Сравнение характера археол. культур в свете ТВИ

Алексей Салтыков 1
Сравнение характера и выявление уникальных черт археологических культур восточной Европы в период 4700 г. до н. э. по 900 г. до н. э. в свете Теории Волновой истории
На данном графике в верхней части показаны временные диапазоны культур Восточной Европы согласно классической истории. Изображение взято из работы со странички:  Академия Тринитаризма -- Институт Праславянской Цивилизации -- История Праславян -- Золин П. М. 
Согласно приведённой на графике градации цветов:
- коричневый,
- розовый,
- жёлтый, - культуры разделены не только временем существования, но и особенностями своего быта, как, то:
- Культуры с преобладанием каменных орудий
- Культуры с ограниченным применением металла
- Культуры с развитой индустрией бронзы
При наложении хронологии волны истории между двумя графиками – верхним и нижним можно обнаружить определённую совместимость. Так, период волны 7 «совпадает» с «коричневыми» культурами, период волны 6 «совпадает» с «розовыми» культурами, а период 5 – с «жёлтыми». На графике волны представлены: период волны №7 и №5 – элитарные периоды; №6 – эгалитарный период, чаще всего – это периоды «Тёмных веков». Проникая в такую глубину истории очень сложно выделить характерные черты, отличающие данные периоды друг от друга. Элитарным периодам свойственна сильная централизованная власть, законность, порядок, религиозность, соответствующая данному времени, строгая иерархическая подчинённость, культы, имущественная дифференциация. И наоборот – в эгалитарный период присутствует больше хаоса, насилия, раздробленность культур, ослабление власти и жречества, имущественное равенство. Зацепки в описании данных культур весьма малочисленны, но и то, что предложено историками уже само по себе интересно. Так, например, в Трипольской культуре наблюдается эволюция укреплённости поселений – от простых – до укреплённых валом или рвом, что характеризует изменение общественно-культурного климата региона. А «элитарная» культура Кукутень, которая на графике ошибочно представлена совместно с Трипольской, заканчивается Эпохой «Балканских Тёмных веков», что соответствует Эгалитарному периоду. В особенностях войн элитарного и эгалитарного периода можно предположить следующее: войны элитарных периодов велись между различными племенами за захват территорий, рабов, технологий, доминирования. Войны эгалитарного периода – напоминали внутренние гражданские войны и распри, не имеющие определённых далеко идущих целей.
Особенности европейских археологических культур за период 4700 г. до н. э. по 900 год до н. э. в свете Теории Волновой истории. Цитирование из Википедии
1. Культуры элитарного периода №7 (4500 г. до н. э. – 3600 г. до н. э.)
Культура накольчатой керамики— наследник неиндоевропейской культуры линейно-ленточной керамики, крупный археологический горизонт неолита Центральной Восточной Европы. Период около 4600-4400 гг. до н. э.
Особенности:
Культура накольчатой керамики отказалась от насечек на керамике — вместо них появились полосы мелкого пунктира (наколок), расположенных в том числе и зигзагом, с вертикальными полосами, рассекающими каждый угол.
Поселения: В домах людей культуры накольчатой керамики произошло небольшое изменение, которое закрепилось в последующих культурах: один из концов длинного дома стал уже другого, так что дом приобрёл форму трапеции. Причины данного изменения остаются неясными.
Погребения: предпочитали кремировать своих покойников (предшествующая культура линейно-ленточной керамики использовала как трупосожжение, так и трупоположение).
Боян — археологическая культура эпохи неолита (6-е — середина 5-го тысячелетия до н. э.
В поселениях культуры Боян нет длинных домов, которые были характерны для культуры линейно-ленточной керамики. В период Боян I люди жили в полуземлянках, в период Боян II жилища стали наземными. Как показали раскопки в придунайском поселении Радовану[uk], в период Боян III—IV дома строили из дерева, пол делали глинобитным, площадью примерно 7 на 3,5 метров
Погребения: Найдены единичные захоронения на поселениях и крупные могильники. Ранние захоронения в скрюченном на боку положении, поздние — в вытянутом на спине положении.
Хозяйство и культура: Хозяйство было основано на земледелии, животноводстве, охоте и рыболовстве. Для культуры Боян характерна чёрная и серая лощёная керамика с углублённым каннелированным, врезным и рельефным геометрическим орнаментом, часто инкрустированным белой пастой. Спирали и прямоугольники как правило выцарапывали, а ряды из треугольников и шахматный узор вырезали. После обжига узорные поверхности окрашивали в белый или в красный цвет. Широкое распространение имели сосуды на ножке, а также биконические чаши и горшки прямоугольной формы. Высококачественную керамику изготавливали из хорошо очищенной глины, она была тонкостенной, нередко пепельно-серого или чёрного цвета. На поздних этапах появляется белая и графитная роспись, характерны статуэтки из кости и глины. Найдены изделия из камня и кости. Из орудий особый интерес представляют каменные колодкообразные топоры. На поздних этапах культуры Боян появляются единичные предметы из меди. Известны женские антропоморфные статуэтки
Кельтеминарская культура (туркм. Keltemynar medeni;eti)— неолитическая культура оседлых рыболовов, обитавших в южном Приаралье в VI—III тыс. до нашей эры.
Кельтеминарцы украшали себя бусами из раковин. Изготовляли каменные топоры трапециевидной формы и миниатюрные кремнёвые наконечники стрел. Глиняные сосуды для варки пищи они делали без помощи гончарного круга.
Кельтеминарцы жили в огромных домах (площадью 24х17 и высотой 10 м), в которых помещалась целая родовая община примерно в 100—120 человек. Хозяйство — оседлое рыболовство и охота. Антропологический тип — юго-восточные варианты средиземноморской расы, а также более северные типы европеоидов.
Культура Кукутень— археологическая культура энеолита (ок. 4600—3500 до н. э.) на территории региона Западная Молдавия и прилегающей части Трансильвании в Румынии
Поселения: Известно около 3000 селищ, расположенных вблизи источников воды, некоторые имели оборонительные рвы. Прямоугольные (до 200 квадратных метров) многокамерные глинобитные на каркасе дома (на поселении Кукутень использован известняк, из которого сложены основания домов), часть помещений служила для жилья, другая — кладовыми. Иногда фиксируют два уровня полов — остатки двухэтажных построек или имеющих чердак. Керамика с углублённым прокрашенным орнаментом на начальных фазах позднее сменяется красно-белой и красно-бело-чёрной (AB, B1), затем — чёрной (B2-B3) росписью; основные мотивы — меандр, спираль, круги, иногда — изображения людей или животных. Многочисленны глиняные статуэтки женщин (в том числе богато орнаментированные), животных. Медь получали с Балканского полуострова. Среди находок — сельскохозяйственные орудия, свидетельства ткачества, деревообработки, плетения, выделки шкур. В основе хозяйства земледелие (пшеница, ячмень) и животноводство (крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи), охота, рыболовство; на поздних фазах возрастает значение животноводства.
В период Прекукутень 2—3 — Триполье А культура Триполье-Кукутень распространилась до Поднестровья, части Южного Побужья; складываются локальные группы. Период Кукутень А, Кукутень АВ, Триполье В — период расцвета, ареал расширяется до Поднепровья. К концу этапа Кукутень А в ареале культуры происходят серьезные события, в результате которых резко уменьшается количество памятников, особенно в западной части ареала. По Джеймсу Мэллори наступают так называемые балканские «тёмные века». Период Кукутень В и Триполье С1 — начало упадка, перехода к бронзовому веку на фоне аридизации климата (уменьшения влажности)

2. Культуры эгалитарного периода №6 (3600 года до н. э. по 2700 г. до н. э.)
Согласно наложенным графикам на эгалитарный период волны, примерно с 3600 года до н. э. по 2700 г. до н. э. приходятся культуры с так называемым «Ограниченным применением металла». К ним относятся: Триполье-кукутень, Гумельница, Леньдельская, Шаровидных амфор, Воронковидных кубков, Суртадинская, Ямная, Ботайская. Рассмотрим особенности каждой культуры.
Трипо;льская культура— археологическая культура энеолита и раннего бронзового века на территории Молдавии, лесостепи и степей Украины от долины Днепра до юго-восточного Прикарпатья. середина 5-го тысячелетия до н. э. — 2650-е годы до н. э.
три периода развития трипольской культуры:
ранний (середина 5 — первая половина 4-го тысячелетия до н. э.) – относится к Элитарной фазе
Поселения чаще располагались в пойме или на первой надпойменной террасе, реже — на коренном (не затопляемом) берегу реки, высоко над водой. Несколько небольших поселений группировались вокруг более крупного. Среднее поселение, где проживало по 40—60 человек
средний (середина 4-го тысячелетия до н. э. — около 3200/3150 годов до н. э.)
Поселения располагались уже на высоких мысах, в местах, имеющих природную защиту. На этом этапе больше становится поселений, укреплённых рвом и валом (иногда двумя). Увеличилась площадь поселений до 8, а иногда до 25—60 га.
и поздний (3150—2650 годы до н. э.).
Поселения располагались на высоких, труднодоступных местах. Рвами и валами укреплялось не всё поселение, а лишь его часть — наиболее высокое место.

В Трипольской культуре наблюдается эволюция укреплённости поселений – от простых – до укреплённых валом или рвом, что характеризует изменение общественно-культурного климата региона.

Культура шаровидных амфор— археологическая культура, существовавшая в период около 3200—2800 годов до н. э.
Экономика:  разведение свиней.
Поселения — редкие, удалённые друг от друга, и обычно в них обнаруживаются только фундаментные ямы. Более-менее идентифицируемые остатки домов до сих пор не обнаружены. Предполагается, что некоторые из поселений были населены не круглый год или были временными.
Погребения: Для западной локальной группы характерны грунтовые погребения, костяки лежат в массивных гробницах, сложенных из массивных кусков камня или плит. Известны также гробницы, построенные из небольших необработанных кусков камня, погребения под каменными монолитами и грунтовые захоронения без каменной конструкции. В отдельных погребениях встречаются от 1 до 3 захоронений.
Погребения средней группы разнообразны по своему типу: это грунтовые и подкурганные захоронения в гробницах, сложенных из каменных плит, блоков или кусков камня, погребения под каменными монолитами и грунтовые захоронения без каменных конструкций. Во всех случаях засвидетельствован обряд трупоположения, хотя на костяках нередко отмечены следы огня. В отдельных погребениях находятся от 1 до 10 в большинстве случаев скорченных костяков. В некоторых гробницах покойники были погребены в сидячем положении, в других — тела погребенных были расчленены. Инвентарь состоит из керамики, кремнёвых и костяных орудий (в основном топоров и долото), янтарных и костяных украшений и костей животных (свиньи, коровы, овцы, козы), а в некоторых гробницах находились целые костяки погребённых животных. Известны также погребения животных — коров, коз, реже свиней, а в одном случае коня. Эти захоронения обычно сопутствуют человеческим и находятся в грунтовых ямах на небольшом расстоянии от гробницы. Рядом с костяками животных встречается сопутствующий им инвентарь и заостренные костяные орудия, которыми они, вероятно, были умерщвлены.
Культура воронковидных кубков - мегалитическая культура (4000—2700 гг. до н. э.) эпохи позднего неолита.
 Поселения: характеризуют укреплённые поселения до 25 га. В основном они локализованы на побережье близ селений ранее существовавших культур Эртебёлле и Нёствет-Лихульт. Состоят из домов, построенных из глинобетона, размером примерно 12;6 м, рассчитанных на одну семью.
Погребение: В погребальном обряде преобладала ингумация. Способы погребений разнообразны: в простых грунтовых могилах, дольменах (рёсе), коридорообразных гробницах, в курганах. Самые древние могилы представляли собой камеру из дерева внутри длинного могильного холма, которую сверху закрывали кучей земли, а вход заваливали камнем. Монументальные гробницы располагались в центре поселений. По сравнению со сходными мегалитическими сооружениями Ирландии, Франции и Португалии погребения КВК возникли поздно и, по-видимому, представляют собой традицию, привнесённую откуда-то с запада. Предполагают, что они не были предназначены для всех носителей культуры, и в них помещали только тела элиты общества. В могилы также помещали керамику, вероятно, с пищей, и изделия из камня. Такие же изделия находят в реках и озёрах близ поселений КВК, и практически все 10 тыс. топоров этой культуры, найденных в Швеции, были утоплены в водоёмах.
Кроме могил возводили большие культовые центры, окружённые палисадом, рвами и валами. Самый большой из них, территория которого занимала 85 000 м;, найден на острове Фюн.
Хозяйство: Разводили овец, коз, свиней, крупный рогатый скот, но не пренебрегали также охотой и рыболовством. На небольших полях высевали пшеницу и ячмень. Из-за истощения почвы часто переселялись с места на место, но на небольшие расстояния, оставаясь в одном и том же регионе. В районе Мальмё занимались горным делом, добывая в шахтах кремень и обменивая его на продукты других культур Швеции. Импортировали изделия из меди, особенно ножи и топоры, из Центральной Европы.

Баденская культура, в Венгрии — пецельская культура — неолитическая (энеолитическая) культура Центральной и Юго-Восточной Европы (3600—2800 годы до н. э.)
Ласиньская культура (3700 г. до н. э.)
Болеразская культура (3500 г. до н. э.)
Постболераз
Классический Баден (3400 г. до н. э. и позднее)
Исчезновение около 3000 г. до н. э. (переход в постбаденские культуры)
Население обитало в укреплённых посёлках с каменными стенами.
Из погребальных обрядов характерна кремация.

Ошибочно отнесена на поздний элитарный период

Суртандинская (зауральская) культура — археологическая культура раннего энеолита Южного Зауралья и степного Казахстана IV—III тыс. до н. э.
Поселения суртандинской культуры располагались преимущественно в низких террасах берегов озёр и не имели укреплений. Жилищами являлись полуземлянки и землянки с очагами, нарами и стенами. Стены были укреплены каменными плитами, а крыша покрывалась бревенчатым накатом.
Обнаружены кости домашних животных — овца, крупный рогатый скот, преобладают лошади. Погребальные памятники не найдены.
Бота;йская культура — археологическая культура энеолита, существовавшая в 3700—3100 годах до н. э. на севере Казахстана
Основными материалами были камень, кость и глина. Основные занятия — коневодство, охота и рыболовство. Проведённые археологические исследования показали, что занимающиеся коневодством ботайцы умели делать кумыс из кобыльего молока и являлись пионерами применения сбруи 6700—6000 лет назад
Кризис культуры в конце 3 тысячелетия связывают со сложной для евразийских степей климатической фазой и усилением сухого климата

Культуры элитарного периода №5 (2700 г. до н. э. – 1750 г. до н. э.)
У;нетицкая культура — археологическая культура раннего бронзового века, распространённая на значительной территории Центральной Европы. 2300 год до н. э./1700 год до н. э. — (1600 год до н. э./1300 год до н. э.)
Захоронения— скорченные на боку трупоположения в ямах и в деревянных гробах; встречаются детские захоронения в керамических посудинах и трупосожжение. Некоторые могильники свидетельствуют о возникновении имущественной дифференциации.
Поселения раннего периода неизвестны; позднего (с 1550 г. до н. э.) — размещены на возвышенных местах, иногда укреплены деревянными оградами с валами. Дома столбовой конструкции и полуземлянки.
Основные занятия населения — плужное земледелие и животноводство (лошадь, свинья, корова, овца, коза).
Пришла в упадок из-за недостатка природных ресурсов для производства бронзы???, которая была одним из важнейших товаров, в том числе в торговле с другими культурами.

Фатья;новская культу;ра — археологическая культура III тыс. до н. э. (бронзовый век) на территории центральной России.
Война с волосовцами: в могильнике Николо-Перевоз-I на реке Дубне найдено коллективное погребение фатьяновских воинов из 9 человек, убитых волосовскими стрелами — между позвоночными и рёберными костями некоторых погребённых обнаружены кремнёвые наконечники стрел, в других могилах причиной смерти воинов были проломы черепа боевыми топорами.
Культ коровы. Религиозные культы – признак элитарного общества. В самых поздних фатьяновских могильниках находят кости собак, свиней, овец, коз, коров, лошадей, но никогда в них нет коровьих туш. Из этого можно сделать вывод о том, что фатьяновцы не ели говядину, а корова для них была лишь молочным животным. Это представляет собой параллель с более поздней традицией индоарийцев
Известны им были не только четырёхколёсные телеги, но и двухколесные повозки (колесницы)
Фатьяновцев хоронили на родовых кладбищах, располагавшихся обычно на возвышенностях; при этом могилы старейшин выделяются размерами и богатством инвентаря. Покойника оборачивали шкурой или берестой и клали в прямоугольную яму с погребальным сооружением из деревянных плах, либо досок, луба, бересты, плетёнки и т. д. Сверху его покрывали легким настилом; кургана или какого-нибудь другого заметного сооружения сверху не делали. Хоронили всегда в скорченном положении, при этом мужчин как правило на правом боку головой на запад, юго-запад или северо-запад, а женщин на левом боку головой на восток, северо-восток или юго-восток. Иногда покойника присыпали красной краской. Часто находимые в погребениях около черепа и ног остатки кострищ и отдельные угли, указывают, предположительно, на культ огня. В фатьяновском могильнике калининской группы Новинки 2 выявлен погребальный комплекс из двух перпендикулярно расположенных погребений со столбовой оградой из 7 столбов и следами кострищ, который более характерен для абашевской культуры.
Одной из особенностей фатьяновской культуры называют захоронение животных, особенно медведей. Отсюда можно сделать вывод о наличии медвежьего культа.
Фатьяновцы клали в могилу весь необходимый для жизни инвентарь: шаровидные сосуды видимо с пищей, рабочие и боевые сверлённые каменные топоры (длиной до 13 см, а также топоры из меди и бронзы), кремнёвые ножи, наконечники стрел, украшения из зубов медведя (а также кабана, волка, рыси и лисицы) и янтаря, наконец куски мяса, на которые указывают находки костей.

Я уверен, что дальнейшее изучение Археологических культур, открытия их особенностей ещё представят доказательства правоты Теории Волновой истории.
Продолжение следует