Четыре сестры. Ксения, она же Оксана

Татьяна Ильина 3
О бабушке Сане у меня написаны и стихи http://stihi.ru/2020/02/17/881, и прозаическая миниатюра http://stihi.ru/2021/01/28/5861.

Сегодня ещё расскажу о ней, о второй по старшинству моей двоюродной бабушке. Она могла бы быть третьей – следующей после Фроси родилась Зина, но умерла в 17 лет от какой-то инфекции. Старшие сёстры и брат, которые с ней росли, конечно, хорошо её запомнили, а моя бабушка Оля, как самая младшая, – смутно. Но прабабушка Аграфена всю жизнь тяжело переживала эту потерю. Был ещё в семье мальчик Костя, но он умер совсем маленьким, и девочка, умершая в раннем детстве, была, но смерть умной, красивой, почти взрослой дочери совсем её подкосила...

Так вот, о бабушке Сане. Ксения Тимофеевна родилась 16 января 1902 года. Не помню, в какой день родилась Фрося, знаю только год. А вот день рождения Оксаны – особая дата, на нём когда-то и познакомились мои будущие родители, 16-летняя Лена и 18-летний Юра – Оксана дружила с его тёткой Тамарой и была крёстной её сына, его двоюродного брата Игоря. Потом папа служил 3 года в армии, мама училась в педучилище. По его окончании, в 1960-м, они поженились, в 1961-м родилась я...
 
Бабушка Саня жила не очень далеко от нас, можно было минут за 40 и пешком дойти. Но это была уже своеобразная деревня: улица состояла из небольших двориков, в каждом из которых ютилось по 5-6 одноэтажных домиков, а то и больше. Русская печь, цветник, небольшой огородик... Я проводила там летние каникулы после первого класса, почти как "у бабушки в селе", только, конечно, в более замкнутом пространстве. Именно оттуда вынесла я одни из самых ярких впечатлений детства, когда-нибудь расскажу и об этом. А пока продолжу о бабушке Сане. Жила она в этом домике с 1943 года – после освобождения Днепропетровска ей предоставили его взамен квартиры в разбомблённом доме. В 1971-м перебралась жить в наш дом – мы жили на 3 этаже, она на 4-м, виделись и общались постоянно. И столько она мне всего рассказывала, столько я всего узнала от неё! Работала она до пенсии в отделении Приднепровской железной дороги, была ещё в 30-х в длительной командировке в Сибири, "не по этапу". Кстати, и об этой печальной странице нашей истории она немного рассказывала мне в мои 10-11 лет, пока бабушка Оля не запретила такие разговоры "при ребёнке"...
16 января - день рождения Ксении Тимофеевны Лысиковой, моей бабушки Сани. Светлая ей и благодарная моя память.

На фото: Оксана с братом Сергеем, 1923 год.