Шизофрения А. Слусаря против правды М. Захаровой2

Эдуард Волков
Полное название: ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ШИЗОФРЕНИЯ А. СЛУСАРЯ ПРОТИВ ПРАВДЫ МАРИИ ЗАХАРОВОЙ, ИЛИ КАК ДЕ-ФАКТО, ВОПРЕКИ БАЙКАМ М. САНДУ, ДИСКРИМИНИРУЮТСЯ РУССКОЯЗЫЧНЫЕ В Р. МОЛДОВА. (Окончание).

#АлександрСлусарь , #MaiaSandu , #русскоязычные , #РеспубликаМолдова , #МарияЗахарова , #русскийязык #ОлегВаснецов , #ЭдуардВолков


ВМЕСТО ЭПИГРАФА: Жаль, очень жаль, что мои тексты не доходят до президента РМ, по совместительству Королевы МолдоБессарабии М. САНДУ.
Много раз я ей демонстрировал и доказывал, что русскоязычные де-факто дискриминируются в РМ.
[См, например:< <Мэм Майя и пан Виталий, Вы вопиюще невежественны>> - <<Тщетные потуги АВА обелить русофобку М. Санду>> -Все ссылки на упоминаемые здесь тексты Вы найдёте в этом же тексте на "Проза.Ру" - ].
Однако мои слова ей как с гуся вода, она продолжает талдычить, что «в Молдавии нет притеснений по национальному, языковому или политическому признаку», как, к примеру, 26 декабря в очередной раз заявила во время посещения Гагаузии.

Полное название: ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ШИЗОФРЕНИЯ А. СЛУСАРЯ ПРОТИВ ПРАВДЫ МАРИИ ЗАХАРОВОЙ, ИЛИ КАК ДЕ-ФАКТО, ВОПРЕКИ БАЙКАМ М. САНДУ, ДИСКРИМИНИРУЮТСЯ РУССКОЯЗЫЧНЫЕ В Р. МОЛДОВА

Начало здесь - http://proza.ru/2022/12/29/1417

VI.ВОПРОС: ОБЯЗАНЫ ЛИ ВСЕ РУССКОЯЗЫЧНЫЕ ПОГОЛОВНО ОВЛАДЕТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКОМ?
ОТВЕТ: ОДНИМ – ЗНАТЬ ЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНО, ДРУГИМ - ЖЕЛАТЕЛЬНО В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ МЕРЕ, НО СОГЛАСНО КОНСТИТУЦИИ РМ и ЗАКОНАМ РМ - ВОПРЕКИ МНЕНИЮ М. САНДУ И ПРОЧИМ МОЛДОБЕССАРАБСКИМ НАЦИКАМ( КАК ИЗ ЧИСЛА МОЛДОВЕНИСТОВ, ТАК И ИЗ ЧИСЛА РУМЫНОУНИОНИСТОВ) - ПОГОЛОВНО ЗНАТЬ ЕГО В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ И МНОГОЯЗЫЧНОЙ РМ  НЕ ОБЯЗАНЫ.ЕСТЬ ЕЩЕ В РМ  РУССКИЙ ЯЗЫК С ОСОБЫМ СТАТУСОМ  ЯЗЫКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.


Прежде всего отмечу, что в настоящее время подавляющее большинство русскоязычных, включая и представителей старшего поколения, пенсионеры-горожане ПОНИМАЮТ РАЗГОВОРНУЮ МОЛДАВСКУЮ РЕЧЬ.

Далее подчеркну, что НЫНЕШНЯЯ РУССКОЯЗЫЧНАЯ МОЛОДЁЖЬ, в первую очередь выпускники местных вузов, как правило, СВОБОДНО ВЛАДЕЮТ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКОМ, И УСТНЫМ, И ПИСЬМЕННЫМ.

После этих двух констатаций я выскажу положение, от которого нацики (и государственники, так называемые молдовенисты, и румыноунионисты) и некоторые русскоязычные, боящиеся потерять место работы, выпадают в осадок и начинают иступлено повторять: как же так, как же так, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ.

Так вот, отвечаю им: НЕ ОБЯЗАНЫ -  ни в Конституции РМ, ни в канувшем в лету Законе о функционировании языков, ни в Законе и правах лиц, принадлежащих нацменьшинств, не сказано, что все граждане РМ, включая всех РУССКОЯЗЫЧНЫХ, ОБЯЗАНЫ ПОГОЛОВНО ОВЛАДЕТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКОМ.

Разумеется, ЖЕЛАТЕЛЬНО, НО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Пусть Вас прилагательное “государственный” не вводит в заблуждении.

В Молдове кроме государственного языка есть еще согласно действующему законодательству русский язык с особым официальным статусом, что, кстати, признал и Конституционный суд РМ, который хотя  в 2018 г. в своём Решении и признал  Закон о функционировании языков на территории РМ 1989 года  “устаревшим”, тем не менее подчеркнул, что 1) все законы и нормативные акты переводятся на русский язык;2) национальным меньшинствам гарантировано право получать начальное, среднее, высшее и пост университетское образование на русском языке; 3) представители национальных меньшинств имеют право обращаться в государственные учреждения на русском языке и получать ответ на этом же языке.

ОСОБО ПОДЧЕРКИВАЮ, что существует огромное количество должностей и мест работы, ДЛЯ КОТОРЫХ ЗНАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА ОБЯЗАТЕЛЬНО. В своё время они были перечислены в ст. 7 Закона о функционировании языков 1989 г.:

<<Статья 7. Для руководящих работников, работников органов государственной власти, государственного управления и общественных организаций, а также для работников предприятия, учреждений и организаций, по долгу службы общающихся с гражданами (здравоохранение, народное образование, культура, средства массовой информации, транспорт, связь, торговля, сфера, обслуживания, жилищно-коммунальное хозяйство, правоохранительные органы, аварийно-спасательная служба и др.), независимо от национальной принадлежности, в целях обеспечения права гражданина на выбор языка устанавливаются требования в части владения молдавским,  русским, а в местностях с населением   гагаузской национальности и гагаузском языками на уровне общения, ДОСТАТОЧНЫМ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРУДОВЫХ, СЛУЖЕБНЫХ И ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ. Объем и уровень знания языков определяется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Молдавской ССР в соответствии с действующим законодательством>>.

Всё это правильно, перечисленные категории работников БЕЗУСЛОВНО ДОЛЖНЫ ВЛАДЕТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКОМ, ДОСТАТОЧНЫМ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРУДОВЫХ, СЛУЖЕБНЫХ И ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ,  а вот пенсионеру, или сантехнику, или электрику, или дворнику и т.п. НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО свободно владеть устным и письменным государственным языком, ДОСТАТОЧНО ПОНИМАТЬ РАЗГОВОРНЫЙ МОЛДАВСКИЙ ЯЗЫК и использовать в общении с государственными органами и органами местного самоуправления и сотрудниками этих органов, согласно закону,  РУССКИЙ ЯЗЫК.


Мало кто отдаёт себе отчёт, а еще меньше решается сказать об этом вслух , что большинство (скорее, даже подавляющее большинство) государственников-молдовенистов из числа чиновников и творческой интеллигенции являются такими же национал-радикалами, как и румыноунионисты, желающие установить в Молдове – в полиэтнической и многоязычной стране – МОНОПОЛИЮ, А ТОЧНЕЕ – АБСОЛЮТНУЮ ДИКТАТУРУ МОЛДАВСКОГО/РУМЫНСКОГО ЯЗЫКА И ЭТНОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.

К настоящему времени и мягкий(пока) ЭТНОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ и мягкая(пока) же ДИКТАТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА, ДЕ-ФАКТО И ОТЧАСТИ ДЕ-ЮРЕ УЖЕ УСТАНОВЛЕНЫ В Р. МОЛДОВА, вопреки Конституции РМ, Закону “О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам,  и правовом статусе их организаций” и Концепции национальной политики Р. Молдова.

Мягкая (пока) диктатура государственного языка в РМ установлена благодаря ТРЁМ ПОЛИТИЗИРОВАННЫМ АНТИКОНСТИТУЦИОННЫМ РЕШЕНИЯМ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА, который в 2002 г. (председателем КС тогда был ВИКТОР ПУШКАШ)  признал ряд статей закона “О правах лиц, принадлежащим к национальным меньшинствам… “и ряд положений Закона “Об актах гражданского состояния”, антиконституционными, а затем отменил в 2018 г.  (задним числом, не имея на это никаких полномочий, председателем КС тогда был  уже  МИХАИЛ ПОАЛЕЛУНЖЬ)   Закон “О функционировании языков…” 1989 г., а вслед за этим в 2020 г. признал антиконституционным и новый Закон “О функционировании языков на территории РМ” (Председатель суда ДОМНИКА МАНОЛЕ).

ОБРАЩАЮ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА ТОТ ФАКТ, ЧТО НИКТО В СССР НЕ ПИСАЛ И НЕ ГОВОРИЛ, ЧТО ЗНАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ЯВЛЯЕТСЯ МОРАЛЬНЫМ ДОЛГОМ И ОБЯЗАННОСТЬЮ ГРАЖДАН СССР.

Было очевидно, что это не долг, а ЖИЗНЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, если только Вы желаете покинуть родное село и уехать в город, получить там  высшее образование( в первые три  десятилетия после 1944 г. можно было закончить вуз , обучаясь только на молдавском языке) , сделать себе более или менее приличную карьеру в той иной сфере, занять подобающее социальное положение.


Кроме того примите во внимание  следующий факт, о котором практически НИКТО НЕ ВСПОМИНАЕТ:  несмотря на “русификацию” в течение 45 лет, несмотря на “ужасный”, по мнению пещерных антисоветчиков, тоталитарный режим в СССР с его “диктатом” во всех сферах, по переписи в МССР в 1989 42,4 % МОЛДОВАН ИЗ МССР  СВОБОДНО НЕ ВЛАДЕЛИ РУССКИМ ЯЗЫКОМ ИЛИ ОН ДЛЯ НИХ НЕ БЫЛ РОДНЫМ. В городах молдаване и молдоване-мужчины в сёлах , как правило, к 1990 г. свободно владели русским языком, а вот в сельской местности ситуация была иная, большинство крестьянок-молдаванок плохо владели русским языком, хотя, как правило, его понимали.

БОЛЕЕ ПОЛНЫЕ ДАННЫЕ ПО ПЕРЕПИСИ 1989 г., 2004 г.  и 2014 г.  Вы найдете в моём тексте Галлюцинации Марка Ткачука : Ч. 1. -  http://proza.ru/2021/05/11/1699  и Ч.2. -  http://proza.ru/2021/05/12/1367  .




[Напомню, что румынская администрация в предвоенный период пыталась полностью, тотально  выкорчевать русский язык из Бессарабии. Однако выполнить свою программу-максимум ей не удалось. Всё же столетнее пребывание нашего края в составе Российской империи и политика русификации, которую целенаправленно проводила царское правительство, принесли свои плоды.   

И  несмотря на жесткие меры, которые предпринимали румынские власти (увольнение чиновников, введение обучения на румынским языке, запрет с 1938 г. говорить в присутственных местах на русском языке, закрытие библиотек и сожжение книг на русском языке), профессор Ясского университета О. Гибу в докладе на имя министра просвещения Румынии И. Петровича в 1938 г. констатировал: «По духу своему Бессарабия теперь несравнимо более русская, чем в 1918 году. И сейчас в городах и селах почти все охотнее говорят по-русски и читают чаще всего русскую прессу, всячески препятствующую утверждению румынизма». (Цит. по: Сергей Суляк.   Русский язык в Молдавии.С.2 - ). 

Эстафету  русофобской политики от   румынских властей достойно приняли и стали воплощать в жизнь на протяжении последних трёх десятилетий  наши румыноунионистские( главным образом) нацики – то вначале Народный фронт во главе с Ю. Рошкой, затем либералы во главе с М. Гимпу, а сейчас Королева МолдоБессарабии( тихой сапой и завуалированно), правящий  PAS , и тот  же А. Слусарь].


ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК  В СССР ЗНАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА, ТАК И ТЕПЕРЬ В РМ  ЗНАНИЕ МОЛДАВСКОГО ЯЗЫКА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ МОРАЛЬНЫМ ДОЛГОМ ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬЮ РУССКОЯЗЫЧНЫХ( как полагают национал-радикалы обеих мастей, ущемлённые исторически сложившимся комплексом этнической неполноценности, а посему теперь мстящие русским и всем тем, кто считает родным русский язык), А ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ НИХ ЖИЗНЕННОЙ НЕОБХОДИМОСТЬЮ по тем же причинам, что и  для молдован в СССР, является личным делом того или иного человека.

Знаешь в совершенстве государственный язык – ТЕБЕ ОТКРЫТА ДОРОГА К ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНИ во всех сферах государства, не знаешь – ты ИЗГОЙ в этом государстве ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА ДОЛЖНОСТЕЙ (но не в обществе).

Все те, кто выступал раньше против старого(1989 г.) Закона о функционировании языков с важнейшим положением   ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ СТАТУСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ЯЗЫКЕ  МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ, и все те, кто выступали против нового Закона о функционировании языков с тем же самым важнейшим положением, как это делала кандидат в президенты, а ныне и действующий президент РМ МАЙЯ САНДУ и практически вся национал-радикальная интеллигенция из числа молдован(а это более 90 %) и примкнувший к ним МАРК ТКАЧУК,  все они когда в мягкой форме прямо, а когда косвенно  ВБИВАЮТ В ГОЛОВЫ РУССКОЯЗЫЧНЫХ МЫСЛЬ:

ЯЗЫКОВАЯ ПРОБЛЕМА – ЭТО ТРЕТЬЕСТЕПЕННАЯ ПРОБЛЕМА, есть проблемы поважнее: коррупция, низкий уровень благосостояния, массовый отток рабочей силы из страны и т.д., посему смиритесь русскоязычные с тем, что Майя Санду и её обслуга из числа депутатов Парламента РМ, политизированного конституционного суда, а также  прочие её лакеи, холопы и шестёрки поведут Вас НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ СКОТОБОЙНЮ, в которой русский язык в отсутствии справедливого  закона о функционировании языков   и не политизированной правоохранительной системы БУДЕТ ПОЛНОСТЬЮ ВЫТЕСНЕН ИЗ ВСЕХ СФЕР ПУБЛИЧНОЙ ЖИЗНИ.

ПОСЕМУ УЧИТЕ ВСЕ, ПОГОЛОВНО ВСЕ  -  верещит идеологическая обслуга  М. САНДУ И ОНА САМА   – и стар и млад, и люди образованные и полуграмотные, и способные к языкам и не очень, и здоровые и больные и даже глухонемые – государственный язык, иначе ОКАЖЕТЕСЬ В ЯЗЫКОВОМ ГЕТТО, или еще точнее – В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ЛЕПРОЗОРИИ.

ТАК ВОТ, ЭТОТ ЛОЗУНГ являлся антиконституционным, это – плевелы, ибо согласно п (4) ст. 13 Конституции РМ со ссылкой на незаконно упразднённый Закон о функционировании языков, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК обязаны знать ТОЛЬКО  те русскоязычные, которые  подпадает под действие  упомянутой уже  выше ст. 7.

Плевелы  это как раз утверждение столь любимое национал радикалами, что государственный язык необходимо знать ПОГОЛОВНО всем русскоязычным.

БЕЗУСЛОВНО, В ЭТОМ НЕТ НИКАКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ В РМ, ПОКА ДЕЙСТВУЕТ НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩАЯ КОНСТИТУЦИЯ И ВЕСЬ КОМПЛЕКС ЗАКОНОВ, ЗАЩИЩАЮЩИЙ РУССКОЯЗЫЧНЫХ .

Если кто-то добровольно, не работая в перечисленных должностях в ст. 7, учит молдавский язык, то ЭТО ДОЛЖНО ТОЛЬКО ПРИВЕТСТВОВАТЬСЯ.

НО ОН НЕ ОБЯЗАН ЭТО ДЕЛАТЬ.

 
НЕТ НИКАКОГО ДОЛГА (о чём демагогически пропела в своё время многоуважаемая ИРИНА ВЛАХ, к тому же - Красавица), или НИКАКОЙ МОРАЛЬНОЙ ОБЯЗАННОСТИ (что было дискриминационно зафиксировано в новом варианте Закона о функционировании языков для русскоязычных национальных меньшинств с подачи депутата Парламента РМ СЕРГЕЯ СЫРБУ  )ЗНАТЬ ВСЕМ НАЦИОНАЛЬНЫМ МЕНЬШИНСТВАМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК .

(Представляю, как нацики - как государственники, да-да, среди них  их более чем достаточно, так и румыноунионисты - из МолдоБессарабии начнут – простите, - мочиться кипятком или брызгать соляной кислотой от негодования и от ненависти ко мне).



Да, обучение молдавскому языку в школах для национальных меньшинств должно быть поставлено на высоком уровне с тем, чтобы все ВЫПУСКНИКИ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СВОБОДНО ВЛАДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКОМ ХОТЯ БЫ НА УРОВНЕ ОБЩЕНИЯ.

И можно только приветствовать последнюю инициативу Министерства образования РМ( о чем говорила и президент РМ М. Санду), выделившего 10 млн. леев для бесплатного обучения государственному языку взрослых представителей этнических меньшинств, свободно им не владеющих , если ТОЛЬКО ПРИ ЭТОМ БУДЕТ СОБЛЮДАТЬСЯ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ЯЗЫКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ  и он не будет окончательно и полностью вытеснен из официальной сферы.


Ибо граждане РМ, не знающие госязык – САМИ СЕБЯ ДИСКРИМИНИРУЮТ В ОТНОШЕНИИ ЗАНЯТИЯ ОГРОМНОГО КОЛИЧЕСТВА ДОЛЖНОСТЕЙ. И этого достаточно.

Но они полноправные граждане в остальном отношении, С СОБЛЮДЕНИЕМ ВСЕГО КОМПЛЕКСА ПРАВ И СВОБОД, и русский язык КАК ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ в этом является ГАРАНТИЕЙ.


ПРОСТАЯ ДИЛЕММА:
 - если Вы требуете(как этого требуют все нацики, национал-радикалы, и относительно недавно, потакая им, об этом продекларировал И.Н. ДОДОН и в полемике со мной В.Ф. СТЕПАНЮК и поддержавшая его ОЛЕСЯ РУДЯГИНА) и постепенно этого добиваетесь, полностью вытесняя ДЕ-ФАКТО русский язык из официальной сферы и  максимально сокращая образование на русском языке, ЧТОБЫ ВСЕ ГРАЖДАНЕ СТРАНЫ ПОГОЛОВНО  В СОВЕРШЕНСТВЕ ВЛАДЕЛИ  МОЛДАВСКИМ/РУМЫНСКИМ  ЯЗЫКОМ , то тогда РУССКИЙ ЯЗЫК НЕ НУЖЕН КАК ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ в такой ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ И МНОГОЯЗЫЧНОЙ  СТРАНЕ, как Р. Молдова, в которой именно русский язык позволяет общаться украинцу с болгарином, гагаузу с русским, армянину с евреем, поляку с татарином и т. д.,

 - а если Вы ратуете за то, чтобы русский язык  сохранился в Р. Молдове как официальный язык межнационального общения, наряду с государственным, то тогда НЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, ЧТОБЫ ВСЕ ГРАЖДАНЕ РМ ПОГОЛОВНО В СОВЕРШЕНСТВЕ ВЛАДЕЛИ МОЛДАВСКИМ/РУМЫНСКИМ ЯЗЫКОМ, а только большинство, те из них, которые занимают те должности и работают в тех сферах, которые были перечислены в ст. 7 бывшего Закона о функционировании языков.

ПОВТОРЮ ЕЩЕ РАЗ – ЖЕЛАТЕЛЬНО, ДА! ХОТЯ БЫ НА УРОВНЕ ОБЩЕНИЯ, НО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Кто отрицает эту элементарную дилемму, тот или НАЦИОНАЛ -РАДИКАЛ, с КОМПЛЕКСОМ ЭТНИЧЕСКОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, сторонник АССИМИЛЯЦИИ всех этнических меньшинств, хотя Восточная Молдова в силу исторический обстоятельств сформировалась как многонациональная и многоязыковая страна, или у него проблемы с мыслительной деятельностью.

А может быть совесть с червоточинкой, и он прекрасно отдаёт себе отчёт в моей правоте, но потакает национал-радикалам и тем, из числа государственников, кто поёт с ними в одном хоре.

(А что касается моего отношения к молдавскому языку, то, во-первых, разговорным я владею с детства, ибо мне посчастливилось в этот период жить в молдавском селе Забричаны, что на севере Молдавии, где мама и папа лечили людей невзирая на их национальность, а, во-вторых, к молдавскому языку у меня особое трепетное отношение, о чем я написал в тексте “Четыре признания в любви” - http://proza.ru/2017/08/31/1918 ).




VII. СКОРЕЕ ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЯК ПРЕВРАТИТСЯ В ОГНЕДЫШАЩЕГО ДРАКОНА, ЧЕМ В МОЛДОВЕ НЕ МОЛДАВАНИН, БУДЬ ОН ХОТЬ 777 ПЯДЕЙ ВО ЛБУ, ЗАЙМЕТ ОДНО ИЗ ВЫСШИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ - ПРЕЗИДЕНТА, СПИКЕРА, ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ СУДЕБНОЙ ПАЛАТЫ, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА, ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ И Т.Д. ОТДЕЛЬНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ НЕ В СЧЁТ.

Мил человек, то бишь господин А. Слусарь, вместо того, чтобы демагогически и лицемерно стучать по клавишам, что <<во мне всё клокочет>>, ответьте мне на простой вопрос: какую долю среди должностных лиц государственных органов власти и управления высшего и среднего звена РМ составляли и составляют представители этнических меньшинств, включая русскоязычных, знающих государственный язык?

И пока Вы будете искать демагогический ответ на мой  вопрос и  собираться с мыслями, я Вас просвещу: в результате целенаправленной политики властей РМ в течении десятилетий в государстве сложилась ситуация,  когда НАЦМЕНЬШИНСТВА ФАКТИЧЕСКИ ПОЛНОСТЬЮ ОТСТРАНЕНЫ ОТ СТРУКТУР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ: И ХОТЯ ОНИ И СОСТАВЛЯЮТ ПОЧТИ ЧЕТВЕРТЬ ВСЕХ ЖИТЕЛЕЙ СТРАНЫ (БЕЗ “ПМР”), ДОЛЯ ИХ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ, МИНИСТЕРСТВАХ И ВЕДОМСТВАХ, ОРГАНАХ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ, АРМИИ, ПОЛИЦИИ СОСТАВЛЯЕТ МЕНЕЕ 1 %. Лет десять тому этот показатель составлял только 0,15 %. Не думаю, что за десять лет он существенно изменился.

Многонациональным народом Молдовы правят только и исключительно представители мажоритарного этноса…А это означает, что ДЕ ФАКТО В РМ УСТАНОВИЛСЯ ЭТНОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.
(Этой теме я посвятил статью: “Ущербность и ограниченность – де-факто – мононациональной демократии в Р. Молдова…” - http://proza.ru/2019/12/19/441  ).

(Во избежание недоразумения сразу же хочу подчеркнуть, что молдавскому крестьянству, многим служащим и некоторым представителям молдавской интеллигенции чужды идея и практика этнократизма. Однако практически вся политическая элита из числа мажоритарного этноса, практически вся творческая интеллигенция и значительная часть чиновничества, служащих и интеллигенции разделяет позиции этнократизма).


Еще раз повторю: РЕЧЬ ИДЕТ О РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩЕМ ПОЛИТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ, А НЕ О ДЕКЛАРИРУЕМОМ. Ибо в Конституции и в законах у нас полный порядок: все граждане РМ – равноправны независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка etc.,   все основные права и свободы, содержащиеся в международных пактах, у нас нашли достойное закрепление в Конституции РМ.

И нигде в нормативно-правовых  актах Вы не найдете норму, ограничивающей доступ национальных меньшинств, граждан РМ, к занятию тех или иных государственных должностей. В статье 39.” Право на управление” Конституции РМ в пункте (2) прямо говорится, что “любому гражданину обеспечивается в соответствии с законом доступ к государственной службе”.

Ограничения по закону касаются только доступа к должностям и сферам деятельности, о чём я уже говорил, в зависимости от уровня знания государственного языка.

Вообще-то, это ВАЖНЕЙШАЯ ОСОБЕННОСТЬ государственности, политического режима в РМ: ОГРОМНЫЙ ЛЮФТ между конституционно и законодательно закрепленными правовыми нормами, ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА ДЕ-ЮРЕ, с одной стороны и государственной и политической реальностью, с другой, ПОЛИТИЧЕСКИМ РЕЖИМОМ ДЕ-ФАКТО.

Разрыв между нормами и реальностью  существует во всех странах, но практически нигде, за исключением авторитарных режимов в Африке, некоторых стран Азии, Латинской Америки, он не достигает подобных размеров, КАК В МОЛДОВЕ.



(Кстати, согласно действующему законодательству, СТОЛЬ ЖЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И ЗНАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. (См.: ст.ст. 3,6,7 упразднённого Закона о функционировании языков…, а также ст. 12 действующего Закона о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций. В противном случае не будет воплощена в жизнь ст. 12 этого закона). Уверен, что большинство политической элиты РМ из числа мажоритарного этноса об этом даже – ха-ха   - не подозревают. А между тем, все больше выпускников молдавских школ свободно не владеют русским языком. И в отличие от того, о чем  пишет В. Степанюк, все больше выпускников  русскоязычных школ Кишинева или Бельц неплохо владеют молдавским языком).

Но вот что характерно: даже если Вы  владеете государственным языком, все равно доступ к реальным управленческим структурам, за редким исключением, Вам – если Вы русский, украинец, гагауз, болгарин, поляк, немец, еврей, армянин, цыган etc.-  ПРАКТИЧЕСКИ ЗАКРЫТ.

И это при том, что - не только титульная нация является учредителем независимой Республики Молдовы. Если кому-то непонятно, почему я делаю такой вывод, то поясняю, что в РМ в 1991 г. был принят Закон о гражданстве с “нулевым вариантом”. А ОТСЮДА СЛЕДУЕТ, ЧТО В МОМЕНТ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ РМ ЕГО НА РАВНЫХ ПРАВАХ УЧРЕЖДАЛИ НЕ ТОЛЬКО МОЛДАВАНЕ, НО И РУССКИЕ, И УКРАИНЦЫ, И ГАГАУЗЫ, И БОЛГАРЫ, И ЕВРЕИ ETC, - ВСЕ ГРАЖДАНЕ РМ.

ПОЭТОМУ ОНИ И ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРОПОРЦИОНАЛЬНО - СВОЕЙ ДОЛЕ В СОСТАВЕ НАРОДА - ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ, В РУКОВОДСТВЕ ПАРЛАМЕНТА, ОРГАНАХ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ, АРМИИ, ПОЛИЦИИ…

Данный вывод следует также непосредственно и из Конституции РМ.
Так, в пункте (1) Статьи 2 говорится, что “национальный суверенитет принадлежит народу Республики Молдова, осуществляющему его непосредственно и через свои представительные органы в формах, определенных Конституцией”.

А в четвертом абзаце Преамбулы Конституции РМ ясно и прямо сказано, что национальные меньшинства являются неотъемлемой частью, вместе с мажоритарным этносом, народа РМ: «Стремясь к удовлетворению интересов граждан иного этнического происхождения, составляющих вместе с молдаванами народ Республики Молдова “.

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НАЦИОНАЛЬНЫМ МЕНЬШИНСТВАМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ ПРИНАДЛЕЖИТ В РАВНОЙ СТЕПЕНИ С МОЛДАВАНАМИ.

Однако румыноунионисты и молдовенисты-этнократы думают по-другому. Они не допускали и не собираются допускать национальные меньшинства к значимым структурам государственной власти и управления, не говоря о вершинах.

Если мы вспомним все составы Правительства независимой РМ за 30 лет ее существования, то убедимся, что, в лучшем случае, среди министров представители национальных меньшинств были редким исключением. Один, максимум два. А чаще всего в составе Правительства не было ни одного их представителя.

Вспомним, как в своё время ответил бывший  премьер-министр В. Филат( в чьем правительстве нынешняя Королева МолдоБессарабии была министром образования) на вопрос, почему в Правительстве нет ни одного представителя национальных меньшинств.

“Мы не делим людей по национальному признаку”, - примерно таков был его ответ.

Так до В. Филата и после него отвечали многие высшие должностные лица РМ.

Очевидно, что как В. Филат, и прочие руководители РМ, включая М. Санду, так и клокочущий и брызгающий слюной А. Слусарь, не читали Рамочную Конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств, ратифицированную 22.10.1996 году и РМ.

Понятно также, что все они не читали Закон РМ “О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций” от 19.07.2001 г., в статье 24 которой утверждается, что “лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право на примерно пропорциональное представительство в структурах исполнительной и судебной властей всех уровней, в армии, органах правопорядка”.
 

Иначе М. Санду и А. Слусарь, признали бы, что ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО РУССКОЯЗЫЧНЫЕ, де-факто, несмотря на пребывающую в летаргическом сне статью 24 Закона о лицах, принадлежащих к национальным меньшинствам, ДИСКРИМИНИРУЮТСЯ В МОЛДОВЕ.


И тот, кто отрицает очевидные факты дискриминации в политической сфере этнических меньшинств, включая русскоязычных, вроде президента РМ или А. Слусаря, является, по сути, националистом-дискриминатором, сторонником ассимиляции нацменьшинств.


Во имя справедливости следует вспомнить, что именно ПКРМ в 2003 году впервые провозгласила и закрепила на законодательном уровне в Концепции государственной национальной политики положение, что РМ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКИМ ГОСУДАРСТВОМ.


Однако ныне все крупные партий РМ, включая ПСРМ и ПКРМ, забыли об этом положении, исходящей из Конституции. У них Вы в программных документах не найдёте внятных и детальных положений о том, что они собирается делать в сфере межэтнических отношений, ЧТОБЫ НА ДЕЛЕ, ДЕ-ФАКТО ПРЕКРАТИТЬ ДИСКРИМИНАЦИЮ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО РУССКОЯЗЫЧНЫХ, что они собираются делать , чтобы ПРИОСТАНОВИТЬ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ИЗ ОФИЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, законодательно восстановить его статус как языка межнационального общения (ПОСЛЕДНИЙ ПУНКТ НЕ КАСАЕТСЯ КОММУНИСТОВ И СОЦИАЛИСТОВ).

В нынешней Молдове уже недостаточно заботиться только о гарантированном сохранении языкового и этнокультурного разнообразия и использовать термин многонациональный народ РМ. Надо раз за разом упоминать, что РМ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ИЗ ЭТОГО ДОЛЖНА ИСХОДИТЬ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ВЛАСТЕЙ.

Национальные меньшинства, конечно, хотят жить в процветающей Молдове, в социальном и правовом государстве. Все это так.

Но при этом этнические меньшинства желают, чтобы законодательное положение о РМ, как о многонациональном государстве, было претворено в жизнь И НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА БЫЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ, ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ, ПРИМЕРНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО – СВОЕЙ ДОЛЕ В СОСТАВЕ НАСЕЛЕНИЯ - В РЕСПУБЛИКАНСКИХ СТРУКТУРАХ ВСЕХ ВЕТВЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

Мы хотим, чтобы молдавская демократия была полноценной, а это значит, что она должна быть и в политической сфере многонациональной, а не мононациональной.

И, само собой разумеется, официальный статус русского языка как языка межнационального общения должен быть конституционно закреплен, как конституционное закреплено и   положение о “молдавско-русском и русско-молдавском двуязычии”, которое ненавидят и полностью игнорируют румыноунионисты всех мастей и молдовенисты-этнократы.



РЕЗЮМЕ:УСТАНОВЛЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ ДИКТАТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА В ОФИЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ В ЕДИНСТВЕ С СЛОЖИВШЕМСЯ УЖЕ ЭТНОКРАТИЧЕСКИМ РЕЖИМОМ МАЖОРИТАРНОГО ЭТНОСА – НЕ ЗАОБЛАЧНАЯ,НЕДОСТИЖИМАЯ ГОЛУБАЯ МЕЧТА ВСЕХ РУМЫНОУНИОНИСТОВ И БОЛЬШИНСТВА ГОСУДАРСТВЕННИКОВ-ЭТНОКРАТОВ, А ЗАВТРАШНЯЯ  ЛЕГКО ДОСТИЖИМАЯ ЦЕЛЬ.




VIII.НЕУКЛОННОЕ И БЕЗОСТАНОВОЧНОЕ СОКРАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ВСЕХ УРОВНЯХ И ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

А. Слусарь не может не знать о приводимых многократно в СМИ фактах и цифрах о неуклонном сокращении образования на всех уровнях и дошкольном воспитании на русском языке.

И тем не менее он лицемерно утверждает, как и Королева МолдоБессарабии, что РУССКОЯЗЫЧНЫХ НИКТО И В НИКАКОМ ОТНОШЕНИИ НЕ ПРИТЕСНЯЕТ, мол, этнических русских в РМ  только “6 %”,подразумевая, что ТОЛЬКО ТАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ  процент  учреждений образования на русском языке, БЛУДЛИВО НЕ ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ ИНТЕРЕСЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ, У КОТОРЫХ РОДНЫМ  ЯЗЫКОМ ТОЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ РУССКИЙ, ИЛИ КОТОРЫЕ ХОТЯТ ОБУЧАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

То есть и здесь А. Слусарь, как и прочие румыноунионисты и государственники-этнократы ДИКТУЮТ РУССКОЯЗЫЧНЫМ И ВООБЩЕ ЭТНИЧЕСКИМ МЕНЬШИНСТВАМ, НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ОНИ ДОЛЖНЫ ОБУЧАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ И ВООБЩЕ, КАК ИМ ЖИТЬ.

Весьма характерна и показательна в этом плане реплика министра финансов Молдавии ДМИТРИЯ БУДЯНСКОГО во время обсуждения бюджета на следующий год, который настоятельно посоветовал школам Гагаузии с преподаванием на русском языке перейти на румынский, чтобы не тратить бюджетные средства.

И А. Слусарь, и Д. Будянский и прочие этнократы и дискриминаторы русскоязычных полностью и нагло игнорируют п. (1) ст.  6 многократно уже упоминаемого Закона “О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам…” : “Государство гарантирует реализацию прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, получать дошкольное воспитание, начальное, среднее (общее и профессиональное), высшее и постуниверситетское образование на молдавском и на русском языках и создает условия для реализации их прав на воспитание и обучение на родном языке (украинском, гагаузском, болгарском, иврите, идише и др.)”.




IX.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АККОРД: О СВОБОДЕ СЛОВА И ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

А. Слусарь много распинается в своём открытом письме о свободе слова в РМ и об отсутствии таковой в России. Но при этом он рассуждает как студент-двоечник на семинарском занятии, умеющий рассматривать обсуждаемый вопрос только в статике, а не в динамике и не конкретно-исторически…

Совсем недавно в РФ функционировали в течение многих лет оголтело-оппозиционные к В. Путину и проводимой им политике СМИ, вроде, “Дождя” или “Эхо Москвы”, на федеральные каналы приглашались не просто оппозиционно настроенные к В. Путину журналисты, политологи, эксперты, но и враждебно настроенные, по сути, к России деятели с Украины.

Понятно, что в условиях Специальной военной операции, противоборства всего Запада с Россией, и, особенно, С ВАЛОМ ДЕЗИНФОРМАЦИИ со стороны западных СМИ, ситуация кардинально изменилась и ограничения на оппозиционную деятельность и на свободу слова в РФ более чем оправданы и НЕОБХОДИМЫ.

А теперь господин А. Слусарь возьмите зеркало и посмотрите в него, посмотрите на то, что говорят и творят власти Р. Молдовы.

Начнём с того, что нынешняя власть ДЕ-ФАКТО ОТКАЗАЛАСЬ ОТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА ПОСТОЯННОГО НЕЙТРАЛИТЕТА РМ и открыто в действиях и в заявлениях высших должностных лиц односторонне поддерживает одну из воюющих стран.

Да, у нас нет, господин А. Слусарь, органа наподобие Роскомнадзора в РФ. Однако он нам и не нужен, ибо у нас есть орган похлеще - Комиссия по чрезвычайным ситуациям, своего рода МОЛД.ЧК, КОТОРАЯ ДЕЛАЕТ ВСЁ, ЧТО ЕЙ ЗАБЛАГОРАССУДИТЬСЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОППОЗИЦИИ, НЕУГОДНЫХ ТВ-КАНАЛОВ В ОБХОД ЗАКОНОВ.

Далее, наша страна – СТРАНА ПОСТОЯННОГО ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Раз за разом его продлевает Парламент голосами PAS и вопреки мнению парламентской оппозиции по предложению правительства Гаврилицэ. В условиях ЧП - и это общеизвестно – намного легче бороться с оппозицией, пренебрегая многими нормами законов, подавлять свободу слова, запрещать проведение мирных акций протестов. Кстати, в России ЧП на всей территории не введено.

Наконец, год за годом в РМ СОКРАЩАЕТСЯ ДОСТУП К АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ, к распространению иной, чем у властей точки зрения на те или иные события внутренней  и международной жизни. Произвольный отбор лицензии у 6-ти  ТВ-каналов на период ЧП  - наглядный пример на этот счёт.

Однако, перечисленное – это цветочки. Вы послушайте и вникните в смысл того, что сказала наш Президент, наша Королева МолдоБессарабии 10 октября на брифинге:
” Тех, кто продвигает и оправдывает войну, нужно жёстко наказывать. Люди, которые оправдывают убиение украинцев у них дома, опасны для общества, для мира в нашей стране. В другие времена эти люди оправдывали бы Холокост или депортацию молдаван в Сибирь. Завтра они будут оправдывать убиение своих соотечественников. Кому служат эти люди? Безусловно, не Республике Молдова, – сказала президент”.


Не знаю, за что получала, вероятно, отличные оценки студентка М. Санду (предполагаю, была зубрилкой), ибо я, вузовский преподаватель с 40-летним стажем, отмечаю, что с логикой мышления у неё дела швах.

Процитированный текст Королева МолдоБессарабии произнесла, руководствуясь поговоркой “в огороде бузина, а в Киеве дядька”.

Причём это не только логическая несуразица, но и преднамеренная провокация, разжигающая ненависть среди своих сторонников к оппозиции и ко всем, кто чувствует, симпатизирует, думает иначе, чем её Величество.

Никто в РМ не продвигает и не оправдывает войну как таковую. Однако есть граждане РМ, которые понимает причины, по которым Россия была вынуждена начать Специальную военную операцию после 8-летних безуспешных попыток в рамках Минских договорённостей прекратить кровопролитие в Донбассе и мирно разрешить конфликт.

Где был воинствующий пацифизм М. Cанду на протяжении всех этих 8 лет, в течение которых киевский режим проводил так называемую АТО (ту же самую войну в понимании М. Санду), в ходе которых гибли мирные жители в Донбассе – дети, старики, беременные женщины?

Разве это не вопиющее двуличие и не лицемерие, в одних случаях военные действия Украины считать в порядке вещей и безучастно относиться к жертвам среди мирного населения Донбасса, а в других случаях требовать наказания граждан своей страны, которые думают по-другому чем президент страны  и оправдывают СВО.

Более того, если вдуматься в следующую фразу, то М. Санду – отдаёт она себе в этом отчёт или не отдает, - ОТОЖДЕСТВЛЯЕТ СЕБЯ С РОДИНОЙ: “Измена родине будет наказываться максимально строго”. Какая измена, Ваше Величество? Мы, думающие по-другому, чем Вы, родине не изменяем, но иначе, чем Вы, относимся к СВО.

СВОБОДА СЛОВА В МОЛДОВЕ ВЫРОЖДАЕТСЯ В ПОЛНУЮ СВОБОДУ ПРОПАГАНДЫ МЫСЛЕЙ КОРОЛЕВЫ МОЛДОБЕССАРАБИИ.И никакой отсебятины…
<<ЧУВСТВУЙТЕ, КАК МАЙЯ, ДУМАЙТЕ, КАК МАЙЯ, ГОВОРИТЕ, КАК МАЙЯ.;I PUNCTUM!.......И БУДЕТ ВАМ СЧАСТЬЕ…. В ХЛЕВУ…>>

А дальше в высказываниях М.Санду на брифинге кроме провокационной бредятины ничего нет. С какой стати, человек, оправдывающий СВО, будет оправдывать Холокост? Только потому, что В. Зеленский – еврей? Или депортации, которых было три волны – 1940 г., 1941 г. и 1949, и они отличались по высылаемому контингенту.

А что означает фраза М. Санду, что “завтра они будут оправдывать убиение своих соотечественников”.

Президент что же, предполагает, что СВО России перекинется на Молдову? Вместо того, чтобы стращать людей и искать иллюзорный повод для наказания тех, кто чувствует и думает иначе, чем М. Санду, лучше бы президент страны выстраивала нормальные межгосударственные отношения с Россией и строго придерживалась конституционного принципа нейтралитета.


И подлинной вкусной-превкусной (в понимании М. Санду) вишенкой на торте является требование к правительству( требовать от правительства -  явно превышает её конституционные полномочия) “изменить законодательство так, чтобы полиция могла вмешиваться в обеспечение общественного порядка даже в случае, когда местные власти саботируют усилия властей по поддержанию порядка в стране».

Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понимать, что наделение полиции дополнительными полномочиями приведёт к злоупотреблению со стороны правоохранительных органов. У полиции достаточно полномочий для того, чтобы обеспечивать общественный порядок без наделения её дополнительными правами.



ВМЕСТО ЭПИЛОГА (извините, что этот эпилог я уже публиковал в другом тексте. Но он крайне важен): У Республики Молдова нет будущности в качестве независимого государства, если она де факто и де-юре по ИСПОЛНЯЕМЫМ ЗАКОНАМ будет и в дальнейшем МОНОНАЦИОНАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВОМ МОЛДОВАН.

Только МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ – не по декларациям, а по исполняемым законам страны, включая упомянутый закон о правах лиц, принадлежащих к нацменьшинствам и закон о функционировании языков, аналогичный закону 1989 г. и 2020 г. - ГОСУДАРСТВО МОЛДОВАН, УКРАИНЦЕВ, РУССКИХ, БЕССАРАБСКИХ РУМЫН, ГАГАУЗОВ, БОЛГАР,РОМОВ, БЕЛОРУСОВ, ЕВРЕЕВ, ПОЛЯКОВ, АРМЯН, АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ, ТАТАР И ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ, В КОТОРОМ РУССКИЙ ЯЗЫК ЯВЛЯЕТСЯ ЯЗЫКОМ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ, СПАСЁТ МОЛДОВУ  ОТ ПОГЛОЩЕНИЯ ТОЙ ЛЮБВЕОБИЛЬНОЙ МАМОЧКИ, ЧТО ЗА ПРУТОМ.

Правда, это как раз то, о чем мечтают и видят в цветных снах национал-радикалы и румыноунионисты – а имя им легион - из Генеральной примэрии, из государственного аппарата страны снизу доверху, из правоохранительных органов, из учебных заведений и т.д., а в Академии наук и  в творческих союзах других практически  не держат. “Святая земля” для подобной почтенной публики, несмотря на все их регалии и заслуги.

И ЭТО, К СОЖАЛЕНИЮ, ТО, ЧТО НЕ ПОНИМАЮТ МНОГИЕ ГОСУДАРСТВЕННИКИ-МОЛДОВЕНИСТЫ.



ВМЕСТО ЭПИЛОГА- 2.
 
(Фрагмент о том же из текста “Русскоязычным малоимущим РМ доступ к суду закрыт-2”. Повторяю его еще раз, чтобы лейтмотив дошел до тех демократически и плюралистически настроенных государственников, до кого никак не доходит).

Запомните, уважаемые сограждане, простую, как мычание коровы, ИСТИНУ: НИКОГДА И НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕЛЬЗЯ БУДЕТ ОБЪЕДИНИТЬ, КОНСОЛИДИРОВАТЬ НАРОД Р. МОЛДОВА, он фатально расколот( это признают все политики и политаналитики, но рассуждать до логического конца и делать соответствующий вывод не хотят) и этот раскол поддерживается и нынешней системой образования РМ и её политической элитой как справа, так и слева:

- мажоритарный этнос на молдован (к которому причисляет себя Игорь Додон) и бессарабских румын (к которому относится Майя Санду);

- молдован, которые геополитически ориентированы на Восток и молдован, которые геополитически ориентированы на Запад;
 
-  практически все гагаузы и подавляющая часть этнических меньшинств Молдовы также ориентированы на Восток, прежде всего на Россию.
 
- Р. Молдова является объектом геополитического противоборства России, с одной стороны и Румынии, США и ЕС, с другой стороны.

(Эти четыре момента признают все. Но дальнейший вывод не делают).

А ВЫВОД лежит на поверхности: В сложившейся  ситуации МОНОНАЦИОНАЛЬНАЯ РМ( а в ней демократия именно такая – мононациональная) как НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО МОЛДОВАН,  а именно так  понимают её большинство государственников-молдовенистов, которые являются(как и все бессарабские румыны) НАЦИОНАЛ-РАДИКАЛАМИ, -  обреченно на исчезновение с политической карты мира и  объединение с Румынией, где НАХОДИТСЯ ЗАПАДНАЯ МОЛДОВА И ПРОЖИВАЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ДОЛЯ ЭТНИЧЕСКИХ МОЛДОВАН.

У Р. Молдова есть будущность ТОЛЬКО КАК У МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА (на деле, а не декларативно) в котором:

- и демократия является многонациональной (где на высших должностях и в среднем звене системы государственного управления находятся пропорционально своей доли в составе населения РМ   представители национальных меньшинств);

- и государство является на деле ПРАВОВЫМ, а не похожим на бандформирование, где живут по понятиям, а не по законам;

- и русский язык ГАРАНТИРОВАННО используется как язык межнационального общения НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РМ И БЕЗ ИЗЪЯТИЙ  В КАКОЙ ЛИБО СФЕРЕ( вроде изъятия в суде, с которым я столкнулся, когда с меня потребовали в Админсуде с. Рышкань  перевода моих заявлений с русского на молдавский)  и соответственно гагаузский язык и язык этнических меньшинств используется наравне с государственным соответственно в Гагауз-Ери и в местах компактного проживания украинцев, болгар, ромов…

- А вообще, должны быть преодолены все те НЕГАТИВНЫЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, которые присуще РМ как НЕПОЛНОЦЕННОМУ ГОСУДАРСТВУ - http://proza.ru/2019/06/15/268
SIC!