Моим учителям посвящается

Василий Нестеров -Фиттер
Школьные годы чудесные(моим учителям посвящается).
Отзвенел весенней майской  порой последний школьный звонок(правда,его у нас не было,был колокольчик,оповещавший о конце  урока, да и об окончании начальной школы тоже  звенел-колокольчик).Лето промелькнуло как молния в грозу и мы,кто учился в нашей начальной школе-едем 1го сентября  в Нему,в райцентр,в пятый класс.Почему-то стали возить учеников  туда,не в Колобово,как было раньше.Я вот как-то не помню свой первый день в  классе,конечно,и линейка была  и все как положено,-но именно в классе свой первый  день я как-то позабыл.Перезнакомились  мы  с ребятами быстро,девчонок вообще не помню,кто с нами учился с пятого по восьмой класс.Память избирательна,иногда вспомнится  такое,что  кажется,совсем момент -то пустяковый.Все ученики были с окрестных сел и деревень-Верхорубы,Опарино,Лаптево,Незамаи,Вишневка,наше Медкоедово,Шандары.А вот  почему-то с   Агапово ,Провалово,Антоново,Шашей,-ребят в нашем классе не было.Может учились в других классах,их все-таки было  четыре.Ребятишек в то время по деревням  было  полным полно.Больше всех учеников было с Верхорубов.Правда -я помню не всех-Валера Холстинин,Опарины-Виктор  и  другого имя не помню  как и Замятины- тоже один Виктор а второго кажется звали Валера.,мой дружок Сережка Бердников с Медкоедово,Гена Рыболовлев с Шандар,Коля Матвеев- -не помню,один или двое были с деревни Незамаи.Так мы учились до 8 класса.После  ребята  все разьехались по ПТУ,а в девятом «Б»классе потом уже были другие ученики,в основном  с Немы.Пришли Толик Зарубин,Миша Вихарев,Вася Старков,Чуданов Леонид,Леня Молчанов,Саша Лаптев,Коля Козырев,Толик Мелехин (мы до сих пор поддерживем с ним  дружбу)Алеопольд Родыгин.Из девчонок в памяти остались Светлана Неустроева из Вишневки,Валя Ситникова и Тая Нестерова(она училась,правда ,в 10а)Бушмелева Светлана,Зорина Наташа  из Шандар,Зубарева Галя из Верхоруб,Галя Пономарева ,Люба  Буровицких из Здоровщины,Надя Вологжанина,живет  на Украине сейчас,Таня Мельникова,впоследствии вышла замуж за одноклассника Ивана Феофилактова,Люба из Слудки.Ребят из 10а помню не всех-Коля Татауров,Юра Винокуров,Узлова(Углова)Толика,Чертухин Сергей.Многих моих одноклассников уже нет в живых.
Ну и прекрасные наши учителя-если с пятого по восьмой класс у меня была любимым предметом была история и ,естественно,любимый учитель,то с девятого по  десятый класс  любимый предмет-литература и любимый учитель-Татаурова Рената Константиновна.Мне очень нравилось,как она вела уроки.И до сих пор я вспоминаю ее искреннее удивление,как она говорила,- «Нестеров!Как ты можешь писать сочинения без ошибок,если ты не знаешь ни одного правила!»Она и впрямь никогда не вызывала меня к доске рассказывать правила,ибо точно  знала ,что двойка мне за них обеспечена.Я не любил учить их,недавно я узнал от одного умного человека,что писать без ошибок,не зная правил-это называется врожденная грамотность.Откуда она взялась,я не знаю,мама была вообще не грамотная-умела лишь подпись поставить,у отца  было три класса образования .Может,оттого,что когда еще в деревне не было электричества,я при свете керосиновой лампы,лежа на печи,перечитал все книги,которые были в нашей библиотеке  в школе.Очень любил я географию,и спасибо Николаю Григорьевичу Козыреву,который привил любовь к этому предмету,нравилось мне путешествовать по морям и океанам,странам и континентам,городам и весям-,мои мечты сбылись,-я наш земной шарик обошел дважды,побывав практически во всех уголках,работая в море на судах дальнего плавания.Я в принципе -гуманитарий,поскольку математика ,геометрия и физика-это точно не мое,хотя в жизни пригодились здорово ,когда учился в мореходном училище.Наша математичка,Ярунина  Нина Григорьевна,на экзамене  в десятом классе долго смотрела на мои мучения,на мои попытки доказать теорему,потом ее терпение лопнуло и она выгнала меня .Ребята встретили вопросом,-  «Сдал?».Я мотнул головой,- «Неее,двойка!».Но вслед  за мной вышла Нина Григорьевна,положила   на мою буйную головушку руку,- «Иди,троечник!».Душа моя возликовала,я был рад такой оценке.Спустя  тридцать лет,будучи проездом в Неме,я зашел в аптеку к Тане Феофилактовой, и случайно увидел ее.То ли время поджимало,то ли какая другая причина,до сих пор жалею,что не подошел к ней.Наш замечательный педагог по немецкому-Таисия Николаевна.Если бы она знала,как мне  пригодились  те знания, ее титанические усилия привить нам любовь  к немецкому ,и чтоб хоть что-то осталось в голове.В начале девяностых,когда я работал в пароходстве,и нам разрешили ввозить  в Россию подержаные машины,я был на судне  незаменимым   человеком----переводчиком,Ребята брали меня с собой,чтоб поговорить с продавцом о цене,если это было в Германии.Конечно,пришлось подучить  еще,но остальное легло на уже подготовленную Таисией Николаевной  благодатную почву.Историю и обшествоведение вела Винокурова Мария Ивановна,прекрасный педагог,но после  того,как историю вел Чуданов Николай Григорьевич,я в 9-10классе к истории  охладел,потому что вел он предмет просто бесподобно.Физику  преподавала Татаурова Маргарита Константиновна,вела прекрасно,интересно,но я предмет не любил, перебивался с троек  на двойки,особенно когда жил не в интернате ,а на квартире.Химию вела Штина Клавдия Ивановна,вела со знанием дела,уроки были интересными,но особо я в химии не преуспел.Биологию вела - каюсь,или Сбоева  Галина Ивановна,или память тоже упустила имя педагога,и я прошу прощения за это,мы должны помнить людей,которые отдавали нам душу,пытаясь чему-то хорошему нас научить,и дали путевку в жизнь.Школа—это такое прекрасное время,беззаботное.Это раньше казалось---каторга.После школы идешь в интернат,где  мы жили с поздней осени и до тех пор,пока не просохнут дороги.А там  наш воспитатель-Любовь Васильевна Смехова,заставляла меня читать рассказы про дедушку Ленина   или что-нибудь познавательное перед всеми.Когда перешли учиться в десятый класс и стали взрослее,организовывались танцы под гармошку,где я играл  «Прекрасный голубой Дунай»,или   «На сопках Маньчжурии».Пары кружились в вальсе,кто умел,мне до смерти хотелось пригласить кого-нибудь,но тогда  некому было бы играть.
Не зря говорят---школьные годы чудесные!Отшумели,пролетели  шесть лет учебы и вот уже выпускные экзамены.Впереди неизвестность и целая жизнь!Куда жизнь повернет?Какую дорожку выберет?Слава Богу,на моем жизненном пути попадались только хорошие люди,а жизнь стелила мне дорожку прямо,на кривую не сворачивала.И я в первую очередь  благодарю за это моих учителей,прекрасных людей,моих наставников,давших мне  путевку в большую и сложную жизнь!ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО!Низкий вам поклон за ваше терпение!
Татауров Николай Михайлович
Татаурова Рената Константиновна
Татаурова Маргарита Константиновна
Козырев Николай Григоьевич
Чуданов Николай Григоьевич
Винокурова Мария Ивановна
Ярунина Нина Григорьевна
Сбоева Галина Ивановна
Масленникова Людмила Ивановна
Штина Клавдия Ивановна
Юрлова Таисия Николаевна
Черницына