Душа скорбит и молится у бездны на краю

Кайрбек Нагуманов
Когда-то в юности в руках ребят с нашей улицы оказалось мелкокалиберное ружье ТОЗ (так и называли - «мелкашка»)  с коробочкой патронов к нему. Вначале мы баловались тем, что стреляли по выставленным консервным банкам и пустым бутылкам, а затем решили устроить охоту на что-нибудь живое. На свою беду им оказалась бродячая собака и началась стрельба по живой мишени. Раненая, она пыталась убежать, скрыться от нас, но мы с азартом преследовали её и, в конце концов, после нескольких выстрелов  в упор, добили собаку.
Много воды утекло с тех пор и случай этот до последнего времени не вспоминался, не беспокоил меня. Однако сейчас в памяти нет-нет, но стала возникать и преследовать меня подзабытая картина когда-то загнанной нами собаки с обезумевшими глазами и как бы немым криком: «За что?!» И поделом - не только не остановил, но и сам участвовал в этой безжалостной, как теперь осознаю, бойне, прервавшей и так безрадостную жизнь бездомного существа? Я не поэт и писатель и потому, эти, порой набегающие смятения,  лучше, чем поэт-песенник Леонид Дербенев, передать не смогу:

И светлые помню я дни, и хорошие
Но всё заслонит вдруг былая беда
И ночь напролёт убегаю от прошлого
И всё убежать не могу никуда

Время развело наших ребят по разным дорогам жизни и не знаю я, вспоминают ли они о той жуткой забаве. И остается мне одному искать ответы на непростые вопросы: что же это у меня за душа, позволившая когда-то весело, с азартом отнять чужую душу, а теперь запоздало отчитывать себя за этот грех? И вообще, что из себя представляет душа, кто или что нагрузил людей такой ношей и собственным судом?

В поисках души

Если верить Библии, то «… создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие 2:7). Такому источнику души противится мой рассудок – не мог Бог, если Он всеблагой, вселюбящий, вдохнуть в меня изначально жестокую душу.  Более реалистичное представление о нем дает нам наблюдение за дыханием живого организма, с последним вздохом которого наступает смерть. Это способствовало возникновению древних представлений о душе как о дыхании. Вместе с тем люди обратили внимание и на то, что при большой потери крови также прекращалась жизнедеятельность организма. Потому-то уже в крови стали видеть люди  носительницу души.
Но и эти представления с позиций сегодняшних знаний не соответствуют действительности, так как отражают лишь материальную основу души  в виде сугубо физиологических процессов. Установлено, что человек на биологическом уровне представляет собой энергетическую машину (изучение этого факта привело к появлению  специальной научной дисциплины  – биоэнергетики). Топливом для этой машины служит расщепленная и растворенная в крови пища в виде белков, жиров и углеводов. Кислород же дыхания необходим для поэтапного и безопасного сгорания этой пищи в клетках тела. Если нет ни кровообращения, ни дыхания, то машина останавливается и наступает смерть человеческого (точнее – биологического) тела. Отсюда следует, что в таком чисто энергетическом процессе  нет места для мистической души.
Охота за этим неуловимым явлением велась еще со времен Платона, Аристотеля и на этот счет было высказано немало догадок, предположений, однако лишь с конца ХIХ века ученые всерьез принялись за разгадку таинственной души. Это привело к появлению такой науки как  психология (от  слияния двух греческих слов — «психей» (душа) и «логос» (учение)). Исследователи стали целенаправленно строить её по образцу естественных наук и датой становления можно считать 1879 год, когда Вильгельмом Вундтом была основана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии при Лейпцигском университете.
С тех пор стараниями физиологов, врачей, психиатров, невропатологов и других специалистов новая наука получила широкое развитие с делением на множество направлений. Хотя при этом используется весь арсенал новейших, экспериментальных методов исследования мозговой активности человека, увидеть, «пощупать» душу никак не удается. Потому-то в профессиональной среде психологов пользоваться понятием «душа» уже не принято, разве что как синоним психики, сознания. В науке сложилась вполне определенная установка – в нашем так называемом внутреннем мире нет никакой души. Еще дореволюционному историку Василию Осиповичу Ключевскому приписывают слова: «Раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии» ;1;.
 
Инженеры человеческих душ
 
Неудачи с наскока взять за рога такое таинственное явление как душа человека посеяли в среде нынешних психологов сомнение в возможности хоть каким-то способом выявить ее суть. Так, нагруженный всякими учеными степенями, званиями, должностями Братусь Б.С. предлагает даже оставить трактовку души в ведомстве религиозных представлений ;2;. Однако не надо опускать руки. Перефразируя сталинские слова, следует принять: нет в мире таких крепостей, которых не могла бы взять наука! Но для успешного штурма надо, прежде всего, разобраться в причинах неудач и устранить их. Глубокий анализ сложившейся ситуации  позволяет в качестве таких выделить два основных недостатка: неприступную крепость души бросаются брать без необходимой артподготовки, то есть начисто отсутствует серьезная теоретическая проработка проблемы. И, как следствие этого, в подавляющем большинстве исследователи страдают поверхностным подходом к исследованию загадочной души. Налицо – изощренная псевдоученость, ничего не проясняющие, оторванные от жизни схоластические, пустопорожние разговоры на эту тему.
Между тем людям в своей повседневной жизни удается с достаточной  для своих целей точностью распознать, пусть даже   мистическую, казалась бы, душу конкретного человека и в соответствии с ней строить свои отношения с ним. Так, мы  тянемся к родственной душе и прочь бежим от темной. Значит душа как-то зрима, осязаема, в чем-то проявляет себя, раз позволяет обнаружить и оценить насколько другая схожа или отличается от твоей! Более того, можно не только фиксировать, но даже строить, формировать «бестелесную» душу! Видимо поэтому Владимир Маяковский решился определить себя как «душ человечьих искусный слесарь» ;3;, а Юрий Олеша поднимал профессию писателя еще выше – «я могу быть инженером человеческого материала» ;4;. Когда-то Иосиф Сталин на встрече писателей у Максима Горького 26 октября 1932 года произнёс тост: «Все производства страны связаны с вашим производством. Человек перерабатывается в самой жизни. Но и вы помогите переделке его души. Это важное производство — души людей. И вы — инженеры человеческих душ». Слова вождя народов, определившие назначения писателей, стали крылатыми ;5;.
Тем не менее, даже строгий сталинский наказ наладить производство людских душ, не отменяет необходимости прежде всего внятно объяснить и инженеру Олеша, и слесарю Маяковского, что же они должны собственно производить? Много воды утекло с тех пор, но и сегодня один из ведущих психологов России Александр Асмолов на вопрос: что такое душа?, смог выдать лишь следующую сентенцию: «обрести душу — обрести ценностные основы жизни, обрести душу — это обрести направление, ценностный вектор» ;6; . Но это, к сожалению, не конкретный ответ, а общие, абстрактные фразы и наукообразный треп, те самые, что ни уму, ни сердцу: какие ценностные основы, что за вектор жизни, куда и как  ее направить? Вот так, разум и взор человеческий всего лишь  за последнее сто лет проникли и в трудно вообразимые глубины атома, и в бесконечные дали Вселенной, а свою родимую, для каждого под рукой и в себе душу, никак не могут ни разглядеть, ни выразить в понятии. И все потому, что без теоретической базы  в этой вопросе  не разобраться.



Семечки яблок и душ людей

Прежде, чем на должном уровне разобраться в душе, уточним, что в серьезной науке понимается под теорией? Из-за наплыва в науку свежеиспеченных «ученых», озабоченных корыстными целями, карьерой, а не поиском сути изучаемых явлений, сложилось расхожее представление о теории как о выдвижении каких-то положений, точек (вернее назвать – «кочек») зрения, в лучшем случае подкупающих своей очевидностью, и затем наукообразный на этой основе «трёп» выдавать за теорию. Но ведь еще Карл Маркс верно подметил: “…если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня…”. Самый простой, наглядный пример такого несовпадения прямо перед глазами каждого из нас. В буквальном смысле, очевидно, что Солнце всходит и заходит, крутится вокруг Земли. На самом деле, все происходит наоборот. Постижение этого вошло в историю естествознания как начало коперниканской революции. Поэтому продуктивность такого, широко практикуемого «трепа» в решении проблемы души не только мизерна, но даже отрицательна, потому как своей немощью  в постижении истины,  такие «кочки» зрения дискредитируют доброе имя науки.
Не вдаваясь в детали, хочу дать хотя бы образное представление о действительно научной теории. С этой целью  приведу конкретный пример. В предгорьях Заилийского Алатау у меня была дача со множеством яблонь  знаменитого сорта апорт, признанный на Международной выставке по плодоводству в Париже  самыми лучшими яблоками на планете. Вот только беда – оказывается задолго до нас признали это и черви, и к моменту сбора плодов многие из яблок оказывались уже червивыми. Причем браконьеры сада, пренебрегая мякотью яблок, прогрызали дырки-тоннели прямо до сердцевины плодов, чтобы добраться до своей цели – семечек. Ладно, отобрав не испорченные яблоки, я раскладывал их на деревянных полках земляного погреба, и опять та же картина: только вместо червей – мыши, а  вместо дырок - горки измельченной мякоти на полках и ни одной семечки! Так и хочется сказать: ну до чего же люди глупы - из поведения вредителей следует, что в качестве пищи  самое ценное в яблоках не мякоть, а семечки, которых мы выбрасываем! Тем более, что именно из них, малюсеньких, но содержащих генетический материал, в подходящих условиях вырастают развесистые яблони и именно они определяют все чудесные для нас вкусовые качества  апорта.
Так вот, для того, чтобы разобраться в душах людей, надо прежде всего, не останавливаясь на её «мякоти», подкупающих своей очевидностью и доступностью, добраться до невидимых, в глубине скрытых, «семечках» души и затем постараться именно из них, а не «с потолка» взятых тезисов, строго логически и последовательно вывести сущность и все богатство жизненных проявлений души.

Движущая сила человеческого бытия

«Семечкой» человеческой души служит математическая модель человека, разработанная в единой теории эволюции природы и общества [7 и др,]:

                Е внутр. =  минимум      …      (1)
                E внеш. -  Е физиолог.  = 0             …      (2)         
                E внеш. -  Е физиолог.  = максимум      …      (3).

Людям присуща трехуровневая природа, математически выражаемая условиями:  (1) - физический, (2) - биологический и (3) - собственно человеческий уровни. По сути дела только эти условия придают абстрактным формулировкам души Асмолова конкретный, содержательный смысл, задают действиям человека ценностный вектор и, тем самым, позволяют ему проявить свою душу. Ведь один из инженеров человеческих душ - драматург Генрик Ибсен, - давно уже догадался: душа человека заключается в его действиях! 
Как физическое тело, человек обладает массой (весом) и потому, подчиняясь требованию (1) занимать в гравитационном поле Земли положение с минимальной потенциальной энергией,  он даже и не подумает перепрыгнуть пропасть в два прыжка. В соответствии с этим же требованием физики человек в своей повседневной жизни старается, по возможности, не стоять, а сидеть; не сидеть, а лежать.Этот закон   бытия Уинстон Черчиль осознал и возвел в принцип  своей жизни: "Я всегда следовал правилу: не беги, если можешь стоять; не стой, если можешь сидеть; не сиди, если можешь лежать". Потому и стал исторической личностью!

На биологическом же уровне человек как животное должен регулярно питаться. Причем так, чтобы объем энергии в виде поглощаемой пищи строго равнялся энергозатратам на поддержания жизни организма – условие (2). В противных случаях - либо недоедание, либо переедание с сопутствующими болезнями и угрозами для жизни. Правда, в ходе эволюции живая природа нашла способы борьбы против таких угроз – сигналы в виде, соответственно, чувства голода или  сытости. На политэкономическом языке будем Ефизиолог. называть потребление физиологически необходимой энергии (продукта), а производство Евнеш. превышающее Ефизиолог. – избыточной энергией (продуктом). На языке же обывателя необходимый продукт - это всем понятный «хлеб насущный», а стремление к неограниченному производству и присвоению избыточного продукта («хлеба избыточного»), материального богатства принято характеризовать как позорную алчность, стремление к наживе!
  Однако при научном анализе необходимость избыточного продукта следует признавать как объективную данность без эмоциональных оценок. Дело в том, что животное вида Гомо сапиенс следует считать человеком не с того момента, когда у него появились разум, речь, способность к изготовлению орудий труда и т.п. Это всё лишь предпосылки появления людей. Человеком он становится тогда, когда переходит от производства «хлеба насущного» к производству и присвоению «хлеба избыточного», накоплению богатства! Уж насколько один из основоположников исторического материализма Фридрих Энгельс решающую роль в превращении обезьяны в человека придавал труду, но  в своей работе «Анти-Дюринг» он же, сам себя опровергая (впрочем, и не замечая того), как подлинный рыцарь истины вынужден был признать то, что становление человечества все же началось именно с производства избыточного продукта:  «Все развитие человеческого общества после стадии животной дикости начинается с того дня, как труд семьи стал создавать больше продуктов, чем необходимо было для ее поддержания, с того дня, как часть труда могла уже затрачиваться на производство не одних только жизненных средств, но и средств производства» [7, с.199].
Если потребление «хлеба насущного» естественным образом ограничивается чувством насыщения, объемом желудка, то для накопления «хлеба избыточного», богатства  естественных границ, тормозов нет! Более того, тот же Энгельс, отказываясь от своей же теории классовой борьбы, заявил:  «низкая алчность была движущей силой цивилизации с его первого до сегодняшнего дня; богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида была ее единственной, определяющей целью. Если при этом в недрах этого общества все более развивалась наука и повторялись периоды высшего расцвета искусства, то только потому, что без этого невозможны были бы все достижения нашего времени в области накопления богатства»[8, с.176-177]. И теперь успехи в развитии отдельных стран и народов оцениваются по росту и величине производимого материального богатства (внутренний валовый продукт), а рейтинг отдельных личностей – по вхождению в список богатейших людей мира - список Форбс.

Боливару не снести двоих

Истинность наших теоретических положений и прозорливых догадок Энгельса о движущей силе действиями отдельного индивида художественно поведал нам  О;Генри (проникновенный исследователь проявлений человеческой души!) в коротком, но вскрывающем нутро человека рассказе «Дороги, которые мы выбираем». Бандит Боб Тидбол философски оценивает жизненный путь своего подельника Акулы Додсона: «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу». И бросает в глаза наставившему на него кольт Додсону: «А если хочешь стрелять - стреляй, черная душа, стреляй, тарантул!» Не столько о своем коне Боливаре беспокоилась эта душа, - сколько не хотела делиться награбленной добычей и при выстреле «…его лицо мгновенно изменилось – теперь оно выражало холодную жестокость и неумолимую алчность. Душа этого человека проглянула на минуту …». Уже не во сне, а наяву тот же Додсон, не уступая какие-то 87 центов с каждой акции, с тем же выражением лица обрекает на разорение своего старого друга Уильямса.
  Такие действия людей обычно характеризуют как бесчеловечные. На самом деле они и есть реальное воплощение сущности человека по условию (3) и потому, как бы не хотелось это признавать, они присущи только человеку и, следовательно, поистине человечны! Зверям не нужен избыточный продукт, разве что некоторые из них, как медведь, копят  подкожный жир, необходимый для перезимовки. Другое дело человек - чтобы «выбиться в люди», особь вида Гомо сапиенс всеми фибрами души стремится  к богатству. На это нацелены и люди духовного склада ума. К примеру, в письме к Вяземскому, Пушкин признается: «Я пишу для себя, а печатаю для денег, а ничуть не для улыбки прекрасного пола» ;10;. У людей нет выбора: либо для себя с семьей ты добиваешься определенного уровня материального достатка, чтобы быть принятым в круг человеческого общения, которым дорожишь;   либо, ограничившись лишь физиологически необходимым продуктом – хлебом насущным, остаешься всего лишь животным, опустившись до положения раба. Последнее со всей отчетливостью понимали еще древние греки и римляне. Для них раб, не имеющий за душой никакой собственности, материального достатка, был всего лишь «животное говорящее», в отличие от вола - «животного мычащего». И великий поэт – «наше всё», интуитивно постиг это и знал цену деньгам!

Производство человеческих душ

Закладка души человека, его мировосприятия, начинается еще с детских лет. Ну кто не помнит Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: — Что такое хорошо и что такое плохо?». Воспитание, начавшись в семье, продолжается в школе, на улице, так или иначе в нем принимает участие и все общественное окружение.
Душа наиболее податлива формовке в молодости и постепенно устаканивается к старости. Бывает и так, что в зависимости от превратностей судьбы и случая  в одном человеке может проявляться душа с, казалось бы, несовместимыми свойствами. На это обратил внимание другой из всемирно признанных инженеров человеческих душ - Лев Николаевич Толстой. В своем дневнике он записал плод своих раздумий о человеке: «Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр, и наоборот».;11, с. 84;.
Действительно, нельзя к человеку со дня рождения и на всю жизнь намертво пришпандорить табличку с характеристикой доброй или злой души. Забавным, неординарным случаем сводит О;Генри вора с обывателем в новелле «Родственные души». С целью ограбления пробирается ночью вор в приглянувшийся особняк, и, направив, как и Акула Додсон, на хозяина дома  револьвер,  обнаруживает его беспомощность поднять одну из рук из-за ревматизма. Оказывается эта болезнь мучит и грабителя. Страдания от общей болезни заняли  такое место в их жизни, что отодвинули на второй план все другие ценности и заботы, условности общества.  Им есть о чем поговорить, поделиться и это роднит их души. Потому-то у этого грабителя из глубин души пробилось чувство сострадания и оно пересилило алчность – требование (3), - цель своего непрошенного визита и благородный вор приглашает хозяина пройтись, чтобы  на свои деньги угостить хозяина особняка лучшим лекарством от ревматизма - выпивкой.
Итак, из этого вводного курса в историю проблемы и положений единой теории эволюции должно проясниться, что в душе нет ничего сверхъестественного, мистического. Да, её не возможно «пощупать», но, тем не менее, она имеет материальные корни, выраженные требованиями (2) и (3) математической модели человека. Из этих «семечек» вырастает живая душа,  как плод освоения конкретных условий роста, успехов и упущений в ее воспитании, развитии и укреплении. Семья и общество стараются направлять и контролировать процесс становления души с помощью сложившихся за долгую историю человечества норм морали, нравственности, повседневной жизни. К примеру, еще задолго до десяти заповедей Моисея, призывы «Не убий!», «Не кради!» вошли в состав моральных норм всех народов и племен.
Требование (3), возвысивший нас над миром животных, в то же время усеял дорогу прогресса примерами безжалостности, кровавых войн, перечеркнутых судеб, трупов людей. Он наделяет души одних милосердием, других - жестокостью. Соответственно, кто-то стремится к благополучной жизни честным трудом, другие ищут легкие пути. Наша школа стояла, через улицу, напротив базара. До обеда учителя старались вложить в нас семена разума, добра, а к окончанию уроков нас, пацанов, уже поджидала городская шпана и сразу вела на базар давать нам свои уроки, но воровства. Приучала к жестким разборкам, дракам ребят с разных улиц. И не всем удавалось устоять перед прелестями, которых обещала разгульная, блатная жизнь. Был у нас в классе примерный в глазах учителей  октябренок, его даже затем выбрали председателем пионерской дружины. Но уличное воспитание добилось своего и он, после восьмого класса, бросил учиться. Следы его затерялись и через несколько лет узнаю, что он уже сидит в тюрьме, и, даже там буйствуя, не покидает карцер.
          Сейчас я понимаю, что перед каждым из ребят, как у витязя на развилке, предстали две дороги, две пути и большинству удалось устоять, не выбрать скользкий маршрут. Правда, на уроках литературы, мы чертыхались – зачем нас заставляют зубрить слова Николая Островского из его книги «Как закалялась сталь» : «Самое дорогое у человека -  это жизнь. Она дается ему один раз и прожить ее надо так, чтобы не была мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, …». Теперь же, хочу надеяться, что за мной не числится ничего подленького, кроме того случая с бездомной собакой.
Душа человека есть жизненно важные и осознанные им интересы, удовлетворением которых он занят.  Это те интересы, которые  продиктованы сущностной природой человека – его стремлением к материальному богатству.  Это – первейший закон человеческой жизни! На этой фундаменте строится вся наша жизнь во всех его проявлениях: кем стать, где работать, жить, как отдыхать и т.д.  Вспомним крылатые слова – о чем бы люди не говорили, речь всегда, в конечном счете, идет о деньгах. Каждый из нас, трудясь в меру своих способностей и  принося пользу, радость другим членам общества, получает за это деньги. Труд особо одаренных людей в различных сферах жизни оплачивается даже миллионами долларов!
Но широко практикуется и другой путь – шагать к богатству по головам других людей. Для противодействия такому беспределу  в ходе эволюции человеческих обществ созданы своеобразные тормоза на поведение человека - нормы морали и нравственности,  соблюдение которых оценивается и контролируется общественным мнением ближайшего его окружения. Повсеместная практика показала, что такой контроль за  поведением «черных душ» явно не достаточен и потому пришлось создать еще и систему государственного, насильственного принуждения к соблюдению норм человеческого общежития с помощью аппарата правоохранительных органов: прокуратуры, судей, тюрем, полицейских и т.п. Беда в том, что само государство сплошь и рядом ушлыми людьми превращено из стража законных интересов  всех членов общества в средство незаконного присвоения национальных богатств узкой группой приближенных к власти. Это в особенности характерно для большинства постсоветских стран.

Душа материальна, и потому у подавляющего большинства людей - смертна!

В своих произведениях «инженеры человеческих душ» художественными средствами создали для нас не мистические, бестелесные образы человеческих душ, но реальные, с их повседневными заботами, печалями и радостями. Описывая допустимые пределы человеческих действий, поведения людей, показывая нам границы добра и зла, они занимались своего рода селекцией душ. Сейчас, когда людям многократно пришлось пережить опыт того, как прихоть, злобность отдельных, дорвавшихся до непомерной власти персон приводит к ужасам мировых войн и агрессий, к другим злободневным проблемам,  нельзя уже мириться с тем, куда выведет дорожка случая. Необходим переход от селекции методом проб и ошибок к более надежным способам формирования душ людей, настроенных жить без войн и стычек, в условиях мира и спокойствия, с надеждами на светлое будущее. Не только в отношениях между странами и народами, но и в личных связях.
Конечно же, такая цель многим представится весьма дерзкой и несбыточной, но современная наука уже сделала первые шаги к ней! Я уже забываю те времена, когда, как и другие потребители, отбирал себе яблоки без червей. Теперь сельхозпроизводители, отвечая нашим желаниям, поставляют на рынок яблоки без единой червоточины! И все потому, что наука постаралась добраться до семечек и внесла в генетические программы яблок такие коррекции, что они отпугивают от таких фруктов всех вредителей; генномодифицированные плоды могут расти и месяцами лежать без порчи.
«Семечкой» для души служит нейрон человеческого мозга и потому душа сугубо материальна. Генетики уже добрались до ДНК нейрона и учатся редактировать ее в нужных для здоровья и благополучия  человека целях ;12, 13,;. Несомненно, душа человека должна быть здоровой, доброй и потому представляется, что недолго ждать, когда на помощь интуитивно действующим инженерам душ Олеша со временем придет мощная поддержка в виде научно обоснованной, генной инженерии человеческого духа! Однако во все времена лучшие представители человеческого рода, не дожидаясь успехов генетики, своими творениями  достигали таких высот человеческого духа, что они и теперь живее всех живых! Это - Сократы и Аристотели, Пушкины и Абаи, Ньютоны и Эйнштейны, Моцарты и Бетховены и много-много других, души которых реинкарнировались в наши души, и они нам  реальнее и ближе, чем ныне и рядом живущие соседи по двору или подъезду, сотрудники по работе. Они не просуществовали, а прожили отведенный им срок, «чтобы, умирая воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела» (В. Маяковский).
Казалось бы , и нам - душам простых людей, - путь в бессмертие не заказан. Надо лишь выполнить условие Николая Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Но стахановцев души среди нас до обидного мало и уходим мы не в мир иной - мир памяти и благодарности людей, а в прозаическую землю и прах.

 Литература:
1. Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании. 2001. https://psychlib.ru/mgppu/Zro-001/Zro-001.htm#$p3
2. Братусь Б. С. Психология - наука о психике или учение о душе? - Журнал "ЧЕЛОВЕК", 2000, №4 3. Маяковский В.В. Мистерия-буфф. https://www.litmir.me/br/?b=97327&p=2
4. Олеша Ю. К. Человеческий материал.
5.      Писатели — инженеры человеческих душ – Юрий Олеша https://theocrat.ru › Крылатые фразы
6. Что такое душа? Размышляют психологи и раввин. https://psy.su/feed/8909/
7. Нагуманов К.С. Фундаментальные движущие силы эволюции природы и общества // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. Часть 1. – М.: ИНИОН РАН, 2016. – С. 56-58.
8. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К.,  Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т. 20.
9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т. 21.
10. Пушкин и его литературные доходы. 11. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 т.т., т. 22. Дневники. https://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_22/1484.htm 
12. В Китае родились первые ГМО-дети. Почему эксперимент встревожил ученых и общественность. https://nauka.tass.ru/nauka/5849815
13. СМИ: ученые в США впервые успешно отредактировали геном эмбриона человека. https://nauka.tass.ru/nauka/4458042?ysclid=lchjth37wm96430942