Бесправники

Марина Прокоп
               ***

     Независимо от того, захватило меня произведение или нет, я всегда читаю до последней страницы. Так делаю я, человек, привыкший доводить все начатое до конца. Хотя от этого жутко страдаю.

     Часто в произведении вязну как в трясине, а бросить не могу. Понимаю, что за историей стоит труд, возможно бессонные ночи, человеческие страдания и желание поделиться пережитым.

     Требования к произведению (особенно это касается габаритных работ) у меня весьма скромные. В моем райдере значится только одно: автор должен оставить за мной право решать, как мне относиться к герою или героине. Я не желаю быть бесправным читателем.

     Здесь речь идет о плотности субъективной оценки литератора по отношению к своему персонажу. Разумеется, часто протагонист (антагонист) наделен характеристиками близких, знакомых людей, к которым у автора имеется то или иное отношение.

     Но живущую в сердце эмоцию автора было бы неплохо подавать в менее концентрированном виде.

     Читатель – это существо, которое в неволе не живет. Не хочет он, чтобы за него решал все автор. Оставьте право за читателем, как относиться к уголовнику-рецидивисту или ударнику социалистического труда.
 
     Высокая плотность приписанных характеристик герою демонстрирует лишь то, что автор упорно желает взять читателя в свои союзники.

     Литератор желает говорить только о том, что интересно лично ему, слабо ориентируясь на читателя. Такое произведение вряд ли будет прочитано несколько раз.

     Создание антагониста – это вообще целое искусство. Этот образ нужно вЫносить. Он должен созреть, как лучший сорт сыра. Не нужно забывать, что человек живет в каждом. Процент человечности у всех варьируется.

     Отрицательный герой также может получить читательское сострадание и понимание, если автор грамотно дополнит лавину отрицательных характеристик маленьким лучиком света.
      В качестве примера первое, что пришло на ум это «Калина красная». Достаточно вспомнить, как рецидивист Егор Прокудин беседовал с березами, как нежно он к ним обращался. Герой вызывал больше жалость и сострадание, нежели брезгливое отношение из-за его криминального прошлого.

      Иногда талантливое авторское решение может превратить  произведение с незамысловатым сюжетом в бестселлер.

С наилучшими пожеланиями,
Ваш потенциальный читатель



Pic. The silence of the lambs