Травмотерапия и примеры лечения

Гадаев Алексей Вениаминович
Травматерапия
Долгое время предполагалось, что прежде всего, травматический опыт надо рассказывать. Нет этого нельзя делать! Существовало мнение, что, якобы, рассказывая о травме, ты, таким образом, освободишься от гнёта переживаний и тебе станет легче и пойдёт облегчение. И только где-то в середине 20 –го века появилось понимание физиологического и психологического понимания. Выяснилось, что рассказы о травматическом опыте к активации травматического опыта к усилению травматических симптомов.
Определимся с терминами. Что такое психологическая травма?
Психологическая травма-это повреждение психики человека в результате одного или нескольких событий, которые вызывают огромное количество стресса, превышающего способность человека справляться или интегрировать вовлеченные эмоции, что в конечном итоге приводит к серьезным, долгосрочным негативным последствиям. Травма-это не то же самое, что психическое расстройство или страдание, которые являются универсальными человеческими переживаниями.
***
К.М.Н. Габор Мате (родился 6 января 1944 года) - венгерско-канадский врач и писатель. Он имеет опыт семейной практики и особый интерес к разхвитию детей, травмам и потенциальным последствиям на протяжении всей жизни для физического и психического здоровья, зависимости.
Подход Мате к зависимости фокусируется на травме, которую перенесли его пациенты, и стремится решить эту проблему в процессе их выздоровления. В своей книге "В царстве голодных призраков: близкие контакты с зависимостью" Мате обсуждает типы травм, которым подвергаются люди с расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, и как это влияет на принятие ими решений в дальнейшей жизни.

"Когда мы говорим о травме, то обычно представляем себе катастрофу, ставшую ее причиной. Возможно, это стихийное бедствие, равнодушие или жестокость родителей, война. Другими словами, мы ошибочно принимаем травму за что-то исключительное, вызванное ненормальными обстоятельствами, считаем, что травмированные отличаются от обычных людей".
Травма, по мнению Мате, — не то, что случилось с человеком, а то, что происходит у него внутри после тяжелых или обидных событий, но не сами эти события.
      Это психическое повреждение в нервной системе, разуме и теле.
Оно длится долго после травмирующего события, а если утихает, то может вновь проснуться в любой момент.
Психическая травма сказывается не только на эмоциях и невротических сценариях, которые мы невольно проживаем, но и на наших телах.
Пока мы не преодолеем травму, она будет ограничивать нашу личность и способности, искажать наш взгляд на мир и других людей, занижать самооценку и препятствовать здоровым отношениям. Кроме того, травма часто возникает как незавершенное действие. Незавершенное действие пытается завершиться. И вот раз за разом импульс тревоги от бывшей травмы, дополняется к обыденной жизни и делает её более скованной.
***
Травматерапия – это специализированный навык, при котором нужна некоторая осторожная позиция терапевта. Эта позиция заключается в то, что травма относится к некоторому незавершенному действию, при котором возникает импульс тревоги. Этот импульс тревоги дополняется к обыденной жизни и делает её более скованной. Это когда, травматическое событие прошло, но в нём остались какие-то не завершенные действия. В общем, человек не справился с ситуацией и часть его импульсов и часть его души замерло.
По законам психофизиологии мозга: незавершенные действия всё время пытаются завершиться. И вот раз за разом из глубины души поднимается импульс тревоги и останавливается, поднимается и останавливается.
Травматерапевту всегда нужно соблюдать принцип нейтральности (отказ от роли «третейского судьи» в спорах) и предельной корректности в оценках и высказываниях о родителях, враждебных группировках и других участниках и свидетелях травмы.
При психологической травме может наблюдаться сильный тремор – непроизвольные движения (дрожание рук, подбородка и ритмичное подергивание головы). Если в это время человека не трогать, не пугать, то через некоторое время возникает расслабление и вдруг человек заметно себя лучше чувствует. Потому, что у человека в организме есть механизм исцеления. Тело человека умеет растаскивать энергию травмы по телу, то есть возникает Травматический контейнер (травматическим опыт). Если это очень сильна психологическая травма то формируется Посттравматический синдром (ПТСР) и тогда это переходит в форму болезни.
У Американского психолога Гарри Харлоу в 1971 году рак унес жизнь супруги Гарри Харлоу, что привело психолога в состояние глубокой депрессии. После возвращения к работе он решил исследовать на обезьянах вопрос клинической депрессии. Самым известным опытом Харлоу в этой области стала «Яма отчаяния». Он наблюдал, как выходит из травматического опыта животные (из ямы отчаяния) «Яма отчаяния» - один из самых жестоких в истории психологии экспериментов, доказавших, что высокоразвитое живое существо не сможет психологически выжить в одиночестве.
При психологической травме может измениться форма поведения человека: тревожные сны, нарушение коммуникации, ухудшается память и внимание.
При лечении главное найти способ эту психологическую травму как-то разрядить, как «старое минное поле» оставшееся после прошедших военных действий.
Психотравматолог задает вопрос: «Не было ли бы событий, после которых вы сами заметили за собой неожиданные изменения?», то есть так называемая «Травма развития» - повышенная чувствительность к стрессам жизни.
Травма развития – это когда раз за разом прошлые переживания становятся столь постоянными и невыносимыми для человека, и он не может на них отреагировать. Появляется так называемая Энергия травмы – это подавленные переживания и чувства после травматического опыта. В этом случае человек начинает бороться с ненавистью на обидчика. Человек притворяется слабым и пассивным, когда хочется быть активным, энергичным и решительным. Он живёт фальшивой жизнью, не своей.
Необходимо прояснение и предотвратить концентрацию кругов травмы. Психологу необходимо не давать возможность травмированному человеку использовать слова, которые могут погрузить пациента в эмоциональное тяжелое состояние переживания травмы и быть им поглощенным.
Основная позиция терапевта – это очень спокойная, доброжелательная, устойчивая позиция, которая просто дает возможность, не стесняясь развернуть самые разнообразные импульсы и побуждения.
Нужна доброжелательная и доверительная обстановка и такая, чтобы человек почувствовать, что любой импульс, который проявляется у него, он сам его может развернуть и отреагировать его до конца. Это может быть страх, импульс агрессии, удивлении, импульс обиды или растерянности или ужаса переживаемого или просто дезориентация.
Задача терапевта поднять в травмированном человеке его ресурс путем медленными занятиями, с цы-гун, арт-терапией, медленными танцами, участием в самодеятельности, драмотерапией и т.д.
Вообще, необходимо научить человека слышать и понимать своё тело. У человека есть такая особенность: мозг плохо слышит и понимает быстрые движения. Если мы что-то быстро делаем – мозг не внимает, поэтому необходимо пациента научить медленно проиграть свою травму.
Интересный пример. Пожарный который сорвался с небоскрёба когда он пушил пожар. Он сорвался с лестницы. И у него появился страх захвата чего-либо. И когда он пытался восстановить это движение все не получалось. Он всячески пытался лазить по канату. Но ничего не происходило – страх захвата сохранялся. И только когда психолог заставил раз за разом очень медленно тянуть руку и захватывать, то к десятому разу, страх исчез.
Травматерапевт иногда может увидеть травму и её проработать. за один сеанс.
Вот случай. Родительница мама заметила, что сын притормаживает на занятиях: он замирает при ответе по заданию на уроке.
Мама ученика рассказала о том, что её сын в 15 лет попал в ДТП.
Психолог на сессии попросил рассказать ученика о событии очень медленно.
Вот как бы он садится на велосипед и едет. Психолог в это время наблюдает где у парня дернится мышца или дрогнет голос.
Психолог: «Я буду тебя останавливать и смотреть на твою реакцию, потому что в каком-то месте есть какой-то след от травмы. И пациент в определенном месте запнулся
Психолог :«Я заметила твою запинку и теперь давай запомним это место и давай продолжай дальше рассказывать. А теперь сморим где у тебя дернулась какая-либо мышца. Ну вот перед тобой машина и смотрим на реакцию твоих мышц». Потом провели с ним реконструкцию события в автопарке. Пациент, увидев ту же машину буквально набросился на неё с кулаками и тем самым отреагировал всю свою психологическую травму.
Когда пациент работает с травмой, то он не должен быть в расслабленном и спокойном состоянии. Это не дает его мозгу продуктивно работать. Нужно в это время, чтобы пациент был включен в ориентировочный рефлекс . На сессии травмированный человек, должен находиться в каком-то легком напряжении. Проигрывая ситуацию травмы он должен воображаемо делать то, что было во время травмы, но в каком-то легком напряжении, когда ему немножечко трудно и тогда результаты более эффективны при терапии. Поэтому пациенту дается ещё в промежутках домашнее задание, даже если это не получается, то всё равно нужно пробовать. Пытаться беседовать с родными и друзьями на прогулке, потому что релаксация не всегда полезна.

Застревание
Почему иногда, во время психологической травмы, у человека наблюдается долгое застревание в ней?

При опасности травматизма организм животного или человека за считанные секунды готовится к тому, чтобы (1) биться с тем, что, как ему кажется, представляет для него опасность, (2) убежать, избежать опасности, чтобы сохранить свою жизнь, или (3) впасть в коллапс и замереть. Как может выглядеть реакция «Бей, беги или замри»? ЗАМРИ или Оцепенение срабатывает, когда бороться или бежать от ситуации или человека невозможно.
Рассказ Наташи
Вопрос психолога - «Была ли ситуация, когда вы были сильно напуганы и не могли закричать?
Наташа - Да была.
Когда мне было около 7 лет, какой-то мужчина в нашем подъезде пытался меня потрогать и я была напугана. Что не могла закричать или постучаться кому-то в дверь. Я убежала.
Психолог - Ты просто Молодец.
Наташа: -Да, но это было просто ужасно
Психолог - И когда это случилось?
Наташа – Это случилось в подъезде возле лестницы. Мужчина пошел за мной и пытался сначала заговорить. Я была вежливой девочкой и ответила ему. Потом он понял. Что я не собираюсь ничего делать. И он просто начал ко мне прикасаться. Потом я застыла, а потом когда послышался шум он выпустил меня из своих рук, а я убежала
Психолог - Вам повезло ! Это ужасно, что с Вами такое случилось.
Наташа – Да нет, всё в порядке.
Психолог – Совсем не в порядке! Вы выжили, но это было так странно, что ты не можешь даже закричать.
Наташа – Я была словно кролик
Психолог – Да это свойственно всем людям. Был такой психолог Уолтер Кенон который в 1915 году описал реакцию при опасности травматизма ««бей или беги или замри» - это состояние, при котором организм мобилизуется для устранения угрозы.При реакции ЗАМРИ или Оцепенение срабатывает, когда бороться или бежать от ситуации или человека невозможно.
При опасности травматизма или возникновении страха - организм животного или человека за считанные секунды готовится к тому, чтобы (1) биться с тем, что, как ему кажется, представляет для него опасность, (2) убежать, избежать опасности, чтобы сохранить свою жизнь, или (3) впасть в коллапс и замереть. Реакция замирания или оцепенения срабатывает в том случае если, животного или атакуют или оно напугано, то оно застывает на месте. Если и дальше наблюдать за животным или человеком то, его начинает трясти. Возникающий порыв застыть на месте вызывает энергию травмы, которую нужно куда-то высвободить и если не высвободить эту энергию до конца, то можно получить психологическую травму, которая останется в нутрии тела в застывшем состоянии. Люди, получившие такую серьёзную психологическую травму постоянно возвращаются к ней , потому что они остались в этом беспомощном состоянии без проработки. И если жизненная ситуация вдруг напомнит чем-то эту травматическую ситуацию, то психика воссоздаст все переживания снова и снова. Это естественная человеческая телесная реакция ситуацию угрозы 2на бей или беги или замри».
Вам было всего 7 лет?
Наташа – Да!
Психолог - Вы рассказали кому-нибудь об этом?
Наташа – Нет! Я стеснялась.
Психолог – Конечно вам было стыдно. Мне очень жаль. Это ужасно!
Наташа – Не знаю зачем я начала рассказывать?
Психолог – Спасибо. Спасибо что рассказали, и я очень ценю эту открытость.
Разберемся что сейчас с Вами происходит. Сейчас у Вас происходит 2 процесса. Первый – напоминание о психической травме. Есть и второй: голос который говорит: «Да ладно тебе, это со всеми случается. Что за шум, я ведь продолжаю жить дальше?». И да это правда, что это случается со многими. И да что вам повезло, относительно повезло, но тем не менее для ребенка это ужасно. Да и для взрослых людей тоже.
Наташа - Конечно!
Психолог – И так, вам удалось быстро убежать. Вы очень сильна Наташа. Очень сильная женщина! Вы смогли снова туда вернуться и рассказать об этом. Это признак силы. Многие скажут она слабая. Это не слабость . Это важно. Иногда бывает полезно подумать что, сейчас 36 –ти летняя Наташа со всем своим её опытом и знаниями сделала бы со всей этой ситуацией. Если бы сейчас вы могли вмешаться в эту ситуацию между маленькой Наташей и тем мужчиной? Час? Чтобы вы сделали сейчас? Как бы Вы вмешались?
Наташа – если я понимаю, что это не его дочь, к примеру, и он пытается делать что-то плохое? Я бы её защитила
Психолог – Хорошо, мне нравится, что Ваша первая реакция – защитить маленькую девочку.
Наташа – Конечно!
Психолог – Отлично! Мне кажется, что для Вас естественно, когда жизнь становится трудной , а вы чувствуете себя ранимой, то вы говорите себе: «А нука, соберись, это жизнь, зачем создавать шум. Я так понимаю, что этот голос часто звучит у Вас в голове. Когда Вам становится тяжело, вы просто говорите себе давай подожди и мы спавимся. Похоже?
Наташа – Похоже. Я была очень чувствительным ребёнком, после того когда я выросла, мне казалось настоящей трагедией, например, потеря работы. Это было тяжело. И, однажды, я поняла: Да такое случается. Я должна перестать рефлектировать. Ситуация не улучшится если я буду страдать. Поэтому я стараюсь не возвращаться к травматическому прошлому. Что прошло, то уже прошло!
Психолог – Да спасибо, спасибо большое Наташа. То, что вы описываете называется механизмом выживания. Жизненные ситуации учат нас справляться с проблемами. Верно? Но в жизни наступает такой момент, когда вы чувствуете, что эти механизмы исчерпывают себя – мы их перерастаем.
Я знаю, что вам нравится садоводство. Это как растение, вы даете ему направление и ставите бамбуковую подпорку или трельяж. Потом растение вырастает и ему уже не нужна прежняя структура. Ему нужно что-то другое. Да?
Наташа рассказала то, что никому не рассказывала. Ситуация казалась травмирующей. Я, как психолог, увидел, что это, слава Богу, не навредила её психике. И второе, она начала строить новые взаимоотношения с той стороны себя, которую она называет чувствительной. У неё есть две стороны: Чувствительная и вторая, которая говорит соберись, жизнь продолжается, ещё один день – это не конец света. И эта вторая мужественная является главенствующей. Сегодня Наташе удалось соприкоснуться с обеими сторонами своей личности. А так же что обе эти части со стороны психологической терминологии это называется стать свидетелем собственной чувствительной и разумной части личноти. То есть она не застревает ни в одной из этих ролей. Она слышит обе позиции . Для меня, психолога,это признак её личностного развития, когда человек может быть гибким.
Дальнейшая интеграция, которая должна проделать она – это научиться говорить себе: хорошо, что я сейчас немного чувствительная, но меня не нужно подталкивать и успокаивать. Я знаю, что со мной происходит Меня это не пугает. Всё хорошо!