Гоголь, Каин и страшная месть

Илья Уверский
Не секрет, что М.А.Булгаков, который предсказал визит в Москву черного мага, волшебника и убийцы, почти немца Воланда (т.е. В.Ленина) с его приглашением Маргариты (т.е.России) на бал у сатаны, был не единственным писателем-мистиком. Был и другой писатель, в жизни и смерти которого мистики было даже и не меньше. Говорят, у него даже в гробу как-то головы не досчитались.

Это был Н.В. Гоголь. Как и М.А.Булгаков, который написал свой апокалипсис про осаду мистического Города ("Белая гврадия"), Гоголь написал своего Тараса Бульбу. Но и не только. Написал он и свое видение в отношении легеды о Каине.

Это довольно метафорическая история, суть которой в том, что братоубийа убил своего брата и все его потомство, чтобы забрать все его добро и на этой крови хорошо пожить. Брат его по сути может быть и не возражал бы по поводу своей смерти. Но по поводу гибели своего ребенка и всего потомства он сильно возражал. Конечно же, современный Каин любит читать Радзинского, в романах которого убиваемые смиренно молятся о прощении своих убийц. Но по словам очевидцев, на том свете все немного не так.   

И суть истории в том, что гоголевский Каин заработал страшное проклятие. На его роду должен родиться страшный колдун и злодей-горбун, который опозорит весь свой род и будет проклят навеки. Кстати, кому интересно, этот горбун предсказан Нострадамусом. Почти при полном сохранении терминологии. Вот эта история из "Страшной мести" Н.В.Гоголя, когда невинныо убиенный брат просит Бога наказать своего убийцу.

"Сделай же, Боже, так, чтобы все потомство его не имело на земле счастья! чтобы последний в роде был такой злодей, какого еще и не бывало на свете! и от каждого его злодейства чтобы деды и прадеды его не нашли бы покоя в гробах и, терпя муку, неведомую на свете, подымались бы из могил! А Иуда Петро чтобы не в силах был подняться и оттого терпел бы муку еще горшую; и ел бы, как бешеный, землю, и корчился бы под землею!

И когда придет час меры в злодействах тому человеку, подыми меня, Боже, из того провала на коне на самую высокую гору, и пусть придет он ко мне, и брошу я его с той горы в самый глубокий провал, и все мертвецы, его деды и прадеды, где бы ни жили при жизни, чтобы все потянулись от разных сторон земли грызть его за те муки, что он наносил им, и вечно бы его грызли, и повеселился бы я, глядя на его муки! А Иуда Петро чтобы не мог подняться с земли, чтобы рвался грызть и себе, но грыз бы самого себя, а кости его росли бы, чем дальше, больше, чтобы чрез то еще сильнее становилась его боль. Та мука для него будет самая страшная: ибо для человека нет большей муки, как хотеть отмстить и не мочь отмстить“.

***

Вот такое вот наказание запросил Петро перед Богом.
А вот так вот описывает Гоголь смерть страшного колдуна, люто ненавидящего киевскую землю (автор пишет, что ему хотелось взять и затопить ее всю в Черном море").
 
"И уже ни страха, ничего не чувствовал он. Все чудится ему как-то смутно. В ушах шумит, в голове шумит, как будто от хмеля; и все, что ни есть перед глазами, покрывается как бы паутиною. Вскочивши на коня, поехал он прямо в Канев, думая оттуда через Черкасы направить путь к татарам прямо в Крым, сам не зная для чего. Едет он уже день, другой, а Канева все нет. Дорога та самая; пора бы ему уже давно показаться, но Канева не видно. Вдали блеснули верхушки церквей. Но это не Канев, а Шумск. Изумился колдун, видя, что он заехал совсем в другую сторону.

Погнал коня назад к Киеву, и через день показался город; но не Киев, а Галич, город еще далее от Киева, чем Шумск, и уже недалеко от венгров. Не зная, что делать, поворотил он коня снова назад, но чувствует снова, что едет в противную сторону и все вперед. Не мог бы ни один человек в свете рассказать, что было на душе у колдуна; а если бы он заглянул и увидел, что там деялось, то уже не досыпал бы он ночей и не засмеялся бы ни разу. То была не злость, не страх и не лютая досада. Нет такого слова на свете, которым бы можно было его назвать.

Его жгло, пекло, ему хотелось бы весь свет вытоптать конем своим, взять всю землю от Киева до Галича с людьми, со всем и затопить ее в Черном море. Но не от злобы хотелось ему это сделать; нет, сам он не знал отчего.

Весь вздрогнул он, когда уже показались близко перед ним Карпатские горы и высокий Криван, накрывший свое темя, будто шапкою, серою тучею; а конь все несся и уже рыскал по горам. Тучи разом очистились, и перед ним показался в страшном величии всадник... Он силится остановиться, крепко натягивает удила; дико ржал конь, подымая гриву, и мчался к рыцарю. Тут чудится колдуну, что все в нем замерло, что недвижный всадник шевелится и разом открыл свои очи; увидел несшегося к нему колдуна и засмеялся.

Как гром, рассыпался дикий смех по горам и зазвучал в сердце колдуна, потрясши все, что было внутри его. Ему чудилось, что будто кто-то сильный влез в него и ходил внутри его и бил молотами по сердцу, по жилам... так страшно отдался в нем этот смех!

Ухватил всадник страшною рукою колдуна и поднял его на воздух. Вмиг умер колдун и открыл после смерти очи. Но уже был мертвец и глядел как мертвец. Так страшно не глядит ни живой, ни воскресший. Ворочал он по сторонам мертвыми глазами и увидел поднявшихся мертвецов от Киева, и от земли Галичской, и от Карпата, как две капли воды схожих лицом на него.

Бледны, бледны, один другого выше, один другого костистей, стали они вокруг всадника, державшего в руке страшную добычу. Еще раз засмеялся рыцарь и кинул ее в пропасть. И все мертвецы вскочили в пропасть, подхватили мертвеца и вонзили в него свои зубы. Еще один, всех выше, всех страшнее, хотел подняться из земли; но не мог, не в силах был этого сделать, так велик вырос он в земле; а если бы поднялся, то опрокинул бы и Карпат, и Седмиградскую и Турецкую землю; немного только подвинулся он, и пошло от того трясение по всей земле. И много поопрокидывалось везде хат. И много задавило народу".

****


Все это, конечно же, очень увлекательно, но к реальности не имеет никакого отношения. Потому что у Гоголя в самом начале повести колдун неожиданно разоблачается. А в реальности никакого разоблачения не было.


"Приподняв иконы вверх, есаул готовился сказать короткую молитву... как вдруг закричали, перепугавшись, игравшие на земле дети; а вслед за ними попятился народ, и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди их козака. Кто он таков — никто не знал. Но уже он протанцевал на славу козачка и уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копье, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак — старик.
— Это он! это он! — кричали в толпе, тесно прижимаясь друг к другу.
— Колдун показался снова! — кричали матери, хватая на руки детей своих.
   Величаво и сановито выступил вперед есаул и сказал громким голосом, выставив против него иконы:
— Пропади, образ сатаны, тут тебе нет места! — И, зашипев и щелкнув, как волк, зубами, пропал чудный старик.
Пошли, пошли и зашумели, как море в непогоду, толки и речи между народом.
— Что это за колдун? — спрашивали молодые и небывалые люди.
— Беда будет! — говорили старые, крутя головами. И везде, по всему широкому подворью есаула, стали собираться в кучки и слушать истории про чудного колдуна. Но все почти говорили разно, и наверно никто не мог рассказать про него".

****

Но это не страшно. Детальное описание колдуна оставил нам М.А.Булгаков в самом начале своего романа. Вот оно.

"Впоследствии,  когда,   откровенно  говоря,  было  уже  поздно,  разные учреждения представили свои сводки с описанием этого  человека. Сличение  их не может  не вызвать изумления.  Так,  в  первой из них сказано, что человек этот был маленького  роста, зубы имел золотые и хромал на  правую  ногу.  Во второй  — что человек был росту громадного, коронки имел платиновые, хромал на левую ногу. Третья лаконически сообщает, что особых примет у  человека не было.

     Приходится признать, что ни одна из этих сводок никуда не годится.

     Раньше  всего: ни на какую ногу  описываемый не  хромал, и росту был не маленького и  не  громадного, а просто  высокого.  Что касается зубов,  то с левой стороны у  него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером  костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес  трость с черным набалдашником в виде головы  пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой.  Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный,  левый почему-то зеленый.  Брови черные, но одна выше другой. Словом — иностранец".