«Не спят, не помнят, не торгуют…»
Не спят, не помнят, не торгуют.
Над черным городом, как стон,
Стоит, терзая ночь глухую,
Торжественный пасхальный звон.
Над человеческим созданьем,
Которое он в землю вбил,
Над смрадом, смертью и страданьем
Трезвонят до потери сил…
Над мировою чепухою;
Над всем, чему нельзя помочь;
Звонят над шубкой меховою,
В которой ты была в ту ночь.
30 марта 1909
Ревель
Ал. Блок. Из примечаний к первой книге «Собрания стихотворений» 1911-ого года:
« Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть.»
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Заглавие Святая Пасха
Вм.1-4:(1-8) В тряпье покорности и веры
Ты хочешь скрыть хозяйский стыд?
Поверь: бесстыдству нету меры;
Не счесть бесчисленных обид.
Стыдится ли хозяин ражий
Когда рабы, со всех сторон,
И за убийства, и за кражи
Ему дарят пасхальный звон?
»
« – Не спят, не помнят, не торгуют…» – на Паску христиане не работают, а думают о Боге.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
В рецензии на III.2 [Блок А. Стихотворения. Кн. 3 (1905-1914). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Мусагет,1916.] А. Дерман обратил внимание на данное стихотворение как поражающее "читателя болезненно неожиданной реакцией отвращения (к тому же не слишком удачно выраженной) к святой ночи"… «Когда,– писал Дерман,– сопоставляешь предмет этого стихотворения, – торжественный благовест пасхальной ночи, – с брезгливым впечатлением автора, невольно является мысль, что почва его поэтических восприятий способна взращивать только одни "цветы зла"» (Дерман А. Об Александре Блоке. О III книге стихов "Снежная ночь" (М., 1912) // РМ. 1913 .№ 7. С. 60).
[
Абрам Борисович (Беркович) Дерман (1880 - 1952) — русский писатель, критик, редактор, историк литературы и театра.
Википедия
]
– «… Над всем, чему нельзя помочь ...» – "Непоправимость" – один из "лейтмотивов" писем и записей Блока 1908-1911 гг. Ср. в его письме к матери от 19 июня (н. ст.) 1909 г.: "Переделать уже ничего нельзя – не переделает никакая революция" и признание "непоправимости" "всего" (относящееся к семейной драме поэта) в "пасхальном" письме Блока Андрею Белому от 11 апреля 1911 г. (ср.: "всё ужасно"– запись от 9 апреля 1911 г. о послеобеденном сне" "в Страстную субботу" - ЗК. С. 177) .
[
Андрею Белому. 11 апреля 1911. Петербург
«Христос Воскрес, милый друг Боря. От Тебя четыре письма, а я все не пишу Тебе; сначала было слишком напряженно хорошо и по-весеннему; на Страстной, напротив, оборвалось что-то, и до сих пор не могу поправиться и стать собой. Все – "семейное"; боюсь этого больше всего; здесь всего страшнее, потому что здешние призраки умеют нанести удар, откуда не ждал; бывает, что ждешь отовсюду, – только не оттуда, откуда приходит внезапное и непоправимое. Становлюсь все злее, потому что ни в чем, кроме злобы, иногда нельзя найти защиты.»
]
– «…над шубкой меховою...» – "Полумодная шубка с черным мехом" детально описана в неотправленном письме Блока Л.Д. Менделеевой, где он воспроизводит подробности ее облика- "давно знакомые" и "с любовью наблюденные" (ЛН. Т. 89. С. 48-49); о "теплой меховой ротонде" вспоминает Л.Д. Блок, рассказывая про свои свидания с Блоком (Воспоминания, 1. С. 161). Эта реалия неоднократно встречается в "первом томе" лирики Блока (ср. в стих. 1902 г.: "Ее сребристо-черный мех // И что-то шепчущие губы"– стих. "Она стройна и высока ... "; "Он думал о шубке с мехом// И опять скрывался во мрак" – стих. "Его встречали повсюду ... ").
– «... В которой ты была в ту ночь.» – Речь идет о ночи с 7 на 8 ноября 1902 г., когда произошло решающее объяснение Блока с Л.Д. Менделеевой, и она согласилась стать его женой.
»
Практически исчерпывающе. Отвращение к этому тварному миру и его религии, и противостоящее им воспоминание о первой любви, о возлюбленной, которая была истинным божеством…
«...меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)...»
Блок. Из неотправленного письма 1902 года.
…единственная ценность, и единственный якорь…