Проповедь в праздник Рождества Христова!

Роман Овчаренко
Целесообразность празднования дня Рождества Христова по-разному была воспринята двумя частями Римской империи. Западная церковь, не колеблясь, спокойно приняла за правило празднование этого события, а вот для Восточной церкви этот вопрос был тяжелым и спорным. Давайте попробуем разобраться со всем по порядку.
Впервые Рождество Христово как христианский праздник появилось в Западной части Римской империи, не ранее начала III века. Об этом свидетельствуют два церковных писателя того периода: историк Секст Юлий Африкан и епископ Ипполит Римский. Юлий Африкан предполагал датой рождения Иисуса Христа – 25 декабря, в связи со своими подсчетами девяти месяцев от даты Благовещения, которое, по его мнению, состоялось 25 марта. А Ипполит Римский говорит о дате – 25 декабря, как уже о состоявшемся церковном празднике, принятым всей Римской церковью.
Для Востока дела обстояли сложнее. Дело все в том, что для Восточной церкви более важным событием представлялось Воскресение Христово – Светлая Пасха, и они недоумевали, зачем создавать еще один праздник в честь Рождества?! На Востоке и по сей день существует запрет на празднование дня рождения. Так что, совсем неудивительно, что эта идея пришлась не по нутру местным христианам. И, тем не менее, со временем, это западное нововведение прочно вошло в церковный обиход. Послушайте, что об этом говорил святитель Иоанн Златоуст (IV век) в своей проповеди: «Сегодня мы празднуем день Рождения Иисуса Христа, нашего Спасителя. Но, как это ни странно, только немногие знают об этом дне, да и мы узнали о нем лишь несколько лет назад от западных христиан. Долгое время я желал увидеть этот день и увидеть его среди большого собрания. Это желание воистину осуществилось».
Изначально, в III веке, в Церкви не было разделения между праздниками Рождества Христова и Крещения, и они праздновались в один день. Согласно профессору М. Н. Скабаллановичу, впервые праздник Рождества Христова был отделён от праздника Крещения в Римской церкви в первой половине IV века и между ними был установлен промежуток в 12 дней, который позже назовут «Святками». В этот период было запрещено поститься и совершать обряд венчания.
По мнению историка О. Г. Ульянова, праздник Рождества был установлен первым христианским императором Константином Великим в 336 году, незадолго до его кончины. Установление поста перед празднованием Рождества Христова также относится ко времени раннего христианства. В исторических источниках он упоминается с IV века. Первоначально Рождественский пост длился семь дней, после чего реформой 1166 года по решению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга, при императоре Мануиле он стал сорокадневным. В древности на Руси рождественский пост называли «Корочун», в связи с его краткостью (изначально 7 дней) по сравнению с «Великим постом».
Итак, с датой рождения и постом, ее предваряющей, мы разобрались, а как нам быть с годом рождения Иисуса Христа? Здесь тоже довольно много путаницы. Летоисчисление, положенное в основание нашей эры, было впервые сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием Малым, который отнес рождение Христа к 1 году нашей эры. Но, увы, этот расчет следует признать ошибкой. В различных современных исследованиях даты рождения Спасителя находятся в интервале между 12 годом до н.э. (момент прохождения кометы Галлея, которая вполне могла быть той самой Вифлеемской звездой, путешествующей по небу) до 6 года н.э., когда, предположительно, проводилась первая перепись населения в правление Квириния – проконсула Сирии. И все же, если разобраться, то это не такая уж большая проблема. Для историка древности погрешность в несколько лет – это почти не ошибка. Примирительно называется 4 год до н.э.
Рождение нашего Спасителя произошло в городе Вифлееме (в переводе с еврейского означает «Бейт Лехем» – «Дом хлеба»), который считался местом рождения знаменитого еврейского царя – Давида. Здесь же по пророчеству Михея должен был родиться Мессия. Парадокс в том, что рождение Христа произошло вовсе не в помпезных условиях. В обычной пещере, если быть точнее, в хлеву. Евангельская история весьма точно передает нам обстоятельства этого рождения. Все гостиницы в городе были заняты, в связи с суматохой из-за гражданской переписи населения, и потому семейству пришлось искать любое незанятое место, так как Дева Мария почувствовала приближение родов. Далее текст не сообщает нам подробности, но они есть в христианских апокрифах и преданиях. Из них следует, что Иосиф оставил Деву Марию в хлеву, а сам пошел искать повитух для родов. Но Мария родила сама, без посторонней помощи, и как сказано в Евангелии от Луки («И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли» (Лк. 2, 7) и в Священном Предании, тут же спеленала Христа и положила его в каменные ясли (кормушку для скота). Послушайте, что говорит на этот счет святитель Киприан Карфагенский: «Мария не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». То есть в момент рождения Христа был лишь один свидетель – это сама Богородица. Когда же Иосиф нашел повитуху и шел с ней обратно к месту вынужденной остановки, то, как сказано в Псевдо-Евангелии от Матфея: «когда возвратился с повитухой к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии». Христос родился не обычным образом, как все дети, и потому не нарушил девства своей матери. Вспомните ирмос девятой песни Канона на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, там есть удивительные слова: «Яже прежде Солнца Светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшаго, из боку Девичу неизреченно воплотившая». Здесь есть над чем подумать. Одно мы знаем точно, рождение Христа – великая тайна человечества.
А теперь поговорим об историчности личности самого Иисуса Христа, чей день рождения мы обсуждаем. В советское время эта тема была излюбленной для пропагандистов атеизма и насмешек над верующими. Но ситуация изменилась, и многое из того, что замалчивалось, стало явным. Пожалуй, настало время уметь защищать свою веру не только силой молитвы, но и с помощью исторических знаний и фактов. Об Иисусе Христе как о реальной исторической личности писали следующие древние историки и писатели: иудейский историк-фарисей Иосиф Флавий, римские историки: Публий Корнелий Тацит, Гай Светоний Транквилл, Плиний Младший, а также древнегреческий писатель – Лукиан Самосатский. Желаете ознакомиться с их высказываниями? Пожалуйста! Вот некоторые из них.
Иосиф Флавий: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя, таким образом, по его имени».
Корнелий Тацит: «Но вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме… Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады».
С одной стороны, все вышесказанное укрепляет нашу веру, а с другой – ослабляет. Ведь вера не требует доказательств, она открыта к тайне. Но наш век прагматичен и жесток, и приходится мириться с тем, что на каждое сказанное слово просят привести аргумент. Что же, вот вам аргументы и факты, дамы и господа. Если и это вас не убеждает, то остается только печалиться о вашей судьбе. А всем кто уже верит или только поверил, хочется пожелать счастливого праздника Рождества Христова. Пусть Господь воспримет ваше сердце как каменные ясли и родится в нем светом веры. С праздником, дорогие друзья.