, народ стекался и бушевал. Ждали Осириса с нетерпением, но мудрый правитель не появлялся до самого вечера. Народ начинал волноваться, ибо традиция должна была свершиться до захода солнца. Отправили делегацию к жилищу Осириса, но там его не было. Жена его, Исида, тоже пропала, и сын его, Гор, пропал. Близились сумерки.
Отчаявшийся народ пришел к жилищу Сета и молил его исполнить традицию во имя плодородия года. Но Сет был неумолим: ни за что он не собирался исполнить просьбу неблагодарного народа, который всю жизнь его не признавал. Люди приносили ему все, что имели, но он был непоколебим. Сумерки сгустились; сноп зерна не был срезан и настало темное время.
Исида же, будучи женщиной умной, догадалась, что не пришел Сет ночью просто так к их жилищу. Зная брата мужа и брата своего, она подслушала разговор и проследила за убийцей мужа до самого берега Нила и спряталась за скалами. Ужас проник в сердце женщины, когда она увидела, что могилой мужа стал сам Нил. Забрав Гора, она отправилась вниз по течению, куда нес Нил тело ее мужа. Надежда теплилась в ее душе, и только она поддерживала в ней жизнь. Много дней и много ночей шла Исида и сын ее, Гор, по течению Нила в поисках мужа и отца, и, наконец, короб с Осирисом был вынесен благородным Нилом к берегу Библа. Здесь его и нашла Исида. И долго она оплакивала мужа горькими слезами, долго и отчаянно.
И вот, в надежде вернуть к нему жизнь, она упрятала тело Осириса, которое давно покинула душа, в зарослях папируса в дельте Нила. Долго думала она, как воскресить мужа и искала способы к этому, и вот, что вышло.
Исида отправилась в Фивы в поисках слюны преподобного бога солнца Ра. Гор стал тяжелой ношей, но женщина храбро шла и шла, пока ноги не стирались в кровь и пока она не падала без сил на землю. Тогда благородные странники помогали ей встать и идти дальше - так она и добралась до Фив.
Долго затем она искала источник слюны бога Ра, и, наконец, нашла его в чаше, из которой он отпил священной воды. Смешав слюну с глиной, она вылепила страшного ядовитого змея, который укусил самого Ра. Долго страдал бог солнца из-за мужественной и преданной Исиды, но Исида, являясь мудрой покровительницей врачевания, предложила ему избавить его от страданий. Ра спросил ее тогда, что она попросит взамен. Она лишь просила его истинное имя, которое было способно обеспечить Исиде огромную власть и силу над самим Ра. Бог солнца согласился и открыл свое истинное имя - и стала тогда Исида могущественной богиней ночи и Луны.
Тем временем Сет стал полноправным правителем Египта. Он воцарился и ввел свои порядки в жизнь долины. Однако его единоличное правление началось с больних неудач: говорят, богиня праздника Баст была рассержена не соблюдением традиций Мин и послала неурожаи на все поля, засуху и отсутствие дождей. Возделывать землю больше не было смысла и пришел голод. Сет же, пребывая в достатке пищи, прознал, что тела Осириса находится в пределах долины и самолично принялся его искать. Сет блуждал по долине и спрашивал всех, кого видел, но поиски не приносили результатов. Были его скитания долгими, но, наконец, привели они его к тому же кустарнику папируса, что и Исиду. Там Сет и нашел тело покойного брата, и был он ужасен в тот момент. Сет безжалостно разрубил тело брата на куски и разбросал их по всему Египту.
И опять была в отчаянии Исида, и вновь отправилась она на поиски останков мужа. Теперь задача была ее в разы сложнее и труднее. Много лет потратила женщина на поиски Осириса, ее сын рос, а сама она незаметно старела. Гор окреп и возмужал за эти года, и теперь он мог достойно помочь своей матери. Так он и поступил: вместе с его помощью Исида вновь собрала останки мужа воедино. Исида погребла своего мужа, как положено, а потом, с помощью своей силы, силы Ра и заклинаний, которым научилась за эти года, воскресила Осириса.
Гор же был полон ярости на Сета. Он отправился обратно, в долину и отомстил за Осириса, отца своего. Исида была милостивой богиней и велела сохранить жизнь Сету, но сделала его богом пустыни, иссушающих ветров и засухи. Он стал одиноким странником пустынь, вечно блуждающим и ищущим пристанища, разорителем городов.
А Осирис, вернувшись к жизни, стал богом победы жизни над смертью. Народ долины приветствовал воскресшего мудрого правителя громкими криками радости и счастья. На своем веку Осирис указал многим людям путь преодоления смерти, дал право носить свое имя после смерти, чтобы пройдя через многие трудности посмертного путешествия, которые он прошел однажды сам, они могли обрести бессмертие в полях Иалу.