Визиты в преисподнюю

Евгений Парушин
      Уважаемый читатель. Перед вами серия снов. Очень чётких и логичных. Претендовать на реальность трудно, хотя реалистичность высочайшая. Кто не верит – попробуйте сами в сне постучаться в приёмную ада и пообщаться с его хозяином.

      Сидя в удобном кресле у окна, по которому стучал и просился в тепло проливной дождь, я задремал.

      Проснулся на краю круга света в большом зале. Неосвещённая часть терялась в темноте и казалась бесконечной. Постепенно глаза адаптировались, я обнаружил, что стою напротив Дьявола, спокойно сидящего в большом древнем кресле. Он с интересом рассматривал меня и вдруг спросил:

      – Зачем явился? Время твоё не пришло. Да и не факт, что тебе к нам.

      – Надеюсь, что ненадолго. Познакомиться, понять, что там, за чертой.

      – Ну будем знакомы. Я Дьявол.

1.       Адвокат

      До меня медленно дошло, что я направлен в командировку выяснить, как дела у не так давно умершего известного адвоката. Осмотревшись, я доложил о цели своего посещения и с удивлением обнаружил на невидимой до того стене ковёр с изображением того самого адвоката. Хозяин ада усмехнулся, посмотрел на коврик и с грустью сообщил:

      – Вот что пришлось из него сделать. Замучал он нас тут в аду и всех, кто ему попался в раю. Ужасный тип. Что мы с ним только ни делали, как его ни ублажали в раю – не мог угомониться. Всё не так и не по закону. А закон тут – Я, а там – ОН! Но до твоего адвоката так и не дошло.

      – Ну, не мой, а просто известный. Что же он такое делал, что смог вывести из себя Вас? Вроде ни в чём плохом он при жизни не замечен был. Ну, кроме невероятного занудства.

      Дьявол засмеялся, что выглядело весьма неожиданно, и поведал историю о том самом смертном.

      Прибыл он, как обычно, после инфаркта. Определили его в рай, потому как грехов за ним серьёзных не числилось, кроме нескольких тысяч убиенных мух и комаров. ТАМ он быстро освоился и начал требовать, чтобы пребывающих в раю не заставляли наслаждаться тем, что им вовсе и не надо было при жизни. Он сам, к примеру, ненавидел нектар. Его долго терпели, но в конце концов отправили ко мне на перевоспитание.

      И тут начался ад в аду! То поленьев не докладывают, то немытая сковорода после предыдущего грешника, то воду не поменяли в котле. Чёрт знает что. Мы его как могли жарили, варили, даже замораживали в жидком азоте. Всё равно недоволен и утомил всех требованиями предоставить Кодексы на все прегрешения и процессуальный туда же. Извёл всю нежнейшую бумагу из кожи грешников на требования, представления, запросы и ходатайства, которыми мы потом его котёл топили.

      Мало того, что чертей изводил, так оказался правозащитником. А у нас всё по высшему разряду. Пылинки на сковороде не найдёшь, вода в котлах дистиллированная, а жижа для купания в экскрементах чище, чем вода в Чёрном море. Так ему ещё сертификат подай!

      Ну, в общем, жутко утомил. Я его раскатал в тоненький блин и засунул под ворота в рай. Не всё коту масленица. Но ТАМ он пробыл недолго, извёл обслугу домогательствами, а бедолаг, наслаждающихся доступом к неограниченным ресурсам, своей заботой, полагая, что они страдают от невозможности всё сожрать и выпить. Сплавили его опять к нам. Мало тут своих забот, чёрт его дери, что они исправно и делали.

      Мы его тогда уложили на сковородку, закрыли крышкой, заварили её наглухо и извели годовой запас дров. Когда отпустили на общий режим в котёл – он за старое. Ну тут я его превратил в коврик и на стенку прикрепил в назидание другим. Тебе нравится?

      Мне не особо нравилось, но я восторженно подтвердил, что идея просто великолепна.

      Дьявол рассмеялся и сообщил, что обманывать плохо, тем более того, кто видит всё насквозь. Ну и отпустил назад, чтобы я донёс суровую правду до людей.

      Вернувшись домой, я понял, что ливень кончился, светит солнышко и вообще жизнь прекрасна.

2.       Психоаналитик

      Прошло несколько дней и мне захотелось повторить путешествие. Задремав за компьютером, я снова оказался в большом зале стоящим напротив Дьявола, который, казалось, не пошевелился после предыдущего моего визита. Он ухмыльнулся и поинтересовался:

      – О ком ты на этот раз хочешь поговорить?

      Я улыбнулся и осмотревшись понял, что адвокат внимательно смотрит на меня и очень хочет что-то сообщить. Хозяин, глядя на коврик с нескрываемым наслаждением поведал:

      – С этим ужасным типом всё пришло в норму. Теперь он действительно в аду! Все видит и слышит, а ни сделать, ни сказать не может ничего! Тебе нравится?

      – Ну не могу сказать, что нравится, но справедливо. Ведь это главное? Я правильно понял?

      Дьявол посмотрел на меня с интересом:

      –  Несколько необычно слышать рассуждения о справедливости в этом зале. Хотя, наверно это действительно справедливо. И другим занудам в назидание! Однако, ты же не для того явился. Спрашивай.

      Я внимательно посмотрел на собеседника. Он не казался ни страшным, ни, тем более, ужасным. В горящих глазах на самом деле не было злобы, а скорее усталость и грусть. Вздохнув я сообщил, что на этот раз хотелось бы узнать о судьбе известного и давно по земным меркам умершего психиатра, имя которого поминают всуе постоянно. Дьявол откинулся в кресле и улыбнулся:

      – А его тут нет!

      – А куда вы его дели?

      – Он ТАМ, ковриком на стенке в приёмной рая, – показав пальцем вверх, там к нему ходят толпами и рассказывают о своём детстве и страхах. Он просто млеет от счастья и наслаждается каждым мигом.

      – Ясно! Схема работает как часы. А куда его фанатичных последователей? Зала для них явно мало.

      Дьявол посмотрел на меня, как на мышь, обнаруженную в холодильнике, и проворчал:

      – Куда, куда? На Землю! Он один тут всех утомил, даже больше, чем этот, – кивнув головой на коврик. Ты можешь себе представить, чтобы кто-то пытался мне, Хозяину этого мира заявить, что у меня проблемы! Причём не от него! А от детских сексуальных страхов!

      Я не смог удержаться и рассмеялся:

      – Это как? Вас? А что, было детство?

      – А ты мог бы и не ухмыляться так нагло, разговаривая с самим Дьяволом! Свободных сковородок пока много.

      – Я не хотел бы торопиться на сковородку. Но вот что не могу для себя понять. Как правильно обращаться к вам? Ваше величество Дьявол? Или уважаемый Дьявол? Или, может быть, Ваше святейшество?

      И тут я понял, что до сковороды остался лишь маленький шаг и любая ошибка будет последней. В результате, я стал молча перебирать известные мне титулы и чем дальше, тем мне становилось страшнее. Дьявол, наклонив голову смотрел на меня, как на редкого таракана, а потом прервал поток идиотизма:

      – Остановись же! Я же не слова твои слышу, а мысли. А там такое, что любая сковородка покажется чайным блюдечком. А обращаться… Наверно на «ты», ибо другого такого как я нет, не было и быть не может.

      – Извини, Дьявол. Я не могу сориентироваться в такой обстановке, но ты же понимаешь, что я и не думал ничего такого, что могло бы тебя задеть. Не каждый день я тут, ты же понимаешь.

      – Понимаю. И порой удивляюсь. Как всё было спокойно несколько веков назад. Чистые души наверх, гаденькие – ко мне. Никаких проблем с выбором. Белое – это белое, а чёрное – это чёрное. А сейчас, то адвокаты, то психиатры, то учёные, которые готовы расстаться с остатками души, но доказать мне, я в принципе не могу существовать!

      – Так тебе же это нравится! Потому как вековая скука кого угодно замучает. А, ты явно работяга, тянешь всю эту… – я замялся, – на себе.

      Дьявол оживился:

      – Ну и ну. А ведь ты в чём-то прав. Тут было стабильно, как и ТАМ наверху, а сейчас что-то изменилось. Но мы с НИМ нашли управу на суматошных покойничков. Мы их отправляем снова на Землю. Ваши мистики даже название придумали – реинкарнация! А на самом деле всё просто, в аду и в раю им просто нет места. Вот и получается, что три уровня – мой, как бы нижний, Земля и верхний, там, где рай. Треугольник. Понял?

      – Конечно. Красиво. Насколько соответствует реальности – никому неведомо. Может и тебя нет, а мне просто снится это.

      Дьявол покачал головой:

      – Всё-таки было бы правильно слегка тебя пожарить или хотя бы отварить для порядка. Как может меня или ЕГО не быть, если мы есть!!! Ладно, когда-нибудь поймёшь. Хочешь на прогулку по аду?

      – Не. Пока не готов. Для меня сегодня сковородка – это нечто совершенно замечательное. Налил на раскалённую сковородку масла, оно шипит, красота. Хлоп туда кусок мяса! И через десять минут, а то и раньше наслаждаешься, отрезая кусочки так, чтобы было и мясо и немного жира. Разве это не прекрасно?

      Дьявол ухмыльнулся:

      – Тебе не кажется, что для этого пришлось пришибить бурёнку или хрюшку? Это не грех полагаешь?

      – Ну нет. Думаю, не грех. Просто между человеческим и свинскими родами заключено соглашение тыщи лет назад. Человек гарантирует выживание, защиту от волков, лечит и помогает вырастить детишек. А хрюшки, уже в возрасте, хорошо кушавшие всю жизнь, добровольно идут на сковородки и в мясорубки. Гармония ведь!

      Это привело Дьявола в восторг:

      – Ну и ну. Всяко слышал от людей в своё оправдание, но такого ещё не приходилось.

      Я осмотрелся, стало ясно, что ничего плохого мне не запланировано и осторожно поинтересовался:

      – Послушай, Дьявол, а почему везде тебя изображают с рогами, когтями, здоровенными зубами, веками не мытой шкурой? А ты. Ты выглядишь благообразно. Идеальный серовато-стальной мех. Характер улыбчивый и совершенно не злобный. В зале вообще нет никаких запахов, тем более серы. Чистенько и уютно. Может я что-то не так воспринимаю? Или это просто филиал рая?

      Он рассмеялся:

      – Каждый видит не меня, а свои страхи. Так уж люди устроены. Те самые детские, да ещё умноженные на эротические фантазии. То, что ты меня вот так видишь – это весьма необычно и приятно, на самом деле. А то попадают сюда, трясутся от страха и несут ахинею. Просят прощения почему-то у меня, а не у тех, кому напакостили. Выклянчивают путёвку в котёл с холодной водой. А по сути это один чёрт, мне ведь для грешника не жалко даже бака с жидким азотом.

      Собеседник погладил идеально гладкий мех на руке и предложил убедиться. Но это было уже перебором. Гладить существо, с огромной энергетикой, как роскошного кота, показалось просто немыслимым. Он понял и улыбнулся:

      – Опасаешься?

      – Нет! Просто считаю, что это неправильно. Мы в разных мирах. Пока в разных. Ты несопоставимо могущественнее по своей природе. Я должен был сказать, что недостоин прикасаться, но не скажу. Просто не дело в моём положении оценивать мех Дьявола.

      – Вот это мне очень нравится. Эх, когда ты к нам? Будет с кем поговорить.

      – В рай меня не возьмут, полагаешь? Я даже хуже того психоаналитика?

      – Нет, теперь ты просто не понял. Ты сам ко мне попросишься через неделю. Там тебе будет невероятно скучно. Всё есть, стремиться к новым ресурсам просто нет смысла. Ибо их нет и быть не может там, где уже всё есть в изобилии.

      Я понял, что влип. В раю скука, на Земле суета и борьба за ресурсы, а в аду умнейшее существо, правда опасное. Дьявол продолжал улыбаться, читая мысли и продолжил:

      – Всё-таки человек очень странное создание. То придумывает идиотские титулы мне, самому Дьяволу. То готов после завершения пути оказаться тут, передо мной, а может даже и рядом. Может тебе лучше пройти ещё разок земную жизнь?

      Я вздохнул:

      – Ты абсолютно прав. Но и возможность пообщаться с тобой мне тоже кажется очень интересной. Ведь ты можешь очень много рассказать о нашем, своём и ТОМ мире. А может и о других мирах. Это невероятно интересно. Намного интереснее райских садов или котлов с кипятком или смолой. А потом снова Земля, снова борьба за ресурсы и покой в аду. Разве это не прекрасно?

      Он усмехнулся опять. Потом покачал головой в знак согласия и поведал, что такой вариант ему намного симпатичнее, чем то, к чему стремятся те никчёмные людишки, которые хотят продать ему душу за блага на Земле. Их с собой не унесёшь оттуда. А попав сюда – они абсолютно не интересны Хозяину и место их там, среди мерзавцев и грешников. Дурачьё, конкретно.

      Мы попрощались, и я вернулся, чтобы порадовать психоаналитиков, что там для них нет вакансий и им предстоит повторить урок дома.

3.       Учёный

      Третья встреча в уже знакомом зале состоялась, когда мне пришла во сне мысль поговорить о судьбе учёного, которого все считали чудаком и одновременно гением. Он имел много учеников, которым дарил идеи и обеспечивал публикацию, играл на скрипке и даже получил Нобелевскую премию совершенно не за то, что считал делом своей жизни.

      Дьявол, как обычно, сидел на своём троне и с интересом смотрел на меня:

      – Соскучился, понимаю. О ком ты на этот раз хочешь поговорить?

      Я улыбнулся:

      – Ты уже понял. Очень необычный был человек. Как ему теперь приходится? Наверняка он всё-таки не здесь, а ТАМ?

      Дьявол усмехнулся:

      –  ТАМ. Но я имел удовольствие с ним пообщаться. Узнал много интересного о себе. Это немыслимо.

      Я осмотрелся и, поймав мой взгляд, дьявол пощёлкал пальцами, и откуда-то прибежало странное сооружение, похожее на черепаху и устрицу с ножками одновременно. Остановившись около меня, оно подняло створку и в итоге превратилось в необычное, мягкое, обитое мехом кресло. Я уселся и понял, что мне очень уютно. Покачав головой, я поблагодарил хозяина, который повторил приказ кому-то неведомому, и ко мне прибежало нечто странное с множеством ног. Остановившись передо мной, это чудище превратилось в стол с большой прозрачной столешницей, стоящей на носах четырёх здоровенных псов, которые дружелюбно смотрели на меня. Я погладил стол там, где была голова одного из них, и понял, что им такое очень нравится. Дьявол усмехнулся, и тут же из темноты к нему приполз стол побольше. Но уже не на собаках, а на королевских кобрах в качестве ножек. Весьма суровое сооружение. Кобры внимательно смотрели на меня, а потом приветливо зашипели. Пёсики моего стола рыкнули в ответ и всё затихло.

      Я вздохнул:

      – Ну и мебель у вас тут. Серьёзно.

      – А почему это у нас? Это то, что ты себе представил. Я тут вообще не участвовал. Ты её сам и создал, я только воплотил твоё видение.

      – Я??? Стол на кобрах? Да уж. Не ожидал. А кресло шикарное. Плотный гладкий мех похож на шкуру северного оленя.

      – Естественно. Именно он. А какой он ещё мог быть, если ты себе такое вообразил?

      – Спасибо тебе, Дьявол. Не ожидал, что такое можно увидеть, как наяву.

      Он сообщил мне, что тоже очень удивлён моим видением мебели для приёмов в главном зале ада и сохранит эти творения на будущее, а потом поинтересовался:

      – А почему ты не спрашиваешь о том, ради кого ты тут появился?

      – Мне кажется, что ты им не особо доволен. Да и вряд ли ТАМ он вызвал восторг.

      – Естественно! Как мне может понравиться то, что мне от дверей сообщают, что меня не просто нет, но и быть не может в принципе! А вот ОН при этом есть! Не логично.

      Я рассмеялся, представив реакцию Дьявола на такое сообщение. Не желая огорчать собеседника, я мягко спросил:

      – Разве тебе это важно? Он же просто смертный. Ну вот такая у него модель мира. И вообще физики считают, что его изречения можно применить для обоснования любой модели мира, даже абсолютно бредовой.

      – А вот в это я верю! ТАМ он умудрился объяснить ЕМУ, что существование ЕГО совершенно не актуально для того, чтобы познавать окружающий мир. Правда, мягко и дипломатично. Обошлось экскурсией в ад, то есть опять же – ко мне. А тут твой великий учёный бессовестным образом отказался от прогулки по преисподней, заявив, что раз ада нет, то и смотреть нечего.

      – Здорово! Послушай, а вдруг он прав? Ведь если Творец ещё понятен и естественен, то тебя должны были придумать как антитезу. Есть благо, и радость, и противоположность – вечные мучения, ну а ты руководитель этого места. Чем это плохо?

      – А что в этом хорошего? – возмутился собеседник.

      – Ну как… Смотри, ты есть, но вроде тебя нет, а потому можешь творить всё, что заблагорассудится. А уж черти – твои подчинённые – свободны от всяких обязательств и могут творить любые безобразия. У НЕГО нет такой свободы. А потому там скучно, а у тебя хлопотно, но порою весело.

      – Мне не нравится такое. Я точно знаю, что я есть. И работаю сам, и работают мои черти. Без нас мир утонет в горе и печали, потому как ничто не будет сдерживать людей от злодейства и прегрешений. Каждый будет хотеть урвать себе всё, что на глаза попадётся. А тем, кто думает не только о себе, так и вообще ничего не достанется. А значит, мир умрёт. Так что я и мой ад нужны людям. Кстати о безобразиях! Черти тоже нуждаются в отдыхе. А безобразничают и сбивают людей с толку в основном бесы.

      Я погладил стол, ножки приветливо завиляли хвостами, а в глазах появилась почти человеческая улыбка. Это было восхитительно и понравилось даже моему суровому собеседнику. Он вздохнул:

      – Жаль, что уходишь в свой мир. Но я не спешу и не тороплю тебя. Помни, тебя тут ждут живые уютное кресло и стол.

4.       Творческие люди

      Очередной визит в преисподнюю получился неожиданно под утро, после трудного дня накануне.

      В зале все было по-прежнему, стол дремал в углу и прибежал радостно виляя хвостами. Я погладил столешницу, ножки чинно уселись на пол, а в глазах появилась почти человеческая улыбка. Это было восхитительно и понравилось даже моему суровому собеседнику. Он вздохнул:

      – Ну что сегодня у нас в планах?

      Усевшись в кресло, я положил руки на столик и сосредоточился, полагая, что в этот раз Хозяин этого мира сам выберет последовательность. Он улыбнулся и начал рассказ:

      – Итак, ты явно планировал поговорить о судьбе творческих личностей.

      Я покивал головой:

      – Наверное не стоит разделять творческих людей таких как музыканты, поэты и писатели. Впрочем, художники и скульпторы близки к ним по своей сути.

      Дьявол улыбнулся:

      – Пожалуй такое объединение вполне разумно. Начнём с музыкантов. Среди них были как те, кто заслужил отправиться в рай, так и мерзавцы по жизни. Они, естественно, у меня. А дальше… дальше по-разному. Те, кто действительно был хороши в сочинительстве и оказались ТАМ, продолжили своё дело и радовали слух, если так можно выразиться, тамошних обитателей. Собственно, это относится и к писателям, и к поэтам в полной мере. А с художниками и скульпторами ситуация даже проще. Кого и куда, надеюсь ты понял.

      – Хорошо им. А как быть с теми, кто попал ТУДА, прожив благочестивую жизнь, но сочинял плохонькую музыку, писал идиотские книги и стихи? Или ваял такое, что шерсть дыбом даже на руках?

      – Не спеши. Начнём с первых трёх. Для них ОН создал… – Дьявол замешкался.

      Я перехватил инициативу:

      – Виртуальные аудитории?

      – Мда-с. Если тебе нравится такое ужасное словосочетание, то именно так. Каждый получил то, о чём мечтал. Поэты читали, рыдая и завывая, свои никчёмные стихи перед толпами поклонников. Писатели наслаждались видом бродящих небожителей, взахлёб читающих их опусы, ну а музыканты, естественно, наслаждались видом очарованных слушателей.

      – Мудрый у нас Творец, – ляпнул я.

      Дьявол расхохотался:

      – А ты редкий нахал! Без тени сомнения или смущения взял на себя право оценивать мудрость Создателя. Ох, ну поджарят тебя дома для профилактики за такое.

      – Я надеюсь, что уже не успеют. Да и не модно нынче такое. И вообще! Это не хула, а восхваление, как сказал бы этот, – и я показал пальцем на коврик с адвокатом.

      – Ладно. Может и не пожарят. Теперь по художникам и скульпторам. Они почти ничего не желали, кроме как творить и не особо интересовались увидит ли кто из небожителей их работы. А потому им выделил ОН столько места, сколько им никогда не заполнить своим творчеством. Ну и, как ты выразился, виртуальные зрители регулярно выражают восторг по поводу шедевров.

      – Здорово. Но ведь часть у тебя. Может половина даже.

      – Естественно. Те, кто попал к нам, были определены по сковородкам, котлам и прочим уютным местам ада. Но я принял решение, что надо их использовать по назначению. А потому самых бездарных стали заставлять читать или играть свои опусы по сто и больше раз в день грешникам. Ну и чтобы сочинения были мрачными, черти занимались с ними педагогической работой. Грешники штатно мучились вместе с ними, так что жалко только чертей. Художники расписывали стены и предметы утвари. Красотища. Ну а лучшие скульптуры украшают ручки крышек котлов, сковородок и прочего неаппетитного инвентаря.

      – Вот это решение. Гениально!

      – Ты загинешь от мании величия! И попадёшь ко мне! Вот я посмеюсь.

      Я вздохнул:

      – Ну давай не будем спешить. Да и мания величия вроде не моё призвание на Земле. Расскажи ещё о ком-нибудь.

      Дьявол откинулся в кресле, улыбнулся и продолжил:

      – Про архитекторов, я полагаю, ты и сам понял.

      – Ага. Правда мне пришло в голову…

      Хозяин усмехнулся:

      – Зря тебе такое приходит в голову, особенно в этом зале.

      Я посмотрел на собеседника, который наклонил голову и смотрел с дьявольской ухмылкой и понял, что слышу не голос, а его мысли. А потому нахально улыбнулся и ответил:

      – Странно, но я уверен, что не только ты слышишь мои мысли, но и я твои.

      – Неудивительно! Ты мог легко догадаться, что я подумал.

      Я вздохнул жалобно, сделал вид, что погладил голову пса под столом, а потом осторожно продолжил:

      – Я всё понял. Кроме вот какой детали. Посмотри, как люди описывают твоё ведомство. Все сводится в основном к гастрономическим деталям. Порубить, ободрать шкуру, поджарить или сварить. Сплошной каннибализм, хотя явно то, что к тебе попадает совершенно не пригодно в качестве пропитания, даже самым забытым богом чертям. И ладно бы люди на Земле, ты сам пользуешься тем же терминологическим полем.

      Дьявол внимательно посмотрел на меня, почесал голову и закрыл глаза. Я онемел и тихо ждал, как мышь под веником. Через некоторое время он открыл глаза, внимательно осмотрел меня, как диковинную зверушку, и ответил:

      – Вообще-то ты в чём-то прав. Это ведь по сути абсурдно выглядит. Но ведь есть и другие методы. Вот коврик, к примеру, за твоей спинной. Плавание во всякой гадости или вообще в кислоте. Я тебе ещё кое-что потом покажу, если захочешь. Хотя, мне кажется, что ты всеми силами избегаешь осмотра главного зала моего мира.

      – Точно. Мне кажется, что не стоит торопиться с этим. И вот что. Мне кажется, что я там увижу только то, что ожидаю, а стало быть – ничего ужасного. А потому окажется совсем даже и не страшно. Может ошибаюсь, но, судя по залу и твоему добротному и солидному виду – так и будет. Даже вот эти столики, которые я себе когда-то представил, оказались тут и смотрятся весьма симпатично, хотя и непривычно.

      – Однако, в твоих речах есть что-то рациональное. Даже слишком для такого места. Не говоря уже о том, что впервые разговариваю с человеком, который не стремится в рай и даже не мечтает о нём. Хотя он и в ад дальше зала моего не хочет почему-то. Странно.

      Дьявол наклонил голову, рассматривая меня и улыбаясь. Я смотрел на него и в голову пришла мысль, которая показалась мне совершенно естественной:

      – Послушай! Всё сходится! При жизни человек, как и любая живая тварь стремится к расширению уровня доступа к всевозможным ресурсам, особо съестным. При жизни в реальных условиях доступ ограничен, да ещё норовят отнять то, что получил трудом праведным или неправедным. И поделить. Ну, а потом, по мере развития социума, появляется желание получить доступ и к когнитивным ресурсам, то есть присущим конкретному социуму и существующие лишь благодаря договорённости среди людей считать это ценным. Например, к искусству, творчеству, да и вообще ко всему гармоничному. Религия тоже помогает создавать и ощущать гармонию. А тут. Тут имитируется превращение их самих в ресурс пищевой, правда непонятно кому и зачем.

      – Ничего нового, – проворчал Дьявол, – К тому же после смерти большинство и так становятся пищевым ресурсом для червяков.

      – Естественно! А потому люди стали себя обманывать, придумав вечную жизнь после смерти. И начали с рая. Именно там есть все, что пожелаешь. Разве не так?

      – Конечно. На то он и рай. Место вечного блаженства и всего сколько хочешь.

      Он посмотрел на меня и хмыкнув, добавил:

      – Дожили. Начал подстраиваться под твой образ мысли. Никуда такое не годится. ОН создал мир, он наполнил его жизнью. Велел плодиться и размножаться. И тут ты со своими дурными идеями.

      – Я же не спорю. Глупо было бы. Очень глупо. Но давай разберёмся. Создал – точно. Наполнил не столько жизнью, сколько структурами. А оживило это всё солнышко, постоянно посылая тепло и свет на Землю. И продолжает наполнять. А жизнь берет своё, усложняя мир, накапливая то, что посылает нам солнце. И творческие люди активно участвуют в накоплении и преумножении дара солнца. Разве не так? А старое, ветхое забирает в свои руки Хаос и превращает в пыль. Согласись, такое представление не противоречит ЕГО замыслу.

      – Вроде не противоречит. Но в такой схеме для меня и моего мира нет места. Как, впрочем, и рая. А я есть! Хочешь убедиться? – проворчал собеседник, глядя в упор.

      – Куда дальше убеждаться? Ты же сам сказал как-то, что без тебя мир будет наполнен злом. Потому что, только страх порой может остановить человека или животное от дурных дел на планете. То есть ты, получается не противоположность, а соратник ЕГО. Верно я понял? Добро и зло. Радость и мука. Ну далее в том же духе.

      – В том, том самом духе. Ну-ну. Хотя я сам это прекрасно знаю. Без моего мира зла было бы намного больше. Хаос раньше забирал бы то, что создано ИМ, чем жизнь успевала бы накопить крохи силы для будущего.

      Я медленно закрыл глаза и очнулся дома в своём любимом кресле.

5.       Тираны

      Прошло несколько недель. Мои осторожные попытки воспроизвести засыпание и попасть в тот зал были абсолютно безуспешными, как вдруг я оказался там, задремав за рулём, ожидая человека около поликлиники.

      Дьявол сидел в своём кресле и спокойно смотрел на меня. А я, слегка успокоившись увидел, что моё кресло на месте, а столики лежат кверху ногами на чёрном бархате. Мои псы сладко спали, положив головы на лапы, в основном на чужие, а кобры завязались в нечто невоспроизводимое. Увидев меня, столики вернулись в нормальное положение, а кресло подбежало и подняло крышку. Стало уютно, почти как дома.

      Дьявол, покачав головой, начал первым:

      – Ну вот, надумал. О ком в этот раз хочешь поговорить?

      Не дожидаясь ответа, он вздохнул и продолжил сам:

      – Тиран, он был конечно. Но он был востребован на тот момент. Разве нет.

      – Ты прав, спора нет. Да и спорить с тобой не хочется. Только вот я не понял из твоего ответа, где он. Ведь чем выше трон – тем ближе к аду.

      – Ну почти так. Хотя попадаются такие, в основном мелкие по статусу на Земле, которые не совершили ничего плохого и оказались ТАМ.

      – Ага, и им дают возможность нести ахинею на виртуальных митингах!

      – Совершенно верно. И они чувствуют себя в раю. По-настоящему.

      Я вздохнул, понимая, что осталось недосказанное:

      – А тираны, которые погубили миллионы, они все у тебя? Вот, к примеру, тот, о котором мы говорим и которого я застал ещё при своей жизни.

      – Не спеши. Совершенно необязательно они мои подопечные! Некоторые тираны хоть и лишили жизни многих людей, но не оставили даже царапин на их душах. Да и должны же люди в конце концов как-то умирать. Многие жертвы жесточайших режимов приходили к воротам рая с именами тиранов на устах. Ты не можешь этого не знать. Да, среди них были подлые и мерзкие людишки. Они в отдельных котлах у меня. Но нельзя по поверхностному взгляду на дела земные судить вождей. У них особая миссия – это надо учитывать.

      Прищурившись, я сидел тихо, как мышь, и переваривал сказанное. Дьявол с его милой улыбкой смотрел, дожидаясь, когда до меня дойдёт смысл услышанного. Потом, спокойно продолжил:

      – Ты не можешь не понимать, что к власти идут не только разными путями, но и с совершенно различными целями. Вижу, что ты просматриваешь цепочку, которую знаешь издалека и до настоящего времени. И ты уже понял, что кто-то шёл к власти, чтобы стать великим и всесильным, а потом наслаждаться властью над подданными и доступом к всему, чего пожелает при жизни, а кто-то отвечал на запрос своей страны, которую хотели сломить и подчинить, чтобы тянуть из неё соки. Следует ли пояснять, где оказались одни и другие?

      – Думаю, что не следует. Это понятно. Хотя, полагаю, что понять это можно только после того, как сменится несколько поколений.

      – Так-с. Будем рассуждать об очевидном?

      Я вздохнул, осмотрел зал, подмигнул адвокату, а потом осторожно ответил:

      – Нет смысла. Я тебя понял.

      Дьявол откинулся в кресло и рассмеялся. Я очнулся и понял, что нахожусь в машине, а смеётся мой спутник, который уже сидит рядом, завершив свои дела.

6.       Ростовщики

      Следующая встреча произошла после совсем небольшого интервала времени. Я оказался в знакомом зале в кругу света, уселся в замечательное кресло и положил руки на прозрачную столешницу, из-под которой на меня смотрели четыре пары добродушных, почти человеческих глаз.

      Дьявол, внимательно осмотрев меня критическим взглядом, поинтересовался:

      – Ну и кто у нас сегодня в планах?

      – Понимаешь ли. В последнее время развелось немыслимое количество всяких финансистов, экономистов, брокеров, биржевиков и вообще не пойми кого. Они ничего не создают и никак не помогают ни людям, ни Хаосу, но прекрасно живут за счёт социума. Куда они потом?

      – Ну так по делам их оценят, а не по профессии. Ничего я тебе тут не скажу.

      Я покачал головой:

      – Ну не может быть такого. Неужели банкир, ободравший тысячи людей будет оцениваться наравне с офисным планктоном? Что-то не то.

      Дьявол усмехнулся:

      – Всякие банкиры и ростовщики ТУДА не попадают. Ибо они грешны исходно. Алчность – грех, который невозможно отмолить. И никакая благотворительность его не оправдает. Отнял у одних, отдал малость другим, всё одно грех остался. Все они туточки, на радость моим чертям.

      – Здорово. Заслужили!

      – Кстати, я им создал настоящий ад. Вот прикинь, погружаем ростовщика в чан с золотой пылью. А в стенках маленькие дырочки. Сначала восторг, но очень короткий миг счастья превращается в ужасную, непередаваемую словами муку, потому как пылинки начинают утекать из бака. Как грешнику поступать? Он пытается закрыть отверстия пальцами, ногами руками, языком, а их не хватает! Когда открывается чан, то там одни клочки от жадины. Черти собирают кусочки в одно целое, высыпают пыль назад и снова кидают туда грешника. Всё повторяется. Миг радости и вечное мучение.

      – А это мне нравится. Это для них настоящий ад, а не тот, что книжках. Про всяких воришек, жуликов и проходимцев не спрашиваю. С ними ясно.

      Хозяин зала довольно похлопал по столу ладонью, кобры всполошились, но быстро успокоились. Потом он, как обычно, наклонил голову и спросил:

      – Явно ты спросил не всё, что хотел.

      – Вообще-то я и спросить-то не успел. А, не самом деле, я давно хотел послушать твоё мнение о том, зачем вообще было создавать всю эту жутко сложную систему, материальный мир, рай, ад. Столько сил и ресурсов потрачено ИМ. Целеполагание было? Или просто ради забавы, как дети создают свои миры, где все существует по их законам. А может вообще все это виртуальное?

      – Хочешь узнать «В чём смысл жизни?»

      – Не. Это слишком тупо. Смысла нет и быть не может. Тут главный вопрос: «Нафига?»

      – Теперь понятно. Ответ очевиден: «Нет ответа!»

      – Ясно. Собственно, чтобы ты не ответил, то использовал бы понятия недоступные мне. Но всё же. Допустим был создан мир, который сам как-то организовывался, появились звезды, планеты, пыль в пустоте, а может в эфире. Дальше на нашей планете появилась жизнь. Как или откуда? Не важно. До того, царствовал Хаос, методично разрушая горы и вообще все неоднородности, используя энергию, приходящую от солнца.

      Дьявол покачал головой горестно:

      – Даже если так, то что тебе это даёт?

      – Вот что. Хаос неспешно делал своё дело и тут возникла жизнь. Возможно вопреки желанию того самого Хаоса. Но тут и есть что-то очень интересное, ускользающее. Согласись, ведь живое само ускоряет процессы разрушения неоднородностей. Однако, при этом создаёт сложные структуры. То есть использует стремление Хаоса к однородности организует пятнышки существенно более сложной структуры, чем это было ранее. Поток энергии солнца и Хаос создают руками людей нечто новое, ранее не существовавшее и, потому, уникальное. Правда в пыль превращается уже заметно больше, чем было бы в силах самого Хаоса.

      – Забавно у тебя выходит. Значит жизнь нужна тому самому Хаосу, чтобы побыстрее превратить материальный мир в пыль. Видишь, как всё прекрасно сложилось. Вот тебе и ответ на вопрос «В чём смысл жизни?». Хотя, полагаю, что ОН с тобой не согласится.

      Я вышел из сна, совершенно измученный по неведомой причине. Столько сил прежние путешествия никогда не забирали.

7.       Воины

      Я оказался в знакомом зале, сидящем в кресле и гладящим ближайшего пса под столом. Собеседник сидел и рассматривал меня, как бы оценивая, какую каверзу надо ждать от нахального пришельца.

      Я вспомнил, какую тему мне уже несколько раз хотелось обсудить и поднял глаза на Дьявола:

      – А вот целый пласт, явно тобой пропущенный, – воины, которые погибли в бою или позже от ран. Вообще участники войн. Как с ними?

      – Очень трудно ответить кратко. Понимаешь ли, важно, за что они пошли на войну. Кто-то пошёл чтобы обогатиться, почувствовать себя господином, будучи мусоринкой, кто-то наслаждался самим процессом убийства, за которое не будет наказания на Земле. Такие прямиком ко мне и без разговоров в чан со смолой. Но много ведь и тех, кто пошёл защищать своих родных и близких, свой мир от поругания, пусть мир тот несовершенен. Они не убийцы уже, а настоящие воины. И их место ТАМ. И вообще-то не важно, что они делали до того, как встали во весь рост против врагов своего народа. Таких у меня нет.

      Я вздохнул и продолжил:

      – С теми, кто непосредственно на поле боя – я тебя понял. Но ведь такое было давно. Сейчас в войне участвует в разы больше людей, чем участвуют в сражениях. Как с ними?

      – Как всегда. Важно не то, как человек воевал, а ради чего. Что им двигало. Сам знаешь, что на войне всегда вылезают бесы, которые и заставляют людей делать пакости. А если чист, то никакие бесы не повлияют. А махал человек мечом, стрелял из автомата или гаубицы, лечил раненных или сидел у пульта – это не так и важно. Важно то, что было в душе, целеполагание, как ты изысканно выразился однажды.

      – Я тебя понял, Дьявол. Но вот что меня смущает. Человек, особенно солдат, может воевать на стороне зла, порой не осознавая, где он оказался. Как вы с такими поступаете. Ведь сделать из человека безмозглую тварь, готовую убивать любого, кто окажется на пути легко. Это и манипуляции с сознанием и боевые наркотики.

      Дьявол задумался, хотя сне показалось, что это просто способ дать мне осознать, что я спросил и ответил в свойственной ему манере, спокойно и глядя в глаза:

      – Нет тут простого ответа и быть не может. Но, если разум отсутствует, нет осмысления того, что творит, ну так и нечего ему делать в раю. А вот если найдёт в себе силы в глубине души понять, что он поступает мерзко и сможет перейти на светлую сторону, даже если это будет стоить ему жизни – ТАМ его ждут.

      Получив ответ, который ждал, я задумался. Ведь причина всех бед в том самом глубоко заложенным инстинкте – стремление расширить доступ ко всем существующим ресурсам. Вздохнув, я поинтересовался у собеседника:

      – Скажи, тебе не кажется, что необходимость в твоём существовании, создание миллионов правил, заповедей и законов в человеческом обществе, войны и вообще борьба между группами и отдельными индивидами была заложена исходно. При создании живого. Само «Плодитесь и размножайтесь» предполагало экспансию. Пока можно было осваивать планету новые территории, это приводило к развитию коммуникаций, технологий, абстрактных знаний. А потом. Потом началась конкуренция и люди пытались её ограничить разумными рамками, ну и, в частности, создав религию. Но не особо повлияло. Тогда появился ты со своим миром. Как противопоставление раю, радости, неограниченности в желаниях.

      – Как вариант описания можно принять. Но как истину – не согласен. Для вас на сегодня, утомлённых войнами, стычками, борьбой это вполне годится. Мой мир – это действительно противоположность к раю, но выполняет с ним одну и ту же задачу. Стабилизирует ваш, земной социум.

      Хозяин откинулся в кресле. Он выглядел уставшим, что казалось невозможным. Ну а я понял, что пора возвращаться домой.

      Мы посидели молча, и я сказал прощальную речь:

      – Спасибо тебе, Дьявол. Вроде и ничего особенного ты за наши встречи и не сообщил, но ощущение, что я на верном пути, у меня возникло.

      Дьявол усмехнулся:

      – Хочешь я тебе сделаю подарок, о котором мечтают очень и очень многие?

      – Подарок хочу. Но всё-таки, сначала расскажи, что это. Ведь одно дело подарок друга или подруги, а другое – твоё. Ты ведь всё-таки Дьявол.

      –  Ясно. Ну что же, я готов подарить тебе бессмертие. Об этом просят многие и готовы отдать за это душу, хотя логики нет в такой сделке.

      – Ты будешь удивлён, но я ожидал от тебя такого предложения. Но…

      Дьявол улыбнулся и, похлопав рукой по столешнице, добавил:

      – Я понял тебя. Подарок с будет с условием. Если ты решишь, что достаточно, ты снова станешь обычным смертным. Так устроит?

      Я подскочил и не задумываясь ответил:

      – Это роскошный подарок. Спасибо. По крайней мере, получив его я могу не беспокоиться, о дурной смерти от несчастного случая, аварии, упавшего стекла с десятого этажа, да и просто льда на дорожке. Принимаю!

      Дьявол хлопнул в ладоши и зал растворился.

      Я очнулся. В сумерках послесонья крутилась мысль: «Я вернусь, но нескоро, я не закончил дела тут».

      Москва – 2022