Обновка для друга

Григорий Кузнецов
            
     Я смотрел на рыдающего Володьку, которого отходила ремнём мать, за то, что он требовал купить ему полуботинки. Зачем мне надо было похвастать обновой. Если бы они подошли ему, то можно было бы носить по очереди, но он на три года младше меня. Неожиданно, мне пришла в голову хорошая идея. Когда сопереживаешь и ищешь выход из сложной ситуации, кто-то подсказывает выход.
  - Володька! Цыплята подросли и стали нести яйца. Ура!
  Он всхлипнул, посмотрел на меня заплаканными глазами:
 - Какие цыплята? И причём здесь они?
 - Тётка работает на птичнике, а там цыплята стали курами и несут яйца. Будем на велосипеде ездить к ней. Продавать возле поезда и купим тебе полуботинки.      
  Дружок задумался, личико стало просыхать от слёз. Умылся холодной водой из бочки, успокоился. Только красные, припухшие от слёз глаза, напоминали о его страдании.
  На следующий день, мы поехали на моём скрипучем велосипеде к тётке, которая жила в соседнем селе. Предварительно, мне пришлось изложить свои планы перед батей. Он, как бывший фронтовой разведчик, мог выслушать. Батя одобрил меня, похлопал по плечу:
  - Молодец сынок, если получится, то будет здорово.
  - Батя, ты только не говори матери.
   Тётка встретила неожиданных гостей возгласами. Мне пришлось рассказать ей наши проблемы.
  - В птичнике нельзя собирать, я же здесь не одна. Нам план дали, а вот в округе собирайте. Всё ваше.
 - Нам бы в день хотя бы десять яиц собирать.
   Вдвоём с дружком мы заняли наблюдательную позицию в берёзовой роще. Куры ходили далеко от фермы. Заметив присевшую несушку, наблюдали за ней и, как только она поднималась, мы со всех ног бежали к ней, чтобы та не расклевала яйцо. К обеду у нас было пять яиц. Единственным недостатком было то, что все они были маленькие. Выручила нас тётка Марина, она поменяла нам их на крупные. С большим трудом нам за весь день удалось собрать девять яиц.   Уставшие, но радостные, распрощались с тёткой, она нам добавила одно яйцо до десяти. Возвратились домой, спрятали добычу и, не дожидаясь  прихода коров, завалились спать.
  На следующий день всё повторилось. Нужно было собрать пару десятков, чтобы продать по одному рублю проводникам проходящего поезда Барнаул – Москва. В магазине яйца принимали по 67копеек. Победа! Двадцать яиц были собраны. Аккуратно сложили их в брезентовую сумку, пересыпали семечками, чтобы не разбились. До райцентра доехали на попутной машине. Хороший шофёр довёз нас, по дороге шутил, даже пел песню и нас заставил подпевать. Было весело, так что не хотелось с ним расставаться.
  Поезд стоял пять минут. За это время нужно было шустро пробежать со своим товаром возле вагонов. Первым на нас обратил внимание здоровый, не в меру упитанный проводник. Лицо его было красное, словно пару минут назад он ушёл от погони стаи волков.
  - Что у тебя за яйца? Тёмные, как болтуны. А?
  - Дядь! Так они испачкались в пыльных семечках. Мы ими яйца пересыпали, чтоб не разбились.
 Он разглядывал яйца, как придирчивый гаишник водителя. Сделал роковое заключение:
  - Это болтуны. Видать ты их вытащил из под курицы.
  - Да вы что, дядя? Честное пионерское – свежие.
  - О! Так ты пионер и так складно врёшь.
   Проводницы из других вагонов тоже не стали покупать, поверив тому жирному дядьке. Объявили отправление. Володька стал растерянный, готовый в любую минуту пустить слезу. Я взял яйцо и пошёл по перрону в сторону отправления поезда. Перрон был пустой . Стоя у столба я ждал, когда со мной поравняется вагон, с жирным проводником. Затем резко бросил яйцо и угодил в упитанный лоб проводнику, выкрикнув со зла:
  - Ну что, болтун? Сам ты болтун.
    Разбитое яйцо испачкало ему лицо и поплыло по рубашке, из под которой торчал выпученный живот. Проводница соседнего вагона смеялась так, что чуть не вывалилась из вагона.
  -Ах, ты гадёныш! Убью в следующий раз.
  Кто-то крикнул в мою защиту:
   - Молодец пацан!
   Всё происходящее увидел дядя Федя, бывший житель нашего села. Он хорошо знал моего отца, да и меня.  Пришлось рассказать ему всё как было.
Первое время он долго смеялся, затем дал дельный совет:
  - Юрка! А ты порежь мелко соломы, ножницами для стрижки овец и укладывай яйца. Передавай привет отцу, мы с ним всю войну прошли, Сталинград защищали, где его ранили. Напоследок потрепал меня за чуб:
  - Заходи в дежурку.
   Дорога домой показалась длинной и утомительной с плохим настроением. Утомляла августовская жара, шли по раскалённой зноем дороге. Попутная машина довезла нас домой.
   В те далёкие годы народ, переживший страшную войну, был дружным и сплочённым. Сообща переживали житейские трудности. Мирное время диктовало другие нравы. Люди перестали бояться почтальона, приносившего в войну похоронки, испытывали нужду в одежде и еде. Не было случая, чтобы машина проехала мимо идущего по дороге человека.
  Прошла неделя. Успех был на лицо. Пятьдесят яиц ждали своего часа. Вновь мы приехали в райцентр. На станции зашли к дяде Феди.
  - О, ребята! Вам повезло. Сегодня едет моя знакомая проводница, которая заказывает яйца. Я ей и продам.
  Радости нашей не было границ, душа пела. Пять рублей от продажи вручил нам дядя Федя. Мы сразу направились в магазин. Полуботинки коричневого цвета подошли Володьке по ноге. Продавщица с недоверием дала померить, так как босые ноги Володьки были грязными.
   - Деньги- то есть у тебя?
    С гордой улыбкой я показал ей пять рублей, зажатые в руке.
   Не чуя под собой ног, мы несли покупку домой. Это был один из счастливых дней в нашей жизни. Своей обновой мы похвастались моему бате, а затем пошли к Володьке домой. Его мать выслушала мою исповедь, посмотрела полуботинки. Мы ждали, что она будет радоваться, смеяться, но она молчала, словно онемела.
  Вечером, когда мать пришла с работы, тётя Степанида пришла к нам. Сняв платок, которым была повязана голова, она уткнулась в него и горько расплакалась. Я стоял поодаль и  молча смотрел на женщин. В те годы я не мог понять её слёз……