Описание картины василия кандинского москва. красн

Нина Штир
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ ВАСИЛИЯ КАНДИНСКОГО "МОСКВА. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ"

"Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижность, столкновение и путаница отдельных элементов внешности... Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Москва - мой живописный камертон"
В. Кандинский

Картина Василия Кандинского "Москва. Красная площадь" находится в Москве, в Третьяковской галерее. Она была написана в 1916 году, после вынужденного возвращения художника в Москву (в связи  с Первой мировой войной) из Германии, из Мюнхена, где он написал свою теоретическую искусствоведческую работу "Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве", отказываясь от фигуративного искусства, размышляя о законах, принципах абстрактное искусства.
Москва поразила, ошеломила художника своей красочностью, яркостью, подвижностью, вселенской масштабностью. Он предчувствовал, что именно в России назревают большие перемены, рождается что-то новое, ранее невиданное и неизведанное, и он с интересом и восторгом наблюдал за происходящим.

Картина "Москва. Красная площадь" написана абстрактным языком с использованием символических образов, яркими цветовыми пятнами. Она представляет собой мифический былинный образ Москвы, центра России, центра мира, третьего Рима, вечного города.  Космичность Москвы подчеркивается выгнутым горизонтом и изображением Земли с очень большой высоты, из космической дали.

Центром композиции и является сама Москва, Красная площадь с ярким живописным узорочьем Храма Василия Блаженного, Кремль с белоснежными соборами и золотыми куполами, с красно-кирпичными крепостными стенами и башнями, и все это вздымается вверх как огромный белоснежный корабль, спасительный Ноев ковчег, вмещающий в себя все самое лучшее, что было создано людьми, легендарное наследие, героическую историю, достижения культуры, веру, надежду и любовь и конечно же создателей этого наследия. В отличие от библейского Ноева Ковчега этот корабль не ищет земного спасительного берега, а пытается взмыть в небеса, к свету, в космические дали, как огромная белоснежная птица, прекрасный лебедь из русской сказки, отталкиваясь от земли, от тёмных сторон жизни, хаоса, бездны, войн, голода и болезней.

Замысел картины раскрывается путем использования динамического устойчивого композиционного равновесия, которое задается с одной стороны движением, заданным сиянием, светом солнца, падающим и освещающим землю, Москву, раскинувшуюся внизу, пробивающимся сквозь толщу густых мрачных туч; и с другой стороны, противостоящим ему встречным воздействием тёмных сил, тёмных густых черно-зелёных и черно-ультрамариновых пятен, тёмных сторон человечества, смерти, войн, тюрем. Образом этих сил безусловно является огромная мифическая тёмная зловещая рыба, выплывающая из бездны. Противостояние этих сил, сил света и тьмы, является главной побудительной силой и задаёт динамичное диагональное движение спасительного Ноева ковчега к Божественному свету, ввысь, к небесам, к спасению.Но этому динамическому движению противостоит ещё один персонаж этой картины. Ноев ковчег опутан кольцами расползшегося по всему городу, по всему миру, по всей Земле гигантского, библейского змея-искусителя, чья голова с открытой пастью вздыбилась над кораблем. Прорыв к свету препятствуется усилиями змея: движение ввысь приобретает закрученный характер,  перенаправляется к композиционному центру картины, создается дуга, где и находится одно из колец гигантского извивающегося тела змия. Создаётся ощущение повторяющихся кругов, воронки, поглощающей в себя все живое, человечное.
Но как в любой былине, сказке, всегда есть добрая спасительная сила, которая спасает и защищает родную Землю. В центре картины есть ещё один герой картины, противостоящий змию, - всадник, былинный богатырь, Св. Георгий, побивающий змия, защищающий город и спасающий корабль, весь мир от тёмной силы, изображенный такими же пылающими красками, как и кремлевские стены, защищающие Древнюю Москву. Всадник препятствует разрушению и гибели. Очень уместно здесь вспомнить герб Москвы, изображающий Святого Георгия, побивающего змия.

Если обобщать сказанное, то можно назвать картину Кандинского иконой, но созданной совершенно по другим канонам и правилам. Это попытка  создания нового религиозного, духовного пространства,  попытка выхода за пределы земного бытия и земного понимания мира, поиск того самого мистического пространства, которое обозначается золотым светом в древних иконах, того мира, который нам недоступен,  закрыт от нас  и невидим,  - Царства Небесного. Горнего Мира. Эта тема была близка творчеству российских символистов и абстракционистов начала 20 века.

Картину Василия Кандинского (как и все его творчество) можно назвать пророческой. В ней разворачивается поле битвы Добра и Зла. Центром этой битвы является Москва, Красная площадь, Кремль, центр мира и священный для всех россиян город.

Нина Штир