Об авторитетах. Глава третья

Алена Кейдюк
Одним из многих представителей европейской литературы, почитаемых образованной Россией, стал француз Никола Буало-Депрео(1636 - 1711), знаменитый поэт, литературный критик и теоретик классицизма.
Суть его классической эстетики - в духе строгой регламентации, дисциплины, незыблемого авторитета, который и является руководящим принципом классической эстетики. Универсальным авторитетом стал для классицизма человеческий разум, а его идеальным выражением в искусстве утверждалась классическая древность.

"Эстетическая теория классиков выросла на основе рационалистической философии, нашедшей своё наиболее законченное и последовательное выражение в учении Декарта".

"Признавая единственно достоверным методом рационалистическое обобщение и абстракцию , <...> эстетика классицизма  резко отрицательно относилась к эмпирическому восприятию отдельных частных явлений". Её идеал - абстрактный художественный образ (абстрактно общее).

Вместе с тем, классическое искусство постепенно утрачивало "в поисках всеобщего связь с конкретной жизнью".
Метафизически неизменным, то есть "вечным", оставался и эстетической идеал классицизма: "хороший" вкус, единый и неизменный, основанный на незыблемых правилах; всё, что не соответствовало этим правилам, объявлялось "дурным вкусом".

Трудно сегодня согласиться с тем, что "комедия" и "сатира" (лучшие их произведения) - это дурновкусие, "низкие" жанры...
Тогда как "трагедия - высокий"!

Однако, уже в те времена возникли враждебные классицизму течения: "прециозность"(салонная поэзия) и "бурлеск". Прециозная литература воспевала возвышенно-слащавые чувства, бурлеск намеренно низводил надуманную героику до уровня обыденности, ниспровергая тем самым авторитеты античности.

Классическая эстетика неустанно боролась(но, как мы знаем, проиграла эту битву) с этими явлениями литературы, а заодно и с литературой бытового реализма, слепо следуя "правилам", обнаруживая при этом нетерпимость, косность и антидемократические черты.
Но вот в России явился Пушкин и, сам того не предполагая, поставил в эстетическом споре окончательную точку: успешно осваивая "низкие" жанры, поднял русский бурлеск до уровня лучших образцов поэзии, населив свои сказки уникальными персонажами, волшебно-аллегорическими сюжетами, украсив тексты жемчугами русского национального языка!

Сегодня классицизм воспринимается всего лишь как важный этап формирования и развития общемирового художественного процесса. Тогда как пушкинский бурлеск пережил "высокие" оды и элегии русских классицистов конца 18 - начала 19 веков.

"Плебейское начало", столь ненавистное Буало, в русской литературе послепушкинского периода обретёт популярность и станет называться "народностью".